Дополнительная общеразвивающая программа Развивающие игры (7- 11 лет)

Программа детского объединения
"Развивающие игры".
Пояснительная записка.


Игра для ребенка  это способ познания мира. Способ получить и применить новые, систематизировать или проверить старые, уже накопленные знания. Важно заметить, что для ребенка игра долгое время является ведущим видом деятельности. Значение игры в жизни ребенка трудно переоценить, ведь даже в Конвенции о правах ребенка говорится, что игра  универсальное и неотъемлемое право ребенка.
Не стоит рассматривать игру как некую досуговую форму деятельности, ведь игра для ребенка всегда имеет значение и всегда наполнена смыслом. Любой опыт, приобретенный ребенком, становится осмысленным и выражается через игру. В игре ребенок может применить этот опыт, создать какую-то ситуацию и разрешить, причем самостоятельно контролируя ход событий.
Таким образом, он учится сам справляться с трудностями и постепенно погружается в исследование самого себя.
Все занятия детского объединения «Развивающие игры» наполнены разнообразными играми. «Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре, - писал А.С.Макаренко, - каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. В игре происходит первоначальное воспитание многих качеств, необходимых будущему работнику и гражданину». «Игра, - считал К.Д.Ушинский, - это мир практической деятельности для ребёнка, в игре удовлетворяются и физические, и духовные потребности, в ней формируются его ум, сердце и воля». «Для ребёнка игра – это самое серьёзное дело, - читаем у В.А.Сухомлинского. – В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития». «Игра является естественной формой труда ребёнка, - писал Л.С.Выготский, - присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни». Так же высказывался и Ю.П.Азаров: «Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии ума, выдержки». Игры с правилами требуют от участников организованности и внимания. «При умелом руководстве со стороны взрослых, - писал собиратель и автор многих игр Е.М.Минский, игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем». Игра – это школа общения. Особенно ценны игры в коллективе. Научиться играть в команде, быть может, не менее важно, чем успевать в школе, ведь человек живёт среди людей. Сегодня – общая игра, завтра - общее дело и как хорошо, когда люди умеют слушать, понимать, сочувствовать и помогать, а не мешать, злорадствовать и завидовать. Играя с детьми, мы учим их играть честно и воспринимать выигрыш спокойно, а, проигрывая, не впадать в панику или отчаяние и не терять веры в себя - переживать проигрыш с достоинством и юмором. Таким образом, игры уже сами по себе способствуют развитию многих моральных и нравственных качеств.
«Игра – это дело серьёзное» - озаглавлена одна из книг В.В.Волиной. Это стало девизом детского объединения «Развивающие игры».
Данная программа имеет психолого-педагогическую направленность и рассчитана на детей 7- 11 лет, срок реализации 2 года. Занятия проводятся по 2 часа 3 раза (6часов) в неделю. При наборе обучающихся в детское объединение используется принцип добровольности.
Для детей 7- летнего возраста длительность занятия 35 мин, далее 10 минутный перерыв, в соответствии с требованиями САНпина.
От большинства образовательных программ дополнительного образования данная программа отличается тем, что на первое место ставится не просто обучение детей, а развитие умственных способностей, личностных, нравственных и моральных качеств ребенка. Если обычно кружковая работа предполагает дополнение, расширение и углубления базовых знаний, то в программе детского объединения «Развивающие игры» пополнение предметных знаний и умений не является целью, хотя и входит в содержание многих развивающих игр, и, соответственно, выполняет обучающую задачу.
Программа имеет поблочное планирование и состоит из 10 блоков (1 год обучения) и 11 блоков (2 год обучения).
Актуальность данной программы заключается в том, что ребенок, увлеченный новой игрой, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Новизной программы можно считать сочетание традиционных подходов и использование современных методов в работе с детьми.
На начальном этапе работы педагог проводит диагностику мышления, внимания, логического мышления, а также определяется уровень знания игр детьми.
На каждом занятии проводится контроль знаний по усвоению пройденной темы.
Контроль может проводиться в следующих формах:
собеседование;
вопросник по программе;
контрольное упражнение;
участие в соревнованиях и конкурсах;
КВН, викторина, открытое занятие.
Предполагается, что родители будут принимать активное участие в деятельности детского объединения. Необходимо выполнение домашних заданий всей семьёй. Проходит обучение детей играм, в которые они смогут играть вместе с домочадцами. По окончанию изучения блока проводится нетрадиционное занятие, где родители участвуют в конкурсных программах, в спектаклях, в выставках, в спортивных мероприятиях и т.д. Необходимо также индивидуально знакомить родителей с результатами тестов и рекомендовать им воспользоваться методическими разработками по работе с детьми дома.
Участие в выставках, концертах, конкурсах, соревнованиях, викторинах и др. являются формой промежуточного подведения итогов реализации программы.
О результатах работы детей в объединении можно судить и по диагностическим упражнениям, проводимым на занятиях в виде игр и по анализу тестов и опросников.

