Проект: «Волшебный мир вытынанки»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
Проект: «Волшебный мир вытынанки»
Предмет: технология
Область: проектная деятельность
Выполнили ученики 4 класса Б
МБОУ «СОШ №18» г. Салавата:
Глушенкова Ангелина
Докукина Яна
Махмутова Алина
Файзуллина РусалинаШагимуратова Азалия
Руководитель: учитель
начальных классов высшей категории
Привалова Ирина НиколаевнаСалават
2017
Содержание
I .Введение. ……………………………………………….........3
II. Основная часть
1. История вытынанки………………………………………...6
2. Инструменты и материалы для поделок………………......7
3. Технология создания вытынанок ……………......................8
4. Вытынанки в нашей жизни………………………………11
III. Заключение. ………………………………………………..12
IV. Список литературы………………………………………...13

Введение
Каждый раз перед Новым годом, мы всем классом задумываемся, чем украсить окошки. Украшали окна гирляндами, рисовали символ года, вырезали снежинки. Такая же проблема возникла и в этом году. В Интернете мы увидели новый вид украшений окон к Новому году – вытынанки. Нам стало интересно. Мы решили изучить историю вытынанки, технику выполнения, особенности и виды вытынанок и украсить свой класс к Новому году с помощью ажурных вытынанок.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: изучить историю  возникновения вытынанки, технологию изготовления ажурных поделок из бумаги, научиться новой технике ажурного вырезания вытынанок .
Задача проекта:  украсить класс к Новому году при помощи экологически чистых и недорогих материалов, затрачивая при этом минимальное количество времени.
Методические задачи проекта:
- Познакомиться с новым видом конструирования – ажурное вырезание из бумаги , научиться изготавливать основные формы и из них составлять различные композиции, заинтересовать и увлечь других детей класса этой техникой;
-в процессе работы развивать и воспитывать такие качества, как усидчивость, аккуратность, эстетику, интерес.
- через занятия повысить мышление, внимание, творчество;
Тип проекта: творческий Тип деятельности: творческая деятельность с созданием
оригинальных поделок из бумаги .
Участие учителя на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства.

