Доклад на тему: Метод кейс-стади на уроках английского языка


Муниципальное общеобразовательное учреждение Лотошинская Средняя общеобразовательная школа №1
Инновационные педагогические приёмы в учебно-воспитательном процессе
«Метод «case-study» на уроках английского языка»
Учитель английского языка
МОУ ЛСОШ№1
Шевелёва Д.И.
р.п. Лотошино, 2017г.
Методика преподавания иностранных языков – это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается повышение интереса к новым образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам. Одним из инновационных способов обучения является кейс-технология.
«Метод кейсов» (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case -study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. В переводе с английского языка case — случай, а case study — это обучающий случай. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.
Главное требование к кейс-технологии - чтобы ситуация для изучения была бы реальной, а не придуманной.
Кейс - это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение.
Кейс-технология, как и любая другая, по своей сути алгоритмизированный процесс и нарушать эту упорядоченную последовательность не рекомендуется. Итак, для применения кейс – технологии в первую очередь нужно создать сам кейс. Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Он может быть печатным (содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, информацию из разных источников в виде текстов). Можно использовать мультимедиа – кейс; а также видео-кейс. Он может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус – это ограниченная возможность многократного просмотра, а также искажение информации и ошибки.
Педагогический потенциал кейс-метода гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Учитель и ученик здесь постоянно взаимодействуют, выбирают формы поведения, мотивируют свои действия, аргументируют их моральными нормами.
Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Еще больше нагрузка на учителя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества.
Например, рассмотрим кейс - метод по теме «Healthy ways» (Здоровый образ жизни). Задания для учащихся могут быть следующими:
1) to decide on regular hours; (обсуждение режима дня)
2) to discuss what you need and how you can keep fit or keep on good health); (что необходимо и как поддерживать форму и крепкое здоровье)
3) to choose a healthy diet (составить рацион здорового питания, обсудить диету).
В приложении 1 представлен пример ситуации «Организация подростками здорового питания для поддержания своего организма и формы»
Цель метода – учащиеся совместными усилиями группы анализируют ситуацию, разрабатывают варианты проблем, находят их практическое решение, оценивают предложенные алгоритмы и выбирают лучший из них.
Метод кейсов предполагает:
- подготовленный в письменном виде пример кейса;
- самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;
-совместное обсуждение кейса в классе под руководством преподавателя;
- следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».
Представим в таблице основные этапы осуществления метода кейсов и цели каждого этапа.
Этапы осуществления кейс-метода и цели каждого этапа:
этап цель
1. Знакомство с конкретным случаем
1. Понимание проблемной ситуации, принятия решения
2. Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной
2. Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее
3. Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений
3. Развитие альтернативного решения
4. Резолюция: нахождение решения в группах
4. Сопоставление и оценка вариантов решения.
5. Диспут: отдельные группы защищают свое решение
5. Аргументированная защита решений.
6. Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах
6. Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения
Особенности названного выше метода:
- присутствие исследовательской стадии процесса;
- коллективное обучение или работа в группе;
- интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения;
- специфическая разновидность проектной технологии;
- стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха.
Считаю, что эффективность применения метода кейсов во многом будет зависеть от умения учителя руководить образовательным процессом. В таком случае роль учителя при применении кейс – технологии вполне определенна и ответственна, поскольку учитель:
- создает кейс или использует уже имеющийся;
- распределяет учеников по малым группам (4-6 человек);
-знакомит учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
- организует работу учащихся в малых группах, определяет докладчиков;
- организует презентацию решений в малых группах;
- организует общую дискуссию;
- выступает с обобщающим анализом ситуации;
- оценивает учащихся.
Критерии оценивания кейса:
1.Языковые умения и навыки (употребление ЛЕ по теме, умение аргументировать и делать выводы, использование языковых клише, грамотность речи).
2.Содержание (раскрытие темы, умение отвечать на вопросы и задавать их аргументировать свой ответ).
3.Организационные умения и навыки (соблюдение регламента, активность, общение только на английском языке)
Использование кейс – метода позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы. Этот метод принципиально отличается от традиционных методик: учащийся равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины.
Языковой материал:
A Useful Language Bank for Communication
Asking for opinion
What’s your opinion on...?
How do you feel about....?
What do you think about....?
What’s your view on...?
Sorry, could you repeat that?
Expressing opinion.My point of view is that…
It seems\appears to me that…
I think\believe…\must…\
In my opinion\view…Well, as far as I’m concerned...
Well, if you ask me...
To me...\ may\ might
From my point of view...To my mind/ way of thinking...I am totally against...
I (do not) agree that \ with...
I (completely) agree \ disagree that \ with...
I think we should leave this point and come back to it later.
Making Suggestions.If I were ... I would...
Perhaps they should....
Why don’t we/ they...
