Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Лицей №124»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 124»





ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
на 2011 -2015 годы







г. Барнаул
Алтайского края
СОДЕРЖАНИЕ


Введение.....3

Цель и общие задачи воспитания
учащихся.4

2. Основные принципы и направления деятельности....5

3. Система управления и самоуправления в лицее.......................... 6

4. Основные направления и ценностные основы
воспитания учащихся 8

5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся. ..10


6. Планируемые результаты воспитания учащихся .12
Искусство воспитания имеет ту особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и
понятным, и иным делом легким, - и тем
понятнее и легче кажется оно, чем менее человек
с ним знаком, теоретически или практически.
Почти все признают, что воспитание требует
терпения, но весьма немногие пришли к
убеждению, что кроме терпения, врожденной
способности и навыка необходимы еще и
специальные знания.
К.Д.Ушинский


Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике, оно употребляется в широком и узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.

Воспитание в узком смысле рассматривается как социально организованная деятельность по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Воспитание – целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу, самоанализу, контролю и самоконтролю.

Важной частью воспитательной системы лицея должно являться формирование и укрепление школьных традиций. Системный и деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки лицея, активно участвовать в районных, городских, краевых мероприятиях.

Воспитательная система в лицее охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами лицея, в социуме, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непосредственно расширяющее воспитательное пространство.

1.Цель и общие задачи воспитания учащихся


ЦЕЛЬ: создать условия для развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью, способной ценить себя и уважать других.


Проект модели выпускника.

Качества личности











ЗАДАЧИ:

Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию
Формирование гражданского и патриотического воспитания; формирование нравственной позиции
Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовных ценностей, накопленных поколениями. Воспитать гражданина и патриота России, своего края, своей малой родины
Формирование потребности в здоровом образе жизни
Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение семьи к организации учебно-воспитательного процесса
Создание условий для самореализации личности каждого ребенка через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования





2. Основные принципы и направления деятельности:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Принцип гуманистической направленности – обеспечить доверительные отношения между учителями и учениками, проявлять любовь и уважение к детям, создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность.
Принцип личностно ориентированного воспитания – ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанника, давать возможность ребенку сознательно формировать свою личность и право на самостоятельный выбор поведения в различных ситуациях.

К доминирующим направлениям деятельности относятся:

Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание – способствует осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека;

Художественно-эстетическое развитие – способствует развитию чувства прекрасного, любви и интересов к культуре Отечества и к мировой культуре, развитию умения найти свое место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге;

Физкультурно-оздоровительное направление – способствует достижению физического и духовного совершенства, развитию интереса у учащихся к спорту, вовлекая их в соревнования и состязания;

Приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков – способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка;

Развитие системы самоуправления







Система управления и самоуправления в лицее:










































В воспитательной работе педагогический коллектив должен учитывать свою главную цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В связи с этим самоуправление в лицее должно быть, прежде всего, управлением самим собой.

Девиз: «Нельзя не развиваться, нельзя вредить себе и другим»
Детская организация представлена работой центров по следующим направлениям:
-информационно-аналитический;
-эстетический;
-экологический;
-нравственно-этический;
-историко-краеведческий;
-спортивно-оздоровительный.

СТРУКТУРА д/о «Малая Академия Наук»

ПРЕЗИДЕНТ

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ

ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ



МЕНЕДЖЕР МЕНЕДЖЕР МЕНЕДЖЕР МЕНЕДЖЕР
информационно- нравственно- историко- спортивно-
аналитического этического краеведческого оздоровительного
центра центра центра центра

МЕНЕДЖЕР МЕНЕДЖЕР
эстетического экологического
центра центраСХЕМА

СТРУКТУРА САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЛИЦЕЕ








4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Общие задачи воспитания учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Организация воспитания учащихся осуществляется по следующим направлениям:

Наименование мероприятий
Сроки
Ожидаемый результат

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека

1.
2.
3.
4.

1.1.
-месячник патриотического воспитания;
- месячник молодого избирателя;
- «Урок мира»;
- ВСИ «Зарница»;
- «Безопасное колесо»;
- «День Победы»;
- месячник «Семья»;
- «День России»;
- «День памяти»;
- «День города»;
- «День знаний»;
- месячник правовых знаний;
-месячник «Внимание, дети!»;
- практические занятии по ПДД;
- месячник безопасности;
- «День героев Отечества».
январь-февраль

февраль

февраль
февраль,март, май
март
май
май
июнь
июнь
август-сентябрь
1 сентября
октябрь
сентябрь
сентябрь, май

сентябрь, апрель
декабрь
Воспитание любви к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, чувства долга перед старшими поколениями, семьёй.
Формирование ценностей: закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям; межэтнический мир.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

2.1.
-«День 8 Марта»
- «День отца»
- «День семьи»
-конкурс «Материнский подвиг»;
- День защиты детей»
-операция «Подросток»
-месячник пожилого человека;
- «День матери»;
- проведение воспитательных мероприятий во время школьных каникул
март
апрель
15 мая
ноябрь-май

июнь
май-октябрь
октябрь
ноябрь

в течение года
Воспитание нравственных ценностей:
нравственный выбор;
смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей;
забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению


3.1.
-работа отрядов «Зелёный патруль»;
-акция «Весенняя неделя добра»;
-конкурс трудовых школьных бригад;
- участие в субботниках;
-организация внеурочной занятости учащихся,
-работа с «трудными» подростками.


