РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА ПРОФЕССИЯ 35.01.13 «Тракторист-машинист с/х производства»


Департамент образования Ивановской области
областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Юрьевецкий агропромышленный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА
ПРОФЕССИЯ
35.01.13 «Тракторист-машинист с/х производства»
Юрьевец 2015

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» для профессиональных образовательных организаций (одобрена научно – методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол №2 от 26.03.2015), ФГОС среднего профессионального образования по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист с/х производства»
Организация – разработчик:
ОГБПОУ «юРЬЕВЕЦКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Разработчик: Л.В. Гостилова - преподаватель общеобразовательных дисциплин
Рекомендована методическим объединением преподавателей общеобразовательных дисциплин, протокол №___от______________2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
условия реализации учебной дисциплины
24
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
25

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист с/х производства»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Русский язык и литература» направлено на достижение следующих целей:
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий; формирование общего представления об историколитературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который
сохраняети отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языкакак основы успешной социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.;
метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.;готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно - выразительных
возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Предусмотренное количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и литература.»:максимальной учебной нагрузки обучающегося 427 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 285 часов;
самостоятельной работы обучающегося 142 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и литература»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 427
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 285
в том числе: контрольные работы 6
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 142
Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.01 «Русский язык»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
Введение. 2 Русский язык в современном мире. Язык и культура. 2
Контрольная работа № 1. Входящий контроль знаний. 1
1
3
3
Самостоятельная работа. «Языковой портрет современника» (доклад)
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. 18 Тема 1.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
2
1
Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи (его основные признаки, сфера использования). 12
2
Научный стиль речи. (Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др). 2
Официально-деловой стиль речи (его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др). 2
Публицистический стиль речи (его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства). 2
Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. 2
Художественный стиль речи (его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др). 2
Тема 1.3. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи. (Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Средства и виды связи предложений в тексте. Абзац как средство смыслового членения текста. Типы речи (повествование, описание, рассуждение)). 4
9 2
Самостоятельная работа. Разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного языка (аудирование)
«Особенности художественного стиля.» (реферат)
Речевая ситуация и ее компоненты (презентация)
Подготовка публичного выступления (доклад)
Лингвостилистический анализ текста.
Работа с толковыми словарями
Работа с учебником (выполнение упражнений по теме) 2
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. 10 Тема 2.1. Фонетические единицы. Фонетические единицы. (Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова).2 2
Тема 2.2. Орфоэпические нормы.
Орфоэпические нормы. (Произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря).4 3
Тема 2.3. Орфографические нормы.
Орфографические нормы. (Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок). Контрольная работа № 2. Контрольный диктант по теме «Фонетика и орфография». 4

5
2
Самостоятельная работа. Допустимые варианты произношения и ударения (презентация)
Принцип русской орфографии (презентация).
Работа с орфоэпическими и орфографическими словарями .Работа с учебником (выполнение упражнений по теме) Раздел 3. Лексикология и фразеология. 14 Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. (Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка).4
2
Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Русская лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.Исконно русская лексика. (Заимствованная лексика. Старославянизмы. Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Нейтральная лексика. Профессионализмы. Архаизмы. Историзмы. Неологизмы. Особенности русского речевого этикета)).4 2
Тема 3.3. Фольклорная лексика и фразеология. Лексические нормы.
Фольклорная лексика и фразеология. Лексические нормы. (Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические ошибки и их исправление.
6
7 2
Самостоятельная работа. Работа с фразеологическими словарями.
Выявление, объяснение и исправление лексических и фразеологических ошибок. Выполнение упражнений по теме (работа с учебником)
В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка» (доклад)
2
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография. 12 Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования.
Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. (Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии).6
1
Тема 4.2. Орфография.
Орфография. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов).4 2
Контрольная работа № 3 Р.р. Изложение с элементами сочинения. 2
6 3
Самостоятельная работа Морфемный разбор слова, словообразовательный разбор слова (работа с учебником)
Способы образования слов в русском языке (доклад)
Раздел 5. Морфология и орфография. 28 Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное.
Грамматические признаки слова. Имя существительное.
