Урок по технологии на тему Геометрическая резьба 5 класс

































ГОУ Краснореченская КШИ

Разработал учитель трудового обучения:
Синкевич В.Н.







Это здорово: уметь!
Сеять хлеб и песню петь.
Стог метать, дрова колоть,
Грядку чисто прополоть.
Это здорово: строгать!
Делать стол или кровать,
Сталь ковать, деталь точить.
Бак лудить, трамвай водить.
Дом на зорьке возводить
Мастерству других учить.
Сад лелеять, хлебы печь,
Матерей от бед беречь.
Добрым быть, друзей иметь.
Это здорово – уметь.




































Тема: Геометрическая резьба.
Цель: Формирование и совершенствование у учащихся умений и навыков по художественной обработке древесины: геометрической резьбе.

Задачи: формирование у учащихся качеств творческой личности,
формирование творческого отношения к осуществлению трудовой
деятельности,
Вырабатывать внимание.


Оборудование: Наглядное пособие, верстак, инструмент резчика, разметочный инструмент.

Новые слова: сколышки, ромбики, витейка, пирамида, звёздочка, квадраты, розетка, элемент.

I. Организационный момент: Рапорт бригадира, форма одежды,
внешний вид.

II. Повторение предыдущей темы.

1. Почему, начиная работу, нельзя держать руку у полотна пилы?
2. Зачем при окончании работы надо поддерживать рукой заготовку?
3. Какие существуют виды пил?
4. Почему нужно натягивать полотно пилы? Как это делают?
5. Какие части пилы сделаны из древесины?
6. Зачем нужны стойки, средник, тетива?
7. Почему нельзя оставлять пилу в пропиле.
8. Покажите пилу для продольного пиления древесины.
9. Покажите пилу для поперечного пиления древесины.
10. Покажите пилу для смешанного пиления древесины.

Работа по карточкам. (см. Приложение №2).

III. Новая тема: Геометрическая резьба.
Разминка; (см. приложение №1)
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ПО ТБ

Коль пришел ты в мастерскую,
Бегай, прыгай, веселись,
Молотком маши активно
Не стесняйся никого.
А потом возьми напильник
Стукни друга по спине
И включай станки скорее,
Не спросивши никого.
И не выключив станка,
Ты иди гулять по классу,
Отвлекай всех от работы,
Пусть они получат два.
Не забудь достать из сумки
Бутер грязными руками
Поваляй его по стружке
Так он будет повкусней.
Шило, ножницы, чертилки
Передай скорее так,
Чтобы острыми концами
Не поранить бы СЕБЯ.
А когда ты все начертишь
И нарежешь, насверлишь,
То не вздумай все убрать ты,
Пусть учитель уберет.
Если ты мои советы
Будешь строго выполнять,
То, конечно же, в больницу
Непременно попадешь.

А теперь ребята мы с вами приступим к изучению новой темы. Я познакомлю вас с историей развития резьбы по дереву.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. А слово «промысел» произошло от глагола «промыслить», то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и свою семью.
Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др. Но за расцветом народного творчества шел период застоя, а затем и упадок. Через некоторое время ремесла опять возрождались.
Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно.
Так сложилось, что Русь страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина всегда был под рукой.
С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым для жизни: возводил жилище и хозяйственные постройки, мосты и ветряные мельницы, крепостные стены и башни, церкви, изготавливал станки орудия труда, корабли и лодки, сани и телеги, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.
В каждое изделие мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего большое внимание уделялось форме и пропорциям. Для каждого изделия древесина подбиралась с учётом физических и механических свойств. Если красивая текстура (рисунок) дерева сама по себе могла украсить изделия, то ее старались выявить и подчеркнуть.




Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.
Геометрическая резьба самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки.
Она выполняется в виде выемок: двух-, трех- и четырехгранных, сочетание которых даёт причудливый узор на поверхности древесины.












Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:





Большим разнообразием декоративной отделки отличались ложки. И это немудрено. Ведь ложка основной «инструмент» на столе. И нужен он ежедневно.
Даже тога, когда ложки стали делать из металла, деревянная ложка не была предана забвению, так как имела немалые преимущества перед своей
металлической «сестрицей».
И прежде всего, она не обжигала рот своему владельцу. Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это из соображений гигиены «чтобы заеды не попадали» (заедами называли язвочки в углах рта, появлявшиеся в результате беспорядочного пользования одной ложкой многими членами семьи).
В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Петр 1, отправляясь в путешествие по Европе, брал всегда с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших почетного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил свое здоровье и не желал рисковать им понапрасну.
рисковать
Изначально каждый крестьянин, помимо своего основного труда работы в поле, занимался строительством дома, благоустройством жилища, изготовлением предметов быта. Но постепенно происходило разделение труда. И те умельцы, которые лучше других могли построить дом, вырезать ложку, изготовить деревянную посуду, оставили работу в поле и стали зарабатывать себе на хлеб плотницким да столярным искусством. И уже из этой среды выделились резчики, которые объединялись в артели.
В настоящее время искусство резьбы по дереву получило большое распространение не только в сельской местности, но и в городах. Так, в Москве и Санкт-Петербурге существуют детские и взрослые коллективы декоративно-прикладного творчества, взращивающие новые поколения мастеров резьбы. Этот факт говорит о том, что подлинно народное искусство никогда не умрет. Ну а вы, можете сделать свой вклад в развитие этого вида искусства, освоив уроки геометрической резьбы.


