Программа по предмету Русский язык и литература.Русский язык для специальностей СПО

Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
" Подольский промышленно-экономический техникум
имени А.В.Никулина"






СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР Директор ГБПОУ МО "ППЭТ им. А.В.Никулина"
________Лебедь-Шарлевич М.Д. ________________ Ступин С.В.
"_____"_____________201__г. "_____"______________201__г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК".


Специальность СПО:

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании;
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена:

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании;
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


Авторы:
Назарова Людмила Михайловна;
Садовникова Юлия Анатольевна
Программа рассмотрена на заседании ЦМК
общеобразовательных дисциплин
Протокол № __ "____"_____________201__г.
Федеральный компонент реализован полностью.
Председатель ЦМК
_________________/Мардасова Н.А/




г. Подольск
201__г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК" для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением "Федеральный институт развития образования" (ФГАУ "ФИРО" в качестве программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
( Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.)
Научный руководитель: Рыкова Е.А., главный научный сотрудник Центра профессионального образования ФГАУ "ФИРО" , доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Президента РФ в области образования.
Автор: Воителева Т.М., доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы ГОУ ВПО МГОУ.
Рецензенты:
Р.А.Дощинский, доцент кафедры филологии областного ГОУ ВПО "Московский институт открытого образования", кандидат педагогических наук; Е.Д.Безина, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ "Московский образовательный комплекс им. В.Талалихина" г.Москва.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями
по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).



Организация-разработчик:
Государственное образовательное профессиональное учреждение Московской области "Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина".

Разработчики:

Назарова Л.М., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО
"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина";

Садовникова Ю.А., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО
"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина".







I. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Русский язык и литература. Русский язык"

1.1. Область применения рабочей программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена:
43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании;
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;
со сроком обучения 3 года 10 месяцев.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями
по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные дисциплины базовые.
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» является
частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной
области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОИ СПО на базе
основного общего образования.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено
на достижение следующих целей:
совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,
правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и
письменной речи в разных речевых ситуациях;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов
компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, программы
подготовки специалистов среднего звена..
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного
процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению
обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над
особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для
осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать
устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме,
создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и
типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения
основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения
пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

Результаты освоения учебной дисциплины.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский
язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и
отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на
протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и
других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;

- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных
высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения
когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной
(на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой деятельностью;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной
в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: 117 час, из них аудиторная
(обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия,
78 часов;
внеаудиторная самостоятельная работа студентов 39 часов;






















2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


практические занятия
28

контрольные работы
7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39

Итоговая аттестация в форме экзамена



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.РУССКИЙ ЯЗЫК"

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение.
Содержание учебного материала
2



1
Урок 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
1
2


2
Урок 2. Русский язык в современном мире. Входной контроль.
1
2


Практическая часть: запись текста «Язык и культура», объяснение изученных орфограмм.




Самостоятельная работа обучающихся: докладов: «Русский язык в современном мире. Язык и его функции»,
«Язык и культура», «Культура речи. Нормы русского языка».
2


Раздел 1.
Язык и речь. Функциональные стили речи.

11


Тема 1.1.
Язык и речь.

Содержание учебного материала
1



1
Урок 3. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

2


Практическая часть: повторение правописания безударных гласных в корне слова, звонких и глухих согласных.




Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов: «Разговорный стиль языка», «Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом».
1


Тема 1.2.
Функциональные стили речи. Разговорный стиль.
Содержание учебного материала
1



1
Урок 4. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи.

2


Практическая часть: правописание приставок на З\С, ПРЕ-/ПРИ-.




Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов «Научный стиль языка»



Тема 1.3.
Научный стиль.
Содержание учебного материала
1



1
Урок 5. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля.

2


Практическая часть: правописание личных окончаний глагола.




Самостоятельная работа обучающихся. Работа с научной литературой, определение специфики научного стиля, подготовка докладов «Официально-деловой стиль».



Тема 1.4.
Официально-деловой стиль.
Содержание учебного материала
1



1
Урок 6. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение.

2


Практическая часть: правописание падежных окончаний имён существительных.




Самостоятельная работа обучающихся. Составление и оформление разного рода документов для овладения официально-деловым стилем, доклад «Стилистика и синонимические средства языка»
1


Тема 1.5.
Публицистический стиль.
Содержание учебного материала
1



1
Урок 7. Публицистический стиль речи, его назначение.

2


Практическая часть: работа с публицистической литературой, повторение изученных орфограмм, подготовка к диктанту.




Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка докладов «Художественный стиль». Работа с публицистической литературой, определение специфики публицистического стиля.



Тема 1.6.
Художественный стиль.
Содержание учебного материала
1



1
Урок 8. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

2


Практическая часть: работа с текстом, определение принадлежности к тому или иному стилю.




Урок 9. Контрольная работа. Тест.
1



Самостоятельная работа обучающихся: подобрать тексты разных стилей, доказать принадлежность данных текстов к тому или иному стилю.



Тема 1.7.
Текст как произведение речи.
Содержание учебного материала
1



1
Урок 10. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.

2


Практическая часть: записать текст, объяснить все орфограммы и знаки препинания; определить смысловые отношения между предложениями; указать способы и средства связи предложений в тексте; определить языковые средства, с помощью которых создаются художественные образы в тексте; доказать принадлежность текста к тому или иному стилю.