(Грамматическое значение слова. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного).4
2
Тема 5.2. Имя прилагательное.
Имя прилагательное. (Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного).4 2
Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение. Имя числительное. Местоимение. (Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. 4
2
Тема 5.4. Глагол.
Глагол. (Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголом. Морфологический разбор глагола. 4 2
Тема 5.5. Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола.
Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола. (Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
4
2
Тема 5.6. Наречие. Слова категории состояния.
Наречие. Слова категории состояния. (Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи).4
2
Тема 5.6.Служебные части речи. Служебные части речи. (Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Правописание союзов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Употребление междометий в речи. 4 Самостоятельная работа. Морфологический разбор частей речи. Выполнение упражнений (работа с учебником)
«Учение о частях речи в русской грамматике.» (доклад)
14 2
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. 30 Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. 8
2
Тема 6.2. Простое предложение. Осложненное простое предложение.
Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего, сказуемого. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении. 12 2
Тема 6.3. Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Контрольная работа № 4. 10 2
Самостоятельная работа: «Русская пунктуация и ее назначение» (доклад)
Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях (работа с учебником) 15
3
Введение Русская литература на рубеже 18 -19 века 2 1
Русская литература XIXвека
Раздел 7. 13 Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века Историко-культурный процесс рубежа XVIII – XIX веков. Зарубежная литература (обзор) 2 1
Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина 2 2
Историческая тема в творчестве Пушкина
30-х годов. Поэма «Медный всадник». 2 3
Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова. Художественный мир М.Ю. Лермонтова 4 Личность и жизненный путь Н.В. Гоголя.Творчество Гоголя в наше время. Проверочная работа. 3 3
Самостоятельная работа студентов:доклад «Романтическая баллада в русской литературе»,составление проекта, презентаций;
подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев А.С.Пушкина, М.В. Лермонтова, Н.В.Гоголя (по выбору студентов); заучивание стихотворений
8 2
Раздел 8. 48 Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Особенности русской критики второй половины 19 века 2 1
А.Н. Островский – создатель русского театра.
Этапы биографии и творчества
2
2
Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт, расстановка действующих лиц 2 2
Решительный русский характер Катерины в пьесе «Гроза»
2 2
И.А.Гончаров. Жизнь и творчество .История создания романа «Обломов». 2 2
Образ главного героя в романе И.А.Гончарова «Обломов». Понятие «обломовщина» 2 2
Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. История создания романа «Отцы и дети» 2 2
Смысл названия романа Тургенева «Отцы и дети». Отражение в романе Тургенева «Отцы и дети» общественно – политической борьбы эпохи. 2 2
Образ Базарова в романе «Отцы и дети». Нравственные проблемы в романе 2 2
Н.Г. Чернышевский. Обзор романа «Что делать?» 2 1
Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» 2
2
«История одного города» как сатирического произведения М. Е. Салтыкова – Щедрина 2 2
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Петербург Достоевского, или лик мира сего. 2 2
Идея Раскольникова о праве сильной личности. Преступление и наказание 2 2
Воскрешение Раскольникова через любовь 2 2
Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель, автор романа «Война и мир» 2 2
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия. 2 2
Система образов в романе «Война и мир». Высший свет в романе 2 2
Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Обзор содержания III т. романа «Война и мир». 2 2
Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый. 2 2
Мысль народная и мысль семейная в романе «Война и мир» 2 2
Женские образы в романе. Наташа Ростова – воплощение «простоты, добра и правды» 2 2
Общественно – политическая жизнь в России в 80-90 г.г. 19 века и их отражение в творчестве А.П. Чехова 2 2
Конфликт в пьесе «Вишневый сад».
