РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01. Русский язык и литература


Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Республики Бурятия
«Республиканский межотраслевой техникум»
Новобрянский филиал
РАСМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
И ОДОБРЕННО
На заседании МС Зам.по УМР Руководитель филиала ГАПОУ РБ «РМТ»
Председатель МО ЯковлеваН.С._______ Пешкова Е.А._______
Головащенко Л Н.__________ «___» ______2016г. «__»__________ 2016г
Протокол»__ от «__» _____2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01. Русский язык и литература
Профессия: Мастер по ТО и ремонту МТП.
Разработчик программы: Пешкова Е.А.
с.Новая Брянь 2016г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии Мастер по ТО и ремонту МТП 35.01.14.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Республиканский Межотраслевой Техникум » Новобрянский филиал.
Разработчики: Пешкова Е.А., преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОй ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации учебной дисциплины
31
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
34
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.01.14. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машино-тракторного парка.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 253 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 195 часов;
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (Литература)
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 253
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 195
в том числе: лекции 80
практические занятия 115
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельное чтение произведений
рефераты
3. подготовка презентаций 58
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (Русский язык)
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 90
в том числе: лекции 33
практические занятия 57
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельное чтение произведений
рефераты
3. подготовка презентаций 18
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: литература

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Введение 2 Тема 1.1.
Введение Содержание учебного материала Расцвет реализма в Русской литературе, её особая роль в жизни общества. 2
Раздел 2. Русская литература первой половины 19в 4
Тема 2.1. Творчество Пушкина.
Жизненный и творческий путь.
Лирика. Содержание учебного материала 1
Основные этапы с обобщением изученного. Лирики. «Поэт», «Вновь я посетил», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Свободы
сеятель пустынный». 2
2 Философское осмысление жизни, свободы , творчества и природы. 3 Религиозные мотивы и образы. Тема 2.2.
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. 4
Оценка романа в русской критике. История создания, лироэпический
характер «свободного романа. 5 Главные герои романа, причины их личной драмы . 6 Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа», Практические работы: 4
3
1. анализ текста стихотворений 2.подготовка к написанию сочинения 3.написание сочинения Самостоятельная работа обучающихся:
Чтение произведения «Медный всадник» 2 Тема 2.3. Творчество М.Ю.Лермонтова Содержание учебного материала 2
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова ( с обобщением изученного)
Для чтения и изучения
Лирика: «Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу».
Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность при «жажде жизни и избытке чувства» (В.Г.Белинский)
Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени». История души человеческой, не нашедшего высокой цели жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.
Практические работы: 6 3
Анализ текста стихотворений. Подготовка к написанию изложения Написание изложения Самостоятельная работа обучающихся:
«Демон» 2 3
Тема 2.3 Творчество Н.В.Гоголя Содержание учебного материала 2
2
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя (с обобщением изученного)
Для чтения и изучения:
Поэма «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы России: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно- историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение Чичикова .Образ автора. Единство сатирического и лирического начал,, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.
Практические работы: 8 3
Характеристика образа помещика по плану. Анализ текста и характеристика героев. Подготовка к написанию сочинения. Написание сочинения
Контрольная работа№1 по разделу 2 Русская литература первой половины 19в Самостоятельная работа обучающихся:
«Невский проспект» Контраст в изображении героев повести.
Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры.
2 3
Раздел 3 Литература второй половины 19 века.
Тема 3.1 Творчество А.Н.Островского Содержание учебного материала 4
2
1 Жизнь и творчество А.Н.Островского (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга) 2 Пьеса «Гроза» : Катерина и Кабаниха – два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы. Практические работы: 6 2
Анализ текста и характеристика героев.
Подготовка к написанию сочинения.
Написание сочинения Для самостоятельного изучения: драма «Бесприданница», «Снегурочка».
2 3
Тема 3.2 Творчество И.А.Гончарова Жизнь и творчество И.А.Гончарова.
Для чтения и изучения:
Роман :Обломов». «Свет» и «Тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения позиции автора. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание.
4
1
Практическая работа 2ч: анализ текста и характеристика героев.
2ч: Подготовка к написанию сочинения.
4 2
Развитие речи: написание сочинения
2 3
Для самостоятельного изучения: «Обыкновенная история»
Реферат-Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.
