Рекомендации родителям для оказания помощи детям с “дизартрическим компонентом”


Ребенок говорит словно «КАШУ ЖУЕТ».
В настоящее время у многих детей, посещающих логопедическую группу для детей с ТНР, в логопедическом диагнозе присутствует “дизартрический компонент”. Причины такого заключения имеют неврологическую природу, работа по преодолению “дизартрического компонента” комплексная, длительная.
Один из аспектов работы - нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Чаще всего присутствует гипертонус языка, наблюдается мышечная дистония (неравномерное распределение тонуса оральной мускулатуры). Для нормализации тонуса используются разные приёмы: массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, разные виды релаксации. Основную работу проводит логопед, воспитатель закрепляет результат, выполняя задания логопеда. Очень важно научить родителей элементарным, но очень важным приёмам расслабления, чтобы выполнение рекомендаций для работы дома, дополнительных заданий было эффективным.
Рекомендации по расслаблению мышц артикуляционного аппарата у детей с “дизартрическим компонентом”
Перед выполнением упражнений артикуляционной гимнастики выполнить несколько глубоких вдохов (через нос) и выдохов (через рот), но не больше 5 раз.
Выполняйте следующее упражнение: ребёнку нужно открыть рот, высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Оставаясь в таком положении, поднести к подбородку пустой пузырёк (держать его вертикально), вдохнуть носом и, выдыхая через рот, на язык, добиться “гудения воздуха” в пузырьке.
! Языком пузырька не касаться, выполнять не больше 5 раз.
Если наблюдаются признаки усталости:
- нарушается чёткость произношения, хотя ребёнок старается;
- видны признаки мышечной усталости:
а) потемнение кожи в области носогубного треугольника;
б) дыхание становится прерывистым, преобладает ротовое;
в) ребёнку трудно удерживать артикуляционные позы, которые он раньше выполнял легко и правильно;
НЕОБХОДИМО:
Во время выполнения речевых заданий для отработки правильного произношения использовать приёмы расслабляющего самомассажа:
- поглаживание щёк ладонями по направлению от ушей к уголкам рта;
- упражнение для языка “Накажем непослушный язычок”: открыть рот, положить язык на нижнюю губу, приговаривая “пя-пя-пя”, пошлёпывать язык губами;
- поглаживание шеи (по центру) сверху-вниз.
Во время выполнения речевых заданий для отработки правильного произношения использовать приёмы расслабляющего массажа:
- поглаживание языка, лежащего на нижней губе, при широко открытом рте, широкой частью ручки ложки по направлению от корня к центру;
- ритмичным качающим движением массировать подъязычную ямку (на стыке нижней челюсти и шеи), при закрытом рте ребёнка.
Если при использовании перечисленных выше приёмов у ребёнка появляется саливация (слюнотечение), которая раньше не наблюдалась, необходимо:
- при вытирании слюны не растирать её по лицу, а просто “примакивать” надавливающим движением;
- сообщить логопеду, занимающемуся с ребёнком.
Желаем успехов!