Видеоурок Монголо-татарское нашествие на Русь (ссылка на видео во вложенном файле)


Ссылка на видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=-t2GmRNu86QТема:                  Монголо-татарское нашествие на Русь.
   Цели:
познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;
совершенствовать умения работы с картой, историческими документами;
развивать навыки решения проблем, сравнительного анализа, самостоятельной работы;
воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.
   Оборудование: учебник, тексты документов, персональный компьютер, мультимедийный  видеопроектор.
   Тип урока: урок изучения нового материала.    План урока:
I.             Постановка  темы, проблемы урока и его целей и задач. II. Изучение нового материала.             1. Образование державы Чингисхана.
                              2 Модель армии монголо-татар.
                              3.Раздробленность Руси как причина поражений.    III. Закрепление изученного.    IV. Домашнее задание.
   Ход урока.
   Постановка целей и задач.
   Слайд 2.
   Учитель: когда-то светлая и прекрасная земля Русская с ее чистыми полями, бесчисленными городами великими, селениями славными, храмами подверглась нападению монголо-татар.
   Слайд 3.   Слова учителя: "Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."  
    Такой была Русь в ХIII веке.
   Слайд4.
   Вопрос классу: почему произошла эта трагедия, что случилось на Руси?
   Ответ на этот вопрос поможет определить тему нашего урока:   Слайд 5«Монголо-татарское нашествие на Русь».  Тему записать в тетрадь.
   В ходе урока мы углубим свои знания по вопросу «Монголо-татары и Русь» и постараемся решить проблему: почему монголо - татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?  
   Слайд 6
   II.Изучение нового материала
   1. Образование державы Чингисхана.
   Слайд 7.
   Мы сможем решить поставленную проблему,  пройдя три ступени.   Начертить схему в тетради.
   Первая ступень.
   Вопрос: каким образом, разобщенным племенам кочевников удалось осуществить нашествие столь организованно.
Первый шаг – объединение племен и создание единого государства. И тут на историческую арену выходит один из самых известных его участников – Чингисхан.
Чингисхан (Тэмучэн) – представитель знатного монгольского рода, в упорной борьбе с ханами с помощью различных методов смог возвыситься над всеми и в 1204 году становиться ханом всех монгольских племен. Записать тезис со слайда. Слайд 8.
   Стр. 148 последний абзац раскроет нам характеристику личных качеств Чингисхана.
   Вопрос : предположите каков был характер методов борьбы этого человека.
   Слайд 8.
   Ваши высказывания подтверждается его словами.
Но как бы,  то ни было, Чингисхан государство создает и укрепляет.
   Вопрос: вспомните признаки государства и выделите тот признак, с помощью которого можно разрозненные племена объединить в единый народ.
   Ответ: единая территория, централизованная власть, армия, система налогов, законы.
Работа с историческим источником. Приложение №1.
Прочитайте фрагменты закона Чингисхана и выполните задание.
Озвучить результаты сравнить с таблицей на доске.  
   Слайд 9.
   Слайд10.
   Итак, первая ступень на пути решения поставленной проблемы – создание государства.Заполнить первую ступень схемы.
   2. Модель армии монголо-татар.
   Задание: вспомните слова Чингисхана о счастье и еще раз обратите внимание на фрагменты его законов, на основе этого сделайте вывод о характере взаимоотношений монголо-татарского государства с другими странами.
Выводы учеников: характер враждебный. Стремление к завоеваниям.
   Вопрос: какой из уже перечисленных вами признаков государства при таких отношениях становиться самым важным?
Ответ: армия.
Армия монголо-татар имела ряд преимуществ. Поможет выделить эти преимущества работа с документом №2, Прочитайте текст и выделите на ваш взгляд эти преимущества.Приложение №2
   Слайд 11
Результаты работы озвучить, сравнить с текстом на доске. Записать преимущества армии в тетрадь.
   Слайд 12
   Эта вторая ступень к решению проблемы. Продолжить заполнение схемы
   3. Раздробленность Руси как причина поражений
  Учитель:
 Последней ступенью к успешному завоеванию стала раздробленность русского государства. Это произошло в 12 веке, когда Русь разделилась на множество мелких и крупных княжеств.
Вопрос: каковы причины политической раздробленности ( экономическая мощь княжеств, рост городов; мощные феодальые кланы; рост верхушки городов,купечества; борьба бояр с князем;появление дворянства,постоянные княжеские разделы земель)
Слайд 13-14
III. Закрепление изученного.
Итак, мы шагнули на последнюю ступень в пути решения проблемы нашего урока. Она же является последней ступенью на пути к той трагедии, которую пришлось пережить нашей Родине.
Слайд 15
История не терпит сослагательного наклонения. Но давайте все-таки сделаем предположение, что было в силах русского государства. Разрушение какой ступени зависело от русских княжеств?
Ответ учеников: третья ступень. Русские княжество могли объединиться перед лицом опасности.
Вывод: Но этого не произошло.Не смогли русские князья объединиться перед лицом опасности. Поставленную проблему мы с вами решили и поняли, что Русь была покорена по следующим причинам: образовалась держава Чингисхана; сильная и жестокая армия монголо-татар; Русь была покорена из-за раздробленности. И тем самым определилась тема вашего будущего урока: установление монголо-татарского ига.
IV. Домашнее задание.
Ответить на вопрос: "Как рассматривается содержание монголо-татарского ига в русской и советской историографии (на примере точек зрения  С.М.Соловьева, В.В.Каргалова. Л.Н.Гумилева)?", сообщение об Александре Невском, учебник с. 123-129; ответить на вопросы.     Приложение 1
   Фрагменты закона Чингисхана
      1. Кто лжет с намерением или волхвованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого... предается смерти.      2. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.      3. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти.      4. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.      5. Он  поставил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному.      6. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с коня, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это.      7. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды.      8. Он запретил им мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится.      9. Он предписал, чтобы женщины, сопутствовавшие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин, в то время как последние отлучались на битву.      10. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей султану (хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей.      11. Он предписал... учреждение постоянных почт...      12. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать как барана.      13. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не изъявили полной покорности.      14. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется (право) жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц... Мужчинам разрешается заниматься только войной и охотой.
      Задание к документу: сгруппируйте положения закона, которыми должны были руководствоваться жители империи, в составленную самостоятельно таблицу, которая должна содержать следующие графы:      а) общественные отношения;      б) семейные отношения;      в) быт;      г) взаимоотношения с покоренным населением.
Приложение 2
Войско монголов.
           Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал  к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и еще меньше — на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда.       Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряженные быками. Такие передвижные жилища следовали за неисчислимыми табунами и отарами, которые хозяева ежегодно перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.
         Семьи воинов могли сопровождать и  наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражении и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с женами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами.
        Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам Чингисхан дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя.
        Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — ясаустанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.
       Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука — для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами.       В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.
      По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.
       Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан.
      Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в  предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.