Н.Д. Плетенкина РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА _промежуточный контроль_Зачетная работа по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Базовый уровень 1 курс СПО


4399915-66802000-174625-59370400
-38101079500 Grizli777righttop2016
23.03.2016
01000002016
23.03.2016

2209804191000Н.Д. Плетенкина, Е.Д.Безина РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА промежуточный контроль: Зачетная работа по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» Базовый уровень 1 курс СПО
900000Н.Д. Плетенкина, Е.Д.Безина РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА промежуточный контроль: Зачетная работа по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» Базовый уровень 1 курс СПО

Зачетная работа по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
По материалам учебных пособий:
Русский язык и литература: Литература (базовый уровень): учебник для 10 класса: среднее общее образование: в 2 ч., Ч 2./И.Н. Сухих.-М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 272 с.
2. Литература: учебник для студ. Сред. Проф. учебных. заведений/[Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В.Емельянова и др. ]; под ред. Г.А. Обернихиной.- 2-е изд.. стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2007.-656 с.
______________________________________________________________
Эпопея.
Роман-эпопея повествует о знаменательных событиях из истории страны, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоёв общества. Оценка событий в таком романе даётся с точки зрения интересов всего народа.
В романе насчитывается свыше 500 действующих персонажей: вымышленных героев и реальных исторических лиц. Все герои настолько живые, что видишь их лица, слышишь их мысли, любишь или презираешь их. Это особенность романа. Автор романа всех своих героев разделяет на типа: «герой пути» и «герой вне пути»
Своеобразие романа заключается в том, что он представляет собой совокупность романа, исторической хроники и поэмы.
ВОПРОСЫ:
1 вариант
В чем заключается особенность жанра «романа» и как она проявляется в произведении Толстого «Война и мир»?
Охарактеризуйте специфику романа-эпопеи с точки зрения исторической действительности, описываемой в романе.
Объясните, что означает в системе персонажей понятие «герой пути» и почему не все персонажи романа-эпопеи «Война и мир» могут соответствовать этому типу определения?
Какой формулой литературовед Е.А. Маймин выразил и для каких отношений?
2 вариант
Что нового Л.Толстой привнес в развитие жанра « романа-эпопеи» своим произведением «Война и мир»?
Объясните смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»?
Что означает в системе персонажей понятие «герой вне пути»? Объясните, почему не все персонажи романа-эпопеи «Война и мир» могут соответствовать этому типу определения.
Объясните, какое отношение к этому определению имеет формула литературоведа Е.А. Маймина?
Композиция.
Сложная и стройная одновременно. В романе развивается множество сюжетных линий. Они пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы как отдельных героев, так и целых семейств.
Писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от частных судеб к историческим картинам. Все события взаимосвязаны, последовательность их определяется общим замыслом – это во-первых. Во-вторых, читатель становится свидетелем многих событий, происходящих одновременно на разных участках. Это даёт возможность сравнивать и сопоставлять события, чтобы глубже понять их истинный смысл. В-третьих, раскрываются сложные связи разных сторон действительности, обнажаются корни человеческих поступков.
Основной метод в романе – контраст. Его писатель часто использует, чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров. Контраст определяет изображение отдельных героев, исторических явлений и исторических деятелей.
ВОПРОСЫ:
1 и 2 вариант
Какова композиция романа?
Для чего Толстой всё время переносит действие в романе из одного места в другое?
Какой метод в романе является основным и для чего он нужен?
Сколько действующих лиц в романе?
Что определяет контраст на примере развернутой характеристики- анализа личностей Наполеона и Кутузова, с привлечением текстового материала романа Л. Толстого «Война и мир» ( формат по выбору студента: реферат, доклад, презентация, проект)
Диалектика души.
Толстой внёс в психологизм русской литературы своё открытие, которое Чернышевский назвал диалектикой души. Образы людей, создаваемые Толстым, всегда оцениваются им с точки зрения их близости народным идеалам и моральным нормам.
Рисуя нравственно близких ему героев, Толстой изображает их внутреннюю жизнь: его интересует путь духовного развития человека.