How/ what about...?
A good idea would be...
If they..., then...
They can/ should...
I think we/ you should...
You could always...
Let’s...Have you thought about...It would be a great idea to...
We can/ could...
A useful suggestion would be to...
It would help/ It would be a good idea if...
The situation would be improved if/ by...
Another way to... is / would be to...
Agreeing.I think you are right...
That’s true...
I quite agree with you...
You’re right.
I couldn’t agree more.
That’s a great / good/ fantastic idea.
Sure, why not.
That sounds interesting / great.
Disagreeing.I’m not sure I agree with you.
That’s true, but...
Do you really think so?
I’m afraid I can’t agree with you.
No, I really can’t agree with you.
I don’t really feel like it.
That sounds boring.
Presenting results and consequences.This would .../ In this way...; you /it /etc would....
By doing this, you/we/ etc, would...
The effect / consequence / result of... would be...
Consequently,...As a result,....We can summarise the points …
To sum up…
Источники:
1. Ильина О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка.
2. Земкова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе.
3. Щетина Н. Ю. Использование кейс-технологий на уроках английского языка.
4. Федоринова З. В. Использование case study в организации образовательной деятельности студентов.
5.Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
 6.Метод “case study” как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Долгоруков А.
7. Кейс-технологии в учебном процессе. Ж. «Народное образование» №2, 2009. Шимутина Е.
Приложение 1:
Кейс «Организация подростками здорового питания для поддержания своего организма и формы»
НАЗВАНИЕ КЕЙСА «Организация подростками здорового питания для поддержания своего организма и формы»
ПРЕДМЕТ английский язык
ТИП КЕЙСА иллюстративный; «маленький набросок» (т.к. учащиеся должны опираться еще и на собственные знания)
ЦЕЛЬ
1). образова-тельная2). развива-ющая3). воспита-тельная1). Отработка умений употреблять в речи слова и выражения, обозначающие продукты питания, а также названия блюд, слова обозначающие количество и меру.
2). Выработка умения самостоятельно определять и рассчитывать, что и в каком количестве понадобится
3). Воспитание ответственности за организацию необходимого рациона питания
ЗАДАЧИ:
1). Формирование УУД :
а). личностных – самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание своей деятельности
б). регулятивных - планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;
в). познавательных – логические действия, действия поиска и постановки проблем;
г). коммуникативных - планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами иностранного языка.
2). Развитие умений спонтанной аргументированной устной речи, монологической и диалогической; развитие умения устно рассказывать о результатах своей работы (делать устную презентацию)
СИТУАЦИЯ
Ситуация 1.
Ты и твой друг решили следить за своим питанием и вести здоровый образ жизни. Вы совместно и самостоятельно должны продумать свой здоровый рацион питания. Вы должны учитывать пользу или вред того или иного блюда/ продукта; обсудить советы диетологов; учитывать совместимость продуктов питания; организовать питание по времени; рассчитать что необходимо купить и в каком количестве;
Возможное заключение
по ситуации
Задание будет считаться выполненным, если группа представит устный отчет вида: «В наше здоровое меню мы собираемся внести следующие блюда: …Витамины содержаться в таких продуктов:…….., поэтому мы решили приготовить … (такое-то количество) … (такого-то блюда). По советам диетологов мы будем придерживаться такого меню:……. Для этого нам потребуется … (например, … кг …, … упаковок …, … пакетов …, … штук …). Нам также потребуется … пакетов (такого-то) сока, … бутылок минеральной воды…»
Способ представ-ления материала - распечатанные тексты;
- рисунок (меню);
- презентация;
- таблица соотношения вреда/пользы и витаминов продуктов питания;
ПРИЛОЖЕ-НИЯСовокупность различных приложений:
1.составленное меню полезных блюд (на русском и английском языках)
2. выдержки из советов диетологов о правильном питании
3. список продуктов и содержащихся в них витаминов.
4. плакат полезные и вредные продукты питания.
5. список блюд, которые любит твой друг и ты.
6. список блюд, которые обычно готовят в ваших семьях
7. учебник английского языка, где есть необходимые слова и выражения
8. фотографии продуктов или готовых блюд – из Интернета
ВОПРОСЫ
И ЗАДАНИЯ
1). Какое меню ты составишь для правильного питания? Не забудь учесть предпочтения своего друга, а также советы диетологов.
2). Определи, какие продукты необходимы для здорового рациона. Составь общий список требуемых продуктов.
3). Обсуди с другом, что полезно, что вредно. Возможно, есть несколько вариантов наборов необходимых продуктов, либо замены одних продуктов другими.
4). Рассчитай, сколько и каких упаковок продуктов вам понадобится.
5). Продумай питание по времени: сколько раз в день питаться; какой должен быть завтрак, обед и ужин. Опирайся на советы диетологов и свои знания из жизни.