2 3
Тема 3.3. Творчество И.С.Тургенева Жизнь и творчество И.С.Тургенева ( с обобщением изученного)
Роман «Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей ( любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции ( испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.
4
2
Практическая работа 2ч: анализ текста и характеристика героев.
2ч: Подготовка к написанию сочинения.
4 2
Развитие речи: написание сочинения
2 3
Для самостоятельного изучения : «Рудин», «Наказание».
Презентация: Очерк жизни и творчества.
4 3
Тема3.4.
Творчество Н.С.Лескова Жизнь и творчество Н.С.Лескова ( с обобщением изученного)
Для чтения и изучения:
«Очарованный странник» Тема праведничества в рассказе . Язык рассказа.
2
1
Практическая работа Анализ эпизодов
4 2
Для самостоятельного изучения: «Леди Макбет Мценского уезда»
2 3
Контрольная работа по разделу 3 Литература второй половины 19 века
2 3

Раздел 4. Поэзия середины 19 века.
Тема 4.1. Творчество Ф.И.Тютчева. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева ( с обобщением изученного)
Для чтения и изучения: «Silentium», «К.Б.» , «я помню годы золотые»
Для чтения и бесед: «Умом Россию не понять», « Осенний вечер».
Тютчев – поэт –философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства в природе и душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.
4 1
Практическая работа 3ч: анализ текста стихотворений.
4 2
Для самостоятельного изучения Учить стихотворение на выбор.
2 3
Тема 4.2. Творчество А.А.Фета. Жизнь и творчество А.А.Фета ( с обобщением изученного)
Для чтения и изучения: «Сияла ночь», «Шепот, робкое дыхание», «Это утро, радость эта».
Для чтения и бесед: «Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом», «В лунном сиянии».
Традиционные поэтические темы – природа, любовь, творчество – и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А.А.Фет). Изображение мимолетных , изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.
4
1
Практическая работа: Сопоставление лирики А.А.Фета и Ф.И.Тютчева
4 3
Самостоятельная работа: Изучение стихов наизусть
2 3
Тема 4.3. Творчество Н.А.Некрасова. Жизнь и творчество Н.А.Нерасова.
Для чтения и изучения:
«Вчерашний день в часу шестом», «Поэт и гражданин», «Элегия»
Для чтения и бесед:
«В дороге», « Еду ли ночью по улице темной», « Тишина», О Муза ! Я у двери гроба».
Лирика Некрасова – воплощение страданий, дум, чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии.
Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным , поэтических и прозаических жанров; широкое использование фольклора.
Для чтения и изучения:
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания. Народно-поэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни. Тема судьбы России.
4 1
Практическая работа: анализ стихотворения 2ч: анализ эпизодов.
2ч: подбор материала для реферата.
4 3
Самостоятельная работа обучающихся
Реферат - Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».
2 3
Контрольная работа по разделу 4 Поэзия середины 19 века.
2 3

Раздел 5. Литература конца 19 века
Тема 5.1. Творчество Ф.М.Достоевского Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского.
Для чтения и изучения:
Роман «Преступление и наказание» . Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль.
4
1
Развитие речи: написание сочинения
2 3
Практическая работа: 1ч: Подготовка к написанию сочинения.
1ч: анализ текста и характеристика героев.
4 3
Для самостоятельного изучения : роман «Идиот» , «Братья Карамазовы».
2 3
Тема 5.2. Творчество М.Е.Салтыкова- Щедрина. Жижнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Для чтения и изучения:
Сказки : «Дикий помещик» ,»Премудрый пескарь».
Своеобразие сказов, схожесть и отличия от русских народных, поучительный характер сказок, использование приема аллегории и различных видов смеха. 2
1
Практическая работа: 1ч: анализ сказки «Господа Головлёвы» по плану
1ч: анализ сказки «История одного города» по плану
4 3
Для самостоятельного изучения: «Коняга», «Медведь на воеводстве»
2 3
Тема 5.3. Творчество Л.Н.Толстого Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.
Для чтения и изучения:
Роман «Война и мир»- роман –эпопея. Народ и личность – одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе ( вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев – простых солдат- как художественное открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе. Мировое значение творчества Л.Н.Толстого.
4
1
Практическая работа: 2ч: анализ эпизодов, характеристика персонажей.
4 2
Развитие речи: написание сочинения
2 3
Для самостоятельного изучения: роман «Анна Каренина», «Воскресенье».
