Разработка урока по географии на тему: Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши»


Разработка урока по географии
6 класс
Тема: ««Значение вод суши для природы и человека.
Охрана вод Мирового океана и суши»
753745264795
Лепёхина Т. А.
учитель географии
МОШ I – III ст. № 29
МАКЕЕВКА – 2016
Цель:сформировать представление обучающихся об основных проблемах гидросферы; загрязнение и расходование воды человечеством, предложить проблемы их решения.
Задачи урока:
Образовательные: разобрать состояния воды; познакомить с главными источниками загрязнения и потребителями воды; развитие познавательной активности, повышение интереса к предмету.
Развивающие:развитие ведущих каналов восприятия: зрительного, слухового, тактильного; развитие обще учебных навыков: умение отличать, анализировать, обобщать, делать выводы; развитие интеллекта; развитие монологической и диалогической речи.
Воспитательные:умение слушать учителя и друг друга, формирование бережного отношения к воде, как части природы, эстетическое, правовое воспитание.
Оборудование: атлас, учебник, рабочая тетрадь, синие и красные капельки.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Приготовьтесь к уроку. Проверьте, все ли необходимое для урока, лежит на парте. Всё лишнее уберите.
2. Проверка домашнего задания.
- Сейчас проверим ваши знания по теме «Гидросфера». Пишем географический диктант. На доске написаны ответы. Я читаю вопрос, а вы пишете напротив номера вопроса цифру, соответствующую правильному ответу.
Крупный массив льда на земной поверхности, обладающий способностью к движению.
Уровень, выше которого снег не тает, а накапливается.
Вода, находящаяся в верхней части земной коры.
Участок суши с избыточным увлажнением.
Основная часть гидросферы, включающая воды океанов и морей.
Отдельный участок суши, со всех сторон окруженный водой.
Его глубина составляет 11022 м.
Большие глыбы льда, отколовшиеся от ледника и дрейфующие в океане.
Постоянный водный поток, текущий в выработанном им углублении, русле.
Водоем в природном углублении на поверхности суши со стоячей или слабопроточной водой.
Запись на доске
Болото
Снеговая линия
Река
Подземные воды
Айсберги
Остров
Ледник
Озеро
Марианской желоб
Мировой океан
Ключ
7, 2, 4, 1, 10, 6, 9, 5, 3, 8.
- Теперь считаем и пишем количество исправлений в работе, обмениваемся с соседом по парте, в тетради пишем: Проверил… свою фамилию. Я читаю правильные ответы, а вы ставите + или -. Выставляем отметки. Напоминаю, что каждый правильный ответ оценивается в 0, 5 б.
- Молодцы!
3. Актуализация опорных знаний и умений
- Ребята, какую оболочку Земли мы изучаем?
Вода – с древних времен была символом чистоты, плодородия и источника жизни. Зовут ее в народе не иначе, как «матушка», «царица». Еще на заре человеческой истории люди отчетливо осознавали великое значение водной стихии. Это подтверждает и мифология всех стран и всех народов. Древние греки, например, верили, что свою богатырскую силу Геракл обрел, выкупавшись в волшебном источнике Кавказа. Поэтому мифического героя одно время даже считали покровителем целебных вод.
В легендах и фольклоре озера – двухсторонние зеркала, разделяющие естественный и сверхъестественные миры. Божества озер и источников, традиционно юные и обладающие даром пророчества и целительства духи, часто умиротворялись дарами – отсюда обычай бросать монеты в фонтаны и загадывать при этом желание.
Вода – самое распространенное вещество на планете и самое загадочное. Почти три четверти поверхности земного шара покрыто водой, заполняющей все природные водоемы и образующей океаны, моря, реки и озера.
4. Изучение нового материала
Доклад ученика
Вода – единственное вещество на Земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллионов человек.
Вода составляет 80 % массы тела ребенка и 70 % массы тела взрослого человека. За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50 % кислорода и 82 % влаги. Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается – 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
- На протяжении длительного времени человек постоянно находился во взаимодействии с водой, но последнее время всё чаще используются термины «водный дефицит», «водный голод», «истощение водных ресурсов». Также это взаимодействие привело к определенным последствиям, о которых мы сегодня поговорим, поэтому тема нашего урока: «Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши». Откроем тетради запишем.
- Ребята, в каких состояниях может находиться вода?
То, что вода может находиться в трех состояниях человечество знало всегда. Но лишь недавно было обнаружено еще одно ее состояние – информационное.
Она способна воспринимать, копировать, сохранять и передавать информацию – даже такую тонкую, как человеческая мысль, слово и эмоция.
Японский врач МасаруЭмото обнаружил, что вода способна реагировать на человеческие мысли.
Вода, которой в течение месяца говорили слова «душа, надежда, благодарность» - образовала красивые шестиугольные кристаллы.
Особенно нравятся воде молитвы, причем не важно, человек какого вероисповедания и на каком языке их читает.
Включили воде и музыку. «Прослушав» симфонию Бетховена, Моцарта и этюды Шопена, из воды получались красивые, правильной формы кристаллы с отчетливыми «лучиками».
Вода же, которую оглушали тяжелым роком, замерзала в виде страшных рваных осколков.
А жидкость, которую ругали и обзывали, превратилась в груду уродливых ледяных осколков.
Многие из вас долгое время сидят за компьютером.
- Как вы себя после этого чувствуете?
Посидев около компьютера более 4 часов, у большинства людей начинается головная боль.
- Как вы думаете, почему?
Решили испытать компьютер – в воде появились неприглядные ледяные образования округлой формы, похожие на жерла вулканов. Оказывается, это вода бунтует в организме и у человека начинается головная боль.
