Программа по предмету Русский язык и литература.Литература для профессий СПО


Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
" Подольский промышленно-экономический техникум
имени А.В.Никулина"
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР Директор ГБПОУ МО "ППЭТ им. А.В.Никулина"
________Лебедь-Шарлевич М.Д. ________________ Ступин С.В.
"_____"_____________201__г. "_____"______________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.
ЛИТЕРАТУРА".
Профессии:
19.01.17 Повар, кондитер;
46.01.01 Секретарь;
13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию (по отраслям) оборудования;
15.01.05 Сварщик ( электросварочные и газосварочные работы);
23.01.04 Автомеханик.
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям:
19.01.17 Повар, кондитер;
46.01.01 Секретарь
13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию (по отраслям) оборудования;
15.01.05 Сварщик ( электросварочные и газосварочные работы);
23.01.04 Автомеханик.
Авторы:
Назарова Людмила Михайловна;
Садовникова Юлия Анатольевна.
Программа рассмотрена на заседании ЦМК
общеобразовательных дисциплин
Протокол № __ "____"_____________201__г.
Федеральный компонент реализован полностью.
Председатель ЦМК
__________________/Мардасова Н.А./
г. Подольск
201__г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины "РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА" для профессиональных образовательных организаций. Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением "Федеральный институт развития образования" (ФГАУ "ФИРО" в качестве программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.)
Научный руководитель:
Е.А.Рыкова,главный научный сотрудникЦентра профессионального образования ФГАУ «ФИРО», доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Президента РФв области образования.
Авторы:
Г.А.Обернихина, зав. кафедрой преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки, кандидат педагогических наук, профессор;
Т. В. Емельянова,доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент;
Е. В.Мацыяка, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук, доцент;
К.В.Савченко, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доцент.
Рецензенты:
С. В. Боброва, директор Ресурсного центра русского языка Московского государственного областного университета, кандидат педагогических наук;
Н. В.Серова, преподаватель литературы ГАПОУ «Московский образовательный комплекс им. В. Талалихина» г. Москвы, отличник профессионально-технического образования РФ

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература», и в соответствии с Рекомендациями
по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик:
Государственное образовательное профессиональное учреждение Московской области "Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина".
Разработчики:
Назарова Л.М.,преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО
"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина";
Садовникова Ю.А., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО
"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина".
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5-7
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8-23
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
23 -25
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ РЕЗУЛьТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26- 28
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Область применения программы.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессиям:
19.01.17 Повар, кондитер;
46.01.01 Секретарь;
13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию (по отраслям) оборудования;
15.01.05 Сварщик ( электросварочные и газосварочные работы);
23.01.04 Автомеханик.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих:
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» является составной частью общеобразовательного учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсвоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная нагрузка — 256 часов,
из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 171 час,
внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 85 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 256
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 171
в том числе: практические занятия 74
контрольные работы 22
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 85
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины"Русский язык и литература. литература"

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические и самостоятельные работы обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение. 2 Тема 1.1
Урок 1. Особенности развития литературы первой половины 19 века. 1 1
Тема 1.2 Урок 2. Входной контроль. 1 1
Раздел 1. Развитие русской литературы и культуры первой половины ХIХ в. 14 Тема 1.3.Лирика А.С. Пушкина Содержание учебного материала 5 Урок 3. Творческий путь А.С.Пушкина. 1 1
Урок 4. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина 1 2
Урок 5. Практическая работа.Философские мотивы лирики А.С.Пушкина. 1 2
Урок 6. Практическая работа.Анализ стихотворений "Поэт и толпа", "К морю". 1 2
Урок 7. Практическая работа.Художественные особенности поэмы "Медный всадник" А.С.Пушкина. 1 1
Самостоятельная работа
Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине.
Теория литературы: Элегия.
Судьба Н.Н.Гончаровой,
Царскосельский лицей и его воспитанники. 4 3
Тема 1.4. М.Ю.Лермонтов Содержание учебного материала 4 Урок 8. Творческий путь М.Ю.Лермонтова 1 2
Урок 9. Практическая работа.Особенности лирики М.Ю.Лермонтова. 1 3
Урок 10. Практическая работа. Анализ стихотворений "Родина", "Дума" 1 3
Урок 11. Практическая работа. Художественные особенности поэмы "Демон" М.Ю.Лермонтова. 1 3
Самостоятельная работа
Теория литературы: развитие понятия о романтизме;
Драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад»;
М.Ю.Лермонтов -художник;
Любовная лирика М.Ю.Лермонтова:
Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова. 5 3
Тема 1.5.
