РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01. «Русский язык и литература». 43.01.06. «Проводник на железнодорожном транспорте».

 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение
«УНЕЧСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
имени героя россии а.в.рассказы»
г. Унеча Брянской области



«Утверждаю»:
Зам. директора по УПР
___________В.М. Боровков
«30» августа 2016г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.01. «Русский язык и литература».

43.01.06. «Проводник на железнодорожном транспорте».

Срок обучения: 2 года 10 месяцев






Рассмотрена и одобрена на заседании
МО гуманитарного и социально-экономического циклов
Протокол №1
« 30 » августа 2016 г.
Председатель МО _______Е.А.Жукова



2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. разработана на основе приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО», и Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Унечский индустриальный техникум» (ГБПОУ «УИТ имени Героя России А.В. Рассказы»), г. Унеча, Брянская область.

Разработчик:
Жукова Е.А.. - преподаватель ГБПОУ «УИТ имени Героя России
А.В. Рассказы».



Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (ГАУДПО(ПК)С БИПКРО).

Заключение Экспертного совета №_________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9

условия реализации учебной дисциплины
38

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

41

























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и литература
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО: 43.01.06 «Проводник на железнодорожном транспорте».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится к общеобразовательным учебным дисциплинам.
1.3. Цели учебной дисциплины:
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой);
совершенствование умений обучающимися осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить её содержание в необходимом объёме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций происходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретённых знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского фязыка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к теме, проблеме текста в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учётом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В программе прослеживаются межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла: историей, обществознанием, иностранным языком, включена профессиональная направленность, которая прослеживается в заданиях по изучению профессиональной лексики, терминологии, предлагаемых обучающимся для работы.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 413 часов, в том числе:
обязательная аудиторная работа обучающегося - 293 часа;
самостоятельная работа обучающегося - 120 часов.
Изучение предмета заканчивается экзаменом.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и литература
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
413

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
293

в том числе:


практические занятия
147

Самостоятельная работа студента (всего)
120

Итоговая аттестация в форме экзамена
























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература».
Наименование разделов и тем
Номер
урока
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уро-вень освое-ния

1
2
3
4
5



I семестр
68


Введение.

Содержание учебного материала
2



1.
1.Русский язык в современном мире.
1
2


2.
2.Русская литература 19 века в контексте мировой культуры.
1
2



Практические занятия
2



3.
№1.Входной контроль в форме диктанта «Великий язык».
1



4.
№2.Анализ диктанта.
1




Самостоятельные работы обучающихся
3




№1.Подготовьте реферат на тему: «Русский язык среди других языков мира».
1




№2.Подготовьте доклад на тему: «Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка».
1




№3.Подготовьте сообщение на тему: «Русский язык в межнациональном общении».
1


Русская литература XIX века.
Раздел 1.Развитие русской литературы и культур в первой половине 19 века.

26


Тема 1.1.
Русская литература первой половины XIX века.

Содержание учебного материала
1



5.
3. Романтизм - ведущее направление русской литературы I половины XIX века.
1
2

Тема 1.2.
А.С.Пушкин
(1799-1837).

Содержание учебного материала
2



6.
4. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.
1
2


7.
5.Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина.
1
2



Практические занятия
3



8.
№3.Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.
1



9.
№4.Философская лирика А.С. Пушкина.
1



10.
№5.Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник».
1




Самостоятельные работы обучающихся
4




№4.Подготовить доклад на тему: «А.С. Пушкин - создатель русского литературного языка».
1




№5.Подготовить сообщение: «Критики об А.С. Пушкине».
1




№6.Напишите доклад на тему: «Роль Пушкина в развитии отечественной прозы, поэзии и драматургии».
1




№7.Подготовить материал для словарной статьи «Элегия».
1


Тема 1.3.
М.Ю.Лермонтов
(1814-1841).