Цель детского объединения:
формирование коммуникативной компетенции обучающихся.
Задачи:
-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях, способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей;
-приобщать к нормам социальной жизнедеятельности, к общечеловеческим ценностям через создание ситуаций успеха, коллективную творческую деятельность, игру;
-развитие коммуникативных навыков детей;
-развитие интеллектуального потенциала и творческих способностей каждого ребенка;
-воспитывать культуру общения.

Программа имеет общий сюжет и подразумевается, что вся команда (т.е. все обучающиеся детского объединения) отправляется в путешествие по «Планете развивающих игр». Каждый блок программы- это часть путешествия.
1-ый блок: «Город знакомств»
2-ый блок: «Остров Загадок»
3-ой блок: «Страна фокусов»
4-ый блок «Бухта подвижных игр»
5-ый блок «Королевство Праздника».
6-ый блок «Царство бело-черных клеток»
7-ой блок: «Полуостров древних головоломок»
8 блок: «Путешествие по стране Эврика»
9-ый блок- «Игры своими руками»
10 блок: «Возвращение домой»
Первые три блока служат основой для знакомства детей и создания сплоченного коллектива.
В этой «вымышленной стране» дети нередко что-то выигрывают, получают в подарок определенный предмет или сладкое угощение.
Последнее же итоговое занятие с диагностическими заданиями можно провести в виде конкурсно-развлекательной программы с участием родителей, учителей, психолога. С учителями и психологом должно вестись тесное сотрудничество на протяжении всех лет обучения по этой программе.
Второй год обучения проходит по тому же маршруту, но с повторением изученного и усложнением материала. Кроме того, появляется новый блок
« Континент Компьютерных игр».
Дети должны
Знать:
- названия и правила изучаемых игр, технику безопасности во время игр;
-значение слова загадка, разновидности загадок, правила
составления загадок;
-значение слова фокус, структуру фокусов;
- виды шашек и шахмат, названия и «силу» фигур, цель игры;
-виды головоломок;
-значение слов ребус, кроссворд, сканворд, чайнворд, правила
их построения;
-понятие оригами, схема, базовая форма;
-понятие художественное конструирование из бумаги,
виды конструирования, виды разметок, основные приемы работы
с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
-значение слова пазл, виды пазлов;
-основные части ПК, основные правила работы с ПК; текстовый
и графический редактор.
Уметь:
- взаимодействовать со сверстниками в процессе игры;
- соблюдать правила безопасности на занятиях;
- составлять простейшие загадки;
-показывать простейшие фокусы из бумаги и предметами;
-располагать фигура на шашечной и шахматной доске, решать
простейшие шашечные и шахматные задачи;
-освоить начальный уровень изучаемых головоломок, лабиринтов и т.д;
-собирать пазлы из 75 элементов;
-работать в текстовом и графическом редакторах;
- изготавливать простейшие игры своими руками;
- играть друг с другом, используя приобретенные знания;
В программе частично использованы идеи Новиковой Т.Г., педагога дополнительного образования МОУ «Пошатовский детский дом-интернат», программа «Игротека».







