Доклад Доклад Формирование трезвости и здоровья в молодежной среде Приднестровской Молдавской Республики

МОУ «Терновская РМСОШ»






«Формирование трезвости и здоровья в молодежной среде Приднестровской Молдавской Республики»
в рамках
Республиканского конкурса
учителя выс. кв. кат
Балан Е.П.








2016
Заявка
На участие в Республиканском конкурсе методических разработок
Для педагогов «Растим патриотов Приднестровья»
1.ФИО: Балан Елена Петровна
2.Дата рождения 27 марта 1970 года
3.Место работы, должность: МОУ «Терновская РМСОШ», учитель русского языка и литературы
4.Адрес места работы, телефон, электронная почта: ул Ленина ________, тел. – 557-54-337
Эл. почта. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Домашний адрес, телефон, электронная почта: Слободзейский район, село Терновка, ул. Ленина, 39.
Телефон: - 557-54-361 Эл. адрес: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Сведения об образовании: образование высшее, окончила ПГУ филологический факультет.
7. Стаж работы – 22 года, в данной должности.
8. Квалификационная категория: высшая
9. Государственные награды –
Отраслевые: Грамота Руно, Грамота Министерства образования
10.Форма повышения квалификации за последние 5 лет: курсы повышения квалификации, 2014
11. Наличие загранпаспорта: АА0286085 Молдова
12. Дополнительные данные __________________________________


Директор МОУ «Терновская РМСОШ» В.Н. Карамануца
Начальник МУ «Управление народного образования» А.В. Микряков




Цель данной работы – проанализировать проблему алкоголизма на современном этапе, меру причиняемого им вреда и предложить методы исправления ситуции.
То, что алкоголь является крупной проблемой в жизни общества, общеизвестно. Причем с древнейших времен.
«Опьянение добровольное сумасшествие» - говаривал Аристотель
«Пить вино так же вредно, как принимать яд», - утверждал Сенека Младший
«Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым» - вздыхал И.В.Гете.
Запретить пьянство пытались квакеры, протестанты, пророк Мухаммед, орден тамплиеров, запрещали целые страны («сухой закон» в США и его последствия тоже общеизвестная информация), осуждали в советском Союзе
Но алкоголь зародился раньше государства, и полностью исключить его из жизни общества до сих пор не получается. Ведь, кроме всего прочего, зарабатывать на человеческих пороках намного выгоднее, чем на их достоинствах
А между тем в России, например, это одна из национальных проблем. Ведь озвученный уровень алкоголизации населения там составляет уже 22.7%, а уровень потребления алкоголя на душу населения в Молдове составляет 18, 22 л., России 15,76 л., Украины 15, 60 л.
И ведь нельзя сказать, что люди не знают, как вредно потребление спиртных напитков. Пьянство наносит урон социуму, калечит судьбы людей, пьянство – это опасность для здоровья не только нынешнего, но и будущих поколений. Это общеизвестно. Но в том-то и парадокс, что с тех пор, как люди научились вырабатывать спиртосодержащие жидкости и применять их для поднятия настроения, они убедились, что «пьяное веселье» чревато неприятными последствиями. Что человек, впавший в алкогольное опьянение, лишается на время моральных запретов и способен на любые поступки, включая убийство. Что он меньше живет, что его дети рождаются больными. Но увы, природа человека такова, что у него обязательно возникает желание повторить. Парадокс последнего века в том, что будучи, как правило, в курсе вредного воздействия алкоголя на организм (все ведь образованные), люди продолжают пить.
Увы, алкоголь врос в общество и стал едва ли не национальной традицией!
Как правило, все начинается с семейных застолий. В любой дом приходят гости. Они усаживаются за накрытый стол, дарят хозяевам подарки и говорят добрые слова, закрепляя у ребенка приятные эмоции, связанные с визитом гостей. И при этом что? Обязательно наливают себе в рюмки или бокалы спиртное, говорят тост, пьют и только после этого принимаются за еду. Таково общепринятое начало праздника. Дальше тосты следуют один за другим, а когда темы для них заканчиваются, празднующие просто переходят на «будем здоровы!» и. пьют дальше. Что должен при этом понять ребенок?