Содержание учебного материала
1



11.
6.М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.
1
2



Практические занятия
3



12.
№6.Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.
1



13.
№7.Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Поэт и общество.
1



14.
№8.Трагизм любовной лирики М.Ю.Лермонтова.
1




Самостоятельные работы обучающихся
5




№8.Подготовить сообщение: «Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю. Лермонтова».
1




№9.Подготовить доклад: «М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников».
1




№10.Подготовить сообщение: «Критики о М.Ю. Лермонтове».
1




№11.Подготовить заочную экскурсию в один из музеев М.Ю. Лермонтова.
1




№12.Подготовить презентацию: «М.Ю. Лермонтов-художник».
1


Тема 1.4.
Н.В.Гоголь
(1809-1852).


Содержание учебного материала
1



15.
7.Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество.
1
2



Практические занятия
4



16.
№9.«Петербургские повести» Н.В.Гоголя.
1



17.
№10.Н.В. Гоголь «Портрет».
1



18.
№11.Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.
1



19.
№12.Тестовая работа по теме «Литература первой половины 19 века».
1




Самостоятельные работы обучающихся
2




№13-14.Прочитать и сделать конспект критических статей о Гоголе
(В. Белинский, А. Григорьев).
2


Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи.
31


Тема 2.1.
Язык и речь.

Содержание учебного материала.
2



20.
8.Язык и речь.
1
2


21.
9.Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
1
2



Практическое занятие
1



22.
№13.Составление связного высказывания на заданную тему, в то числе на лингвистическую.
1


Тема 2.2.
Функциональные стили речи и их особенности.

Содержание учебного материала
6



23.
10.Функциональные стили речи.
1
2


24.
11.Разговорный стиль речи.
1
2


25.
12.Научный стиль речи.
1
2


26.
13.Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение.
1
2


27.
14.Публицистический стиль речи.
1
2


28.
15.Художественный стиль речи.
1
2



Практические занятия
3



29.
№14.Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.
1



30-31.
№15-16.Изложение с элементами сочинения о родном крае.
2


Тема 2.3.
Текст как произведение речи.

Содержание учебного материала
2



32.
16.Текст, его признаки и структура.
1
2


33.
17.Сложное синтаксическое целое.
1
2



Практические занятия
2



34.
№17.Определение типа, стиля, жанра текста ( по заданному способу).
1



35.
№18.Освоение видов переработки текста.
1


Тема 2.4.
Функционально-смысловые типы речи.

Содержание учебного материала
1



36.
18.Повествование. Описание. Рассуждение.
1
2



Практические занятия
3



37.
№19.Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
1



38.
№20.Сочинение-описание «Мой техникум».
1



39.
№21.Обобщающий урок по разделу: «Язык и речь. Функциональные стили речи».
1




Самостоятельные работы обучающихся
11




№15.Подготовить доклад на тему: «Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи».
1




№16.Подготовить презентацию на тему: «Виды делового общения, их языковые особенности».
1




№17.Подготовить сообщение на тему: «Языковые особенности научного стиля речи».
1




№18. Подготовить презентацию на тему: «Публицистический стиль: языковые особенности, сфера использования».
1




№19. Подготовить доклад на тему: «Экспрессивные средства языка в художественном тексте. СМИ и культура речи».
1




№20. Подготовить сообщение на тему: «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения».
1




№21. Подготовить доклад на тему: «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы».
1




№22. Подготовить сообщение на тему: «Вопросы экологии русского языка».
1




№23. Подготовить презентацию на тему: «Особенности художественного стиля».
1




№24. Подготовить презентацию на тему: «Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю».
1


РАЗДЕЛ 3. Лексикология и фразеология.
17


Тема 3.1.
Лексика.

Содержание учебного материала
7



40.
19.Слово в лексической системе языка.
1
2


41.
20.Изобразительно-выразительные средства русского языка.
1
2


42.
21.Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
1
2


43.
22.Русская лексика с точки зрения ее происхождения.
1
2


44.
23.Лексика с точки зрения ее употребления.
1
2


45.
24.Активный и пассивный словарный запас.
1
2


46.
25.Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
1
2



Практические занятия
2



47.
№22.Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
1



48.
№23.Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему.
1


Тема 3.2.
Фразеология.

