Доклад на тему Использование КЕЙС технологи на уроках истории и английского языка



Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач, а это очень важно при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:
-метод инцидента;
-метод разбора деловой корреспонденции;
-метод ситуационного анализа.

Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.
Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности
населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)
Вопросы к тексту:
в чем заключается проблема?
как государство ее решает?
какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
Метод разбора деловой корреспонденции.
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.
Например, задание С 7: Гражданин М. заказал в частной фирме «Пластбург» новые окна которые должны быть установлены в течение трёх дней.Однако фирма приняв заказ не выполнила его в назначенный срок.
Вопросы:
Какое право нарушено?
Кем нарушено?
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?
Что нужно сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?

Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Например, при изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС Хрущева Н. С. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страныСейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зернаВажным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной СибириСерьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».
Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:
В чем заключается проблема?
Какие причины ее возникновения указаны в тексте?
Как вы можете объяснить возникшие трудности?
Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?
Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.
В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.
Я использую и готовые кейсы, и создаю собственные разработки. Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.
Остановимся на разработке учебного кейса.
Учебный кейс- кейс с формированием проблемы, выведенной из конкретной ситуации.
Например ситуация:
В городе М. химический завод осуществил выброс химикатов в воздушную среду. Вечером того же дня жители города М. почувствовали признаки удушья, головную боль и другие признаки химического отравления.
Учащиеся изучают ситуацию в подробностях и выводят проблему.
Схема выглядит следующим образом: кейс состоит из четырёх “П” .
Ситуация – описание
Причины проблемы
Проблема
План решения проблемы
Преимущества плана

1)Научно-технический прогресс.
2)Экономическая производственная деятельность человека.
3)Отсутствие законов, регулирующих данную проблему.
Экономическая проблема.

Загрязнение окружающей среды.


Киотский протокол.
Страны, подписавшие киотский протокол повышают уровень безопасности граждан своей страны.


Разработку кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:
Знакомства (поиск) какой-либо ситуации, её особенностями
Выделение основной проблемы
Предложение концепции или и темы для мозгового штурма. Выявление причин проблемы.
Решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (составление плана решении проблемы).
Анализ последствий принятого решения преимуществ плана.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация кейсов также может быть индивидуальной или групповой. Так называемый “сильный” кейс должен быть кратким, четким, понятным. Значимой, сильной стороной кейса является развёрнутая, обстоятельная статистика, подтверждающая актуальность существующей проблемы. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (виде домашнего задания).
Примерный алгоритм действий:
-Домашнее задание учащегося
-Определение сроков выполнения домашнего задания
-Ознакомление учащегося со структурой кейса и системой оценивания кейса
-Определение формы урока.
-Проведение консультаций
-Работа в кейсе на уроке
- вступительное слово учителя, постановка основных задач урока
распределение учащихся по группам (4-5 человек)
организация работы учащихся в группах, определение выступающих
организация презентаций с элементами дискуссий
-обобщение выступлений учащихся, анализ урока
-оценивание работы учащихся
Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности учителя.
Прежде чем взяться за внедрение данной технологии в свою деятельность, учитель должен ответить на следующие вопросы:
Для кого и для чего пишется кейс?
Чему должны научиться учащиеся?
Какие уроки они из этого извлекут?
Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:
- Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
- Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.
- Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
- У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.
- Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
- В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.
- Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.
Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг другу.