Ему кажется, что праздник обязательно связан с потреблением водки или вина. Ребенку кажется, что взрослые собрались вместе не ради общения, а ради того, чтобы выпить. По исследованиям психологов, «если детям предложить поиграть в день рождения или в свадьбу, они воспроизводят, копируют в играх признаки «взрослого» застолья садятся за общий стол, открывают бутылки, чокаются, говорят тосты, ходят шатающейся походкой». (Б.С. Братусь, П.И.Сидоров 1984) Опрос 100 мальчиков в одном из детских садов показал, что 97% детей вполне достоверно описывали алкогольное опьянение (!). С детсадовского возраста начинает формироваться представление об алкоголе как об особом, но обязательном атрибуте праздников, этаком символе взрослой жизни. А самые добрые родители, чтобы малыш «не отрывался от компании», дают ему детское шампанское, наливку или еще что-нибудь в этом духе. Ребенок приучается к мысли, что пить – вкусно и правильно.
Общество, увы, тоже к сдерживающим факторам не отнесешь. Какие яркие и красочные этикетки у винных и пивных бутылок! Как доступно и не обременительно по цене спиртное! Как завлекательно смотрится бутылка пива, транслируемая телевидением в каждой рекламной паузе: холодная, покрытая капельками, в руках у красивой девушки! Более того, реклама навязчиво формирует мысль: пиво – это круто, с пивом ты свой среди яркой компании, с пивом тебя ждет успех удивительно ли после этого, что продажа алкоголя резко возросла, причем именно там, где это крайне нежелательно – в молодежной среде! Когда формирующийся организм еще так неустойчив.
А фильмы? Сериал «Универ» - герои там пьют довольно часто, другие персонажи их за это не осуждают, при этом в пьяном виде с ними всегда случаются веселые приключения (без тяжелых последствий). Сериал «Интерны». Один из героев пьет практически постоянно, остальные время от времени, над непьющим персонажем все смеются. Сериал «Мажор». Герой осуждает наркотики, но алкоголь пьет А это самые популярные молодежные сериалы! И какой пример они подают? Подростки же, как мы знаем, всегда стремятся быть похожими на своих кумиров и подражать их поведению. Глядя на экранных героев, которые курят, пьют и ругаются матом, молодые люди стремятся вести себя «в тренде». А новогодний «Огонек? Бокалы с шампанским постоянно.
Еще один негативный фактор чисто молодежный. Зависимость подростка от своего окружения, страх показаться недостаточно своим, недостаточно взрослым, подражание друзьям, «крутым парням». Если компании кто-то отказывается от алкоголя, это вызывает настороженность, насмешки, провокации, а то и презрение. При этом 30% придется на удивление – ( 30% молодежи не представляют себе праздник без хмельного), 16,6% на недовольство и 13,3%. – жалость.
Результаты.
Смертность от злоупотребления алкоголем в США - 30,7 тыс.чел. в год больше, чем от передозировки наркотиками (28,6 тысячи человек). Эти цифры не включают в себя смерти от вождения в пьяном виде, убийств, совершенных под влиянием алкоголя и несчастных случаев. С учетом этих цифр жертвы составили бы 90 тысяч человек. В Европе показатель еще выше (там каждая третья смерть – от алкоголя), в России каждая пятая, в целом около 30 тыс. По статистике пьющие люди живут в среднем на 10-15 лет меньше.
Итак, что алкоголь – болезнь общества, мы убедились.
Что ее надо лечить – согласны.
Как?
А вот с этим проблемы
В Европе существуют жесткие квоты на алкоголь, продажа спиртного ограничена спецмагазинами, на спиртное введены крупные налоги а люди все равно пьют и умирают. В США во многих штатах до сих пор действует «сухой закон», существует программа «Анонимные алкоголики», введено принудительное лечение для алкоголиков (по приговору суда), но пьянство и смерти от него продолжаются. В СССР существовали ЛТП, алкоголиков «прорабатывали» на собраниях, вывешивали их портреты на «Доску позора», на заводах, фабриках, в колхозах, учреждениях читались лекции о вреде алкоголя И что? Все равно пили. А сейчас ситуация хуже.
Общество наше, по сравнению с многократно обруганной эпохой «застоя» очень щедро на стрессы. Какой главный страх был в СССР? Рискну предположить – один. Перед войной. А у нас? Страх потери работы, преступности, войны, терроризма, бедности. Далеко не все люди справляются с постоянным нервным напряжением. А тут «лекарство» от него в такой доступности и закона о принудительном лечении нет (отменил его когда-то господин Ельцин!) К тому же и дети, и взрослые, сейчас заметно отличаются от семей как советского времени, так и нулевых годов. Родители сейчас иные: куда более неуверенные в себе (страх потерять работу), всегда занятые на работе, не имеющие времени на воспитание (а оттого перевалившие воспитание на детсад, секции и школу). Агрессивные по отношению к последним, поскольку ощущают свою вину за «заброшенность» ребенка и стараются подсознательно это скомпенсировать, «защищая» его в школе. Отчуждение между детьми и их родителями встречается сейчас намного чаще, чем даже 10 лет назад.
