Игровое занятие Моя малая родина


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 162"
Игровое занятие по патриотическому воспитанию «Моя малая родина»

Разработана воспитателем

Губа Елизаветой Васильевной
2013 год
Описание работы: Данный материал будет полезен воспитателям, родителям, учителям начальных классов при проведении занятий по патриотическому воспитанию. Предназначен  материал для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Общая педагогическая цель: воспитание у детей любви к малой родине.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с символикой села Мельниково, его достопримечательностями.
Развивающие: продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать своё родное село.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой район, интерес и любовь к малой родине.
Формы проведения – интегрированное занятие.
Приёмы: сюрпризный момент – путешественник Емеля.
Методы: словесный, практический, наглядный.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
 - Ребята мы знаем о Родине, о стране, в которой живём, а есть такое понятие «малая Родина».
- Как вы понимаете, что такое «малая Родина»?
Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это область, район, село, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны.
- Дети становятся в круг, и проводится игра с клубочком «Назови ласково».
Дети, держась за край нити, передают друг другу клубочек и называют друг друга ласковым именем. После того, как образовался круг, воспитатель говорит: «У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. Живём мы вместе, занимаемся вместе, отмечаем вместе общие праздники, говорим на одном языке, живём на одной планете. Вы знаете, как называется наша планета?
(Наша планета называется Земля). А нас, её жителей, как можно назвать? (Нас можно назвать земляне).
Как называется наша страна?
(Наша страна называется Россия. Жителей нашей страны зовут…? (Россияне).
Мы живём в красивом селе с названием …?(Мельниково). 
А мы с вами – …? (Мельниковцы).
Вот что, ребята, выяснилось – что у нас с вами одна общая родина. Давайте скрутим клубочек и расскажем, как вы понимаете слово «Родина». (Высказывания детей и чтение стихотворений наизусть).
 
Если скажут слово «родина»
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот.
                                 (З. Александрова)
Что мы Родиной зовём
Дом, где мы с тобой растём.
И берёзки у дороги,
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережем,
Край, где мы с тобой живём… (В. Степанов)
2. Беседа о родном селе. Ребята, скажите, как называется наше государство? (Россия)
У каждой страны, государства, области, района есть свои отличительные символы:
Герб России
Флаг России
– Как зовут президента России?  (Д.А.Медведев)
– Как называется столица нашей Родины? (Москва)
- Как называется наш  областной центр? (Томск)
– Как называется наша область? (Томская)
- Как называется наш район? (Шегарский)
- А может кто-то помнит как называлось наше село раньше? (Богородское)
- А как оно называется сейчас? (Мельниково)
- Почему его так назвали?
  Потому что раньше на р.Мундрова стояли водяные мельницы.
- А почему именно на р.Мундрова?
Там было самое глубокое место.
Молодцы.
У нашего дорогого посёлка, как и у нашей Родины – России и у всех городов России есть свой герб.
- Что такое герб?
Герб – это отличительный знак страны. Это рисунок-рассказ об особенностях местоположения, о достопримечательностях, об основных занятиях жителей. Наш герб – это всё то, чем славится наш район.
– Как вы думаете, почему наш герб зелёного цвета? Что может обозначать зелёный цвет герба? (Св.зелёный цвет – это цвет наших лугов, полей. А тёмно зелёный – тайга. Тайга – это наше главное богатство).Давайте сейчас сделаем герб Шегарского района. Аппликация герб родного села.
ФИЗМИНУТКА.
Заходит Емеля.
– Здравствуйте, ребята. Я путешествую по белу свету. Примерно 20 лет назад я уже был в вашем сале, но оно так изменилось, что некоторые места я совсем не узнаю. Ой, ребята, а что это у вас? (Показывает на герб Шегарского района). Задаёт вопросы:
- Что это вы сделали?
- Что на нём изображено?
- А почему мельница?
- Как называются реки изображённые на вашем гербе?
- Почему зелёный фон?
Дети рассказывают всё, что они узнали о гербе села Мельникова.
– Молодцы, раз вы так много знаете, то объясните мне, пожалуйста, что это я сфотографировал? Я ездил по вашему посёлку и фотографировал всё, что мне нравилось. А что это такое не знаю. (Показывает фотографии достопримечательностей села Мельникова– «Памятник Вов», «Вокзал», «Дом культуры – Молодёжный центр», «КБО – Магазины», «Милиция» и т.д.).
Дети рассказывают об этих достопримечательностях, и в заключение дарят Емеле на память свои работы (герб села). Емеля прощается, а дети читают ему  на прощание замечательное стихотворение о Родине.
Там, где сладко пахнет смородиной,
Там, где дом и родная семья –
Это всё называется родина,
Дорогая, родная, земля!
Даже солнце здесь ярче светит
И ромашки красивей цветут
И горжусь я землёю своею –
Здесь хорошие люди живут.
Всем спасибо. Вы молодцы.