Дополнительные занятия по русскому языку в 9 классе


«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР:
……………Тухватуллина З Г ..……………... Аминова А К
«……» сентября 2015г. «…..» сентября 2015г.
«Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»
Программа курса дополнительных занятий по русскому языку.

Категория учащихся: 9 класс
Форма обучения: коллективная
Режим занятий: всего 33 часа
Учитель: Хабибуллина К.С.
с. Алат 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по дополнительным занятиям составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос. Программно-методические материалы: 5-9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2012).Курс дополнительных занятий по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» предназначен для обучающихся 9 класса. Курс рассчитан на 33 часа. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-8 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 8 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
виды морфем;
морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

Тематическое планирование курса
№ Тема занятия Виды работ Дата Кол-во часов
1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. Лекция учителя 8.09 1
2-5 Построение сжатого изложения.
Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания 15.09
22.09
29.09
6.10 3
1
6-10 Сжатое изложение. Редактирование изложения. Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов. 13.10
20.10
15.10
27.10 5
11 Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). Тестовые работы (В1-В8) 10.11 1
12-13 Средства выразительности речи. Работа со средствами выразительности. 17.11
24.11 2
14 Типы речи. Тестовые работы (Задание С1) 1.12 1
15-16 Стилистика русского языка. Стили речи. 8.12
15.12 2
17-19 Нормы русской орфографии.
Орфограммы в корне.
Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты. 22.12
12.01
19.01 2
1
20-21 Орфограммы в приставках и суффиксах. Проверочная работа, тестирование. 26.01
2.02 2
22-23 Н – нн в различный частях речи. Тестирование. 9.02
16.02 2
Морфемика и словообразование. Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование. 22.02
1.03 1
2
24-25 Морфемный и словообразовательный разбор. 26-27 Морфология, морфологические признаки частей речи. Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом. 7.03
15.03 2
28 Синтаксические и пунктуационные нормы. Слово учителя, практическая работа, 22.03 1
29-30 Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). работа с текстом, с таблицами. 26.04
5.04 2
31 Виды односоставных предложений. Анализ предложений, тренировочные12.04 1
32-33 Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. Упражнения, тестирование. 19.04
26.04 2
34 Итоговое тестирование. 3.051
Литература
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 8 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
2. Сычева В.П. Русский язык: 8 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ОГЭ 8 класс. М.: "Экзамен".
3. Иванова С.Ю. ОГЭ: Русский язык: 8 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 8 класс. М.: "Экзамен".
4. Егораева Г.Т. Русский язык. 8 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
5. Нарушевич А.Г. Сочинение на ОГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.
6. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2014.
7. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.2015 г.