Разработка урока по информатике по теме: Таблицы. Практическая работа 2.2 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными (9 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сахарозаводская средняя общеобразовательная школа»
Павловского района Алтайского края




Методическая разработка открытого урока информатики
по теме:
«Таблицы. Практическая работа 2.2 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными»
9 класс

Автор:
учитель информатики
МБОУ «Сахарозаводская СОШ»
Иволгина Елена Ивановна


с.Черемное 2016

Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для учителей информатики, работающих по учебнику Угринович Н.Д. В ней представлена подробная разработка урока информатики в 9 классе по теме «Таблицы. Практическая работа 2.2 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными», описана методика проведения урока с использованием технологии проблемного диалога, а также виды деятельности учителя и учащихся.
Урок изучения нового материала состоит из постановки учебной проблемы и поиска ее решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем подводящего диалога. Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками.
Урок ориентирован на формирование у учащихся не только предметных, но и метапредметных, личностных результатов: умения учиться, навыков самостоятельной работы, умения логически мыслить, сравнивать, делать выводы, находить правильные решения, а также коммуникативные, рефлексивные умения.
Использование технологии проблемного диалога на уроках информатики способствует эффективной организации познавательной деятельности обучающихся, дает возможность организации процесса познания, самостоятельной деятельности учащихся, способствует овладению учащимися важнейшими общеучебными способами работы:
планированию учебной деятельности;
организации своей учебной деятельности;
восприятия информации и мыслительной деятельности;
оценки и осмысления результатов своих действий.
Для организации учебной деятельности учащихся на уроке учитель создает учебные ситуации: ситуация-проблема, ситуация-тренинг, событие из жизни учащихся, действия по алгоритму. Предложенные учебные ситуации погружают учащихся в деятельность, ученики выступают в роли ее активного субъекта, а учитель в роли организатора коммуникации.
Учитель моделирует для обучающихся затруднения в осуществляемой деятельности. Возникающая потребность в преодолении затруднений выводит учеников в рефлексию, где осуществляется анализ деятельности до затруднения, затем поиск причин возникшей трудности.
В течение всего урока учитель организует фронтальную обратную связь, учащиеся сначала думают самостоятельно, после один из учащихся высказывает свое мнение, остальные ученики голосуют, высказывая свое согласие или несогласие с помощью поднятия шариковой ручки горизонтально (несогласен) или вертикально (согласен). Таким образом, каждый ученик включен в мыслительную, оценочную деятельность на протяжении всего урока.









Технологическая карта урока
Учебный предмет: информатика.
Класс: 9 класс.
Тема урока: «Таблицы. Практическая работа 2.2 «Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, листы самооценки, учебник Угриновича Н.Д. «Информатика 9 класс».
Цель урока: создание условий для овладения умениями: оформление текстового документа в текстовом редакторе, редактирование и форматирование таблицы, преобразование текстовой информации в табличную форму.
Задачи:
развивать регулятивные УУД: умения формулировать цель урока, планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию;
развивать познавательные УУД: умения выделять проблему, находить и обосновывать пути решения проблемы, выявлять закономерности, сравнивать, обобщать знания, составлять алгоритм действий;
развивать коммуникативные УУД: умение выражать свою позицию, участвовать в продуктивном учебном диалоге, строить монологические высказывания;
развивать личностные УУД: умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;
развивать интерес к познавательной деятельности учащихся.





Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Личностные и метапредметные результаты
Формирование навыков жизнестойкости

1. Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся.


Приветствует учащихся,
проверка готовности к уроку

Мотивирует учащихся к учению.
- Я думаю, что каждый человек за свою работу желает получать отметки, оценки. Чтобы вам легко было оценить свою деятельность на уроке, объективно поставить отметку за урок, посмотреть на ход урока со стороны, предлагаю по ходу урока заполнять лист самооценки «Моё продвижение на уроке». На каждом этапе урока оценивать свою работу по критериям. Используя шкалу, полученные баллы перевести в отметку.
Смотри приложение № 1.
Приветствуют учителя.
Занимают места за партами.









Учащиеся подписывают
листы самооценки.








.
Мотивация к учению.

Ценностно-смысловая ориентация учащихся.






смысловая регуляция


2. Постановка темы урока. Мотивация учащихся.