Действующие лица и авторское отношение к ним 2
2
Самостоятельная работа студентов: заочная экскурсия, самостоятельное чтение, заучивание отрывков из романа «Война и мир», создание презентации, работа с учебником, просмотр фильмов, написание рефератов, написание сочинений
24 2
Раздел 9. 12 Поэзия второй половины XIX века Обзор русской поэзии второй половины XIX века. 2 1
Любовная лирика Ф. Тютчева. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А. А. Фета. Художественные особенности лирики А. Толстого 6 2
Исповедь, проповедь и покаяние в творчестве Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить на Руси» 2 2
Контрольная работа №5 2 2
Самостоятельная работа студентов: составление презентаций, написание рефератов, заучивание стихотворений, самостоятельное чтение 6 2
Литература XX века
Раздел 10. 22 Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
Характеристика литературного процесса начала XX века. 2 2
Жизненный и творческий путь И.А. Бунина. Своеобразие лирического повествования в поэзии и прозе И. Бунина. 4 2
Любовь как высшая ценность мира в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» 2 2
Серебряный век русской поэзии. Символизм.
Серебряный век русской поэзии. Акмеизм. Футуризм. 4 2
Новокрестьянская поэзия 2 2
Жизненный и творческий путь М.Горького. Романтизм писателя.Социально – философская драма М. Горького «На дне» «Три правды» в пьесе. 4 2
Тема «страшного мира в лирике А. Блока 2 2
А. Блок и революция. Поэма «Двенадцать» 2 2
Самостоятельная работа студентов: работа с учебником, составление презентаций, написание рефератов, заучивание стихотворений, самостоятельное чтение 11 Раздел 11. 10 Особенности развития литературы 1920-х годов Противоречивость развития культуры в 20 годы. Жизнь и творчество В. Маяковского 2 2
Жизненный и творческий путь Сергея Есенина. Лирический образ С. Есенина 4 2
Жизненный и творческий путь А.А.Фадеева. Гуманистическая направленность романа А.А.Фадеева «Разгром» 4 2
Самостоятельная работа студентов: составление презентаций, заучивание стихотворений, самостоятельное чтение 5 2
Раздел 12. 26 Особенности развития литературы 1930-х – начала1940-х годов Становление новой культуры в 30 –е годы 2 1
Противостояние «веку – волкодаву» О. Мандельштаму 2 2
Жизненный и творческий путь М.И. Цветаевой. Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой 4 2
Жизнь и творчество А. Платонова. 2 2
Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. 2 2
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: особенности композиции и проблематики. Понтий Пилат и Га – Ноцри в романе 4 2
«Мастер и Маргарита» -апология творчества и вечной любви в атмосфере отчаяния и мрака 2 2
А.Н.Толстой. Тема русской истории в творчестве писателя. «Петр Первый» – художественная история России 18 века. 2 2
М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь писателя. 2 2
«Мысль семейная» в романе М. Шолохова «Тихий Дон» 2 2
Картины Гражданской войны в романе. Судьба Григория Мелехова 2 2
Самостоятельная работа студентов: работа с учебником, составление презентаций, написание рефератов, заучивание стихотворений, самостоятельное чтение, просмотр фильма 13 2
Раздел 13. 6 Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет Художественное мастерство и своеобразие А. Ахматовой Трагическое звучание «Реквиема» А. Ахматовой. 4 2
Жизнь и творчество Б. Пастернака. Философская глубина раздумий в стихотворениях поэта 2 2
Самостоятельная работа студентов: самостоятельное чтение, заучивание стихов 3 2
Раздел 14. 20 Особенности развития литературы 1950-1980-х годов Развитие литературы 1950 -80- х гг. в контексте культуры. Э.Хемингуэй. Старик и море».
2 1
Художественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина, В.Быкова.
2 2
В.Распутин «Прощание с Матёрой». 2 2
Поэзия Н.Рубцова и Р.Гамзатова 2 2
Поэзия А.Вознесенского и Б.Окуджавы 2 2
Особенности драматургии 1950-1960-х гг.