Выражением диалектики души часто служит внутренний монолог персонажа – поток мыслей и чувств, беззвучная речь, часто произносимая «про себя» и не всегда контролируемая сознанием.
Наивысшим , истинно христианским критерием в определении ценности личности персонажа может служить чистый, непредвзятый детский взгляд. Толстой в романе «Война и мир» дает возможность читателю увидеть происходящее глазами ребенка , например во время военного совета в Филях.
ВОПРОСЫ:
1 вариант
Раскройте понятие «диалектика души».
Кто автор этого понятия? Как автор этого понятия поясняет смысл этого понятия?
Объясните, как понятие «диалектика души» связана с христианскими убеждениями Л.Н. Толстого.
Назовите эпизоды , в которых Толстым был использован прием детского взгляда.
2 вариант
Дайте определение понятиям «диалектика души» и «диалектика поведения»?
В какое время и в каком произведении эти понятия появляются?
Объясните, что служит выражением этих понятий? Как применял эти понятия к персонажам романа Л.Н. Толстой?
О каких «мелочах» Толстой говорил, что они для него «принципиальны»?
Путь исканий Андрея Болконского: живая мысль
Любимые герои Толстого (Андрей, Пьер, Наташа, Николай, Мария, Соня, Петя) ищут ответ на вопрос: чему посвятить жизнь? Как прожить её правильно?
Одна из особенностей психического облика Андрея Болконского – способность ясной мыслью оценивать и судить свои помыслы и поступки.
В романе чётко прослеживаются этапы жизненного пути кн. Андрея, которые являются перипетиями его осмысления жизни.
Этапы:
На балу. С Пьером.
На батарее Тушина.
Аустерлицкое сражение (ранение в голову).
Рождение ребёнка, смерть жены.
Разговор с Пьером на пароме.
/Встреча с Наташей в Отрадном/
Государственная деятельность (участие в комиссии Сперанского) /Любовь к Наташе/
Война 1812 года.
Автор знакомит читателя с кн. Андреем на балу, где он раскрывает своему другу Пьеру Безухову причины, по которым он собирается покинуть высший свет и отправиться на войну.
Но есть и тайная причина, о которой князь не говорит никому. Эти мечты не имеют ничего общего с карьеристскими планами Друбецкого или Берга.
«Ведь что же слава? Та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы».
ВОПРОСЫ:
1 вариант
Назовите любимых героев Толстого в романе.
Какой вопрос задавали себе любимые герои Толстого?
Назовите одну из особенностей психического облика князя Андрея.
Перечислите этапы жизненного пути Андрея Болконского. Чем они для него являются?
Опишите первый этап жизненного пути Андрея Болконского.
Как охарактеризовал жизненный путь Андрея Болконского Главнокомандующий Русской армией князь М.И.Кутузов?

2 вариант
Где происходит знакомство читателя с князем Андреем?
Назовите близкого друга Андрея, с которым он делится своими планами на балу.
Почему кн. Андрей решает поехать в армию? Назовите тайную причину этого поступка.
Определите этапы жизненного пути Андрея Болконского и чем они для него являются?
Докажите, что мечты Болконского о славе не имеют ничего общего с карьеристскими планами Друбецкого или Берга.
Как провожал в армию Андрея Болконского старый князь Болконский и какие слова он говорил ему в напутствие?
Путь исканий Андрея Болконского: дорога чести
1 вариант
При встрече с Тушиным поколебались представления А.Болконского о героях-завоевателях. Тушин решает исход сражения, сам того не зная. В разгар боя он и его артиллеристы едины, деятельны. Тушин относится к солдатам, как к родным людям: любимого солдата называет «дядей», фейерверкера – «голубчик». В каждом слове Тушина звучит простота и необыкновенная доброта. «…Милая душа! Прощайте, голубчик», - говорит он кн. Андрею.
Толстой неоднократно подчёркивает, что в облике Тушина нет ничего воинственного. В отличие от Жеркова, бойко рапортующего начальству, Тушин с его робкими и неловкими движениями делает это «совсем не так, как салютуют военные». Но в бою Жерков струсил, а Тушин показал себя героем.