Творчество Н. В. Гоголя.
Содержание учебного материала 5 Урок 12. Творческий путь Н.В.Гоголя. 1 2
Урок 13. Практическая работа.Особенности сатиры Н.В.Гоголя. 1 2
Урок 14. Практическая работа. Художественное своеобразие повести "Портрет" Н.В.Гоголя 1 2
Урок 15. Семинар " Маленький человек" в творчестве А.С.Пушкина и Н.В Гоголя. 1 2
Урок 16. Зачет по теме "Литература первой половины 19 века". 1 2
Самостоятельная работа
Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя;
Н.В.Гоголь и русский театр. 2 3
Раздел 2. Художественные открытия второй половины ХIХ в. 58 Тема 2.1.
Русская литература второй половины XIX века Содержание учебного материала 1 Урок 17. Художественные открытия второй половины ХIХ века. 1
Тема 2.2.
А.Н. Островский
Содержание учебного материала 6 2
Урок 18.Практическая работа А.Н.Островский - «Колумб Замоскворечья». 1 2
Урок 19. Пьеса А.Н.Островского«Гроза». Трагическая острота конфликта. 1 1
Урок 20. Практическая работа Быт и нравы «тёмного царства». 1 2
Урок 21. Практическая работа.Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза" 1 2
Урок 22. Практическая работа.Проблематика драмы "Бесприданница" А.Н.Островского. 1 2
Уроки 23-24. Контрольная работа. Р/р Подготовка к сочинению по творчеству А.Н.Островского 1 3
Самостоятельная работа
«Бесприданница». Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти ;Экранизация произведений Н.А.Островского.
2 3
Тема 2.3.
И.А. Гончаров. Содержание учебного материала 6 Урок 25. Творческий путь И.А.Гончарова. 1 1
Урок 26. Художественные особенности романа "Обломов" И.А.Гончарова. 1 2
Урок 27.Практическая работа.Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. 1 2
Урок 28. Практическая работа.Проблемы любви в романе " Обломов" И.А.Гончарова. 1 2
Урок 29. Герои-антиподы в романе "Обломов"И.А.Гончарова. 1 Урок 30. Практическая работа."Лишний" ли человек Илья Ильич Обломов ? 1 2
Самостоятельная работа.
И.А.Гончаров в воспоминаниях современников;
Теория литературы: социально-психологический роман. 2 3
Тема 2.4.
И.С. Тургенев.
Содержание учебного материала 7 Урок 31.И. С. Тургенев. Сведения из биографии.
1 2
Урок 32. Практическая работа Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Эпоха, отраженная в романе. 1 2
Урок 33. Смысл заглавия романа «Отцы и дети». «Конфликт двух поколений» 1 1
Урок 34. Практическая работа Базаров – нигилист. 1 2
Урок 35. Испытание любовью. Трагическое одиночество Базарова. 1 1
Урок 36-37 . РР Контрольная работа. Сочинение по роману «Отцы и дети» 2 3
Самостоятельная работа
Полина Виардо в жизни И.С.Тургенева;
Музей - заповедник И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове;
Художественное своеобразие романа И.С.Тургенева "Рудин" 3 3
Тема 2.5
Н.Г.Чернышевский.
Тема 2.6.
Н.С. Лесков. Содержание учебного материала 2 Урок 38. Творческая судьба Н.Г.Чернышевского. 1 1
Урок 39. Практическая работа.Своеобразие романа "Что делать?" Н.Г.Чернышевского.
1 2
Самостоятельнаяработа
Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе Н.Г.Чернышевского "Что делать?";
Общество будущего в романе И.Г.Чернышевского “Что делать?”.
2 3
Содержание учебного материала 3 Урок 40. Творческий путь Н.С.Лескова. 1 1
Урок 41. Особенности повести "Очарованный странник" Н.С.Лескова. 1 1
Урок 42. Практическая работа.Образ Ивана Флягина в повести "Очарованный странник" Н.С.Лескова. 1 2
Самостоятельная работа
Праведники в творчестве Н.С.Лескова.