Календарно-тематическое планирование 1 год обучения.


п\п
Тема
Теор.часы.
Практ. часы
Всего


1-ый блок: «Город знакомств»


2

1.
Вводное занятие.
1
1
2


2-ой блок: «Остров Загадок»


20

2.
История происхождения загадок.
1
1
2

3.
Загадки - обманки.
1
1
2

4.
Загадки-прятки.
1
1
2

5.
Загадки «данетки».
1
1
2

6.
Составление загадок.
-
4
4

7.
Подготовка материалов и выпуск брошюры «Загадочка».
-
6
6

8.
Мини презентация брошюры «Загадочка» (с участием родителей).
-
2
2


3-ий блок: «Страна фокусов»


20

9.
Фокусы. История фокусов.

1
1
2

10.
Знаменитые фокусники: Д.Коперфильд, И.Кио. Интвентарь для фокусов.
2

2

11.
Структура фокуса. Фокусы с предметами.
1
5
6

12.
Фокусы из бумаги.
1
1
2

13.
Просмотр видеозаписей программы «Копилка фокусов». Анализ и практические упражнения.
-
4
4

14.
Выступление в детском саду.
-
4
4


4-ый блок: «Бухта подвижных игр»


36

15.
Истории создания игр. Спортивные состязания и соревнования. Динамические игры.

2
4
6

16.
Русские народные подвижные игры. « У медведя во бору», «Салочки», «Салочки с подвохом», «Гори-гори ясно..», «Прятки», «Русская лапта».
2
12
14

17.
Зарубежные игры.
2
12
14

18.
«Веселые старты - всей семьей».
-
2
2


5-ый блок: «Королевство Праздника»


20

19.
Спектакль «Загадки Домового».
-
6
6

20.
Утренник «Под Рождественской звездой»
-
2
2

21.
Экскурсии.
3
3
6

22.
Викторина.
-
2
2

23.
Интеллектуальная игра «Своя игра».
-
2
2

24.
Семейная игра «Мой ребенок».
-
2
2


6-ой блок: «Царство бело-черных клеток» (шашки и шахматы)


34

25.
История шашек. Доска и расстановка шашек. Нотация.
1
1
2

26.
Русские шашки.
1
1
2

27.
Шашечные игры. Уголки. Поддавки.
1
1
2

28.
Международные шашки.
1
1
2

29.
Американские шашки.
1
1
2

30.
Двухходовые шашки.
1
1
2

31.
Диагональные шашки.
1
1
2

32.
Проведение игры «Шашки - мультяшки»
1
1
2

33.
История шахматной игры. Шахматная доска. Шахматные фигуры.
1
3
4

34.
Ходы и взятие фигур. Цель шахматной партии. Игра всеми фигурами из начального положения.
1
1
2

35.
Короткие партии. «Детский мат», «Мат Легеля». Тренировочные партии.
1
3
4

36.
Решение шахматных задач.
1
3
4

37.
Проведение шахматно-шашечного турнира между семейными командами.
-
2
2


7-ой блок: «Полуостров древних головоломок»


20

38.
Магический квадрат- танграм.
1
1
2

39.
Архимедова игра.
1
1
2

40.
Колумбово яйцо.
1
1
2

41.
Волшебный круг.
1
1
2

42.
Гексамино.
1
1
2

43.
Кубик Рубика. Шарик Рубика. Змейка Рубика.
3
3
6

44.
Пятнашки.
1
1
2

45.
Выставка поделок «Наш вернисаж».
-
2
2


8-ой блок: «Путешествие по стране Эврика»


18

46.
Ребусы.
1
3
4

47.
Кроссворды. Сканворды. Чайнворды.
3
5
8

48.
Лабиринты.
1
1
2

49.
Выпуск газеты «Для всей семьи».
-
4
4


9-ый блок: Город мастеров «Игры своими руками»


44

50.
Оригами. Изготовление игры «стаканчики».