Самостоятельная работа обучающихся. Составление текстов для отработки правил речевого этикета, доклад
«Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю».
1


Тема 1.8.
Функционально-смысловые типы речи.
Содержание учебного материала
1



1
Урок 11. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

2


Практическая часть: работа с текстами, определение типа речи текста, составление текста с различными типами речи.




Самостоятельная работа обучающихся: написание сочинения-рассуждения «Почему я изучаю русский язык»



Тема 1.9.
Лингвостилистический анализ текста.
Содержание учебного материала
2



1
Уроки 12-13. Лингвостилистический анализ текста.

2


Практическая часть. Произвести лингвостилистический анализ текста.




Самостоятельная работа обучающихся: подобрать разные тексты, произвести их лингвостилистический анализ



Раздел 2.
Лексика и фразеология.

8


Тема2.1.
Слово в лексической системе языка.
Содержание учебного материала
1



1
Урок 14. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова.

2


Практическая часть. Подобрать к данным словам синонимы и антонимы, используя словари синонимов и словари антонимов русского языка.




Самостоятельная работа обучающихся: подготовка докладов: «Лексика с точки зрения её происхождения», «Лексика с точки зрения её употребления».



Тема 2.2.
Лексика с точки зрения её происхождения и употребления
Содержание учебного материала
2



1
Урок 15. Исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы.
1
2


2
Урок 16. Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы).
1
2


Практическая часть: запись слов из разных слоёв лексики, составление с ними предложений.




Самостоятельная работа обучающихся: подготовить доклады «Исконно-русская лексика», «Заимствованная лексика», «Русское письмо и его эволюция», «Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка», «Словари русского языка и их использование».
3


Тема 2.3.
Активный и пассивный словарный запас
Содержание учебного материала
2



1
Урок 17. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета.
1
2


2
Урок 18. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
1
2


Практическая часть. Привести примеры слов разных слоёв лексики: диалектизмов, историзмов, архаизмов и др. (Использовать в работе толковые словари).




Самостоятельная работа обучающихся: подготовить десять пословиц о родине, и ещё десять – о дружбе, выписать из толкового словаря словарные статьи многозначных слов и слов-омонимов. Составить словарную статью о слове, называющем какой-либо предмет по вашей отрасли. Доклад «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения».
2


Тема 2.4.
Фразеологизмы
Содержание учебного материала
2



1
Урок 19. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.
1
2


2
Урок 20. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
1
2


Практическая часть. Выписать из словаря фразеологизмы и подобрать к ним антонимы (например:
засучив рукава – спустя рукава, возносить до небес – втаптывать в грязь), произвести лексико-фразеологический разбор.




Самостоятельная работа обучающихся. Составить предложения, используя фразеологизмы.



Тема 2.5.
Лексические нормы
Содержание учебного материала
1



1
Урок 21. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

2


Практическая часть: работа с текстом, исправление ошибок.




Самостоятельная работа обучающихся: исправление ошибок в тексте с фразеологизмами.



Раздел 3.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография


8


Тема 3.1.
Фонетические единицы
Содержание учебного материала
1



1
Урок 22. Звук и фонема.. Соотношение буквы и звука.

2


Практическая часть: запись слов в транскрипции, характеристика звуков и слогов.




Самостоятельная работа обучающихся. Доклады «Фонетические средства выразительности», «Письмо и орфография. Принципы русской орфографии», «Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация».
2


Тема 3.2.
Ударение словесное и логическое. Фонетический разбор слова

Содержание учебного материала
1



1
Урок 23. Ударение словесное и логическое.

2


Практическая часть: фонетический разбор слов.




Самостоятельная работа обучающихся: фонетический разбор слов.



Тема 3.3.
Орфоэпические нормы
Содержание учебного материала
1



1
Урок 24. Произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов

2


Практическая часть: работа с орфоэпическим словарём.




Самостоятельная работа обучающихся: доклад «Благозвучие речи. Ассонанс. Аллитерация"



Тема 3.4.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных
Содержание учебного материала
1



1
Урок 25. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.

2


Практическая часть: запись слов на правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, объяснение правописания.




Самостоятельная работа обучающихся: запись слов на правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, объяснение правописания.



Тема3.5.
Употребление букв Ь, Ъ
Содержание учебного материала
1



1
Урок 26. Употребление букв Ь, Ъ.

2


Практическая часть: повторения правописания Ь и Ъ знаков, запись слов с данными орфограммами.




Самостоятельная работа обучающихся. Подобрать примеры слов с разделительными Ъ и Ь, с буквами Ё и О после шипящих и Ц, примеры слов с приставками на з - (с -). Разделить слова на слоги и для переноса.



Тема 3.6.
Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
Содержание учебного материала
1



1
Урок 27. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

2


Практическая часть: написание слов и предложений с буквами О/Ё после шипящих и Ц.




Самостоятельная работа обучающихся: написание слов и предложений с буквами О/Ё после шипящих и Ц.



Тема 3.7.
Правописание приставок на З - / С - .

Содержание учебного материала
1



1
Урок 28. Правописание приставок на З - / С - .

2


Практическая часть: запись слов и предложений с приставками на З-\С-.




Самостоятельная работа обучающихся: запись слов и предложений с приставками на З-\С-.



Тема 3.8.
Правописание И – Ы после приставок.

Содержание учебного материала
1



1
Урок 29. Правописание И - Ы после приставок.

2


Практическая часть: запись слов и предложений на правописание И-Ы после приставок. Проверочная работа – тест по разделу «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»




Самостоятельная работа обучающихся: запись слов и предложений на правописание И-Ы после приставок.



Раздел 4.
Морфемика, словообр