Художественный мир П. С. Лескова. 2 3
Тема 2.7
М.Е. Салтыков-Щедрин. Содержание учебного материала 5 Урок 43. Сведения из биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1 1
Урок 44. Практическая работа «Сказки для детей изрядного возраста» . Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. 1 2
Урок 45. Практическая работа.Символика сказок "Медведь на воеводстве", "Коняга" М.Е.Салтыкова-Щедрина. 1 2
Урок 46. Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Объекты сатиры и сатирические приемы.
1 2
Урок 47. Зачет по темам "Творчество Н.С.Лескова" ,"Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина" 1 3
Самостоятельная работа.
М.Е.Салтыков-Щедрин в редакциях журналов "Современник" и "Отечественные записки";
Сказки и сказочная фантастика М.Е.Салтыкова-Щедрина. 2 3
Тема 2.8.
Ф.М. Достоевский. Содержание учебного материала 8 Урок 48. Сведения из биографии. Ф. М. Достоевский как мыслитель и художник. 1 1
Урок 49. Петербургский роман. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Петербург Достоевского. 1 2
Урок 50.. Практическая работа. Образ Раскольникова. 1 2
Урок 51.Практическая работа.Семья Мармеладова. 1 2
Урок 52. Практическая работа .Тема бунта и смирения в романе «Преступление и наказание» 1 2
Уроки 53. Практическая работа Суть теории Раскольникова. 1 3
Уроки54. Практическая работа.Крушение теории Раскольникова. Преступление и наказание Раскольникова. 1 3
Уроки 55. Контрольная работа по творчеству Ф.М. Достоевского 1 3
Самостоятельная работа.
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира;
Раскольников и его теория преступления;
Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Роман«Униженные и оскорбленные».Жанровое своеобразие романа.
Роман «Идиот». Философская глубина, нравственная проблематика романа. 5 3
Тема 2.9.
Л.Н.Толстой. Содержание учебного материала 11 Урок 56. Своеобразие художественного мира Л.Н. Толстого. Этапы творческого пути. 1 1
Урок 57. Роман-эпопея «Война и мир». История создания романа. Жанровое своеобразие романа. 1 2
Урок 58. Практическая работа.Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. 1 3
Урок 59. Практическая работа.Образ Наташи Ростовой в романе "Война и мир" Л.Н.Толстого 1 2
Урок 60. Практическая работа Сцена охоты в романе «Война и мир». 1 2
Урок 61. Отечественная война 1812 г. – художественное открытие Л. Толстого. «Гроза двенадцатого года». Бой на батарее Раевского. 1 1
Урок 62. Практическая работа.Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года. Тихон Щербатый. 1 3
Уроки 63 . Практическая работа.Жизненный путь Пьера Безухова. 1 3
Урок 64.Практическая работа.Значение образа Платона Каратаева. Гуманизм писателя. 1 2
Урок 65. Практическая работа Путь исканий князя Андрея Болконского. Истинный и ложный патриотизм в изображении Л.Н.Толстого. 1 2
Урок 66. Контрольная работа. :Письменная работа по творчеству Л.Н.Толстого 3
Самостоятельная работа.
Изображение войны в «Севастопольских рассказах;
Наташа Ростова — любимая героиня Толстого,
Тема дома в романе "Война и мир ". 3 3
Тема 2.10.
А.П. Чехов.
Содержание учебного материала 6 Урок 67. А. П. Чехов. Жизнь. Творчество. Личность. 1 3
Урок 68. Особенности изображения "маленького человека" в рассказе "Человек в футляре"А.П.Чехова. 1 1
Урок 69. Практическая работа.Духовная деградация человека в рассказе "Ионыч" А.П.Чехова. 1 2
Урок 70. Практическая работа.Своеобразие конфликта и его решение в пьесе «Вишнёвый сад». 1 1
Урок 71. Практическая работа.Раневская и Гаев в пьесе "Вишневый сад" А.П.Чехова. 1 2
Урок 72. Символика пьесы"Вишневый сад"А.П.Чехова. 1 2
Урок 73-74. Контрольная работа по теме "Русская литература второй половины 19 века" 2 1
Самостоятельная работа.
Художественные особенности раннего творчества А. П.Чехова.
Тема интеллигентного человека в творчестве А. П.Чехова.
Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.
3 3
Тема 2.11.
Зарубежная литература (обзор)
Содержание учебного материала 2 Уроки 75-76 . Особенности зарубежной литературы.
О. Бальзак «Евгения Гранде».