1
1
2

51.
Художественное конструирование. Изготовление игры «Пасть льва».
-
2
2

52.
Пазлы.
1
5
6

53.
«Морской бой»- игра на бумаге.
1
3
4

54.
Изготовление настольного театра «Колобок».
1
3
4

55.
Изготовление пальчикового театра «Репка».
1
3
4

56.
Квиллинг. Изготовление парной игры «Шашки».
1
5
6

57.
Конструктор из бумаги. Китайский модуль.
1
13
14

58.
Выставка поделок «Город мастеров».
-
2
2


10 блок: «Возвращение домой».


2

59.
Занятие –игра, подведение итогов.
-
2
2


Итого:
52 ч
164 ч
216 ч
























Содержание тем 1 года обучения.
1-ый блок: «Город знакомств»
1.Вводное занятие.
Знакомство с деятельностью детского объединения. Проводится стартовый контроль умений и знаний детей (тестирование на знание названий игр и их правила (игры в парах, игры на свежем воздухе, интеллектуальные игры и т.д.)). Игры на знакомство «Снежный ком», «Давайте познакомимся» и др. Знакомство с девизом объединения. Правила безопасного поведения на занятиях.

2-ой блок: «Остров Загадок»
2.История происхождения загадок.
Лексическое значения слова «загадка». Истории и мифы , связанные с происхождением загадок. Народные загадки. Литературные загадки. На протяжении всего «путешествия» дети учатся узнавать предметы по их признакам, т.е. разгадывать загадки.
Проводится методика «Загадки» источник: Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию».-М.:Новая школа, 1998 г,-38с.
3. Загадки - обманки.
Загадка – обманка - разновидность загадки. Правила разгадывания загадок «с секретом». Особенности построения загадки.
Практические упражнения по составлению загадок.

4. Загадки-прятки.
Загадки – прятки - разновидность загадки. Правила разгадывания загадок «с секретом». Особенности построения загадки.
Практические упражнения по составлению загадок.

5. Загадки данетки.
Загадки – данетки - разновидность загадки. Правила разгадывания загадок «с секретом». Особенности построения загадки.
Практические упражнения по составлению загадок.
6. Составление загадок.
Загадки в стихотворной (загадки в рифму) и прозаической форме. Составление загадок-буриме. Загадка-обманки. Игра «Отгадайка» (дети загадывают друг другу загадки в прозаической форме, самостоятельно составленные).

7. Подготовка материалов и выпуск брошюры «Загадочка».
Дети изготавливают эскизы к брошюре, оценивают их и отбирают для печати. Задача педагога изготовить и выпустить брошюру.

8 .Мини презентация брошюры (с участием родителей).
Презентацию разрабатывает и проводит педагог. Проходит занятие совместно с детьми и родителями. На презентацию приглашаются гости из других детских объединений. В конце мероприятия проводится чаепитие с развлекательными конкурсами для детей и родителей.

3-ий блок: «Страна фокусов»
9. Фокусы. История фокусов.
Лексическое значение слов фокус, фокусник, маг, иллюзионист, волшебник. Исторические и занимательные факты. Демонстрация простейших фокусов.

10. Знаменитые фокусники: Д.Коперфильд, И.Кио. Интвентарь для фокусов.
Интересные и занимательные факты из жизни известнейших фокусников. Приспособление и инвентарь для создания фокусов. Костюмы с «секретом» для фокусников. Просмотр выступлений известных фокусников. Объяснение процесса демонстрации фокусов с гвоздями, битыми стеклами. Демонстрация простейших фокусов.

11.Структура фокуса. Фокусы с предметами.
Составляющие части фокуса. Правила подготовки инвентаря. Содержание текстов для публики. Демонстрация и разучивание фокусов с монетками, скрепками, конфетами, картинками. Закрепление полученного навыка.

12. Фокусы из бумаги.
Бумага и ее структура. Правила склеивания бумаги. Основные особенности демонстрации фокусов из полосок бумаги. Демонстрация и разучивание фокусов. «Фокусы-оригами»- фокусы из квадратного листа бумаги. Демонстрация и разучивание. Фокусы с использованием цветной бумаги. Демонстрация и разучивание. Фокусы с использованием печатного текста. Демонстрация и разучивание. Упражнения в отработки навыков демонстрации простейших фокусов.