2 1
Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского 2 1
Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» 2 2
А.И.Солженицын «Матрёнин двор» 2 2 Нравственная проблематика тем А. В. Вампилова 2 2 Самостоятельная работа: работа с учебником, составление презентаций, написание рефератов, заучивание стихотворений, самостоятельное чтение 9 2
Раздел 15. 2 Русское литературное зарубежье 1920-1990 годов (три волны эмиграции) Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского Зарубежья. В.Н. Набоков «Машенька» 2 2
Самостоятельная работа: подготовка доклада «История: три
волны русской эмиграции». 1 1
Раздел 16. 10 Особенности развития литературы конца 1980-2000-х Общественно-культурная ситуация в России конца XX-XXI в. 2 1
А.Рыбаков «Дети Арбата» 2 2
Т.Толстая, Л.Петрушевская. Рассказы 2 1
Обзор зарубежной литературы. Философская притча П. Коэльо 2 1
Литература народов России. Контрольная работа №6 2 2
Самостоятельная работа: работа с учебником, самостоятельное чтение, заучивание стихотворений, подготовка доклада 5 2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык и культура речи».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1. В.В.Агеносов Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 10-11кл. - М., 2010.
2. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова История русской литературы ХХ в. - М.,
3. 2010. В.Н. Аношкина, С.М. Петрова История русской литературы XIX в. - М., 2009
4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2011.
5. Ю.В. Лебедев Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 -11кл. - М., 2009.

Дополнительная литература:
1. В.И.Круковер.Орфоэпический словарь русского языка. Санкт-Петербург,2009
2. М.И.Серов. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2010
3. М.И.Серов. Школьный словообразовательный словарь. М., 2009
4. М.И.Серов. Школьный фразеологический словарь. М., 2010
5. М.И.Степанова. Фразеологический словарь русского языка. Санкт-Петербург,2009
6. Тексты художественной литературы
Интернет-ресурсы
1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» 2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru3. Филологический портал Philology.ru
4. http://www.pomochnik-vsem.ru5. http://www.gramma.ru/
6. Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека -ВВМ».Форма доступа: www.velib.com7. Электронный ресурс «Литературный портал- « Русская литература». Форма доступа: www.fplib.ru8.Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Содержание обучения Характеристика основных видов учебнойдеятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Введение  Извлекать из разных источников и
преобразовывать информацию о языке как
развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
 характеризовать на отдельных примерах
взаимосвязь языка, культуры и истории народа —
носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке;
 составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;
приводить примеры, которые доказывают, что
изучение языка позволяет лучше узнать историю и
культуру страны.
Определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;
 вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор тексов; извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем),
 преобразовывать информацию; строить
рассуждение о роли русского языка в жизни человека. опрос
доклад
контрольная работа №1
Язык и речь.
Функциональные
стили речи  Выразительно читать текст, определять тему,
формулировать основную мысль художественных текстов, функциональный тип речи;
 вычитывать разные виды информации;
 характеризовать средства и способы связи
предложений в тексте;
выполнять лингвостилистический анализ текста;
определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
 характеризовать изобразительно-выразительные
средства языка, указывать их роль в идейно-
художественном содержании текста;
 составлять связное высказывание (сочинение) вустной и письменной форме на основе
проанализированных текстов; определять
эмоциональный настрой текста;
 анализировать речь с точки зрения правильности,
точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;
 подбирать примеры по теме из изучаемых художественных произведений.