1
Уроки 77. Повторительно-обобщающий урок. 1 3
Урок 78. Итоговый урок. 1 3
Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века 12 Тема 3.1.
Ф.И. Тютчев. Содержание учебного материала 2 Урок 79. Практическая работа. Творческая судьба Ф.И.Тютчева. 2
Урок 80. Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева. 1
Тема 3.2.
А.А. Фет. Содержание учебного материала 2 1
Урок 81. Практическая работа Творческая судьба А.А.Фета. 2
Урок 82. Основные мотивы лирики А.А.Фета. 2
Тема 3.3.
А.К. Толстой. Содержание учебного материала 2 Урок 83. Творческая судьба А.К.Толстого.
1
Урок 84.Практическая работа.Стихотворения А.К.Толстого «Средь шумного бала»,«Колокольчики мои…». 1
Самостоятельная работа.
Дружба двух поэтов: Ф. И. Тютчев и Г. Гейне.
А. А. Фет — переводчик,
Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А. А.Фета,
Жизнь стихотворений А. А.Фета в музыкальном искусстве;
А. К. Толстой — прозаик,
А. К. Толстой — драматург. 6 3
Тема 3.4.
Н.А. Некрасов.
Содержание учебного материала 6 Урок 85. Творческий путь Н.А.Некрасова. 1 3
Урок 86 . Практическая работа Гражданский пафос лирики. Народность лирики Н.А.Некрасова 1 2
Урок 87 Практическая работа.Художественные особенностипоэмы «Кому на Руси жить хорошо». «Пролог» 1 2
Урок 88. Многообразие крестьянских типов в поэме "Кому на Руси жить хорошо". 1 1
Урок 89. Практическая работа.Образ Гриши Добросклонова в поэме "Кому на Руси жить хорошо". 1 2
Урок 90. Контрольная работа. Письменная работа по творчеству Н.А.Некрасова. 3
Самостоятельная работа.
Некрасовский “Современник”,
Новаторство Н. А.Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”),
Образы детей и произведения для детей в творчестве Н. А.Некрасова,
Поэмы Н. А.Некрасова. 4 3
Литература 20 века.
Раздел 4.
Русская литература на рубеже веков 12 Тема 4.1.
И.А. Бунин.
Содержание учебного материала 2 Урок 91. Практическая работа. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика. Точность воспроизведения человека и природы. 1 3
Урок 92. Практическая работа.Рассказы И.Бунина. «Господин из Сан-Франциско» Осуждение бездуховности существования. 1 1
Самостоятельная работа
Тема дворянских гнезд в творчестве А. П. Чехова иИ. А.Бунина. 1 3
Тема 4.2.
А.И. Куприн. Содержание учебного материала 2 Уроки 93. А. И. Куприн. Трагическая история любви и ее авторская оценка в повести «Олеся». 1 1
Урок 94.Практическая работа.Система художественных образов повести «Гранатовый браслет». 1 1
Самостоятельная работа
Решение темы любви и истолкование библейского сюжета в повести «Суламифь».
Обличительные мотивы в творчестве А. И. Куприна.Образ русского офицера в литературной традиции («Поединок») 2 3
Тема 4.3.
А.М. Горький. Содержание учебного материала 5 Урок 95. Практическая работа.А.М. Горький . Жизнь. Творчество. 1 3
Уроки 96 . Практическая работа. «Старуха Изергиль» М.Горького 1 2
Урок 97. Практическое занятие. Социально - философская драма «На дне». Гуманизм писателя. 1 2
Урок 98 . Практическая работа.Проблема гуманизма в пьесе «На дне». Сатин и Лука: кто прав в споре о правде? 1 2
Уроки 99. Контрольная работа. РР Письменная работа по творчеству А.М.Горького. 1 3
Самостоятельная работа
«Гордый человек» в произведениях Ф.М.Достоевского и М.Горького» 1 3
Тема 4.4.
А.А. Блок. Содержание учебного материала 4 Урок 100 . Практическая работа. "Серебряный" век русской поэзии. 1 2
Урок 101. Творческий путьА.А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». 1 1
Урок 102 . Практическая работа.Лирика А. Блока. «Незнакомка». 1 2
Урок 103. Практическая работа.Символика поэмы"Двенадцать"А.А.Блока. 1 2
Самостоятельная работа
Основные темы и мотивы поэзии В. Брюсова.
Основные темы и мотивы поэзии К. Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов.