13. Просмотр видеозаписей программы «Копилка фокусов». Анализ и практические упражнения.
Просмотр отрывков из обучающей программы «Копилка фокусов». Аналитические и практические упражнения. Отработка навыков полученных ранее.
14. Выступление в детском саду.
Подготовка выступления перед детьми детского сада юных фокусников. Создание мультимедийной презентации. Выступление фокусников. Обучение публики простейшему фокусу.

4-ый блок: «Бухта подвижных игр»
15. Истории игр. Спортивные состязания и соревнования. Динамические игры.
Понятие «Игра». Исторические сведения. Разновидности подвижных игр. Инвентарь и оборудование для игр. Правила игры. Игры индивидуальные, командные и коллективные. Игры малой подвижности. Проведение игры-диагностики «Кто больше?».
(Проводится игра, в основу которой положено правило: выигрывает тот, кто больше назовет подвижных игр. Победитель получает сладкий приз.) Правила безопасной игры на улице. Разучивание игры «Белки на дереве».

16. Русские народные подвижные игры.
Занимательные и исторические факты создания народных игр. Инвентарь и оборудование. Знакомство и разучивание игр: «У медведя во бору», «Салочки», «Салочки с подвохом», «Гори-гори ясно..», «Прятки», «Русская лапта». Правила безопасной игры на улице.

17. Зарубежные игры.
Инвентарь и оборудование. Правила безопасной игры на улице. Знакомство и разучивание игр стран мира. Предлагается :
«Штандер», «Чехарда», «Хали-халло» и др.( смотри приложение).

18. «Веселые старты - всей семьей».
Педагог проводит праздник с привлечением родителей или других родственников.

5-ый блок «Королевство Праздника»
19. Спектакль «Загадки Домового».
Подготовка реквизита, репетиция, проведение спектакля.
( спектакль проводится для детей детского сада, младших классов, родителей и т.д).

20. Рождественский утренник «Под Рождественской звездой».
Подготовка реквизита, репетиция действий утренника, подготовка мультимедийной презентации, оформление выставки рисунков и поделок к утреннику, разработка и оформление пригласительных билетов на утренник. Проведение утренника.

21. Экскурсии.
Проведение очных экскурсий в музеи, выставочный зал, художественный салон. Проведение виртуальной экскурсии «Я путешественник. Путешествие в музей игрушек в Петербурге».
22.Викторина.
Участие в тематической онлайн викторине по выбору педагога.
23. Интеллектуальная игра «Своя игра».
Аналог телевизионной игры. Подготовка презентации и реквизита. Проведение игры.

24. Семейная игра «Мой ребенок».
Аналог телевизионной игры. (Совместная игра взрослых и детей.) Подготовка презентации и реквизита. Проведение игры.

6-ой блок: «Царство бело-черных клеток». (шашки и шахматы)
25. История шашек. Доска и расстановка шашек. Нотация.
Легенды и исторические факты из истории шашек. Шашки как вид спорта. Шашечные термины. Доска для шашек, деление и обозначение доски. Расстановка шашек. Основные правила игры. Система обозначения полей. Запись ходов. Характеристика ходов.

26. Русские шашки.
Шашки в России. Мастера и чемпионы шашечной игры. Доска и расстановка фигур в русских шашках. Правила игры. Нотация в русских шашках. Тренировочные упражнения.

27. Шашечные игры. Уголки. Поддавки.
Расположение шашек. Правила игры. Тренировочные упражнения.

28. Международные шашки.
История возникновения стоклеточных шашек. Мастера и чемпионы шашечной игры. Основные правила игры. Тренировочные упражнения.
29. Американские шашки.
История американских шашек. Правила игры. Тренировочные упражнения.

30. Двухходовые шашки.
История двухходовых шашек. Правила игры. Тренировочные упражнения.

