План – конспек урока по «Технологии» 7 класс, Время: 90 минут. Декоративно – прикладная обработки древесины. Тема: «Геометрическая резьба»


План – конспек урока по «Технологии»
7 класс, Время: 90 минут.
Декоративно – прикладная обработки древесины.
Тема: «Геометрическая резьба»
Цель  урока:
создание условий для формирования у учащихся художественной и технологической культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно – творческой активности, творческих способностей.
Задачи:
воспитание уважения к народным традициям;
развитие индивидуальных и творческих способностей;
воспитание патриотизма, трудолюбия, культуры поведения.
познакомить обучающихся со способами художественной обработки древесины (резьбой по дереву);
совершенствовать эстетическое воспитание учащихся;
способствовать развитию технического мышления.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.
Инструменты и оборудование:
Столярный верстак, нож-резак, деревянная липовая заготовка размерами 300*180*10, линейка, карандаш, циркуль, ластик, наждачная бумага, брус с пастой Гоя.
Время: 90 минут. 
Наглядные пособия для занятий резьбой в мастерской:
Справочно-информационная литература;
Альбомы с рисунками для первых учебных работ;
Укладки с наборами инструментов для художественной резьбы;
Выставка работ учащихся прежних лет с указанием названий работ и фамилий авторов;
Методические плакаты;
Методические стенды с образцами материалов;
Инструкции по технике безопасности.
 готовые образцы работ, презентация.
Используемая литература: учебник 7 класс, интернет ресурсы.
 
Ход занятия.
 
1. Организационный момент (5 мин.).
            Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока, задач и проблем, которые необходимо будет решить
задачи:
Конструировать и изобретать;
Уметь планировать свою работу;
Проводить самоконтроль выполняемой работы;
проблемы:
Эскизная разработка изделия; подбор материала;
Столярная подготовка заготовки (пиление, строгание);
Разработка рисунка
Перенос рисунка;
Подготовка инструмента;
Выполнение резьбы;
Отделка изделия (опиливание, шлифование, лакирование, морение)
2.  Вводная часть (5 мин.)
            Учитель задает вопросы по теме урока.
Что вы знаете о резьбе по дереву?
Где применяется резьба по дереву?
Какие виды резьбы вы знаете?
 
3. Изложение нового материала (5 мин.).
Художественная обработка древесины - древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше резными наличниками и дверьми изготавливал деревянную посуду игрушки, сувениры.
Геометрическая резьба применяется для отделки деревянных домов как внутри, так и снаружи; бытовых предметов — полок, шкатулок, хозяйственных досок, рамок и т. д.
При ее выполнении необходимо учитывать функциональное назначение изделия, породу и текстуру древесины, размеры, вид отделки. Чем больше предмет, тем крупнее должна быть резьба.
Большое внимание уделяется материалу, из которого изготовлены украшаемые резьбой изделия. Предпочтение отдается мягким лиственным породам: липе, осине, тополю.
Липа является лучшим материалом для резьбы. Древесина ее легкая, мягкая, однородная по строению, незначительно трескается и коробится, слабо деформируется с течением времени. Цвет у нее светло-розовый, слабо различимый с небогатой текстурой. Липа хорошо обрабатывается режущими инструментами.
Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих целей. Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.
Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты, в основном стамески, так для геометрической резьбы применяют плоские стамески-косяки. Резаки (косячки) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30-60°.
В основе этого вида резьбы лежат всевозможные геометрические элементы — треугольники, многоугольники, ромбы, овалы, окружности.
Комбинируя простейшие геометрические фигуры, можно получить удивительный узор, где каждый штрих по-своему выразителен
Из геометрических фигур формируются сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, сияния,
сколыши, сочетания которых друг с другом создают ее мотивы а их комбинации образуют геометрические орнаменты
Для выполнения резьбы необходимы также разметочные инструменты: остро заточенный карандаш, линейка, угольник, циркуль, транспортир.
Для подготовки заготовки используют столярные инструменты рубанок, ножовка, напильник, наждачная бумага. Применяют и бытовой электрифицированный инструмент.
           
 5. Практическая часть занятия (70 минут)
Прежде чем приступить непосредственно к резьбе, учащиеся выполняют разметку заготовки, затем учитель знакомит учащихся с правилами безопасной работы при резьбе по дереву.
При резьбе фиксируйте заготовку в удобном и безопасном для работы положении.
Работу выполняйте острым инструментом.
Режущий инструмент держите в руке крепко и уверенно. Контролируйте усилие в конце реза.
Храните и переносите инструмент в ножнах  (футляре, пенопластовом наконечнике).
Не работайте на весу, на руке или коленях. Используйте упоры, державки или струбцины.
Следите за левой рукой, чтобы она не попала в опасную зону действия режущего инструмента.
Свободные режущие инструменты располагайте на рабочем месте справа лезвием от себя.
Не ходите по мастерской с режущим инструментом в руках.
Во время работы не отвлекайтесь, не размахивайте инструментом.
Закончив работу, сдайте инструменты учителю, уберите рабочее место.
Прослушав инструктаж учащиеся выполняют на заготовке элементы геометрической резьбы: сколышки, треугольники. Учитель следит за правильностью выполнения резьбы, ТБ, проводит текущий инструктаж.
            6. Подведение итогов (5 минут)
            Учитель собирает работы, указывает на характерные ошибки и пути их устранения, выставляет оценки. Дается домашнее задание. Дежурные убирают помещение.