Содержание учебного материала
2



49.
26.Фразеологизмы.
1
2


50.
27.Словари русского языка.
1
2

Тема 3.3.
Лексические нормы.

Содержание учебного материала
1



51.
28.Лексические ошибки и их исправление.
1
2



Практические занятия
2



52.
№24.Лексический и фразеологический анализ слова.
1



53.
№25.Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц - выведение алгоритма лексического анализа.
1




Самостоятельные работы обучающихся
3




№25.Работа со словарями: толковым, фразеологическим, синонимов, иностранных слов, словарём В. Даля. Определение значения слов путём подбора синонимов, развёрнутого толкования.
1




№26. Подготовить сообщение на тему: «В.И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка»».
1




№27.Подготовить связное высказывание «Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке».
1


Раздел 4. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.
88


Тема 4.1.
Русская литература второй половины XIX века.

Содержание учебного материала
1



54.
29.Русская литература второй половины XIX века
1
2

Тема 4.2.
А.Н. Островский
(1823-1886).

Содержание учебного материала
2



55.
30.А.Н.Островский. Жизнь и творчество.
1
2


56.
31.Драма «Гроза». История создания, система образов, смысл названия.
1
2



Практические занятия
5



57.
№26.Город Калинов и его обитатели.
1



58.
№27.Протест Катерины против «темного царства».
1



59.
№28.А. Н. Островский в критике.
1



60-61.
№29-30.Тестовая работа по творчеству А. Н. Островского.
2




Самостоятельные работы обучающихся
2




№28.Подготовить доклад: «Значение творчества А. Н. Островского в истории русского театра.
1




№29.Подготовить презентацию на тему: «Экранизация произведений Н.А.Островского».
1


Тема 4.3.
И.А. Гончаров
(1812-1891).

Содержание учебного материала
3



62.
32.И.А.Гончаров. Жизнь и творчество.
1
2


63.
33.Романа «Обломов». Творческая история, своеобразие сюжета и жанра.
1
2


64.
34.Обломов- «коренной народный наш тип».
1
2



Практические занятия
3



65.
№31.Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.
1



66.
№32.«Обломов» как роман о любви.
1



67.
№33. Роман «Обломов» в русской критике.
1




Самостоятельные работы обучающихся
2




№30.Подготовить сообщение на тему: «И.А.Гончаров в воспоминаниях современников».
1




№31.Подготовить материал для словарной статьи: «Социально-психологический роман».
1




Практическое занятие
1



68.
№34 в форме зачета.
1


II семестр

Тема 4.4.
И.С. Тургенев
(1818-1883).

Содержание учебного материала
3



69.
35.Жизнь и творчество И.С.Тургенева.
1
2


70.
36.Роман «Отцы и дети». Смысл названия, проблематика, особенности композиции.
1
2


71.
37. Базаров – герой своего времени
1
2



Практические занятия
4



72.
№35.Любовь в романе «Отцы и дети».
1



73.
№36.Базаров и родители.
1



74.
№37.Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».
1



75.
№38.Тестовая работа по творчеству И.С.Тургенева.
1




Самостоятельные работы обучающихся
3




№32.Подготовить доклад на тему: «Психологизм творчества И. С. Тургенева».





№33.Подготовить сообщение на тему: «Полина Виардо в жизни И.С.Тургенева».





№34.Подготовить заочную экскурсию «Музей - заповедник
И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове».



Тема 4.5.
Н.Г.Чернышевский.
(1828-1889)

Содержание учебного материала.
1



76.
38.Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество.
1
2



Практические занятия.
1



77.
№39.Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Обзор.
1




Самостоятельные работы обучающихся.
2




№35.Подготовить реферат на тему: «Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе "Что делать?"».
1




№36.Подготовить сообщение на тему: «Общество будущего в романе И.Г.Чернышевского “Что делать?”».
1


Тема 4.6.
Н.С. Лесков
(1831-1895).

