Статья Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам.Электронный музыкальный словарь.


Зайчикова Вера Ивановна, учитель английского языка высшей квалификационной категории МАОУ многопрофильного лицея № 20 г. Ульяновска.
2015 г.
Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам.
Электронный музыкальный словарь.
Только технология в союзе с гуманитарными наукам и дает результат, который заставляет наши сердца петь.
Стив Джобс.
Легендарный основатель компании APPLE, не будучи гуманитарием, дал удивительно точное и поэтичное определение результата того, что на сухом языке методических терминов мы называем «использованием ИКТ в учебно- образовательном процессе», попав в самое «яблочко».
Современный образовательный процесс уже невозможно представить без использования компьютерных технологий в целом, и в обучении иностранным языкам в частности. Компьютерные технологии способствуют несравнимо более эффективной реализации целого ряда образовательных и воспитательных задач. Это мощное средство сделать урок более ярким, зримым, эмоционально насыщенным, динамичным, захватывающим. Зачастую компьютерные технологии используются как эффективное, но всего лишь вспомогательное средство построения урока, а иногда они выходят на передний план и играют роль «главной скрипки», пользуясь музыкальной терминологией. Именно о втором случае и пойдет речь в данной статье.
Cоставители: творческая группа учащихся 11Б класcа с углубленным изучением английского языка МАОУ многопрофильного лицея № 20 г. Ульяновска в составе:
Прудова Диана, Орлова Кристина, Тихомирова Екатерина, Шкурова Анна, Бердник Оксана, Маневцева Вероника, Мурзакова Яна
под руководством учителя английского языка высшей квалификационной категории
В.И. Зайчиковой.
Назначение словаря: Приложение к учебно-методическому комплексу «Английский язык для 11 класса для лицеев, гимназий и школ с углубленным изучением английского языка» под редакцией О.В. Афанасьевой.
Необходимость создания словаря обусловлена содержанием обучения.
Успешная реализация иноязычной коммуникации определяется двумя главными аспектами:
языковым (что говорить) и
содержательным (о чем говорить). И если языковый аспект в УМК О.В.Афанасьевой соответствует самым высоким требованиям, то содержательный аспект оставляет возможности для его существенного дополнения.
Раздел 1 учебника «Английский язык для 11 класса» под ред. О.В.Афанасьевой называется «В мире музыки».
Можно ли говорить о музыке, не слушая музыку? Конечно же, нет. Однако УМК не содержит музыкального материала, который бы иллюстрировал содержание раздела. Кроме того, в текстах и упражнениях раздела встречаются названия музыкальных инструментов, музыкальные термины, имена композиторов, музыкантов, исполнителей, о которых учащиеся имеют смутное представление или не слышали вовсе. Отсюда логически вытекает необходимость дополнения содержания раздела информацией :дающей представление о том, как выглядят музыкальные инструменты, как они звучат;
поясняющей значение специфических музыкальных терминов;
расширяющей и дополняющей сведения о персоналиях, чьи имена встречаются в этом разделе учебника.
Конечно же, можно обойтись и без этой дополнительной информации, ведь минимум информации учебник дает. Но это приведет к существенному обеднению содержательной компоненты обучения и, как неизбежное следствие этого, - к существенному ухудшению качества языковой коммуникации. Другими словами, для того чтобы хорошо говорить на иностранном языке, надо не только знать как правильно говорить, но и что говорить. Как показывает практика работы автора данной статьи, неуспешность языкового высказывания очень часто зависит не только от того, что учащиеся не владеют в достаточной степени языковыми компетенциями, но и просто не обладают достаточными знаниями в той или иной области. Дополнение содержательной компоненты обучения было реализовано в виде приложения к УМК под названием «Электронный музыкальный словарь». Содержание «Электронного музыкального словаря» ограничивается содержанием раздела,
т.е. дается объяснение только тем музыкальным терминам и дается информация только о тех персоналиях, которые встречаются в тексте раздела.
Цели создания словаря:
способствовать
совершенствованию иноязычной коммуникации посредством разъяснения и визуализации реалий, содержащихся в учебном материале данного УМК;
«модернизации» содержательного аспекта в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу (в данном случае - использование компьютерных технологий);
дальнейшему развитию познавательных способностей учащихся;
адекватному отбору информации из интернет-ресурсов в соответствии
с воспитательными и образовательными целями обучения
Структура словаря.
Словарь состоит из 3-х частей:
1. Pictorial Dictionary of Music
Словарь в картинках. Музыкальные инструменты
Включает в себя картинки, показывающие, как выглядят музыкальные инструменты и видеоролики, иллюстрирующие их звучание.


2. Explanatory Dictionary of Music
Толковый словарь музыкальных терминов
Дает толкование музыкальных терминов и содержит музыкальные иллюстрации к ним.

3. Dictionary of Personflinies. Who Is Who
Словарь персоналий. «Кто есть кто»
Включает в себя автобиографические данные, интересные факты из жизни персоналий, чьи имена встречаются в тексте раздела, и содержит видеоролики, иллюстрирующие их творчество.

В заключении следует сказать, что «Электронный музыкальный словарь» является оригинальной, на взгляд автора, формой дополнения содержания УМК и в полной мере реализует поставленные перед ним задачи.