Интуитивное постижение действительности в лирике А.Белого. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.
Героизация действительности в поэзии Н.Гумилева, романтическая традиция в его лирике.
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии И.Северянина, оригинальность его словотворчества.
Слово в художественном мире поэзии В.Хлебникова. Поэтические эксперименты. 6 3
Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов.
10 Тема 5.1.
С.А. Есенин.
Содержание учебного материала 4 Урок104. Практическая работа.Новокрестьянский поэт С.А. Есенин. Деревенское детство поэта. 1 3
Урок 105. Практическое занятие.Образ России в поэзии С.Есенина. 1 2
Урок 106 . Практическая работа.Идейно- художественное своеобразие поэзии Есенина. Философская лирика .1 2
Урок107 .Практическая работа. Художественные особенности поэмы"АннаСнегина" С.Есенина. 1 3
Самостоятельная работа
Тема любви в творчестве С.А.Есенина;
Тема Родины в творчестве С.А. Есенина и А. А. Блока.
2 3
Тема 5.2.
В.В.Маяковский. Содержание учебного материала 3 Урок 108.Практическая работа.В.В. Маяковский Дух бунтарства в ранней лирике. «А вы могли бы?», «Послушайте!» 1 2
Урок 109. Практическая работа.Новаторство Маяковского. Маяковский и футуризм. 1 3
Урок 110. Практическая работа. Сатира Маяковского. Стихотворение «Прозаседавшиеся». 1 2
Самостоятельная работа
Музыка революции в творчестве В. В.Маяковского;
Сатира в произведениях В. В.Маяковского. 2 3
Урок 111. А.А.Фадеев. Роман "Разгром" 1 1
Урок 112-113. Зачет по разделу "Русская литература 1920 -х гг" 1 3
Раздел 5.
Особенности развития литературы 1930- начала 1940-х годов 26 Тема 5.3.
Литература 20-Х
годов (обзор)
Содержание учебного материала Урок 114. Произведения русской литературы о Гражданской войне 1 1
Урок 115. Практическая работа.Сатирическое обличение нового быта в рассказах М. Зощенко. 1 2
Самостоятельная работа
Поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского.
Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова.
Развитие драматургии в 1930-е годы.
3 3
Тема 5.4
М.И. Цветаева. Содержание учебного материала
2 Урок 116. Сведения из биографии. Стихотворения М.Цветаевой. 1 2
Урок 117.Практическая работа.Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия М.Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. 1 2
Самостоятельная работа:
Чтение стихотворений М.Цветаевой, выучить наизусть.
Сообщения:
М.И. Цветаева в воспоминаниях современников.
2 3
Содержание учебного материала
2 Тема 5.5
О.Э.Мандельштам. Урок 118. Творческий путь О.Э.Мандельштама. 1 1
Урок 119. Практическая работа. Особенности лирики О.Э.Мандельштама. 1 1
Урок 120. Зачет по творчеству М.Цветаевой, О.Мандельштама. 1 Самостоятельная работа
Теория поэтического слова О. Мандельштама.
1 3
Тема 5.6
А.П.Платонов Содержание учебного материала
3 Урок 121. Творческий путь А.П.Платонова. 1 1
Урок 122. Особенности рассказа "В прекрасном и яростном мире" А.П.Платонова. 1 2
Урок 123.Практическая работа.Образы-символы в повести "Котлован"А.П.Платонова" 1 2
Самостоятельная работа
Герои прозы А. Платонова 1 3
Тема 5.7
И.Э.Бабель
Урок 124. Проблематика и особенности поэтики И.Э.Бабеля. 1 1
Тема 5.8
М.А.
Булгаков Содержание учебного материала
4 Урок 125.Творческий путь М.А.Булгакова. 1 1
Урок 126. Многоплановость романа "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова. 1 2
Урок 127. Практическая работа.Воланд и его окружение в романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булакова. 1 2
Урок 128. Любовь и судьба Мастерав романе "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова. 1 2
Самостоятельная работа
Роман «Петр Первый» А.Н.Толстого — художественная история России XVIII века. 1 3
Тема 5.9
Михаил Александрович
Шолохов
Содержание учебного материала 6 Урок 129. Творческий путь М.А.Шолохова. 1 1
Урок 130. Своеобразие жанра романа-эпопеи "Тихий Дон" М.А.Шолохова. 1 1
Урок 131. Композиция романа - эпопеи "Тихий Дон" М.А.Шолохова. 1 2
Урок 132. Столкновение старого и нового мира в романе М.А.Шолохова "Тихий Дон". 1 2
Урок 133. Практическая работа.Образ Григория Мелехова в романе "Тихий Дон" М.А.Шолохова. 1 2
Урок 134. Женские судьбы на страницах романа М.А.Шолохова "Тихий Дон". 1 2
Урок 135. Повторительно-обобщающий урок по разделу. 1 2
Урок 136-137. Зачет по разделу "Литература 30-40-х гг" 2 3
Тема 6.1.