Содержание учебного материала
2



78.
39.Сведения из биографии Н.С.Лескова.
1
2


79.
40.Повесть «Очарованный странник».
1
2



Практическое занятие
1



80.
№40.Образ Ивана Флягина.
1




Самостоятельные работы обучающихся
2




№37.Подготовить реферат на тему: «Праведники в творчестве Н.С.Лескова».
1




№38. Подготовить сообщение на тему: «Художественный мир
Н. С. Лескова».
1




Тема 4.7.
М.Е. Салтыков-Щедрин.
(1826-1889).

Содержание учебного материала
1



81.
41.М.Е. Салтыков- Щедрин. Личность и творчество.
1
2



Практические занятия
3



82.
№41.Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1



83.
№42.Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
1



84.
№43.Письменная работа по творчеству Н.Г.Чернышевского,
Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова - Щедрина.
1




Самостоятельные работы обучающихся
2




№39.Подготовить реферат на тему: «Понятие об условности в искусстве».
1




№40.Подготовить сообщение на тему: «Сказки и сказочная фантастика М.Е.Салтыкова-Щедрина».
1


Тема 4.8.
Ф.М. Достоевский (1821-1881).

Содержание учебного материала
2



85.
42.Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба.
1
2


86.
43. Замысел роман «Преступление и наказание» и его воплощение.
1
2



Практические занятия
7



87.
№44.Петербург обездоленных и униженных в романе.
1



88.
№45.«Теория» Родиона Раскольникова.
1



89.
№46.«Двойники» Раскольникова.
1



90.
№47.Значение образа Сонечки Мармеладовой в романе.
1



91.
№48.Суд души Раскольникова.
1



92-93.
№49-50.Сочинение или изложение с творческим заданием по творчеству Ф.М.Достоевского.
2




Самостоятельные работы обучающихся
5




№41-42.Прочитать и сделать конспект критических статей о творчестве Достоевского (Н. Страхов, Д. Писарев, В. Розанов и др.)
2




№43.Подготовить сообщение на тему: «Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблемы нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира».
1




№43-45. Подготовить реферат на тему: Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2


Тема 4.9.
Л.Н. Толстой
(1828-1910).

Содержание учебного материала
3



94.
44.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба.
1
2


95.
45.«Война и мир». История создания, особенности жанра и композиции.
1
2


96.
46.Салон А.П. Шерер.
1
2



Практические занятия
9



97.
№51.Духовные искания Андрея Болконского.
1



98.
№52.Духовные искания Пьера Безухова.
1



99.
№53.Авторский идеал семьи. Женские образы в романе.
1



100.
№54.Мини-сочинение «Характеристика литературного героя».
1



101.
№55. Картины войны 1805.
1



102.
№56. Бородинская битва - кульминационный момент романа, партизанская война в романе
1



103.
№57. Кутузов и Наполеон. Роль личности в истории в понимании
Л.Н. Толстого.
1



104-105.
№58-59.Сочинение по проблемному вопросу по творчеству
Л.Н Толстого.
2




Самостоятельные работы обучающихся
3




№46.Напишите реферат на тему: «Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого».
1




№47.Подготовить сообщение на тему: «Особенности поэтики Толстого».
1




№48.Подготовить презентацию по теме: «Наташа Ростова любимая героиня Толстого».
1


Тема 4.10.
А.П.Чехов
(1860-1904).

Содержание учебного материала
3



106.
47.А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Пародийность ранних рассказов.
1
2


107
48.Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.
1
2


108.
49.Духовная деградация человека в рассказе «Ионыч».
1
2



Практические занятия
4



109.
№60.«Вишневый сад»- вершина драматургии А.П. Чехова.
1



110.
№61.Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.
1



111.
№62.Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.
1



112.
№63. Значение творчества А. П. Чехова для мировой литературы и театра.
1



113.
№64.Тестовая работа по творчеству А. П. Чехова.
1




Самостоятельные работы обучающихся
3




№49-50.Прочитать и сделать конспект критических статей о Чехове
(И. Анненский, В. Пьецух).
2




№51.Подготовить сообщение «Тема интеллигентного человека в творчестве А.П. Чехова».
1


Тема 4.11.
Зарубежная литература (обзор).