Дети сейчас внимательны в первую очередь технологическим новинкам: компьютеры, мобильные телефоны, игровые приставки, телевидение и т.д. При этом родители жалуются на отрешенность и отчужденность ребят, на их погруженность в Интернет и социальные сети. Виртуальный мир для многих стал интересней, а то и важнее реального. Достичь успехов в игре, при общении на расстоянии гораздо проще и быстрей, чем в реальной жизни. Сила средств массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой». Кстати, это часто усугубляет проблему: когда возникают настоящие трудности, подросток оказывается неспособным справляться со стрессом, возникает повышенное напряжение, которое решается «простыми методами» (алкоголем в том числе) Более того, в силу юного возраста, они быстрее адаптируются к всевозможным изменениям. Современные подростки зачастую куда более «продвинуты» во многих вопросах, чем старшее поколение. Родительский опыт и мнение старшего поколения почти автоматически списывается в «устаревшее». Такие особенности подростков, как постоянное стремление действовать самостоятельно, ощущение собственной взрослости, независимость и первые попытки самовыражения, превалирование авторитета друзей над авторитетом родителей, заметно затрудняют процесс воспитания. Прежние схемы воспитания «не работают», постоянно нужно искать новые, удивлять. Дополнительный фактор, осложняющий работу: обычно сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. Ведь в этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Но сейчас информации СЛИШКОМ МНОГО, Кризис «переинформации», если можно так выразиться. Целые потоки льются на детей, и постепенно ребята научились «отгораживаться» от того, что на их взгляд, излишне. И от лекций о вредных привычках – в том числе.
Повышение цен на спиртные напитки, которое снизило бы их доступность. Важными социальными мерами на сегодняшний день остаются запреты на распитие спирта, высокая профилактическая и агитационная работа и др
Неужели остановить алкоголь нельзя?
Но есть же, есть же страны, где не пьют! То есть человек может отказаться от алкоголя. Если захочет? Как побудить его захотеть?
Вот что говорят сами ученики (опрос от 27.04.2016)
1. Запретить рекламу алкоголя и сигарет. По ТВ она везде. В фильмах, где показывают алкоголь, пустить предупреждающую строчку (как сейчас о курении), но постоянно менять место расположения и слова, чтобы зрители не привыкали.
2. Вообще побольше интересных телепрограмм об опасности алкоголя и других зависимостей. Сколько есть программ типа «Худеем вместе»? А от алкоголя намного больше проблем.
3. Не допускать к показу фильмы (особенно мультики!), где герои пьют.
То же самое касается и музыкальных роликов по телевизору и песен по радио.
4. Запретить делать красивые упаковки для алкоголя и сигарет. За границей запрещено носить их в непрозрачном пакете. У нас так не получится, а если сделать обычные бутылки? На этикетке название и состав, и никаких рисунков, символов и т.д.
5. Запретить продавать алкоголь в продуктовых магазинах. Только в специализированных.
6. Запретить распитие спиртных напитков в общественных местах
7. Принять закон о принудительном решении алкоголиков. И сделать доступным лечение от зависимости.
8. Сделать доступными спортивные учреждения и побольше привлекать растущее поколение к занятию спортом.
9. Заниматься распространением знаний, национальных, обычаев и убеждений,
способствующих утверждению принципов трезвого и здорового образа жизни.
Вывод?
Простых методов нет.
Это долгая, можно сказать постоянная, работа, касается она всего общества, ведь дети берут пример именно с нас.
Сразу скажем – одна школа с этим не справится. Против семейных традиций, о которых мы уже говорили, против талантливых пиар-менеджеров, работающих на алкогольные компании, против телевидения, навязывающего нам чуждые нам нормы морали и вредные привычки. Одной школы мало нужна мощная поддержка государства и гражданских сообществ. Хорошо, что неравнодушные люди сейчас уже организовали такие сообщества, они существуют во многих городах. Но и мы многое можем.
