Урок по технологии на тему Геометрическая резьба по дереву


Разработка урока на тему:
"Геометрическая резьба по дереву"
6 класс
Орешкин Сергей Валериевич, учитель технологии 1 категории

Цели урока:
Обучающая цель:
познакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – резьба по дереву;
научить учащихся работать ножом-косячком;
почувствовать материал;
Развивающая цель:
выработать боковой наклон;
овладеть приемами резьбы;
Воспитательная цель:
воспитывать красоту творческого труда;
развивать созидательные и познавательные способности учащихся.
Оборудование: заготовки размером 200х100х20 мм, линейка, угольник, карандаш, циркуль, резинка, видеопроектор, презентация к уроку.Ход урока
Вступительное слово учителя истории (с показом презентации).
Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и свою семью.
Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.
Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.
1. Повторение пройденного материала.
Используем технологию критического мышления, прием «Кластеры».
1). Какие виды художественной обработки древесины вам известны? (слайд 1);
2). Какие виды резьбы Вы знаете? (слайд 2);
3). Элемент треугольник, к какому виду резьбы относится? (слайд 3).
2. Изучение новой темы.
Учитель объявляет тему урока – «Геометрическая резьба по дереву» (слайд 4) Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде: двух - трех - и четырехгранных выемок, сочетания которых дает причудливый узор на поверхности древесины (слайд 5)
Фотографии изделий с использованием геометрической резьбы (слайды 6, 7)
Такие рисунки можно изобразить графически на компьютере (слайд 8)
Виды резцов (слайд 9)
Данный вид резьбы относительно простой в освоение, не требует применение сложного и разнообразного инструмента. Все многообразие элементов геометрического орнамента выполняется одним ножом, так называемым «ножом – косяком» (слайд 10)
Азбука резьбы.
Поверхность должна быть гладко отстрогана рубанком или фуговальным станком. Заготовка имеет много сторон, каждая из которых издавна получила свое название: пласть, кромка, торец, грань. (слайд 11)
Элементы геометрической резьбы.
Основным элементом геометрической резьбы является треугольник, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз.
Треугольники могут иметь самые разнообразные формы и размеры. Стороны треугольники могут быть не только прямолинейными, но и являться частью дуги окружности. (слайд 12)
Сочетание различных треугольников образует мотивы геометрической резьбы (слайд 13)
Рассмотрим каждую фигуру в отдельности:
Сколышки – слайд 14
Ромб и витейка – слайд 15
Пирамида – слайд 16
Звездочка и розетка – слайд 17
Сочетая различные фигуры можно создавать различные композиции (слайд 18 -19)
4. Практическая работа
А) Инструктаж по технике безопасности (слайд 20)
Правила техники безопасности при выполнении геометрической резьбы:
Надеть и привести в порядок спецодежду
Привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.
Осмотреть режущий инструмент и убедиться в его исправности.
При выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке. Нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.
Во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.
Передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.
Строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.
Запрещается класть нож в карман рабочей одежды.
После окончания работы нож необходимо сдать учителю.
Привести в порядок рабочее место и спецодежду.
Б) Каждому учащемуся раздается заготовка размерами 200х100х20 мм и нож-косячок для выполнения практической работы.
Задание:
На данной заготовке нанести рисунок сколышка, пирамиды, ромба, витейки, звездочки и розетки.
Для выполнения резьбы нож возьмите в правую руку, хватом сверху; четыре пальца располагаются по одну сторону ручки ножа, большой палец – по - другую; нож держите легко и свободно.
Прежде всего, необходимо выполнить наколку треугольников. Центры треугольников определяются на глаз, без разметки, (слайд 21, 22), а затем подрезку, нож для этого нужно держать под углом 40 – 45°.
5. Заключительная часть занятия.
Уборка рабочих мест в мастерской.
Оценка работ обучающихся.
Закрепление материала по вопросам:
Почему надо класть резец обязательно в лоток?
Почему нельзя держать заготовку рукой перед резцом?
Почему надо надежно закреплять заготовку при обработке ее резцами?
Как и чем размечают заготовки для резьбы?
В какой последовательности вырезают треугольные выемки?
Замечание по работе и дисциплине обучающихся в мастерской.
Домашнее задание.
узнать у родителей, соседей, родственников: есть ли известные в своей местности народные умельцы-мастера, что они делают? Собрать материал.
6. Рефлексия урока. Приём “Светофор”.
Кружок зеленого цвета – понравилось, всё было понятно;
Кружок желтого цвета – понравилось, но есть вопросы;
Кружок красного цвета – не понравилось, было всё не понятно.