4 3
Тема 5.4. Творчество А.П.Чехова Жизнь и творчество А.П.Чехова.
Для чтения и изучения:
Рассказы: «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник».
Чехов – враг пошлости, фальши и безразличия. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя- единомышленника.
Для чтения и изучения:
Пьеса «Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений, с одной стороны, и реальной жизни – с другой, как основа драматического конфликта. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Тоска по иной , истинной человеческой жизни Смысл названия пьесы. Лирическая комедия или драма?.
Новаторство Чехова – драматурга: обыденность изображаемых событий; психологический подтекст (роль пауз, лирических монологов, пейзажа, музыки). Пьесы Чехова на сцене.
4
1
Практическая работа 1ч: анализ эпизодов, характеристика персонажей
. 1ч подготовка к написанию сочинения. 4 2
Развитие речи: написание сочинения.
2 3
Для самостоятельного изучения: «Чайка», «Три сестры» ( на выбор)
3 3
Кон Контрольная работа по разделу 5 Литература конца 19 века 2 3


Раздел 6 Поэзия начала 20 века
1
Тема 6.1.
Направления серебряного века Литературные направления поэзии Серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм).
Для чтения и изучения:
И.Ф.Анненский «Мучительный сонет», «Бронзовый поэт», «Тоска мимолетности».
К.Д.Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени», «Заветы бытия».
В.Я.Брюсов « Хвала человеку», «Родной язык», «Юному поэту»
Н.С.Гумилев « Капитаны», « Я и вы», « Шестое чувство», « Жираф».
Игорь Северянин « Июльский полдень», « Родник», « Увертюра». 2
1
Самостоятельная внеурочная работа: Написание реферата « Поэт Серебряного века» 1 3
Практическая работа: 2ч: анализ текста стихотворений 2 3
Тема 6.2. Творчество А.А.Блока Жизнь и творчество А.А.Блока ( с обобщением изученного)
Для чтения и изучения:
«Незнакомка», « На поле Куликовом», « Россия», « «О доблестях, о подвигах , о славе».
Для чтения и бесед:
« Мне страшно с тобою встречаться…», « В ресторане», « Ночь, улица, фонарь, аптека», « Кармен».
Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов и противоречий жизни. Трагическое мироощущение лирического героя. Россия – центральная тема поэзии Блока. Многогранность любовной лирики. Символика образов. Изящество и музыкальность стиха.
Для чтения и изучения:
Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А.А.Якобсон). Композиция и язык поэмы.
2
1
Практическая работа : 2ч: анализ текста стихотворений
2 2
Тема 6.3. Творчество А.А.Ахматовой. Сведения о жизни и творчестве А.А.Ахматовой. ( с обобщением изученного)
Для чтения и изучения:
«Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью», « Я не знаю , ты жив или умер», « Мне голос был…», « Не с теми я , кто бросил землю», «Клятва», «Приморский сонет».
Главенство темы любви, облагораживающих страданий в ранней лирике Ахматовой. Усиление гражданских , патриотических мотивов, философских раздумий в более поздей лирике. Разговорность интонаций и лексики.
Поэма «Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий, евангельские мотивы и образы.
2
1
Для самостоятельного чтения: «Я пришла к поэту в гости», « Читатель», « Городу Пушкина», « Все души милых на высоких звездах».
1 3
Практическая работа: 1ч: анализ текста стихотворений
2 2
Тема 6.4. Творчество С.А.Есенина Жизнь и творчество С.А.Есенина ( с обобщением изученного)
Для чтения и изучения:
«Не жалею, не зову, не плачу», « Шаганэ, ты моя Шаганэ!», «Русь Советская».
Для чтения и бесед:
«Гой ты, Русь , моя родная!», « Письмо матери» , « Письмо к женщине».
Чувство любви к Родине, к природе родного края. Трагическое восприятие надвигающейся ломки в жизни деревни. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Щемящее чувство грусти от сознания быстротечности человеческого бытия. Народно-песенная основа лирики.
2
1
Для самостоятельного чтения: «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина»
1 3
Практическая работа: 1ч: анализ текста стихотворений
2 2
Тема 6.5. Творчество М.И.Цветаевой Сведения о жизни и творчестве М.И.Цветаевой.