АЗБУКА РЕЗЬБЫ
Для первого урока необходимо подготовить липовую дощечку размером 170 х 110 мм, толщиной 15 мм. ( Сколько будет в сантиметрах.)
Поверхность для резьбы должна быть гладко отстрогана рубанком или отшлифована наждачной бумагой («шкуркой»). Правда, второй способ подготовки поверхности менее предпочтительный, так как при шлифовании мелкие наждачные зерна, отсоединяясь, втираются в древесину и при резании тупят нож.

Заготовка имеет много сторон, каждая из которых издавна получила свое название
а пласть. Их две. Это самые широкие поверхности с обеих сторон заготовки.
б кромка. Кромок тоже две, но они всегда уже пластей.
в торец. Их два. Располагаются они с обоих концов заготовки и всегда короче кромок.
г 12 граней. Это линии-пограничники. Они находятся на стыке перечисленных сторон.



Теперь с помощью линейки и карандаша расчертите всю поверхность одной пласти на клеточки, каждая размером 5 х 5 мм. ( Обратите внимание как держать карандаш.) После этого по образцу вычертите все фигуры азбуки так, как это показано на рис. 17. При этом учтите, что они должны располагаться вдоль направления слоев древесины. Слои показаны на рис. 16 волнистыми линиями. На заготовке вы их несомненно увидите.

Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбики, витейка, пирамида, звездочка, квадраты и розетка (рис. 18). Это основные фигуры. Остальные выполняются при сочетании их.







Рис. 18
а сколышки;
б ромбики;
в витейка;
г пирамида;
д звездочка;
е квадраты;
ж розетка.


После того как рисунок нанесли на заготовку, пора взять в руки нож.
Но нож возьмём в руки только тогда когда запомним правило безопасной работы с ним:
Чтобы процесс резания был безопасным, необходимо соблюдать определенные правила
1) при резании рабочая рука (та, в которой зажат нож) должна быть плотно прижата поверхности стола, давая возможность свободному движению кисти (см. рис. 20, а);
2) все движения резчика совершаются только кистью руки (см. рис. 20, 6);
З) при удерживании заготовки второй рукой надо следить за тем, чтобы ее пальцы находились на пути резания.
4) резак держат в руках крепко, чтобы его направлял по намеченному рисунку не слой дерева, а рука.
5) во всех случаях при всякой работе инструмент должен быть хорошо заточенным, острым.
6) по мастерской с инструментом в руках не ходят.

Но нож тоже имеет отдельные элементы, имеющие свои названия. Посмотрите на рис. 19 и запомните их. Только хорошо изучив названия всех частей главного орудия резчика ножа-косяка, можно приступать к выполнению простейших работ по дереву.

III. Новая тема: Фигура первая сколышки

Процесс получения любой фигуры в треугольно-выемчатой резьбе состоит из двух операций наколки и подрезки. Это несложные движения, которые вы быстро освоите на практике.
Возьмите нож в правую руку (левша будет делать все наоборот). Большой палец должен лечь на скошенную часть ручки. Это делается для того, чтобы предотвратить соскальзывание руки при нажиме.
Совместите носок ножа с вершиной сколышка, а режущую кромку направьте точно по линии правой стороны фигуры. держа нож вертикально, сильно надавите на него, чтобы носок углубился на 2З мм (рис. 20, а), потом опустите пятку ножа до
пересечения боковой линии сколышка с горизонтальной линией разметки
(рис. 20, б). После этого верните нож в вертикальное положение и аккуратно выньте его. Затем сделайте наколку правой стороны следующего сколышка и так до конца строчки.
Таким же образом сделайте наколку левой стороны каждого сколышка.


Рис. 20.


Вторая операция подрезка, для ее выполнения необходимо:
1) приложить режущую кромку ножа к правой стороне сколышка так, чтобы носок ножа совместился с его вершиной (рис. 21, а); будем считать, что вы «прицелились»;
2) отвести руку с ножом назад, следя за тем, чтобы сохранилась параллельность между режущей кромкой и правой стороной сколышка (рис. 21, 6); назовем это движение «зарядкой»; так заряжают лук для выстрела; обратите внимание на то, чтобы это движение было сделано кистью руки; предплечье при этом должно быть неподвижно.
3) надавить на нож, возвращая кисть в первоначальное положение; носок ножа окажется в вершине треугольника, а режущая кромка на правой стороне треугольника.





