Проект Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам


Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам
Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам на базе информационного сайта ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида № 52 (http://www.52school.ru/) призвана решить задачу оказания оперативной психологической помощи неслышащим школьникам и их родителям, используя современные средства коммуникаций, такие как интернет-сайты, интернет-пейджеры(ICQ), системы текстового и видео чата (Skype), обеспечивая возможность анонимного обращения, а также призвана помочь в социализации людей с ограниченными возможностями, их интеграции в общество.Самоопределение
Проект «Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам» разрабатывается и реализуется психологической службой ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 52 в составе педагогов-психологов: Мусоян Лилит Михайловна, Тимошенко Евгения Анатольевна.Координацию проекта ведет Тимошенко Евгения Анатольевна, автор проекта.
Анализ ситуации
Неслышащие подростки в силу ограниченных физических возможностей, информационных каналов, общения, разнородности сред, в которых они находятся, подвержены сильным стрессам, депрессиям, психологическим срывам. И как следствие возникают низкая социализация, неадекватная оценка окружающего, напряженность с близкими и другими людьми. Это общеизвестный факт.
Недоверие слышащим, теснота мира глухих, где большинство знают друг друга, ограниченные речевые коммуникативные возможности, боязнь оказаться высмеянным, стеснительность являются препятствиями для обращения глухого или слабослышащего школьника за очной психологической помощью.
В итоге для неслышащих школьников анонимное обращение может быть единственной возможностью получить реальную психологическую помощь.
Психологическая помощь — это достаточно широкое понятие и психологической помощью может быть как профессионально оказываемая помощь специалиста-психолога, так и простая дружеская беседа. И часто, оказавшись в затруднительной ситуации, человек, иногда сознательно, а порой и неосознанно начинает искать, кому бы излить душу, с кем бы посоветоваться, и это, собственно говоря, и есть поиск психологической помощи.
Изначально самой анонимной средой удовлетворяется потребность человека, обратившегося за помощью, в психологической безопасности, так как процесс психологического консультирования проходит анонимно. Человек может «спрятать» свою персону за вымышленное имя, ник и, чувствуя свою психологическую безопасность, полностью «раскрыть свою душу».
Анонимная помощь психолога предполагает так называемый «эффект попутчика», имеющий весьма определенную социально-психологическую основу. Он состоит в том, что один человек может совершенно искренне «выговориться» другому человеку, зная, что он больше никогда его не увидит. В анонимной среде может происходить практически то же самое, и имеет место в принципе тот же социально-психологический эффект. Неоспоримым достоинством анонимного психолога как «попутчика» является то, что он - профессионал в области помощи человеку в кризисные периоды жизни.
Искренность человека, обратившегося за помощью, перед самим собой имеет целительный психотерапевтический эффект и может вести к решению его психологической проблемы.
Сам процесс описания человеком своей личной проблемы, части биографии, характера своих переживаний, необходимый для анонимного обращения к психологу, относится к продуктивным психологическим техникам, поскольку позволяет человеку более широко и честно взглянуть на себя. Это является целебным психологическим средством, ведущим к осознанию себя и своей проблемы в более широком контексте, а также к «получению» внезапных, разрешающих проблему открытий и откровений. Порой даже систематизированное описание собственной жизненной ситуации уже может приводить к облегчению душевного состояния. Этот эффект многократно увеличивается в условиях онлайн психологического консультирования.
Возможно, что человек, анонимно обратившийся за помощью к психологу, приходит затем к выводу о необходимости в реальной психологической поддержке.
Оперативная психологическая помощь может значительно облегчить жизнь человеку, помочь ему разобраться в затруднительной ситуации, в которой он оказался, и найти выход из создавшегося неприятного положения.
В процессе онлайн психологического консультирования школьник может:
понять причины затруднительной ситуации;
лучше понимать себя, свои чувства, желания и потребности;
лучше удовлетворять свои потребности, заботиться о себе;
повысить самооценку, сделать представление о себе более позитивным;
преодолеть сложности и неудобство в общении;
получить поддержку в случае расставания с любимым человеком;
определиться в ситуации, связанной с выбором или принятием важного решения;
открыть в себе ресурсы для преодоления трудной ситуации, жизненного кризиса;
понять причину депрессивного состояния и выйти из него;
избавиться от внутреннего напряжения, снизить тревожность;
избавиться от необоснованных страхов, фобий, панических состояний;
Постановка проблемы
Недоверие слышащим, теснота мира глухих, где большинство знают друг друга, ограниченные речевые коммуникативные возможности, боязнь оказаться высмеянным, стеснительность являются препятствиями для обращения глухого или слабослышащего школьника за очной психологической помощью.
Основной задачей проекта является создание оперативной и комфортной среды для бесплатных психологических консультаций, налаживание первичного диалога, контакта с глухими и слабослышащими школьниками, а также с родителями учащихся. Особенностью проекта является возможность анонимного обращения школьника, родителя к психологу и получения необходимой психологической поддержки, повышение доверия к подобным службам помощи.