 Оценивать чужие и собственные речевые
высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;
исправлять речевые недостатки, редактировать
текст;
выступать перед аудиторией сверстников снебольшими информационными сообщениями,
докладами на учебно-научную тему;
 анализировать и сравнивать русский речевой
этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
 Различать тексты разных функциональных стилей(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
 анализировать тексты разных жанров научного(учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
создавать устные и письменные высказывания
разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор; подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию). тест
доклад
реферат
диалог
презентация
Фонетика,
орфоэпия,
графика,
орфография  Проводить фонетический разбор; извлекать
необходимую информацию из таблиц, схем учебника по изучаемой теме;
 извлекать необходимую информацию измультимедийных орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах
деятельности;
строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
 проводить операции синтеза и анализа с целью
обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
 извлекать необходимую информацию изорфоэпических словарей и справочников; опознавать
основные выразительные средства фонетики (звукопись). опрос
презентация
контрольная работа №2
Лексикология и
фразеология  Аргументировать различие лексического и
грамматического значений слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
 объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря,словарей синонимов, антонимов, устаревших слов,иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видахдеятельности;
 познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора,эпитет,
олицетворение); опрос
проверка письменных работ
Морфемика,
словообразование,
орфография Опознавать, наблюдать изучаемое языковое
явление, извлекать его из текста;
проводить морфемный, словообразовательный,
этимологический, орфографический анализ;
 извлекать необходимую информацию из таблиц,
схем учебника по изучаемой теме;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства
словообразования в художественной речи и оценивать их;
 извлекать необходимую информацию изморфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
 использовать этимологическую справку дляобъяснения правописания и лексического значения
слова. опрос
доклад
проверка письменных работ
контрольная работа №3
Морфология и
орфография Опознавать, наблюдать изучаемое языковое
явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
 проводить морфологический, орфографический,
пунктуационный анализ;
 извлекать необходимую информацию из таблиц,
схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
 определять круг орфографических и
пунктуационных правил, по которым следует
ориентироваться в конкретном случае;
проводить операции синтеза и анализа с целью
обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
 составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
 извлекать необходимую информацию измультимедийных словарей и справочников поправописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в тестообразовании. опрос
проверка письменных работ
тест
Синтаксис и
пунктуация Опознавать, наблюдать изучаемое языковое
явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный,словообразовательный,этимологический, морфологический,синтаксический,орфографический, пунктуационный);
 комментировать ответы товарищей;
 извлекать необходимую информацию из таблиц,
схем учебника по изучаемой теме; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять кругорфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
 составлять синтаксические конструкции
(словосочетания, предложения) по опорным словам,
схемам, по заданным темам, соблюдая основныесинтаксические нормы;
 проводить операции синтеза и анализа с целью
обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений;
 определять роль синтаксических конструкций втекстообразовании; находить в тексте стилистические фигуры;
 составлять связное высказывание (сочинение) налингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;
 извлекать необходимую информацию измультимедийных словарей и справочников поправописанию; использовать эту информацию в процессе письма;
 производить синонимическую замену
синтаксических конструкций;
 составлять монологическое высказывание в устной или письменной форме на лингвистическую тему;
 пунктуационно оформлять предложения сразными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
 составлять схемы предложений, конструировать
предложения по схемам. тест
проверка конспектов
доклад
контрольная работа №4
Введение  Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение. проверка конспектов
Развитие русской литературы и культуры в первой
половине XIX века Аудирование; работа с источниками информа-
ции (дополнительная литература, энциклопедии, сло-вари, в том числе Интернет-источники); участие в бе-
седе, ответы на вопросы; чтение; комментированное
чтение; аналитическая работа с текстами художе-
ственных произведений; подготовка докладов и сооб-
щений; самостоятельная и групповая работа по зада-
ниям из учебника; подготовка к семинару (в том числеподготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание. проект
презентация
чтение наизусть
проверка конспектов
Особенности развития русской литературы вовторой половине XIX века  Аудирование; конспектирование; чтение; ком-
ментированное чтение; подготовка сообщений и до-
кладов; самостоятельная работа с источниками ин-
формации (дополнительная литература, энциклопедии,словари, в том числе Интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных
видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание. тест
презентация
исследовательская работа
проверка конспектов
опрос
Поэзия второй половины
XIX века  Аудирование; чтение и комментированное чте-
ние; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре. доклад
презентация
чтение наизусть
контрольная работа №5
Особенности развития ли-
тературы и других видов
искусства в начале XX
века ■ Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного плана; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа. тест
реферат
чтение наизусть
Особенности развития литературы 1920-х годов ■ Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного плана сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом. чтение наизусть
презентация
доклад
Особенности развития литературы 1930-х - начала 1940-х годов ■ Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебноисследовательская работа. презентация
чтение наизусть
тест
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет ■ Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения. чтение наизусть
сочинение
Особенности развития литературы 1950 - 1980-х годов ■ Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимо- оценивание; составление тезисного плана. тест
презентация
доклад
чтение наизусть
Русское литературное зарубежье 1920 - 1990 годов (три волны эмиграции) ■ Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений. эвристическая беседа
доклад
Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х ■ Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений. доклад
контрольная работа №6
экзамен