В результате этого подрезанный треугольник отколется. Поэтому эта фигура и называется «сколышек» (рис. 21, в). Это будет «выстрел».
«Стреляя», держите нож так, чтобы между ним и плоскостью резания был угол 45° (рис. 22).

IV. Закрепление новой темы.
1. Как называются эти фигуры.



а сколышки; б ромбики; в витейка; г пирамида; д звёздочка;
е квадраты; ж розетка.

2. Чтобы процесс резания был безопасным, какие правила необходимо соблюдать.
3. Из каких элементов состоит нож – косяк.
4. Вставьте пропущенные буквы.
а сколыки;
б робики;
в втейка;
г прамида;
д звёдочка;
е квараты;
ж рзетка;
з – элмент.
5. Как вы думаете дощечку для резьбы лучше использовать строганную или шлифованную.
6. Почему шлифованная дощечка хуже строганной при резьбе.


V. Практическая часть.

VI. Заключительная часть.
Подведение итога урока.
Уборка мастерской.
Выставление оценок.




















































Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:













Рис. 18
а сколышки; б ромбики; в витейка; г пирамида; д звездочка;
е квадраты; ж розетка.

Приложение №1.

Графический диктант выполняют в тетрадях без применения чертёжных инструментов.
Творческие задачи
1. Мастер парень не простак,
Составлять узор мастак.
В центре чертит он “розетку”,
Рядом вычертит “пальметку”,
А по краю вьётся “змейка”,
Или может лечь “витейка”.
Элементов всех позиция
Будет зваться (композиция).
Графический диктант
2. – Одна клетка вниз;
– одна клетка вправо;
– одна клетка вверх;
– одна клетка вправо;
– одна клетка вниз;
– одна клетка вправо;
– одна клетка вверх.
 

3. Два наклона к основанию,
Мы их сделали специально,
И подрезав до вершины
Ту работу довершили.
Лёг узор околышем.
Элемент зовётся (сколышем).
4. – Одна клетка вверх;
– две клетки наискосок вверх вправо;
– две клетки вправо;
– одна клетка наискосок вниз влево;
– одна клетка влево;
– одна клетка вниз;
– одна клетка наискосок вниз влево;
– четыре клетки вправо.














Приложение №2.

Пиление древесины.
1. Почему, начиная работу, нельзя держать руку у полотна пилы?

1. Рука будет мешать пилить.
2. Чтобы не поранить руку.
3. Рука будет держать полотно пилы.

2. Зачем при окончании работы надо поддерживать рукой заготовку?

1. Чтобы заготовка не упала, и не было сколов на обратной стороне заготовки.
2. Чтобы её не забрал товарищ.
3. Чтобы её не забрал учитель.

3. Почему нельзя оставлять пилу в пропиле?

1. Пилу оставлять можно.
2. Пила может упасть и поранить тебя или твоего товарища.
3. Её заберёт учитель.

4. Почему нужно натягивать полотно пилы?

1. Чтобы ровно пилила.
2. Чтобы сама пилила.
3. Чтобы лопнула.

5. Зачем нужна тетива у лучковой пилы?

1. Чтобы можно было стрелять как из лука.
2. Чтобы удерживать распорку.
3. Чтобы натягивать полотно.

6. Чем отличается поперечная пила от продольной?

1. Толщиной полотна.
2. Формой ручки.
3. Формой зубьев.

7. Какие существуют виды пил?

1. Поперечные двуручные, ножевые (ножовки) и лучковые.
2. Торцовые пилы.
3. деревянные пилы.

8. Какие части пилы сделаны из древесины?

1. Полотно, ручки и средник.
2. Закрутка, стойки и тетива.
3. Стойки, шаховки, средник, закрутка.
Ниже идут наглядные пособия для вывешивания на доске.









Правила безопасной работы.


1) при резании рабочая рука (та, в которой зажат нож) должна быть плотно прижата к поверхности стола, давая возможность свободному движению кисти (см. рис. 20, а);

2) все движения резчика совершаются только кистью руки (см. рис. 20, б);

З) при удерживании заготовки второй рукой надо следить за тем, чтобы ее пальцы находились на пути резания.

4) резак держат в руках крепко, чтобы его направлял по намеченному рисунку не слой дерева, а рука.

5) во всех случаях при всякой работе инструмент должен быть хорошо заточенным, острым.

6) по мастерской с инструментом в руках не ходят.





Рис. 20





Рис. 21.








Рис. 21


















































































































13PAGE 15


13PAGE 143115




Открытый урок в 5-А классе.Трудовое обучение.Тема: Геометрическая резьба.режущая кромка Заголовок 315