31. Диагональные шашки.
История диагональных шашек. Правила игры. Тренировочные упражнения.

32. Проведение игры «Шашки- мультяшки»
Подготовка и проведение игры. См. приложение.

33.История шахматной игры . Шахматная доска. Шахматные фигуры.
Исторические сведения. Знаменитые шахматисты России и мира. Основные правила игры. Название фигур, месторасположение и способ передвижения на доске.

34. Ходы и взятие фигур. Цель шахматной партии. Игра всеми фигурами из начального положения.
Цель шахматной партии. Передвижение фигур «под диктовку». Тренировочные упражнения в парах на передвижение фигур.

35. Короткие партии.
«Детский мат», «Мат Легеля». Тренировочные партии.

36. Решение шахматных задач.
Понятие «задача», «шахматные задачи». Решение простейших шахматных задач. Тренировочные упражнения в парах.

37. Проведение шахматно-шашечного турнира между семейными командами.
Подготовка и проведение турнира. Главный приз «Белая ладья».

7-ой блок: «Полуостров древних головоломок»
38. Магический квадрат- танграм.
Историческая справка. Правила составления фигур. Тренировочные упражнения . Освоение первого и второго уровня. Изготовление поздравительной открытки-аппликации из элементов танграма. Домашнее задание: совместно с родителями изготовить поделку по теме.

39. Архимедова игра.
Историческая справка. Правила составления фигур. Тренировочные упражнения. Освоение первого и второго уровня. Изготовление поделки из элементов «архимедова игра». Домашнее задание: совместно с родителями изготовить поделку по теме.

40. Колумбово яйцо.
Историческая справка. Правила составления фигур. Тренировочные упражнения. Освоение первого и второго уровня. Изготовление настенного панно из элементов игры «колумбово яйцо». Домашнее задание: совместно с родителями изготовить поделку по теме.

41. Волшебный круг.
Историческая справка. Правила составления фигур. Тренировочные упражнения. Освоение первого и второго уровня. Изготовление поделки из элементов игры «волшебный круг». Домашнее задание: совместно с родителями изготовить поделку по теме.

42. Гексамино.
Историческая справка. Правила составления фигур. Тренировочные упражнения. Освоение первого и второго уровня. Изготовление поделки из элементов игры «гексамино». Домашнее задание: совместно с родителями изготовить поделку по теме.

43. Кубик Рубика. Шарик Рубика. Змейка Рубика.
Историческая справка. Правила игры. Тренировочные упражнения . Освоение начального уровня.

44. Пятнашки. (из 8-14 элементов)
Историческая справка. Правила игры. Тренировочные упражнения. Соревнование на быстроту прохождения игры.

45. Выставка поделок «Наш вернисаж».
Организация выставки поделок обучающихся. Создание презентации по изученной теме. На выставку приглашаются родители, обучающиеся других объединений. Объявляются и награждаются победители.

8-ой блок: «Путешествие по стране Эврика»- (ребусы, кроссворды и т.д.)
46. Ребусы.
Историческая справка. Основные правила построения ребуса. Тренировочные упражнения в отгадывании и составлении ребусов начального уровня сложности.

47. Кроссворды. Сканворды. Чайнворды.
Историческая справка. Разновидности кроссвордов, сканвордов, чайнвордов. Уровни сложности. Правила построения и принципы отгадывания слов. Тренировочные упражнения в отгадывании и составлении кроссвордов, чайнвордов, сканвордов начального уровня.

48. Лабиринты.
Историческая справка. Принципы построения лабиринта. Цель игры. Упражнения в разгадывании лабиринта начального и среднего уровней. Построение лабиринтов.

49. Выпуск газеты «Для всей семьи».
Подготовка и обработка составленных лабиринтов, кроссвордов, чайнвордов, сканвордов. Изготовление иллюстраций, набор текстов. Выпуск газеты.