В другом эксперименте пробирку с водой оставили на 4 часа перед телевизором. Получился размытый и как будто уставший кристалл.
- Как выдумаете, какие кристаллы образуются при заморозке воды из под крана? Почему?
А теперь давайте отдохнем!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
А над морем чайки кружат
Полетим за ними дружно.
Поскорее,загребай
И дельфиновзагоняй!
Посмотрите, чайки, важно.
Ходят по морскому пляжу.
Сели чайки на песок
Продолжаем наш урок.
Отдохнули! Молодцы! Садитесь на свои места.
- Я давала на дом задание подготовить сообщение о загрязнении воды.
Сообщение ученика
Ежегодно в реки земного шара сносят в Мировой океан слой почвы толщиной более 6 миллиметров, что составляет 19 миллиардов тонн.
В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 миллионов тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях ранкнров, сброса остатков нефтяного груза.
При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 милиграмм на литр рыба гибнет, при концентрации 2 миллиграмма на литр не выдерживает планктон и бентос.
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
Как считает Всемирная Организация Здравоохранения, половина всех больничных коек в мире занято людьми, заболевшими из – за грязной воды.
До 2 миллионов морских птиц и 100 тысяч морских животных, в том числе 30 тысяч тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие – либо пластмассовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.
- Спасибо большое! Очень познавательный рассказ!
- А теперь давайте запишем
Источники загрязнения гидросферы
Бытовые стоки коммунального хозяйства
Стоковые воды сельского хозяйства
Воды шахт, рудников
Отходы древесины
Сбросы водного и железнодорожного транспорта
Стоковые воды промышленных предприятий
- Есть еще одна сложная проблема, связанная с водой
Доклад ученикаВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ
За последние60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз. 114 – 230 литров воды уходит во время приема 5-ти минутного душа. На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытье посуды 91 литр. Человек ежедневно использует 230 литров воды.
Знаете ли вы, что после 10-ти минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день.
На производство 1 тонны хлопчатобумажной ткани требуется 250 метров кубических воды, синтетической ткани – 5000, никеля 4000, чугуна – 200 метров кубических воды, стали – 150 тонн воды.
- Как вы думаете, о какой проблеме идет речь? (водопотребление)
- Давайте запишем:
Расходование воды человечеством
В бытовых целях
В промышленных целях
В сельском хозяйстве
Для получения электроэнергии
- Как вы считаете, к чему может привести загрязнение и недостаток воды?
5. Закрепление изученного материала
- Дома вы писали мини-сочинение о значении гидросферы и охране ее вод.
Читают сочинения.
Домашнее задание
- Пар. 37 читать, повторить тему «Гидросфера»
- Подготовиться к контрольной работе.
- По желанию: предложите рекомендации по использованию и расходованию воды, оформив их на листе формата А4
6. Рефлексия
В заключении мы проведем анализ вашей работы на уроке и анализ полученных знаний.
У каждого из вас на парте лежат карточки со значками, обозначение которых написано на обратной стороне, прочтите и оцените свою работу на уроке.
А также у вас лежат капельки красного и синего цвета. Если урок для вас был интересным и вы узнали что-то новое, поднимите красную капельку. Если урок был для вас не интересным и ничего нового вы не узнали, поднимите синюю капельку.
Оглашение отметок.
- Урок закончен! Всем спасибо! До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ УРОКА
Доклад ученикаВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ
За последние60 лет водопотребление в мире увеличилось в 5 раз. 114 – 230 литров воды уходит во время приема 5-ти минутного душа. На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытье посуды 91 литр. Человек ежедневно использует 230 литров воды.
Знаете ли вы, что после 10-ти минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день.
На производство 1 тонны хлопчатобумажной ткани требуется 250 метров кубических воды, синтетической ткани – 5000, никеля 4000, чугуна – 200 метров кубических воды, стали – 150 тонн воды.
Сообщение ученика
Ежегодно в реки земного шара сносят в Мировой океан слой почвы толщиной более 6 миллиметров, что составляет 19 миллиардов тонн.
В Мировой океан ежегодно поступает около 13-14 миллионов тонн нефтепродуктов. Нефть в водоемы попадает в результате утечки при погрузке танкеров, при авариях танкеров, сброса остатков нефтяного груза.
При концентрации нефтепродуктов выше 0,5 милиграмм на литр рыба гибнет, при концентрации 2 миллиграмма на литр не выдерживает планктон и бентос.
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
Как считает Всемирная Организация Здравоохранения, половина всех больничных коек в мире занято людьми, заболевшими из – за грязной воды.
До 2 миллионов морских птиц и 100 тысяч морских животных, в том числе 30 тысяч тюленей, ежегодно погибают, проглотив какие – либо пластмассовые изделия или запутавшись в обрывках сетей и тросов.
Доклад ученика
Вода – единственное вещество на Земле, встречающееся в трех естественных состояниях – твердом, жидком и газообразном.
Если бы все люди употребляли в пищу и использовали на корм скоту растительность морей и океанов, то пищи было бы достаточно для 290 миллионов человек.
Вода составляет 80 % массы тела ребенка и 70 % массы тела взрослого человека. За счет Мирового океана в атмосферу поступает до 50 % кислорода и 82 % влаги. Полный цикл круговорота воды в атмосфере продолжается – 10 дней, в реках – 20 дней, озерах и водохранилищах – 7 лет, океане – 3000 лет.
2925445107950
Речь Гитлера
35655251270635
Слова: "Ангел" и "Дьявол" по японски:
   
"Времена года" Вивальди
Весна                                                               Лето
  
Осень                                                              Зима