Процесс целеполагания :
Обучающиеся на уроке технологии познакомились с новым видом ажурного вырезания и решили подробнее изучить , узнать, как можно выполнить красивые поделки. Изучая материал по данной теме, ребята сделали для себя много открытий, с которыми познакомили одноклассников и членов своей семьи.
Процесс планирования
Этапы работы Сроки Задания для выполнения работы
Сбор информации. ноябрь -изучить источники информации,
- изучить историю вытынанки,
-обдумать примерный план работы над проектом.
Изучение основных элементов и базовых форм декабрь - изучить основные формы и элементы вытынанок,
-выполнение простых и сложных элементов.
Изготовление вытынанок для украшения класса декабрь -изготовить вытынанки для украшения класса,
-украсить класс к Новому году.
Создание презентации. ноябрь -создать презентацию о вытынанках.
Предзащита .январь -внести поправки в работу над проектом по рекомендациям учителя.
Письменная часть проекта .декабрь-январь -завершить работу с информацией,
-провести отчет о ходе работы,
-подготовиться к защите.
Защита проекта
( презентация). декабрь, январь -оформить проект,
-ознакомить с проектом одноклассников,
-подготовиться к городскому конкурсу проектов.
Процесс реализацииВ ходе работы у обучающихся не возникло непреодолимых затруднений. Ребята работали с увлечением.
Обучающиеся самостоятельно изучали дополнительную литературу, историю вытынанки, необычные поделки и аппликации, выполненные в этой технике, а учитель корректировал, направлял.
Процесс рефлексииИзучая материал по данной теме, обучающиеся научились выполнять оригинальные поделки, украшать окружающий мир, радовать близких этой красотой, заинтересовали этой техникой не только одноклассников, но и детей своей школы и города Салавата.
II. Основная часть
1. История вытынанки
Вытынанки,… какое необычное слово! Вытынанка — вид народного декоративно-прикладного искусства: вырезание из бумаги ажурных узоров и образов. Простейшей вытынанкой являются всем знакомые снежинки, которые мы часто вырезаем из бумаги перед Новым годом.
Вытинанка (от укр. «вытинати» - вырезать) – это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева.
В Белоруссии называется «выцинанка, на Украине – витинанка, в Польше – выцинанка.
Искусство вырезания ажурных узоров из бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. Такой вид вырезания стал называться «цзяньчжи» Сначала вырезали драконов, позже – героев легенд, духов, бабочек, рыб, птиц, людей и цветов. Такие картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.
Очень давно на Украине бумажными узорами украшали полочки с посудой, стены, печи, дарили их друг другу на Рождество и Пасху. Вытынанки, искусно вырезанные хозяйкой дома, использовали вместо рушников и занавесок, украшая ими иконы в красных углах избы и окна. Как только не называли такие украшения: паучки, ужики, голубки, звёздочки, крестики, стригунцы. И только в 1913 году появилось название «вытынанка».
Виды вытынанок.
Характерной чертой народных вырезок из бумаги является их симметричное построение. Зеркальная симметрия (например, в изображениях древа жизни) даёт ощущение уравновешенности и покоя. Очень часто симметричные узоры, ритмически повторяясь, становятся элементами орнамента. Это достигается или путем складывания из бумаги в несколько раз, или наклеиванием изображений друг около друга. Сюжетные вытинанки вырезали свободно, от руки, не складывая бумагу. Это обычно изображения деревенской свадьбы, полевых работ и других сценок из жизни крестьян.
Вытынанки бывают: одинарные, сложные, ажурные, силуэтные
Одинарные вытынанки – сделаны из одного листа бумаги, его можно сложить 2, 4, 6, 8 раз или не складывать вовсе.
Сложные вытынанки всегда делали из нескольких листов бумаги разного цвета. Они делятся на:
- составные – создаются из небольших фрагментов, которые затем собираются в единую композицию,
- накладные – разноцветные листы бумаги накладываются один на другой так, чтобы каждый цвет был хорошо виден.
Силуэтные украшения возникли во Франции в середине 18 века, оттуда распространились по Европе. Их резали из красной бумаги маленькими ножницами. Этим искусством занимались и Н.В.Гоголь, и И.Репин.
2. Инструменты и материалы для поделокОбычно для выполнения вытынанок используют тонкую, но прочную бумагу разных сортов. Например, вырезать белоснежные зимние пейзажи из белой бумаги - одно удовольствие. Белизна придает особый шарм вырезанной картине, а если подобрать удачный темный фон, то эффект просто невероятный. Нам очень нравится работать с бумагой для акварели.
Для работы необходимы: канцелярский нож, острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные.
3. Технология создания вытынанок.
Начальный этап работы – поиск качественного рисунка, его сохранение и печать. После чего приступают к вырезке фигур. На первых порах может возникнуть проблема с неправильным определением участков, какие необходимо вырезать, а какие оставить. В этом случае ненужное рекомендуется закрасить карандашом. Так будет намного проще ориентироваться в рисунке.
Крупные распечатанные картинки-шаблоны новогодних вытынанок 2017 на окна вырезают ножницами или ножом. Отдав предпочтение ножницам, лучше всего взять маникюрные. С их помощью готовая фигура получится более ровной с четко выведенными уголками. 
Для того чтобы вырезать узоры канцелярским ножом, необходимо обзавестись небольшой деревянной доской или фанерой. Фанеру кладут под лист с рисунком и начинают избавляться от лишнего. Этот способ больше подходит для сложных рисунков. При работе канцелярским ножом, ножницами , главное – соблюдение техники безопасности.
Безопасность труда
Правила работы с ножом
- не работать с ножом в направлении к своему телу;
- крепко держать рукоятку ножа;
- использовать только хорошо заточенные ножи и инструменты;
- следить, чтобы руки и рукоятка ножа были сухими;
- не оставлять нож в положении режущей кромкой вверх;
- не оставлять нож вколотым в продукты или между ними;
- не пытаться поймать падающий нож;
- не использовать кухонный нож не по назначению;
- мыть нож после каждого применения.
Правила при работе с ножницами
- работая ножницами, следи за пальцами левой руки;
- передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд;
- не держи ножницы острыми концами вверх;
- не оставляй их в раскрытом виде;
- для резания по прямой линии перемещай ножницы вперёд;
- при вырезании круглых деталей поворачивай заготовку;
- детали со сложным контуром можно вырезать, выполняя ряд надрезов;
- чтобы вырезать по одной непрерывной линии, поворачивай бумагу в разные стороны.
Технологическая последовательность
Подбор схем