Учитель организует беседу, задает учащимся вопросы:
- Ребята, какую тему вы изучали на последних уроках??
- Что мы умеем делать в текстовом редакторе?


- Докажите не на словах, а на деле, что вы хорошо разбираетесь в текстовом редакторе.
- Выполните проверочный тест. Время выполнения 3 мин. Ответы заносите в шаблон ответов. (Приложение № 2)

Учитель предлагает выполнить взаимопроверку
Слайд 1. Взаимопроверка теста. За каждый правильный ответ – 1 балл. Поставьте полученные баллы.
Хвалит учащихся, что они справились с работой.






Создает проблемную ситуацию.
Слайд 2. Перед вами текстовая информация. Рассмотрите следующий набор фактов.
Попробуйте, пользуясь этим набором, ответить на следующие вопросы:
Кто передвигается на двух ногах?
У кого глаза не горят?
Кто ловит мышей и ведет ночной образ жизни?
Хвалит учащихся, что они справились с работой.

Какие затруднения возникают у вас при выполнении данного задания?
Какая форма представления информации поможет быстрее выполнить задание?

Совершенно верно!
Слайд 3. А теперь посмотрите на таблицу, в которой представлена та же самая информация.
-Скажите, что в ней обозначают знаки “+” и “-”?

- Найдите ответы, используя таблицу на следующие вопросы:
Кто ловит мышей?
Кто ведет ночной образ жизни?
Кто длинное и имеет горящие глаза?
Сколько времени вы потратили на поиски ответов в таблице по сравнению с текстом?

Сделайте вывод


А где вы еще встречались с текстовой информацией, представленной в виде таблицы?


Какой вывод можно сделать?


Просит выдвинуть предположение о теме урока. -Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать?

-Какую цель можно поставить при изучении данной темы?


Итак, тема нашего урока, назовите.

Оцените свою работу на данном этапе урока и поставьте баллы в лист самооценки

Хвалит учащихся, что они справились с работой
Участвуют в беседе.
Ответы учеников:
- Текстовую информацию, текстовый процессор
- Создавать текстовый документ, редактировать, форматировать, вставлять объекты, сохранять.





Учащиеся выполняют тест
Учащиеся работают индивидуально.

Выполняют взаимопроверку по образцу на слайде, подсчитывают количество
· баллов и заносят их в лист самооценки





Учащиеся читают факты и ищут ответы на вопросы. Отвечают,





поиск ответов занимает достаточно много времени







Представление информации в виде таблицы


Знак “+” свойство присутствует, знак “-” – отсутствует.

Вступая в диалог, находят ответы из таблицы

Намного меньше


Таблица – наиболее удобная форма для представления однотипной информации.

Учащиеся отвечают: в магазине – список товаров и цен, меню в столовой, оценки в журнале, таблица умножения, таблица Менделеева и т.д.
В жизни очень часто встречается информация в виде таблиц.

Выдвигают предположение о теме урока:
- Таблицы.

Записывают тему урока в тетради.
Учащиеся выполняют самооценку, ставят баллы за работу на данном этапе урока в лист самооценки.
Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности.




Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.












Умение контролировать и оценивать свои действия









Умение формулировать проблему.














Умение контролировать и оценивать свои действия.






























Самостоятельность,
уверенность в себе,
волевые качества,
адекватная
самооценка









Умение работать с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида.


















организованность
уверенность в себе
ответственность






















Адекватная самооценка


3. Целеполагание. Планирование деятельности.


Просит определить и сформулировать цель урока во внутреннем и внешнем плане.
- Подумайте и скажите, какова цель урока.



- Как мы узнаем, что достигли целей? Что вы при этом будете знать?
Учитель фиксирует на доске цель, задачи, план урока. (На доске по ходу обсуждения появляется схема. (Смотри приложение №3).

Оцените свою работу на данном этапе урока и поставьте баллы в лист самооценки

Ответы учащихся:

-Узнать, как создавать таблицы, как их редактировать, форматировать, какие таблицы существуют и т.д.
Научимся создавать таблицы, форматировать их и заполнять данными
Называют этапы урока:
повторить, открыть правило, применять правило, подвести итог урока.


Работают с листом самооценки.
Умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать задачи в учебе, планировать пути достижения цели.



Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.





Умение контролировать и оценивать свои действия.