Пути решения
В настоящее время функционирует официальный и информационный сайт ГБОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат II вида № 52 (http://www.52school.ru/) Система управления контентом (CMS) позволяет создание специального раздела психологической помощи с названием «Психологическая служба» с формой для отправки запроса и описания проблемы. Все данные, отправляемые через форму, поступают на персональный электронный ящик психолога и попадают в базу данных для дальнейшей обработки психологом. Психолог определяет варианты коммуникации, отвечает на вопросы, дает консультацию. На сайте может быть сформирован закрытый личный кабинет обратившегося за помощью, где он может вести переписку и видеть историю обращений.
На специальной странице в разделе «Психологическая служба» информационного сайта школы-интерната №52 размещается следующий текст:
«Вас приветствует служба бесплатной психологической помощи. Вы можете задать волнующие Вас вопросы, описать проблему, и мы постараемся дать на них обстоятельные ответы, которые поступят к Вам через Ваш электронный ящик или другие виды коммуникации (ICQ, Skype и т.д.)
Вы можете либо ограничиться одноразовым "вопросом-ответом", либо вступить в продолжительную переписку со службой бесплатной психологической помощи, - в зависимости от Вашего желания. Не бойтесь и не стесняйтесь уточнять, задавать новые вопросы, если они есть, просить разъяснить непонятные места в ответах. Вообще, порой трудно сориентироваться в незнакомом вопросе, собрать информацию, - не только собрать, но и понять, насколько,то или иное достоверно и существенно. Мы для того и работаем, чтобы содействовать людям в наилучшем разрешении их проблем.
Онлайн-служба бесплатной психологической помощи рассматривает широкий круг вопросов и все любые темы, прямо или косвенно касающиеся слуха, - в частности, такие глобальные как, например, обучение неслышащих детей, общение, жестовый язык, социализация, интеграция в мир слышащих.
В случае затруднений или отсутствия необходимой информации мы всё же попытаемся дать хотя бы совет, рекомендацию, обозначим верное направление в дальнейших Ваших поисках.
Оперативность работы службы зависит от нагрузки, а также от сложности обращения, но мы гарантируем, что, ни одно Ваше обращение не останется без внимания.
Служба не публикует на сайте или где-либо Ваши обращения и не передаёт сведения посторонним лицам, сохраняет анонимность обращений.
После текста размещается форма со следующими полями:
Имя (Ник)
Формы связи: ICQ, Skype, Mail.ru, OovooЭлектронная почта:
Удобное время для связи
ТемаСообщение/Описание проблемы
Кнопка «Отправить».
Ресурсы
Для реализации проекта «Онлайн-система оказания психологической помощи глухим и слабослышащим школьникам» необходимо привлечение следующих ресурсов:
Финансовые ресурсы:- оплата дополнительного времени специалистов-психологов, необходимого для работы с онлайн-системой;- оплата работы вебмастера, ведущего школьный сайт, за проведение комплекса мероприятий на сайте (создание специального раздела, настройки онлайн-формы и т.д.), необходимых для реализации проекта.Оплата специалистов производится в рамках штатного расписания, а также за счет грантов, спонсорских средств.
Материальные ресурсы: - кабинет психолога;- компьютер с подключением к сети интернет;- электронный планшет.
В распоряжении школы имеются кабинет психолога, компьютер с подключением к сети интернет. Для повышения оперативности, расширения коммуникативных возможностей за счет дополнительных финансовых средств приобретается электронный планшет, который для психолога станет современным инструментом коммуникации.
Человеческие ресурсы :- школьные специалисты-психологи в составе трех человек.Автором проекта является психолог школы-интерната №52 Тимошенко Евгения Анатольевна, который и сам будет заниматься координацией в ходе реализации проекта и дальнейшего обслуживания онлайн-системы психологической помощи.
Масштаб
Индивидуальный уровень
Онлайн-система психологической помощи может значительно облегчить жизнь неслышащему человеку, помочь ему разобраться в затруднительной ситуации, в которой он оказался, и найти выход из создавшегося неприятного положения. Анонимное обращение школьника может принести эффект «выпуска пара», реализовать его естественную потребность в общении.
Групповой и школьный уровень
Оказанная вовремя психологическая помощь может улучшить или укрепить отношения школьника с родителями, педагогическим коллективом, одноклассниками, друзьями, сверстниками, снять напряженность между школьником и близкими. Здоровая атмосфера в классе, семье очень важна для успеваемости школьника и реализации творческих способностей.
Районный и городской уровень
Оперативная психологическая помощь посредством интернет-коммуникации повышает и так слабую социализацию глухих и слабослышащих школьников, облегчает интеграцию неслышащих людей в окружающее общество. Проект предупреждает появление асоциальных элементов в обществе, которые возникают из-за нерешенных проблем, неадекватности восприятия окружающего мира, затаившихся обид.