Подбор материалов
Копирование схем на бумагу

Вырезание от центра изделия к краю.
Вырезание контура изделия

Готовое изделие. Украшение класса.

4. Вытынанки в нашей жизни
Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством, как взрослых, так и детей. Работа с ножницами, шаблонами, канцелярскими ножами способствуют коррекции и развитию мыслительной деятельности учащихся (внимания, мышления, памяти, фантазии), развитию мелкой моторики рук; воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса.
С помощью вытынанок можно очень красиво оформить помещение к новогоднему празднику, выполнить оригинальные подарки к 8 Марта,
23 февраля, к дню рождения .
В этом учебном году в нашей школе №18 проходил конкурс. Он был посвящен Новому Году и назывался «Самый лучший новогодний класс». Задача конкурса: украсить свойкласс по-новогоднему. Участие принимали учителя и ученики с 1 по 9 класс. Целую неделю ребята придумывалиоформлениедлякласса. С 16 по 19 декабря участники украшали кабинеты. Последующую неделю украшения не снимались, виселинарадостьвсем. 26 декабря проходила комиссия по оцениванию. Жюри выступили – Юлмухаметова Р.Ф., Комбарова О.П., Абдуллина Р.М. Они оценивали классы по нескольким критериям, в числе которых – оригинальность, сделанное своими руками, общая композиция. На праздничной ёлке 28 декабря организаторы конкурса объявили победителей и результаты оценивания, наш 4 Б класс занял I место.
Ребята 4 Б класса МБОУ «СОШ №18» познакомили со своими работами не только одноклассников, но и родителей, и даже жителей города ( см. Приложение Газета «Уныш» 28.12.2016г.) .


Заключение
Изучив технику вытынанок, мы пришли к выводам, что для этой техники не требуется специального дорогостоящего оборудования. Цветная и белая бумага в наши дни более чем доступна, а техника вытынанки позволяет сделать настоящие маленькие шедевры. Своими работами можно украсить класс, свою комнату, сделать красивые открытки, поделки и подарить их близким.
На первом этапе работы над проектом мы поставили цели и задачи -изучить историю  возникновения вытынанки, технологию изготовления ажурных поделок из бумаги, научиться новой технике ажурного вырезания вытынанок ,   украсить класс к Новому году при помощи экологически чистых и недорогих материалов, затрачивая при этом минимальное количество времени. Мы считаем, что наши цели и задачи достигнуты, но мы продолжим изучать историю и технологию вытынанки, хотим научиться выполнять сложные, силуэтные и составные ажурные композиции.
Данная техника позволяет развивать наши пальчики, творить волшебство, требуя усердия, терпения и фантазии.
Казалось бы, несерьёзный для мастера материал - бумага, непрочный, неосновательный. Но стоит взять в умелые руки обычный лист, сложить его пополам, вырезать по невидимым контурам, развернуть и получить… чудо. Преображение всегда чудо. То, что заставляет восхищённо развести руками, восторженно ахнуть.
IV. Список литературы.
1.   Адаменко  А.С.  Творческая  техническая  деятельность  детей.  М.,2003
2  Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся.М.,2004
3.  Гагарин Б.  Бумажная  пластика // Юный  художник. 1987.
4.  Гусакова М.А. Апликация - М: Просвещение,1988
 5. История   развтия и возникновения бумажного   листа. Вып. 12, 2009 
6. Козвинина В .П. “Развитие   творческих способностей   учащихся в       ходе   выполнения   работ ”Н.ш. 11-2000
7. Страна  мастеров. -  http://stranamasterov.ru/taxonomy /te-rm/560