Статья ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПО)


ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (СПО)
Кондаурова Елена Викторовна,
преподаватель иностранных языков
ОБОУ СПО «Курский электромеханический техникум»
Для эффективной организации образовательного процесса, в рамках реализации новых ФГОС в системе СПО, необходима не только современная материально-техническая база, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, но тесное взаимодействие с работодателем.
Естественно возникает вопрос, каким образом организовать систему подготовки компетентных специалистов, способных отвечать большинству требований работодателя. При этом работодатель чаще предъявляет требования к молодому специалисту, относящиеся к общим компетенциям: работать в команде, принимать самостоятельные решения, мобильно перестраиваться, ставить и решать новые профессиональные задачи.
С названных позиций в качестве образовательной стратегии кейс-метод обучения (case-study) представляется наиболее функциональным.
Кейс-метод — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций (идёт формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий). [2]
Как правило, выделяют следующие принципиальные особенности метода исследования ситуаций:
а) центральный пункт – проблема, а не предмет;
б) кейс должен иметь дело с конкретным объектом, а не только с общей теорией;
в) обучаемые обязаны активно участвовать в процессе учения, а не только быть пассивными слушателями;
г) возможно не одно решение проблемы.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, кейс–метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы и другие формы и методы преподавания. [4]
На сегодняшний день уже не подвергается сомнению тот факт, что кейс-технологии – обучение на примере конкретных случаев – являются одними из эффективных развивающих способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.
В переводе с англ. «кейс» означает портфель; дипломат, кейс. Кейс-метод (case-study) – техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. case — «ситуация, случай»): это письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации в фирме; обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение.
Структура кейса включает в себя:
ситуацию (случай, проблема, история из реальной жизни);
контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации);
комментарий ситуации, представленный автором.
Этапы решение кейсов следующее:
Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.
Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.
Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».
Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения. [1]
Принцип кейс-метода особенно значим тем, что позволяет инициировать самостоятельное изучение ситуаций студентами, формировать их собственное видение проблем и их решения, вырабатывать умения обсуждать ситуацию со своими коллегами. Этим данный метод особенно ценен для обучения иностранным языкам, ведь для успешного овладения иностранным языком важно иметь постоянную возможность говорить на этом языке, развивать навыки диалогической и монологической речи, совершенствовать умение поддерживать беседу на иностранном языке, высказывать свою точку зрения, используя различные грамматические конструкции, расширяя свой лексический словарный запас. Основной целью изучения иностранных языков при этом была и остаётся по сей день коммуникация.
Естественно, что для всего этого необходимо наличие у студентов навыков самостоятельной работы и достаточно высокий уровень знаний и умений, что в моей практике не так часто встречается. В наш техникум приходят обучаться ребята из разных школ с абсолютно контрастным уровнем знаний по иностранному языку (в моём случае, по английскому языку). Поэтому применение кейс-метода по крайней мере в первом семестре обучения сводится на нет, приходится поначалу использовать более простые методы для обучения основным видам речевой деятельности. И лишь когда удаётся немного поднять уровень знаний по изучаемой дисциплине у отстающих студентов, тогда можно переходить к применению инновационного метода обучения – кейс-метода.
Поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование, то он, безусловно, может быть эффективно использован в практике преподавания иностранного языка. Тем более что в последние годы в России наметилась тенденция к использованию кейс-метода не только в бизнес-образовании, но и в предметном обучении, в том числе естественным и гуманитарным дисциплинам. Так, например, в 2012 году А. М. Деркач защитил в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена первую в России диссертацию по использованию кейс-метода в химическом образовании. Им предложена методика составления кейсов по органической химии для использования при обучении технологов пищевой индустрии на основе принципов ведущей роли теории, эффективности, нормосообразности, частично заимствованных из работ по праксеологии.[3]
Основной целью среднего специального учебного заведения (ССУЗа) является формирование у студента познавательных стратегий самообучения и самообразования, что является основой и неотъемлемой частью будущей профессиональной деятельности. Любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, т. е. должен быть компетентным в свое профессии. Немаловажное значение в приобретении этих знаний, умений и навыков имеют опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности будущего специалиста.
Поэтому, для достижения высокого уровня научно-практической подготовки будущих инженеров, экономистов, необходимо изменить подход к организации их самостоятельной работы, что, безусловно, позволит повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний. Одной из таких современных педагогических технологий, направленных на организацию самостоятельную работу студентов, как раз и является кейс-технология.
В своей практике преподавания иностранного (английского) языка в ССУЗе я чаще всего использую кейсы при завершении работы над изучением темы, предоставляя возможность студентам возможность использовать лексико-грамматичесий материал в своей речи. Особенно эффективно использование данной методики на уроках английского языка у студентов, обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» для создания реальных обучающих ситуаций, с которыми студенты могут столкнуться во время будущей работы в иностранных фирмах, бизнес компаниях, на таможне, и поиска возможных путей решения и выхода из сложившейся проблемной ситуации, находясь в искусственно-созданной иноязычной среде, используя при этом свои профессиональные знания и навыки устной и письменной речи на английском языке.
В рамках применения кейс-метода на своих уроках мною была предпринята попытка обучения студентов созданию аннотаций к их дипломным проектам на английском языке. Данная работа проводилась со студентами 4-х курсов, обучающихся по специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрооборудования и автоматики по видам транспорта». Под моим руководством, находясь в постоянном контакте с преподавателями спецдисциплин, студенты учились делать аннотации материалом своих дипломных проектов на английском языке, реферировать тексты, выступать с презентациями своих предложений, уметь защищать своё мнение и находить варианты решения проблемы, применяя английский язык, что на сегодняшний день немало важно для квалифицированного специалиста.
Таким образом, метод кейсов предоставляет студентам отличную возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет студентам адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Не менее важен и тот факт, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на развитие профессиональной компетентности студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к изучению иностранному языку, что особенно важно в современном контексте диалога культур и развития общества.
Список использованной литературы
Абдукадыров А. А. Кейс-технология как средство повышения компетентности будущих инженерно-педагогических кадров [Текст] / А. А. Абдукадыров, Б. З. Тураев // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 659-665. Материал взят с сайта URL: http://www.moluch.ru
Деркач А. М. Кейс-метод в обучении // Специалист. - 2010. - N 4. - С. 22-23.
Деркач А. М. Кейс-метод в обучении органической химии: составление и использование заданий // Среднее профессиональное образование. — 2010. — N 11. — С. 45-47
Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.