Самостоятельность;
Организованность;
уверенность в себе

5. Изучение нового материала


Учитель организует беседу, задает учащимся вопросы:
- Ребята, вспомните, что представляет собой таблица?
- Таблица состоит из строк и столбцов, на пересечении которых образуется ячейка

- Давайте познакомимся, как работать с таблицами в текстовом редакторе.
Слайд 5. Чтобы вставить таблицу, необходимо выбрать команду Вставка – Таблица. Существует 3 способа создания таблицы:
С помощью шаблона
Команда “Вставка таблицы”
Команда “Нарисовать таблицу-
Чем редактирование отличается от форматирования?


Что можно редактировать в таблице? Слайд 6. Редактирование осуществляется по команде Работа с таблицами – Макет и включает в себя следующие команды: удаление строк и столбцов, вставка строк и столбцов, объединение ячеек и разбиение. Слайд 7. Форматирование осуществляется по команде Работа с таблицами – Конструктор и включает в себя такие команды, как стиль таблицы, заливка ячейки или всей таблицы, толщина и цвет пера, а также выравнивание и направление текста (команда Работа с таблицами – Макет)

Слайд 8. Существуют два вида таблиц: простые и сложные. Посмотрите внимательно и скажите в чем отличие?

Участвуют в беседе.


Ответы учеников





Учащиеся работают индивидуально.











Редактирование – исправление ошибок, форматирование – изменение внешнего вида

Число строк, столбцов, ячеек







Проводят сравнение.
- В сложных таблицах объединены или строки или столбцы

Умение контролировать и оценивать свои действия.

Владение устной речью.


Умение ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Учащиеся слушают и по мере необходимости, делают записи в тетради


Умение добывать новые знания из наблюдения.


умение высказывать свое мнение
Развитие общения,
уверенность в себе








Самостоятельность









Умение работать с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида.









6. Первичное закрепление изученного материала.


Организует работу по первичному закреплению полученных знаний. Выполнение практической работы
- Сегодня вы создадите свой календарь на ноябрь и оцените его по критериям. Давайте повторим технику безопасности при работе за компьютером.

- Молодцы, а теперь приступим к выполнению практической работы.

Поделитесь на пары. Выполните практическую работу. Пройдите за свои рабочие места
Свои работы поместите в общую папку «Ученикам» на рабочем столе. Если останется время, мы с вами посмотрим работы или начнем следующий урок с просмотра календарей.

Время вышло, садимся все за парты, берем лист с критериями оценивания и выставляем баллы.  (Приложение №5)
Слайд 9. За каждый критерий – 1 балл, а за последний (общее впечатление) – 5 баллов. Посмотрите еще раз на критерии и на перевод своих баллов в оценку.
Были ли затруднения?





Ученики перечисляют правила ТБ








Учащиеся проходят за рабочие места и начинают выполнять задание 



Учащиеся садятся на места, берут лист с критериями оценивания


Учащиеся отвечают





Владение устной речью, умение доносить свою позицию до других.

Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в парах, малых группах.

Умение выполнять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи.






Умение контролировать и оценивать свои действия.








уверенность в себе;
развитие общения,
взаимопомощь,
стремление
к достижениям

Умение творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи



Адекватная самооценка


8. Итог урока. Рефлексия.


Слайд 10.
Скажите, что получилось, что не получилось, почему?
Назовите умения, которые вы приобрели, изучив эту тему. Пригодятся ли они вам в жизни?
Что для вас было сложным при выполнении практической работы?

На столах у вас лежат листы самооценки работы в паре. Заполните их. (Приложение №6)

Учащиеся отвечают, высказывают свое мнение






Учащиеся заполняют листы самооценки

Умение выполнять рефлексию и оценку процесса и результатов деятельности.

уверенность в себе



адекватная самооценка


9. Постановка домашнего задания.




Слайд 11.
§ 2.6.
Дополнительное задание (приложение № 4). В задании необходимо преобразовать текстовую информацию в табличную форму. Вам предложено два уровня: базовый – 2 балла, повышенный – 4 балла. Уровень выбирайте сами.
Спасибо за урок!

Каждый ученик получает задание (приложение №4).
Делают записи в дневник.
Задают вопросы учителю.



Умение сделать выбор.

Самоопределение.


уверенность в себе
волевые качества











МБОУ «Сахарозаводская СОШ» учитель информатики Иволгина Е.И.


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915







 
·