Андрей понимает, что решающей силой в сражении являются не генералы, которые стараются приписать каждый себе небывалые подвиги, а рядовые воины, объединённые одной целью и не думающие о наградах и славе.

ВОПРОСЫ:
Что поколебало представление Болконского о героях-завоевателях?
Как ведут себя Тушин и его артиллеристы во время боя?
Как относится Тушин к своим солдатам?
Назовите различия между Тушиным и Жерковым.
Какой вывод сделал Андрей, сравнив Тушина со штабными генералами?
Путь исканий Андрея Болконского
2 вариант
Мечта о подвиге особенно волнует Андрея Болконского под Аустерлицем. Во время сражения он ждёт этой минуты. Но бросается в бегство Апшеронский батальон, падает знамя, и Кутузов не может их остановить. Всё это мгновенно отодвигает горделивые мечты князя Андрея.
Он не думает о славе, когда бросается в гущу сражения, подхватывает знамя и останавливает бегущих. Раненый в голову, он падает и, когда приходит в себя, видит над головой высокое небо. Во все времена небо помогало людям понять, что есть нечто более важное на свете, чем людская суета и погоня за славой.
Андрей понял суетность своих честолюбивых мечтаний. Это «нечто» - естественная жизнь природы и человека.
ВОПРОСЫ:
Какими мыслями занята голова Болконского во время боя под Аустерлицем?
Какой эпизод боя возвращает Андрея на землю?
Опишите, как Болконский получает ранение в голову.
Что помогло в очередной раз Андрею пересмотреть свои жизненные взгляды?
Какой вывод делает князь на этом жизненном этапе?
Путь исканий Андрея Болконского
1 вариант
Рождение ребёнка и смерть жены потрясли кн. Андрея. Он винит себя во всём и приходит к выводу, что жить для себя и своих близких – это всё, что ему остаётся. Но может ли деятельная натура Болконского довольствоваться лишь семейным кругом? Недаром его взгляд был «потухший, мёртвый», а в улыбке выражалась «убитость».
ВОПРОСЫ:
Какое событие на этом этапе жизненного пути заставило князя пересмотреть свои взгляды?
К какому выводу он приходит сейчас?
Какие сомнения терзают автора по поводу выводов князя о смысле своей жизни?
Какие доказательства приводит автор в пользу своих сомнений?
Путь исканий Андрея Болконского
2 вариант
Толстой показывает, как трудно возвращается его герой к жизни. Первая веха на этом пути – разговор с Пьером на пароме. Андрею западают в душу слова Пьера: «Надо жить, надо любить, надо верить».
Ожил его потухший взгляд. Началась новая жизнь. Первый шаг – преобразования в деревне, облегчившие участь его крестьян.
Разговор с Пьером, а затем встреча с Наташей в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд» - всё это подготовило возвращение Андрея к жизни. Он снова ощущает радость бытия.
ВОПРОСЫ:
Какие слова Пьера западают в душу князю Андрею при разговоре на пароме?
Какие события подготовили возвращение Андрея к жизни после смерти жены?
Как повлияла на Болконского встреча с Наташей?
Путь исканий Андрея Болконского
1вариант
Снова возникают честолюбивые мечты. Андрей намерен принять участье в преобразованиях в высших сферах.
Однако участие в комиссии Сперанского по составлению законов приводит к новым разочарованиям. Андрей признаёт работу комиссии праздной и далёкой от насущных интересов народа.
Понять это помогла Андрею любовь к Наташе. Благодаря её естественности и простоте, он увидел фальшь и неестественность Сперанского.
Андрею кажется, что в любви он нашёл счастье, но оно оказалось кратковременным. И чем светлее оно было, тем трагичнее ощущается разрыв с Наташей.
ВОПРОСЫ:
Что происходит в душе Болконского на этом этапе жизненного пути?
В каких преобразованиях намерен принять участие Андрей?
Почему князь разочарован деятельностью комиссии?