май-август

апрель

июнь-август

в течение года

в течение года

в течение года
Воспитание трудолюбия;
творчества;
познания истины;
созидания; целеустремленности; настойчивости в достижении целей;
бережливости.

Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.


4.1.
- акция «Родительский урок»
- акция «Школа без табака»;
- месячник «Мы за здоровый образ жизни»;
- акция «Единый классный час»;
-«Единый день борьбы со СПИДом»;
- видеолектории центра «Родник»;
- спортивные мероприятия;
- работа кружков, секций, объединений спортивной направленности;
- организация встреч со специалистами: врачами, психологами, юристами и т.д.


февраль
май

ноябрь

ноябрь

1 декабря

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года
Здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).


5.1.
- участие в акциях;
- творческие конкурсы;
- экскурсии;
- участие в конкурсах АКДЭЦ

в течение года
Воспитание ценностей: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).


6.1.
- конкурс «Подарок Деду Морозу»
- проведение Новогодних праздников;
- конкурс «Лидер 21 века»
- конкурс патриотической песни «Мне есть что спеть»
- конкурс театральных коллективов;
- праздничный концерт «Отчизны верные сыны»
- конкурс вокалистов «Весенняя капель»;
- конкурс «Мы любим танцевать»;
-«Праздник весны и труда»;
- «Детская маёвка»;
- праздничный концерт «Этот день Победы!»;
- «Последний звонок»;
- «Выпускной вечер»;
- праздничные мероприятия к Дню учителя;
-игра «Хочу всё знать», игра «Одиссея разума»;

декабрь

декабрь-январь

январь
январь

февраль

февраль

март

апрель

1 Мая
май

май
май
июнь

октябрь

октябрь

Воспитание чувства красоты; гармонии; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.




5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЦЕЯ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ
Воспитание лицеистов осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников.
Система работы лицея по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
– совместная педагогическая деятельность семьи и лицея;
– сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
– опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание работы
Сроки
Ответственные

1.Обследование семей и изучение возможности семьи.
Анкетирование родителей классов нового набора.
Беседы с родителями.
Сочинения о семье
Рисунки «Мои родители»



В период набора
В течение года
Февраль
Март



Ответственный за набор
Кл.руководители
Учителя литературы
Учитель рисования, кл.руководители

2. Изучение истории своего рода
Составление и описание генеалогических древ
Праздники родителей с детьми:
Новый год;
8 Марта;
День семьи;
«День Матери»
День защитников отечества


В течение года



1 раз в четверть



Учитель истории



Классные руководители

3.Развитие культуры семейных отношений.
Практические занятия со школьниками:
создание домашнего уюта;
разведение комнатных растений;
уход за домашними животными.





В течение года




Классные руководители,
учителя биологии, технологии

4.Работа с родителями.
Родительские собрания

Заседание родительского комитета школы
«Школа родительской любви»

Один раз в четверть
Два раза в год

Два раза в год

Зам.директора по УВР, Кл.руководители
Администрация

Администрация

5.Индивидуальная работа с родителями
Консультации для родителей


В течение года

Зам.директора по УВР, ВР, Кл.руководители



6.Планируемые результаты воспитания учащихся


Воспитанник лицея – свободная, творческая, жизнелюбивая личность, обогащенная знаниями о природе и человеке, готовая к творческой, созидательной деятельности и нравственному поведению.
Построение демократической системы отношений детей и взрослых.
Построение воспитательной системы лицея.
Высокий процент удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью лицея.
Создание положительной репутации лицея.






















13PAGE 15


13PAGE 141215


13PAGE 15


13PAGE 141215



Субъект культуры
-творчество
-свобода

Психические
-коммуникативность
-самоактуальность
-уверенность в себе
-тактичность
-рассудительность

Социодинамические
-реализм
-активность
предприимчивость


Мыслительные
-интеллект
-зрелость ума
-интеллигентность
-самостоятельность
-независимость

Попечительский совет

Управляющий совет

Управление образования

Родительские комитеты

Директор школы

Педсовет

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по АХЧ

Заместитель директора по ВР

Руководители кружков

Методические объединения

КРУЖКИ

МО ин. языков
МО филологов


МО информатиков

МО естественно-научных
дисциплин

МО математиков

МО истории
МО валеологии

МО физиков

МО классных руководителей

ЦРТД и Ю
ЦДЮТТ

Стадионы

ОДН

Воинская часть

Учреждения культуры

ГИБДД

Военный комиссариат

ОУ района

ВУЗы
города

Совет активистов

Творческие группы

Старостат

Старосты
7-8 классы

Совет друзей

Совет старшеклассников

Старосты
9-11 классы



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315