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет Содержание учебного материала 1 Урок138. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов. 1 2
Самостоятельная работа
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова.
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (, А. Сурков, М. Исаковский, Ю. Друнина)
Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига в произведениях В. Некрасова. 3 3
Тема 6.2.
А.А.Ахматова. Содержание учебного материала 2 Урок 139. Жизненный и творческий путь. Лирика А.А. Ахматовой. 1 2
Урок 140. Практическая работаЛичная и общественная темы в произведениях А.Ахматовой. Поэма «Реквием». 1 2
Самостоятельная работа
Трагедия “ стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”. 1 3
Тема 6.3.
Б.Л. Пастернак. Содержание учебного материала 2 Урок 141. Жизненный путь Б.Пастернака. Лирика Б.Пастернака. Роман «Доктор Живаго» в контексте литературной традиции. (Обзор) 1 2
Урок 142. Практическая работа.. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики Б.Л. Пастернака. 1 2
Самостоятельная работа
Анализ стихотворение Б.Пастернака( по выбору). 1 3
Урок 143-144.Зачет по разделу" Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет". 1 1
Раздел 7. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов
19 Тема 7.1.
Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы Содержание учебного материала 6 Урок 145. Основные направления и течения художественной прозы 1950-1980-х годов. 1 1
Урок 146.Проблематика произведений В.Шаламова. ("Надгробное слово", "Крест") 1 2
Урок 147. Практическая работа.Осмысление великой Отечественной войны в прозе В.Быкова. 1 2
Урок 148. Практическая работа.Проза В.Распутина.("Прощание с Матерой"). 1 2
Урок 149 – 150. Творческая судьба В.М.Шукшина. Обзор рассказов. 2 3
Самостоятельная работа
Художественные особенности романа В.Дудинцева «Не хлебом единым».
Проза Ю. Домбровского. «Факультет ненужных вещей».
Зарубежная литература.Э.Хемингуэй. Старик и море».
3 3
Тема 7. 2.
Творчество поэтов в 1950-1980-е годы. Содержание учебного материала 5 Урок 151. Практическая работа. Лирика Н.Рубцова. 1 3
Урок 152. Практическая работа.Поэзия Б.Окуджавы. Своеобразие лирического героя. 1 3
Урок 153. Тематика стихотворений А.Вознесенского. 1 1
Урок 154. Поэзия Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского. 1 2
Урок 155. Практическая работа.Творческая судьба В.Высоцкого. 1 2
Самостоятельная работа :ЛирикаН.Заболоцкого.
Лирика Р.Гамзатова.
Лирика И.Бродского. 3 3
Тема 7.3.
А.Т.Твардовский Содержание учебного материала 2 Урок 156. Творческая судьба А.Т.Твардовского. 1 3
Урок 157. Лирика А.Т.Твардовского 1 1
Тема 7.4.
А.И.Солженицын Содержание учебного материала 2 2
Урок 158. Творческий путь А.И.Солженицына. 1 2
Урок 159 . Практическая работа.Отражение конфликтов истории в судьбе героев повести "Один день Ивана Денисовича" А.И.Солженицына. 1 2
Самостоятельная работа.
Проза Д.Гранина.
Фантастика в прозе Ч.Айтматова.
Проза К.Паустовского. 3 3
Тема 7.5
А.В.Вампилов Содержание учебного материала 2 Урок 160. Творческая судьба А.Вампилова. 1 2
Урок 161. Практическая работа.Своеобразие драмы "Утиная охота" А.Вампилова. 1 2
Тема 8.1
Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов Раздел 8. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов
Содержание учебного материала 3 Урок 162. Три волны эмиграции русских писателей. 1 1
Урок 163. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в творчестве писателей русского зарубежья. 1 2
Урок 164. Художественные особенности романа В.Набокова "Машенька". 1 1
Тема 9.1
Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов. Раздел 9. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов.