И я не говорю только об уроках, хотя та же литература дает просто бесценный материал для воспитания. Рассказы «Челкаш», пьеса «На дне», рассказы Шукшина, «Пьяненькие» Достоевского, Некрасов, Гоголь, пословицы, поговорки – ведь наш народ раньше ненавидел пить и не принимал алкоголь! Да ста листов не хватит рассказывать! А еще ОБЖ, биология, история! Просто не стоит замыкаться только на предметах и уроках.
Дети любят Интернет? Работаем с Интернетом!
Там уже появилось немало сайтов, посвященных здоровому образу жизни, с ними можно сотрудничать:
Союз борьбы за народную трезвость http://sbnt.ru/
Сила трезвости http://trezvo-sila.ru/
Сайт Научи хорошему http://whatisgood.ru/share/
ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЁЖНЫЙ КЛУБ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ "АМЕТИСТ" http://ametist-globus.blogspot.md/
(всего их более 40).
Можно проводить Интернет-конкурсы и просто конкурсы: на антиалкогольный рисунок, плакат, на лучшую презентацию, на лучший ролик.
Видеоролики, презентации, телепрограммы, специальные диски по избавлению от пьянства – все это поможет детям не только получить точное представление о вреде алкоголя, но и подкрепить свои знания деятельностью. При этом не забывать премировать победителей, для современных детей финансовый вопрос тоже очень важен. На это не стоит жалеть финансы, государство теряет намного больше от алкоголизации населения.
Можно запустить программы, побуждающие детей и тинейджеров оценивать уровень алкоголизации окружающих (н-р, своих родственников). При возможности – устроить нечто вроде «Анонимных алкоголиков», но направленное вовне. К примеру, программу «Спаси своего отца, дядю, дедушку».
Можно дополнить это специальными программами. Например, в Интернете есть специальные программы, показывающие, каким станет человек в старости, или каким он будет через 10-20 лет. Почему не разработать программу, показывающую, каким станет человек, если будет пить каждую неделю по 3 бутылки пива? По бутылке водки? Так, чтобы программа смогла рассчитать и показать, как воздействует на внешность и здоровье потребление алкоголя (в зависимости от количества потребленного алкоголя). Подростки, а в особенности современные, очень часто делают акцент на внешности – и мало кому понравится ее изменение (разрушение!) под действием спиртного.
Дети ценят информацию из посторонних источников? Пожалуйста: есть информационные стенды, листовки, буклеты, социальная реклама – все это должно быть на виду и в доступности, причем желательно сделанные «по мотивам» и в стиле «детских работ» - для доходчивости. Такое есть (и постоянно обновляется) и в нашей школе.
Подростки и молодежь любят новшества? Каждую неделю СМС с мемами, нацеленными на пропаганду трезвого образа жизни (можно обратиться в «Интерднестрком»), добавить конкурс собриолайзеров, мемов, мотиваторов, демотиваторов и так далее.
Проводить тематические флешмобы антиалкогольной направленности.
Современные подростки любят компьютерные игры? Любопытно, что во многих таких играх герои довольно часто пьют пиво (но если вспомнить, что спонсор таких игр – пивные компании, то удивляться не стоит). Если разработать интересную игру, где любой алкоголь, даже случайный, быстро убивает, то у игроманов (хотя бы у части) постепенно сформируется неприязненное отношение к спиртному.
Подростки любят компанию сверстников? Привлечь молодежные организации.
Устраивать
- акции против продажи алкоголя у ларьков и магазинов (магазины, торгующие в том числе и спиртным, от школы в 50 метрах), «Бой бутылке», «Помоги себе сам!», «Мир без пива»;
- концерты;
- летние лагеря (это очень действенная форма для распространения опыта и активизации волонтерской деятельности – здесь можно проводить обучение детей и молодежи технологиям работы со сверстниками, социального проектирования, навыкам самоконтроля и личной ответственности, тренинг возможностей практического использования этих технологий);
- диспуты, игры, конференции; викторины;
- агитбригада (у нас проводилась против курения, курящих остались единицы);
- тренинги: как пережить стресс, как провести досуг с трезвым мозгом, как не поддаваться провокациям и не экспериментировать со своим здоровьем (можно в школе, можно в досуговых центрах организовать группы);
- организация центров пропаганды ЗОЖ
Словом, все то, что поможет сторонникам трезвого образа жизни чувствовать свою общность, надежное дружеское плечо рядом.
Подросткам ценно мнение сверстников? Соцсети! Ведем блоги против алкогольной зависимости, побуждаем делиться опытом, подбадриваем решивших избрать трезвый образ жизни.