9-ый блок: Город мастеров «Игры своими руками»
50. Оригами. Изготовление игры «стаканчики».
Историческая справка. Схема. Базовые формы. Простейшая базовая форма «квадрат». Изготовление игры «стаканчики» способом оригами. Правила игры. Соревнования в парах.

51. Художественное конструирование. Изготовление игры «Пасть льва».
Художественное конструирование. Виды разметок. Разметка «наглаз». Изготовление пасти льва, изготовление бумажного «мячика». Правила игры. Соревнование на личное первенство.

52. Пазлы.
Историческая справка. Значение слова «Пазл». Разновидности игры пазлы. Правила игры. Пазлы состоящие из 6, 9, 12, 15. 24, 35, 60, 75 элементов. Тренировочные упражнения в парах, по одному. Соревнование на личное первенство. Изготовление игры «пазлы».

53. «Морской бой»- игра на бумаге.
Историческая справка. Правила игры. Правила обозначения и построения фигур. Тренировочные упражнения.

54. Изготовление настольного театра «Колобок».
Историческая справка о настольном театре. Изготовление декораций и персонажей. Театр-экспромт.

55. Изготовление пальчикового театра «Репка».
Историческая справка о пальчиковом театре. Изготовление декораций и персонажей. Театр-экспромт.

56. Квиллинг. Изготовление парной игры «Шашки».
Значение слова «квиллинг». История искусства квиллинг. Основные элементы. Изготовление доски для шашек (способом черно-белой аппликации), шашек (способом бумагокручения).

57. Конструктор из бумаги. Китайский модуль.
Оригами. История развития оригами. Направления оригами. Китайский модуль. Конструктор. Изготовление простейших моделей: рыбка, стрекоза, черепаха, цветок, др.

58. Выставка поделок.
Организация выставки поделок обучающихся. Создание презентации по изученной теме. На выставку приглашаются родители, обучающиеся других объединений. Объявляются и награждаются победители.

10-ый блок: «Возвращение домой»
59. Занятие – игра, подведение итогов.
Подведение итог в игровой форме. Проведение заключительного диагностического исследования.


Календарно-тематическое планирование 2 год обучения.


п\п
Тема
Теор.часы.
Практ. часы
Всего


1-ый блок: «Город знакомств»


2

1.
Вводное занятие.
1
1
2


2-ой блок: «Остров Загадок»


12

2.
Повторение. История происхождения загадок. Загадки- обманки. Загадки-прятки. Загадки данетки.
1
3
4

3.
Игры с загадками.
1
1
2

4.
Составление загадок на заданную тему («Времена года», «сказки», «домашние животные»).
-
4
4

5.
Подготовка материалов и выпуск именных тематических буклетов с загадками.
-
2
2


3-ий блок: «Страна фокусов»


18

6.
Фокусы. История фокусов.
1
1
2

7.
Знаменитые фокусники. Инвентарь для фокусов.
2

2

8.
Структура фокуса. Фокусы с предметами.
1
3
4

9.
Фокусы из бумаги.
1
1
2

10.
Просмотр видеозаписей программы «Копилка фокусов». Анализ и практические упражнения.
-
4
4

11.
Выступление в детском саду.
-
4
4


4-ый блок: «Бухта подвижных игр»


28

12.
Истории создания игр. Спортивные состязания и соревнования. Динамические игры.
1
1
2

13.
Русские народные подвижные игры.
1
11
12

14.
Зарубежные игры.
1
11
12

15.
«Веселые старты- всей семьей».
-
2
2


5-ый блок: Королевство «Праздника»


16

16.
Спектакль «Муха Цокотуха - на новый лад».
-
4
4

17.
Утренник «Под Рождественской звездой»
-
2
2

18.
Экскурсии.
1
3
4

19.
Викторина
-
2
2

20.
Интеллектуальная игра «Звездная команда»
-
2
2

21.
Семейная игра «Вопрос на засыпку»


-
2
2


6-ой блок «Царство бело-черных клеток» (шашки и шахматы)


28

22.
История шашек. Доска и расстановка шашек. Основные шашечные термины. Нотация. Русские шашки.
1
1
2

