Специфика развития самооценки подростков с задержкой психического развития


Специфика развития самооценки при задержке психического развития в подростковом возрасте
У детей с задержкой психического развития самооценка в онтогенетическом плане имеет свои особенности. Экспериментально подтверждено, что большинству детей младшего школьного возраста с данным нарушением свойственна неадекватная самооценка, часто завышенная, что соответствует ее состоянию при нормальном ходе развития в младшем возрасте (5). При этом к подростковому возрасту высота самооценки становиться нормативной (17).
Н. А. Жулидова, отмечает, что в условиях обучения детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста в массовой школе под влиянием постоянных неудач в учебе самооценка снижается. В то время как в условиях специального коррекционного обучения происходит «выравнивание» школьников с задержкой психического развития в учебной деятельности и оценка ими своих умственных возможностей постепенно повышается.
Подобная тенденция отмечается и в подростковом возрасте: доброжелательная атмосфера в школе, хорошие отношения в коллективе, определенные успехи в учебе, активное участие в жизни школы приводят к повышению заниженной ранее самооценки школьников и становлению ее адекватности.
Воспитание и обучение ребенка с задержкой психического развития - это единый процесс. Формированию адекватности самооценки таких школьников способствует правильно организованное обучение. Так Р. Д. Триггер указывает, что оптимальное изменение содержания и методов обучения младших школьников с задержкой психического развития способствует не только более глубокому и полному усвоению знаний, но и формированию у них адекватной самооценки. С другой стороны, адекватная самооценка благоприятствует успешности обучения детей с задержкой психического развития.
К числу специфических психологических новообразований подросткового возраста относится способность к анализу родительского мнения и выработка собственной позиции по отношению к родительской оценке. Родительская точка зрения начинает восприниматься подростком лишь как некоторая возможная точка зрения на себя. Однако, критерии самооценок в этот период еще очень несамостоятельны. Во многом они заимствованы у родителей.
Подросток, часто становясь в оппозицию к взрослому, во многом продолжает смотреть на себя как бы извне, глазами взрослого. Поэтому нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. М. Девай отмечает, что теплое принимающее отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков.
Формирование рефлексивности, дифференцированности, устойчивости адекватной самооценки формируются у подростков с ЗПР много позднее, чем у нормально развивающихся сверстников [9]. Эти качества самооценки не смогут сформироваться у детей с задержкой психического развития в нужном возрасте, в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности.
Одним из основных факторов, оказывающих влияние на самооценку ребёнка в этот период, является школьная успеваемость и оценки учителя, поэтому дети с задержкой психического развития, имеющие трудности в усвоении школьной программы, попадают в группу риска.
Исследования А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.М. Синельникова (1986), посвящённые изучению самооценки младших школьников с задержкой психического развития, показали, что для школьников, обучающихся в общеобразовательной школе, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе.
М. Е. Гуменюк (40) указывает, что самоприятие у данной категории школьников развивается преимущественно по механизму интериоризации социальных реакций, а не по механизму успешности в деятельности, что свойственно нормально развивающимся подросткам.
Обучение в школе у детей с задержкой психического развития, как правило, сопровождается трудностями в усвоении программного материала. Переживание неуспеха в учебной деятельности приводит к затушевыванию в сознании подростков этой темы, к «отключению» в порядке самозащиты механизма развития самопринятия по пути осмысления успешности в деятельности. При этом самооценочные высказывания характеризуются у подростков с задержкой психического развития односложностью и нераспространенностью.
Самооценочная тематика недостаточно представлена у подростков с задержкой психического развития, она не носит эмоционально-личностной окрашенности и передается преимущественно темами, отражающими констатирующие, безрефлексивные, анкетно-штамповые сведения о себе, что свидетельствует о низкой актуальности самооценки и периферийности положения самопринятия в семантическом пространстве их «образа Я».
А. Жулидова (1981) в своём исследовании приходит к выводу, что чем сильнее выражена задержка психического развития у младших школьников, тем в большей степени школьники завышают свои возможности, тем менее критичны они к себе.
И.В. Коротенко (2005) констатирует, что у младших школьников с задержкой психического развития, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с задержкой психического развития компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком.
Такие психозащитные тенденции у младших школьников с задержкой психического развития обусловлены, по мнению И.В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка.
Следует также отметить психологические особенности подростков с задержкой психического развития, влияющих на формирование самооценки:
- ограниченный запас знаний об окружающем мире, причем в наибольшей степени эта ограниченность проявляется в сфере образования понятий, требующих обобщенного и отвлеченного отражения действительности в словесно-логической форме;
- ограниченность отношений ребенка с окружающей предметной и социальной действительностью, что выражается в бедности его оценочных суждений и переживаний (морально-нравственных, практических, эстетических, интеллектуальных);
- недоразвитие самосознания вследствие ограниченных возможностей мысленного и эмоционального выделения собственной индивидуальности из окружающей остальной среды, что выражается в малой адекватности самооценки и уровня притязаний;
- ситуативность, узость, конкретно-практическая направленность целей, которые ставит перед собой подросток с задержкой психического развития.
Явление задержки психического развития неоднородно как по патогенезу, так и по структуре дефекта. Вместе с тем, для задержки психического развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Для этих детей характерно: незрелость эмоционально-волевой сферы сниженный уровень познавательной деятельности, а, следовательно, у них недостаточно сформирована база тех знаний и предметных понятий, которые необходимы им для обучения в основной школе. Рефлексивность, дифференцированность, устойчивость адекватной самооценки не формируются в нужном возрасте, в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности.
Задержка в формировании образа Я этой категории подростков, препятствия на пути построения конструктивных размышлений о себе обусловлены не только дефектом развития, но во многом — негативным восприятием их со стороны взрослых.
Формирующийся «комплекс неполноценности» мешает становлению образа Я на рефлексивной основе и, более того, установлению дружеского общения со сверстниками и адекватных взаимоотношений.
Основными психологическими принципами подхода к процессу формирования личности детей с задержкой психического развития являются:
- учет структуры дефекта и возможных при этом отклонений в личностном развитии для того, чтобы своевременно предотвратить появление нежелательных личностных свойств;
- принцип учета сохранных возможностей психического развития, чтобы, опираясь на них, формировать дальнейшее обучение и возможные способы коррекции.