Для чтения и изучения:
«Моим стихам, написанным так рано», « Имя твое- птица в руке», « Тоска по Родине»
Для чтения и бесед: «Вчера еще в глаза глядел», « Поэт – издалека заводит речь»
Поэзия Цветаевой – напряженный монолог на личные и гражданские темы. Обостренная искренность ее лирики. Интонационно- ритмическая экспрессивность стиха.
2 1
Контрольная работа по разделу 6 Поэзия начала 20 века
2 3

Раздел 7 Проза первой половины 20 века.
Тема 7.1. Творчество И.А.Бунина Жизнь и творчество И.А.Бунина.
Для чтения и изучения:
Рассказы : « Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».
Проникнутые грустью картину угасания « дворянских гнезд». Светлые и темные стороны деревенской жизни. Мотивы очищающего влияния родной природы. Обличение фальши современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством и наслаждением. Трагичность любви в произве6дениях Бунина 2
1
Практическая работа анализ эпизодов 2 2
Для самостеятельного чтения: «Деревня», «Грамматика любви». 1 3
Тема 7.2. Творчество А.И.Куприна Жизнь и творчество А.И.Куприна.
Для чтения и изучения:
«Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной , самоотверженной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры.
2 1
Практическая работа 2ч: анализ эпизодов
. 2 2
Тема 7.3. Творчество Максима Горького Жизнь и творчество ( с обобщением изученного)
Для чтения и изучения:
«Старуха Изергиль» . Проблема смысла жизни.
«На дне». Философская проблематика пьесы, сила социального обличения. Споры о предназначении человека. Гуманизм – милосердие – жалость. Композиция пьесы. Афористичность языка. 2 1
Практическая работа2ч: анализ эпизодов, характеристика персонажей 2 2
Самостоятельная работа: читать на выбор «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», презентация «Творчество М. Горького 1 Тема 7.4. Творчество М.А.Булгакова Жизнь и творчество М.А.Булгакова.
Для чтения и изучения:
«Мастер и Маргарита». Особенность жанра ( сочетание реальности и фантастики; трагизм, сатира, лиризм). Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Проблемы творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.
2
2
Практическая работа: анализ эпизодов, характеристика персонажей
2 3
Развитие речи : написание сочинения 2 3
Тема 7.5. Творчество А.П.Платонова Жизнь и творчество А.П.Платонова.
Для чтения и изучения: «Сокровенный человек». Герои повести – правдоискатель и народный философ. Значение образа Шарикова. Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка. 2 1
Практическая работа: : анализ эпизодов, характеристика персонажей 2 2
Самостоятельная работа: читать «Котлован» 1 Тема 7.6. Творчество М.А.Шолохова Жизнь и творчество Шолохова М.А. ( обобщением изученного)
«Тихий Дон». (обзор с чтением и разбором избранных глав и страниц). «Тихий Дон» - роман –эпопея. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа. Яркость, многоцветность языка, роль диалектов.
2
2
Практическая работа: анализ эпизодов, характеристика Мелехова по плану.
2 3
Для самостоятельного изучения: «Поднятая целина»
2 3
Контрольная работа по разделу 7 Проза первой половины 20 века.
2 3

Раздел 8 Литература о Великой Отечественной войне
Тема 8.1.
Поэзия о войне
Тема 8.2. Проза о войне К.М. Симонов «Ты помнишь , Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь», А.А.Сурков « Бьется в тесной печурке огонь», М.Искаковский «Враги сожгли родную хату», О.Берггольц «Февральский дневник», П.Коган «Нам лечь, где лечь», Давид Самойлов « Сороковые», С.Гудзенко «Перед атакой».
Для чтения и изучения:
В.П.Некрасов «В окопах Сталинграда», В.Л.Кондратьев «Сашка», К.Воробьев «Убиты под Москвой», В.Быков «Сотников».
2
1
Практическая работа: подготовка к написанию сочинения 2 2
Для самостоятельного чтения: П.Проскурин «Судьба» 1 3
Контрольная работа по разделу 8
2 3

Раздел 9 Поэзия середины ХХ века
Тема 9.1.
Творчество Б. Пастернака
Тема 9.2.
Творчество Н.Заболоцкого
Тема 9.3. Творчество А.Т.Твардовского Н.А.Заболоцкий. Жизнь и творчество.
Для чтения и изучения:
«Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», « Некрасивая девочка».
Философичность лирики Заболоцкого, поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души.