Важно ощущение своей значимости? Спорт и спортивные кружки, развитая сфера дополнительного образования, волонтерские команды, активная профориентация – вот отличные методы, развивающие ребенка в личность, не испытывающую нужды в искусственных стимуляторах.
Работу важно вести комплексно, по всем направлениям, распространяя воздействие на все группы молодежи.

Выводы:
Алкоголь наносит огромный ущерб как отдельным личностям (разрушая здоровье, сокращая продолжительность жизни, способствуя появлению больных детей), так и обществу в целом. Потери, как материальные (снижение работоспособности, аварии и т.д.), так социальные (преступность), и демографические (деградация нации) и, наконец, духовные – бесспорны.
Антиалкогольная пропаганда взрослого населения и антиалкогольное воспитание детей и молодежи – насущная необходимость. И уровень их в современном изменившемся обществе недостаточен.
Необходимо усилить меры по воспитанию молодого поколения, используя для этого комплекс мероприятий начиная с раннего детского возраста (детский сад, начальная школа). В антиалкогольном воспитании должны участвовать и школа, и общественные организации, и СМИ, и государство. Лишь вместе, используя все меры воздействия, мы сможем добиться оздоровления нации.

Приложение
Программа «Уроки здоровья в школе»
1 класс
- Я дружу с водой и мылом.
- Советы доктора Айболита
- Еда: что полезно, что вредно
- Советы доктора Мойдодыра.
Родительское собрание (по итогам анкетирования) «Они берут пример с нас»
2 класс
- Как вырасти богатырем.
- Привычки полезные, привычки вредные
- Что вредит здоровью?
- Здоровый образ жизни
Родительское собрание о ЗОЖ
3 класс
- Все зависит от меня.
- Как отучить себя от вредных привычек
- Чем мне заниматься? (беседа о правильной огранизации досуга)
- Страна, где никогда не болеют – как туда попасть.
- Что такое здоровый образ жизни и трудно ли так жить?
Родительское собрание о здоровом питании.
4 класс
- Как помочь себе сохранить здоровье
- Это твой выбор
- Злой колдун табак
- Злой колдун алкоголь
- Злой колдун наркотик
Родительское собрание «Как помочь своему ребенку сберечь здоровье и противостоять вредным привычкам»
5класс
Я выбираю здоровье (соревнование)
О вреде курения (конкурс)
Тренинг «сберегу здоровье!»
Курильщик - сам себе могильщик
Родительское собрание «Впереди – буря» (о трудностях отношений в подростковом возрасте)
6 класс
Если ты здоров, помоги другу!
Трезвость – это правильно!
Не курил бы с детства дядя - был бы сильный и большой
Родительское собрание диспут «Не допустить вредных привычек»
7 класс
Все начинается с рюмки
Как противостоять «компании», сохраняя себя и свое здоровье.
Наркотики убивают быстро.
Табак – общий враг
Красота и вредные привычки несовместимы
Родительское собрание – консультация психолога по итогам анкетирования «Что подросток хочет и что ему нужно» (роль полезной деятельности для здорового образа жизни)
8 класс
Ты выбираешь жизнь без наркотиков?
Тренинг «Не поддайся вредной привычке»
Тренинг для активных: как помочь близким отказаться от ВП
Родительское собрание «Хочешь счастья для ребенка? Выбираем профессию уже сейчас»
Индивидуальные консультации для родителей.
9 класс
Здоровье без ВП (агитбригада)
Наркотики - кому выгодно? (диспут)
Остановим зло (кл.час)
Родительское собрание по профориентации
Родительское собрание «Ваш ребенок взрослый? Как помочь сохранить себя и свое здоровье»
Акции
10 класс
Будь собой.
Нет дурманной смерти! (агитбригада)
Хочешь быть здоровым – просто будь им.
Моя жизнь в моих руках.(занятие с элементами тренинга)
11 класс
Здоровье лучше: конкурс мотиваторов и демотиваторов
Что делает человека здоровым и счастливым (беседа)
Тестирование на опасность ВП
Ты шагаешь во взрослую жизнь

Дополнительная работа, проводится регулярно:
- лучшее сочинение о вредных привычках
- доклады, эссе, сообщения, стихи
- рисунки, плакаты, эмблемы, буклеты, мотиваторы, собриолайзеры, социальная реклама и проч .
- экскурсии
- ролики
- флешмобы «Сломай сигарету», «Бутылку – в мусорный бак» и т.д. (инициатива должна исходить от детей, важно правильно подвести их к этой мысли)
- концертный номер
- информационный стенд