Содержание учебного материала
2



114-115.
50-51.Обзор зарубежной литературы.
В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек», Г.Флобер «Саламбо», поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).
2
2



Самостоятельные работы обучающихся
2




№52.Прочитать произведения: В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек», Г.Флобер «Саламбо».
1




№53.Подготовить доклад на тему: «Поэты-импрессионисты
(Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.)».
1


РАЗДЕЛ 5. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
15


Тема 5.1.
Фонетика.

Содержание учебного материала
1



116.
52.Фонетические единицы.
1
2



Практическое занятие
1



117.
№65.Наблюдение над выразительными средствами фонетики.
1


Тема 5.2.
Орфоэпия.

Содержание учебного материала
2



118.
53.Орфоэпия. Основные правила произношения..
1
2


119.
54.Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
1
2



Практическое занятие
1



120.
№66.Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
1


Тема 5.3.
Орфография.

Содержание учебного материала
5



121.
55.Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
1
2


122.
56.Употребление буквы ь.
1
2


123.
57.Правописание о/е после шипящих и ц.
1
2


124.
58.Правописание приставок на з- / с-.
1
2


125.
59.Правописание и/ы после приставок.
1
2



Практические занятия
2



126.
№67.Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
1



127.
№68.Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.
1




Самостоятельные работы обучающихся
3




№54.Изучить акцентологический минимум.
1




№55.Подготовить сообщение на тему «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация».
1




№56.Подготовить реферат на тему: «Русское письмо и его эволюция».
1


Раздел 6. Поэзия второй половины XIX века
23


Тема 6.1.
Ф.И. Тютчев
(1803-1873).

Содержание учебного материала
1



128.
60.Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество.
1
2



Практическое занятие.
1



129.
№69.Основные темы и мотивы, образы поэзии Ф.И.Тютчева.
1


Тема 6.2.
А.А. Фет
(1820-1892).

Содержание учебного материала
1



130.
61.Жизнь и творчество А.А.Фета.
1
2



Практическое занятие.
1



131.
№70.Основные темы и мотивы лирики А.А.Фета.
1


Тема 6.3.
А.К. Толстой
(1817-1875).

Содержание учебного материала
1



132.
62. А.К.Толстой. Жизнь и творчество.
1
2



Практическое занятие.
1



133.
№71.Особенности лирики А.К.Толстого.
1




Самостоятельные работы обучающихся
6




№57.Подготовить доклад на тему: «А. А. Фет переводчик».
1




№58.Подготовить сообщение на тему «Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой» в лирике Ф.И. Тютчева».
1




№59.Подготовить сообщение на тему: «Дружба двух поэтов:
Ф. И. Тютчев и Г. Гейне».
1




№60.Подготовить презентацию на тему: «Жизнь стихотворений
А. А.Фета в музыкальном искусстве».
1




№61. Подготовить доклад на тему: «А. К. Толстой прозаик».
1




№62. Подготовить доклад на тему: «А. К. Толстой драматург».
1


Тема 6.4.
Н.А. Некрасов
(1821-1878).

Содержание учебного материала
2



134.
63.Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество.
1
2


135.
64.Н.А. Некрасов о поэтическом творчестве как служении народу.
1
2



Практические занятия
4



136.
№72.«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы.
1



137.
№73.Образы крестьян и помещиков в поэме.
1



138.
№74.Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо?».
1



139.
№75.Тестовая работа по творчеству Н.А. Некрасова.
1




Самостоятельные работы обучающихся
4




№63-64.Подготовить презентацию «Некрасовский “Современник”».
2




№65-66.Подготовить сообщение: «Новаторство Н. А.Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)».
2



140.
Дифференцированный зачет.





III семестр



Литература XX века.
Раздел 7.Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века.

68


Тема 7.1.
Литература на рубеже веков.
И.А. Бунин
(1870-1953).