Содержание учебного материала 5 Урок 165.Общественно-культурная ситуация в России концаXX начала XXI века. 1 1
Урок 166. Практическая работа.Проза В.Астафьева.("Прокляты и убиты") 1 2
Урок 167. Художественные особенности прозы В.Распутина. 1 1
Урок 168. Своеобразие художественной манеры В.Маканина в рассказе "Где сходилось небо с холмами". 1 1
Урок 169. Поэтические традиции в лирике Т.Кибирова. 1 1
10.Повторение и обобщение пройденного материала Содержание учебного материала 2 Урок 170 – 171 Контрольная работа. РР Итоговая письменная работа 3
Всего 171 Самостоятельная работа 85 Итого 256 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству студентов;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: демонстративные плакаты, раздаточный материал;
-видеотека по курсу;
- учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины;
Технические средства обучения:
-компьютер, мультимедиа комплекс, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Литература: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования/ Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В. Емельянова; под ред. Г.А.Обернихиной.- 11-е изд.- М.: Издательский центр "Академия", 2012.
2. Литература: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования: в 2 -х частях/ Г.А. Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова/; под ред. Г.А.Обернихиной.- 5-е изд.-М.: Издательский центр "Академия", 2013.
Дополнительные источники:
Архангельский А.Н. и др. Литература 10, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Дрофа», 2007;
Агеносов В.В., Голубков М.М., Корниенко Н.В. Литература 11, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Дрофа», 2009;
Голубков М.М.\ Под ред.Беленького Г.И. Литература 11, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Мнемозина», 2010;
Лебедев Ю.В. Литература 10, Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение», 2009;
Обернихина Г.А. (под ред.) Литература. Книга для преподавателя (программа 2008г.) ОИЦ "Академия" 2011
Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 10, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Русское слово», 2010;
Сухих И.Н. Литература, учебник 10 класс, Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, ОИЦ «Академия», 2009;
Сухих И.Н.Литература, учебник11класс, Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, ОИЦ «Академия», 2010.
Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература 11, Допущено Министерством образования РФ, издательство «Русское слово», 2010.
Интернет – ресурсы:
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ruЭлектронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru
Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: www.slovari.ru4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
устный опрос, тестовые задания,
письменный опрос в форме сочинения
индивидуальные задания
метапредметных:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
устный опрос, письменный опрос в форме сочинения, индивидуальные задания, тестовые задания, доклады, устные и письменные сообщения
предметных:
сформированность устойчивого интереса
к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных
видов анализа литературных
произведений;
владение навыками самоанализа
и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
владение умением анализировать текст
с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной
информации;
владение умением представлять тексты
в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской,
родной и мировой классической
литературы и их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния
на формирование
национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать
исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя
в процессе анализа художественного
произведения;
способность выявлять в художественныхтекстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним вразвернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях;
владение навыками анализа
художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики;
осознание художественнойкартины жизни, созданной в литературномпроизведении, в единстве эмоциональноголичностного восприятия интеллектуального
понимания;
сформированность представлений о
системе стилей языка художественной
литературы.
устный опрос, письменный опрос в форме сочинения, индивидуальные задания, тестовые задания, доклады, устные и письменные сообщения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.
1. Примерная программа по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА» ( ФГАУ "ФИРО", 2015)
2. Литература: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования/ Г.А.Обернихина, И.Л.Вольнова, Т.В. Емельянова; под ред. Г.А.Обернихиной.- 11-е изд.- М.: Издательский центр "Академия", 2012.
3. Литература: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования: в 2 -х частях/ Г.А. Обернихина, А.Г.Антонова, И.Л.Вольнова/; под ред. Г.А.Обернихиной.- 5-е изд.-М.: Издательский центр "Академия", 2013.
4. Обернихина Г.А. (под ред.) Литература. Книга для преподавателя (программа 2008г.) Издательский Центр "Академия" ,2011.
Интернет – ресурсы:
Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ruЭлектронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа:
rus.1september.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru
Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru
Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: www.slovari.ruПрограмма разработана:
Организация-разработчик:
Государственное образовательное профессиональное учреждение Московской области "Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина".
Разработчики:
Назарова Л.М., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО
"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина"/___________/
Садовникова Ю.А., преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ МО
"Подольский промышленно-экономический техникум им. А.В.Никулина"/__________/