Что помогло князю увидеть истинное лицо Сперанского?
Какую трагедию переживает Андрей на этот раз?
Путь исканий Андрея Болконского
2 вариант
Война 1812 года отодвинула личное горе Андрея на задний план перед всенародным бедствием. Андрей возвращается в армию. Он заботится о своих людях и офицерах и уже не стремится попасть в высшие сферы.
Мечты о личной славе его не волнуют. Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их жизнью – вот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея.
ВОПРОСЫ:
1.Что происходит в душе Болконского на этом этапе жизненного пути?
2. Как Андрей объясняет Кутузову свой отказ служить у него в штабе?
3. Почему князь не принимает участие в общем купании армии перед боем?
4. Что помогло князю увидеть истинное предназначение Бородинского сражения?
5. Как Андрей Болконский объясняет Пьеру о том, что не позиция решает исход сражения?
Пьер Безухов: живая душа
По иным жизненным дорогам шёл Пьер, иные испытания он перенёс, но им тоже всегда руководило желание «быть вполне хорошим».
Образ Пьера был задуман как образ будущего декабриста. Чувствуется, что Пьер особенно близок автору. Толстой говорит о нём, как о любимом сыне, в котором и радует и тревожит жадный интерес к миру, громадная энергия и почти детская непосредственность.
1 этап.
Не найдя истинного смысла жизни, Пьер свои гигантские силы тратит на разгул в компании Долохова и Курагина, мечется, совершает ошибки и самую страшную из них – женитьба на Элен. Человеческая подлость угнетает его, вызывает вспышки безудержного гнева.
2 этап.
Поиски правды и смысла жизни приводят его в масонскую ложу. (Масонство (изначально) – общество вольных каменщиков, не пожелавших подчиняться грабительскому закону местного правителя, далее – религиозно-философское течение, объединявшееся в тайные организации (ложи), призывали к нравственному самосовершенствованию). Идеи «равенства, братства и любви», борьба со всемирным злом - вот что прежде всего привлекает Пьера в масонстве. Он хочет действовать и, прежде всего, решает облегчить участь крепостных. Но карьеризм, ханжество, лицемерие, свойственные высшему свету, проникают в масонство. Пьер разочарован, рвёт с масонством.
3 этап.
Немеркнущим светом озарила жизнь Пьера поэтическая любовь к Наташе. Толстой показывает пробуждение этого чувства. Нежная, бережная любовь, дружеское участие и молчаливое преклонение перед любимой девушкой – эти чувства возвышали Пьера над окружающими. Связанный узами брака с Элен, Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. В его жизни наступает мрачная полоса разочарований и в личном счастье, и в общественных идеалах. Пьер ведёт затворнический образ жизни. Но жизнь его казалась спокойной и бесцельной лишь со стороны. Вопросы смысла жизни не переставали его тревожить.
4 этап.
Огромное значение для Пьера имело непосредственное соприкосновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. Он понял ту «скрытую теплоту патриотизма», которая была в нём и в каждом солдате. Она роднила его с простыми русскими людьми.
5 этап.
Эпохой в жизни Безухова стал месяц, проведённый в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, её малейшие радости. Этому научил его и «солдатик Апшеронского полка» Платон Каратаев. В плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворён для счастья». Но именно потому, что Пьер это понял, он не может равнодушно видеть страдания других людей, проявление общественного зла: воровство в судах, шагистику в армии, задушенное просвещение и мучения народа.
6 этап.
Пьер приходит в тайное политическое общество. По замыслу Толстого, он должен был принять участие в восстании декабристов и поплатиться за это долгими годами сибирской каторги и ссылки.
1 и 2 вариант
ВОПРОСЫ:
Составьте вопросы к жизненным этапам Пьера Безухова используя цитаты текста романа Л.Тостого «Война и мир» (с указанием глав, страниц текста романа). Количество вопросов должно быть не менее 10 ( на 2 варианта)
«Мысль семейная», «Мысль народная», «Женские образы в романе»

ВОПРОСЫ:
1.Подготовьте рефераты на эти темы.