Содержание учебного материала
23



141.
65.Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа 19-20 веков и его отражение в литературе.
1
2



Практические занятия
2



142.
№76.И.А. Бунин. Жизнь и творчество.
1



143.
№77.Тема любви в сборнике рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи».
1




Самостоятельные работы обучающихся
1




№67.Тема дворянских гнезд в творчестве А. П. Чехова и И.А.Бунина.
1


Тема 7.2.
А.И. Куприн
(1870-1938).

Практическое занятие.
1



144.
№78.Сведения из биографии А.И.Куприна. «Гранатовый браслет».
1




Самостоятельные работы обучающихся
2




№68.Подготовить сообщение на тему: «Трагизм любви в творчестве
А. И.Куприна».
1




№69.Подготовить доклад на тему «Обличительные мотивы в творчестве А. И. Куприна. Образ русского офицера в литературной традиции («Поединок»)».
1


Тема 7.3.

М. Горький
(1868-1936).

Практические занятия
5



145.
№79.М.Горький. Жизнь и творчество.
1



146.
№80.«Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.
1



147.
№81.«На дне» как социально - философская драма.
1



148.
№82.Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения.
1



149.
№83.Письменная работа по творчеству А.М.Горького.
1




Самостоятельные работы обучающихся
1




№70.Подготовить сообщение на тему: ««Гордый человек» в произведениях Ф.М.Достоевского и М.Горького».
1


Тема 7.4.
Серебряный век русской поэзии.

Практическое занятие
1



150.
№84.Серебряный век русской поэзии.
1




Самостоятельные работы обучающихся
6




№71. Напишите доклад на тему: «Основные темы и мотивы поэзии
В. Брюсова».
1




№72. Напишите сообщение на тему: «Основные темы и мотивы поэзии
К. Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов».
1




№73. Напишите сообщение на тему: «Интуитивное постижение действительности в лирике А.Белого. Тема родины, боль и тревога за судьбы России».
1




№74.Подготовить доклад на тему: «Героизация действительности в поэзии Н.Гумилева, романтическая традиция в его лирике».
1




№75. Напишите доклад на тему: «Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии И.Северянина, оригинальность его словотворчества».
1




№76. Напишите сообщение на тему: «Слово в художественном мире поэзии В.Хлебникова. Поэтические эксперименты».
1


Тема 7.5.
А.А. Блок
(1880-1921).


Содржание учебного материала
1



151.
66.А.А.Блок. Жизнь и творчество.
1
2



Практические занятия
2



152.
№85.Основные темы и мотивы лирики А.А. Блока.
1



153.
№86.Поэма А.А. Блока «Двенадцать».
1


РАЗДЕЛ 8. Морфемика, словообразование, орфография.
12


Тема 8.1.
Морфемика.

Содержание учебного материала
1



154.
67.Понятие морфемы как значимой части слова.
1
2



Практическое занятие
1



155.
№87.Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
1


Тема 8.2. Словообразование.

Содержание учебного материала.
1



156.
68.Основные способы словообразования в русском языке.
1
2



Практическое занятие
1



157.
№88.Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами.
1


Тема 8.3.
Орфография.

Содержание учебного материала
3



158.
69.Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
1
2


159.
70.Правописание приставок при-/пре-.
1
2


160.
71.Правописание сложных слов.
1
2



Практические занятия
2



161.
№89.Состаление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры.
1



162.
№90.Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов.
1




Самостоятельные работы обучающихся
3




№77.Подготовьте реферат на тему «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке».
1




№78.Работа с этимологическим словарем по происхождению своих имени, фамилии.
2


Раздел 9. Особенности развития литературы 1920-х годов.
13


Тема 9.1.
Особенности развития литературы 1920-х годов.

Практическое занятие
1



163.
№91.Литературный процесс 1920-х годов.
1


Тема 9.2.
В.В. Маяковский
(1893-1930).

Практические занятия
3



164.
№92.В.В.Маяковского. Жизнь и творчество
1



165.
№93.Основные темы и проблемы лирики В.В Маяковского.
1



166.
№94.Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».
1




Самостоятельные работы обучающихся
2




№79.На
·