Конспект урока по математике Измеряем длину (2 класс)


Конспект урока математики
учителя начальных классов
МОУ лицей №60
Ванакс А.В.
Предмет: Математика
Программа «Планета Знаний»
Класс 2д
Тема урока: «Измеряем длину»
Цель урока: актуализация знаний учащихся: названия единиц измерения длины; формирование первоначальных представлений о метрических соотношениях между единицами длины – сантиметр и миллиметр.
Задачи урока:
- образовательная: познакомить учащихся с единицами измерения длины – метр, сантиметр, километр;
- развивающая: опираясь на опыт детей, уточнить и расширить знания по теме;
закреплять умения сравнивать именованные числа, преобразовывать величины, решать задачи и выражения изученных видов;
- воспитательная: воспитывать дружбу, стремление прийти на помощь товарищу, формировать положительную мотивацию учебной деятельности. Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, индивидуальный раздаточный материал - карточки с заданиями для закрепления знаний таблицы умножения на 2, 3 и 4, памятка.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока – проецирование на экран при фронтальной работе с классом.
Метод обучения: словесно-логический, поисковый.
Ход урока
Организационный момент.
Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте.
- Садимся. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
II. Устный счет.
Реши примеры, которые помогут расшифровать школьные принадлежности.
45-23=22 линейка73-60=7 циркуль
38+19=57 ластик30-16=14 тетрадь
60-34=26 треугольник38+12=50 пенал
Посчитай на сколько квадратов по 4 клетки можно разделить следующие фигуры?
А – 10 квадратов; В – 11 квадратов; С – 10 квадратов.
Найди периметр квадрата со стороной 8 дм?
Р = 8 + 8 + 8 + 8 = 32 дмНайди лишнюю фигуру.
Подумайте и скажите, какова масса мешка? (8)
В каких единицах мы измеряем массу?
Какая бутылка полная, а какая – пустая? (слева – полная, справа – пустая)
В каких единицах мы измеряем объём бутылки, банки, ведра?
III.Сообщение темы и целей урока.Сегодня на уроке мы будем работать с величиной, которая называется длиной и научимся измерять длину предметов с помощью разных единиц измерения длины.
С какими единицами измерения длины мы знакомились на уроках? (Дециметр, сантиметр, миллиметр, метр).
Каким измерительным прибором мы пользуемся на уроках математики, чтобы узнать длину отрезка? (Линейкой)
Как обозначены на линейке сантиметры? (числами и длинными черточками)
Как обозначены миллиметры? (короткими черточками)
Сколько миллиметров в одном сантиметре? (1см = 10мм)
Давайте попробуем измерить длину парты с помощью сантиметра. Что вы заметили? (Неудобно измерять, слишком маленькие мерки).
Да, действительно, очень неудобно в данном случае пользоваться дм и см для измерения длины. Поэтому у людей и возникла необходимость ввести новую, более крупную единицу измерения.
Кто догадался, что это за единица измерения? (Метр)
IV. Работа над темой урока.
В нашей стране, как и в большинстве стран мира, принята метрическая система. Основная единица измерения длины – метр. Слова метрическая система означают, что другие единицы происходят от метра. Вы, наверно, уже заметили, что во всех названиях единиц измерения длины есть общая часть метр.
Санти – на латыни значит сто, а милли – тысяча; кило- по-гречески значит тысяча. Историческая справка.
Метр – самая главная единица измерения (Демонстрация метра) Это родоначальник большого семейства единиц, которое носит его имя (Метрическая система мер). Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции. Раньше существовали разные единицы измерения: дюйм, фут, миля и др.
В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки), маховая сажень (расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук), локоть (расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки), пядь (расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев).
Но это было очень неудобно… Подумайте, почему? (Так как нельзя правильно измерить что-либо с помощью разных мерок.) Так родилась новая единица измерения – метр – с постоянной одинаковой величиной во всех странах.

Карандаш просит ему помочь. Посчитаем вместе, сколько раз 1 дециметр вмещается в 1 метре (Дети считают по стрелкам на слайде. В тетрадях делают запись: 1 м = 10 дм)
Как посчитать, сколько всего см в 1 м? (Т. к. в одном дм 10 см, то можно сложить 10 раз по 10): 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 + 10 = 100 (Считаем десятками)
Посмотрите на линейку: сколько же сантиметров содержится в 1 метре? (1 м = 100 см)
У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Измерьте с помощью линейки длину полосок (синяя – 19 см, красная – 10 см).
Какой отрезок длиннее? (синий)
На сколько сантиметров красный отрезок короче синего? (на 9 см)
Как вы думаете, сколько понадобится красных полосок, чтобы составить 1 м? (К доске выходят 10 человек, соединяют полоски, составляют 1 м.)
Какие предметы удобно измерять с помощью метра? (Ответы детей)
V.Физкультминутка
Руки подняли и покачали
- Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
- Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
- Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем
- Крылья сложили назад.
VI. Продолжение.
У вас на партах лежат памятки. Вам нужно заполнить ярким цветом пропуски и запомнить эти данные.
Работа с именованными числами (Выразить в метрах, дециметрах) Дети объясняют, что при переводе мелких единиц в более крупные – число уменьшается, и, наоборот, при переводе крупных единиц в мелкие – увеличивается.
Предлагаю самостоятельно заполнить таблицу по образцу.
Проверяем.
Узнайте периметр квадрата со стороной 18 мм. (72 мм)
Работа в парах.
Запишите в других единицах измерения. Предлагаю вам поработать вместе, дружно. Помогайте друг другу при выполнении задания.
5 см 7 мм = … мм7 см 5 мм = … мм23 мм = 2 см … мм
45 мм = 4 см … мм
2 дм 3 см = … см94 см = … дм … см
7 дм 6 см = … см80 см = … дм … см
Проверка.
VII. Итог урока. Домашнее задание.
Что нового узнали на уроке? Сколько дм в 1 м? Сколько см в 1м? Для чего нужен метр? Что было самым интересным на уроке? О чем хотели бы узнать на следующем уроке? Что было трудно?
За работу на уроке отметку «5» получает ученик, который справился с устным счетом, самостоятельно решал задачи, был активен, хорошо усвоил новый материал.
Встаньте те дети, которые считают, что работали на отметку «5».
Мне очень приятно, что моя отметка совпадает с вашей.
Встаньте дети, которые считают, что они работали на «4».
Домашнее задание: стр. 35 №7,8.
Тем детям, кто считает, что пока еще не очень хорошо усвоил материал, я советую дома вспомнить, что изучали на уроке, повторить правила, обратиться за помощью к учителю, к своим товарищам. А теперь совет всем. Старайтесь как можно больше узнать обо всем на свете – и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а веселым. Всем спасибо. Урок окончен.