А.Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве ( с обобщением изученного)
Для чтения и изучения:
Лирика: «Я не знаю никакой вины», «Памяти матери».
Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь и страдания окружающих. Народность поэзии Твардовского.
Б.Пастернак. Жизнь и творчество.
Для чтения и изучения:
«Про эти стихи», «Определение поэзии», «На ранних поездах», Гамлет», стихи из романа «Доктор Живаго».
Темы природы, любви, Родины, назначения поэзии. Христианские мотивы в стихах романа «Доктор Живаго». Поиски простоты и ясности стиля. Жизнеутверждающее начало в поэзии. 2
1
Практическая работа анализ стихов, художественное своеобразие творчества А. Твардовского.
Реферат 2 2
Для самостоятельного изучения: (наизусть) «Я убит подо Ржевом»
2 3
Раздел 10 Проза середины 20 века
Тема 10.1.
Творчество А.И.Солженицына
Тема 10.2.
Творчество В.Распутина
Тема 10.3.
Творчество В.Астафьева
Тема 10.4.
Творчество В.Шукшина А.И.Солженицын . Жизнь и творчество.
Для чтения и изучения «Один день Ивана Денисовича»
Нравственная позиция Шухова, Острота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего.
«Матренин двор»
Нравственные проблемы рассказа, особенности композиции и временного пространства рассказа. Образ праведницы.
Жизнь и творчество Распутина.
Для чтения и изучения:
«Прощание с Матерой». Нравственные проблемы повести. Тема памяти и человеческого отношения к природе.
Жизнь и творчество В.Астафьева.
Для чтения и изучения:
«Царь- рыба». Экологические проблемы и проблемы нравственности в повести. Губители природы и отношение к ним автора.
Жизнь и творчество Шукшина.
Деревенская проза В.Шу1кшина.
Для чтения и изучения:
Рассказы: «Срезал», «Алеша Бесконвойный», «Чудик», «Обида». Деревенские жители в изображение Шукшина. Разнообразие человеческих характеров.
4
1
Для самостоятельного чтения: роман «Любавины» 2 3
Практическая работа: анализ рассказа по плану. 2 2
Контрольная работа по разделу 10 Проза середины 20 века 1 3
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места (30 мест);
- рабочее место преподавателя (1 место);
Технические средства обучения: компьютеры, проектор, программное обеспечение общего назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Лебедев В. Учебник по русской литературе 19 века в 2 частях- М.: Просвещение, 2010
Журавлева Л. Учебник по литературе для 11 классов в 2-х частях – М.: Просвещение, 2010
Кутузова А.Г. В мире литературы 10кл и 11 кл – М.: Дрофа, 2005
Силинская В Мире Литературы (10 и 11 кл) – Методические материалы- М.: Дрофа, 2005
Кучина А.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе.- М.: Дрофа, 2005
Интернет-источники:
Министерство образования и науки РФ www.mon. gov.ru
Российский образовательный портал www.edu.ru
Департамент образования Республики Бурятия www.edu03.ru
Республиканский институт усовершенствования учителей www.rikuorb.ru.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, презентаций, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается аттестацией в форме дифференцированного зачета, которую проводит комиссия. В состав комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения по основной профессиональной образовательной программе.
Для аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения:
Характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и композиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;
Характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и драматических произведений;
Выявлять особенности поэтической речи изученных стихотворений и давать им обоснованную оценку;
Читать выразительно прозу и стихи;
Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
Писать сочинения различных жанров: сочинения –рассуждения, анализ эпизода, лирического стихотворения, эссе;
Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение или критическую статью.
ЗНАНИЯ:
Осваивая художественное произведения, указанные в программе, обучающиеся овладевают знаниями:
Историко-литературными: о наиболее существенных литературных направлениях ( классицизме, романтизме, реализме, символизме, акмеизме, футуризме); о жизни и творчестве писателей.
Теоретико-литературными: об общечеловеческом и конкретно-историческом значении художественных произведений; о родах, жанрах литературы и основных способах выражения в них авторского сознания; о литературном произведении как художественном единстве и о его компонентах. - сообщения
- тестовые задания
- доклад
- самостоятельная работа
- тестовые задания
-сочинение
- реферат
- презентация
- практические занятия
-тестирование
- практические занятия
- тестирование
- контрольные работы
-презентация, доклад