Урок Подготовка к контрольному изложению от 3-го лица по тексту В. Астафьева (упр. 547)


Урок 112. Подготовка к контрольному изложению от 3-го лица по тексту В. Астафьева (упр. 547)
Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания об алгоритме изложения по заданному тексту, обучать редактированию текста, устранять повторы.
Тип урока: Урок развития речи.
Планируемые результаты:
Предметные: знать о возможности использования существительных синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица.
Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая.
Образовательные ресурсы: http:// www.urok.net; http:// www.zavuchОборудование: Экран, компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока
Основные понятия: Художественный стиль речи, противопоставление.
Технологическая карта урока
Мотивация: Показывается ряд кадров из презентации (Слайд 1-3) на фоне песни «Берёзы» в исполнении группы «Любэ».
Вступительное слово учителя:
- Ребята, какое дерево является символом России (Берёза)
Индивидуальное задание учащихся
Один из учащихся читает стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую» (задание даётся заранее)
Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белёном сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю берёзку русскую. Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнётся, - но не ломится!
- Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о берёзе? (Ответы учащихся)
2. Актуализация знаний:
- Я предлагаю вам познакомиться с текстом В.Астафьева из учебника (упр. 547)
(Чтение текста учителем)
Беседа по прочитанному:
3. Выявление места и причины затруднения.
Эвристическая беседа
- Где находится санаторий? (На юге страны)
- Куда пошёл гулять главный герой? (В парк)
- Почему парк называется приморским? (Действие происходит на море)
- Чем поразил автора парк? ( Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)
- Что увидел автор среди заморских кущ? (Берёзы)
- Как появились берёзки в парке? (Учащиеся находят в тексте и зачитывают эпизод)
- Что наполнили берёзки автору? (Ответ учащихся)
Словарная работа. Учитель сообщает учащимся, что такой приём в литературе носит название
- Как вы понимаете выражение «заморские кущи»? (Обучающиеся дают свою трактовку.)
- Давайте посмотрим трактовку в толковых словарях. (Выводится на экран толкование слова «куща») Слайд 4.
- Подберите синоним к слову куща. (Заросли).
Ответы учащиеся записывают в тетрадь.
- Почему главный герой не поверил своим глазам? Что означает это выражение? (Потому что удивился)
Учащиеся записывают в тетрадь синонимы фразеологизму «не верить своим глазам» (страшно удивляться, поражаться чему-либо увиденному)
- Что значит выражение «опустив долу ветки» (низко склониться)
- Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берёз? Запишите эти глаголы в тетрадь.
- Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? (Покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности)
Учитель сообщает, что такой приём в художественном тексте называется противопоставлением.
Понятие записывается в тетрадь.
- Как появились берёзки в парке? (Привезли на пароходе, отпоили, выходили, и они прижились)
- В чём была особенность их роста? Запишите свой ответ (… листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…)
- Найдите в тексте описание берёзовых листьев автором. (… на нежной зелени зазубренных листьев)
- как вы думаете, почему? (Они будто стремились на Родину)
- О чём вспомнил автор, глядя на берёзки? Ответ запишите. (Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа).
- Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?
Учитель поясняет, что «козырьком» ворот является небольшой навес над ними, а «наличником» - накладная планка на оконном проёме. (Слайд 5)
- Как вы понимаете выражение «зелёная пена берёзового листа»?
4. Физминутка.
Мы на плечи руки ставим, (Дети приставляют руки к плечам.)Начинаем их вращать. (Вращают плечи вперед и назад.)Так осанку мы исправим, раз-два-три-четыре-пять! (Выпрямляются.)Руки ставим перед грудью, (Сгибают руки в локтях перед грудью.)В стороны разводим. (Рывки руками в стороны.)Мы разминку делать будем при любой погоде. (Поворачиваются вправо и влево.)Руку правую поднимем, (Правая рука поднимается вверх.)А другую вниз опустим. (Левая рука опускается вниз.)Мы меняем их местами, плавно двигаем руками. (Меняют положение рук.)А теперь давайте вместе пошагаем все на месте. (Дети шагают на месте.)
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Сколько частей вы увидели в тексте?
- Как их можно озаглавить?
Примерный план (цитатный)
Три берёзки среди заморских кущ.
а) Глазам своим не поверил.
б) Берёзы стояли, опустив долу ветви
в) От них нельзя было оторвать глаз.
г) Было так хорошо, покойно взгляду.
2. Листья берёз и вершины были повёрнуты к северу.
3. Он глядел на берёзки и видел…
Учащиеся записывают свои варианты плана в тетрадь.
- Вспомним автора текста. (В.П. Астафьев)
- Кто он? (Писатель)
- Какова основная мысль текста?
6. Рефлексия.
- Что нового, интересного узнали сегодня на уроке?
- Что понравилось, запомнилось, удивило?
- Что полезного для вас было сегодня на уроке?
- Что пригодится в будущем?
- Над чем заставил задуматься материал урока?
Домашнее задание: Составить устный рассказ по плану от 3-го лица.