23.
Шашечные игры. Уголки. Поддавки
1
1
2

24.
Международные шашки. Американские шашки.
1
1
2

25.
Двухходовые шашки. Диагональные шашки.
1
1
2

26.
Армянские шашки.
1
1
2

27.
Пул. (Pool Checkers).
1
1
2

28.
Итальянские шашки.
1
1
2

29.
Алтайские шашки.
1
1
2

30.
История шахматной игры. Шахматные фигуры. Ходы и взятие фигур. Игра всеми фигурами из начального положения.
1
3
4

31.
Варианты шахмат. Короткие партии. Тренировочные партии. Решение шахматных задач.
1
3
4

32.
Системы для проведения шахматных турниров. Турнирные правила.
1
1
2

33.
Проведение шахматно-шашечного турнира между семейными командами.
-
2
2


7-ой блок: «Полуостров древних головоломок»


22

34.
Магический квадрат- танграм. Архимедова игра. Гексамино. Сфинкс.
1
1
2

35.
Колумбово яйцо. Волшебный круг.
1
1
2

36.
Кубик Рубика. Шарик Рубика. Змейка Рубика.
1
1
2

37.
Вьетнамская головоломка (круг).
1
3
4

38
Головоломка «Листик»
1
3
4

39.
Головоломка «Пентамино». Игры и задачи «Пентамимо»
1
3
4

40.
Гексатрион.
1
1
2

41.
Выставка поделок «Наш вернисаж».
-
2
2


8-ой блок: «Путешествие по стране Эврика»


14

42.
Ребусы. Кроссворды.
1
1
2

43.
Сканворды. Чайнворды.
1
1
2

44.
Лабиринты.
1
1
2

45.
Анаграммы.
1
1
2

46.
Шарады.
1
1
2

47.
Выпуск газеты «Для всей семьи».
-
4
4


–ый блок: Город мастеров «Игры своими руками»


36

48.
Оригами. Изготовление коллективной игры «Шахматы».
1
3
4

49.
Изготовление игр-головоломок.
1
1
2

50.
Изготовление настольного театра «Гуси-лебеди»».
1
1
2

51.
Изготовление пальчикового театра «Каша из топора».
1
1
2

52.
Квиллинг. Изготовление лото .
1
5
6

53.
Конструктор из бумаги. Китайский модуль.
1
17
18

54.
Выставка поделок «Город мастеров».
-
2
2


10-ый блок: «Континент Компьютерных игр»


38

55.
ТБ при работе с ПК. История создания ВТ. Знакомство с устройством компьютера.
3
1
4

56.
Понятие информация и способы ее передачи. Начальные навыки работы с мышью и клавиатурой.
1
5
6

57.
Простейшие компьютерные игры. Музей компьютерных игр. Игры на развитие памяти и внимания «Раскраски» (космос, колобок, лиса и петух и др).
1
5
6

58.
Виды компьютерных игр. Игры на развитие памяти и логического мышления: «Собери узор», «Кнопочки-малышки», «Кроссворд солнышко», «Мозаика», «Пазлы».
1
5
6

59.
Текстовый редактор.
1
5
6

60.
Графический редактор.
1
5
6

61.
Создание газеты детского объединения.

2
2

62.
Итоговое повторение и обобщение пройденного материала.
1
1
2


11 блок: «Возвращение домой».


2

63.
Занятие –игра, подведение итогов.
-
2
2


Итого:
50ч
166 ч
216 ч






Содержание тем 2 года обучения.

1-ый блок: «Город знакомств»
1.Вводное занятие.
Знакомство с деятельностью детского объединения. Проводится стартовый контроль умений и знаний детей. Игры на знакомство. Знакомство с девизом объединения. Правила безопасного поведения на занятиях.

2-ой блок: «Остров Загадок»
2. Повторение. История происхождения загадок. Загадки- обманки. Загадки-прятки. Загадки данетки.
Повторяется ранее пройденный материал: лексическое значения слова «загадка». Истории и мифы , связанные с происхождением загадок.Народные загадки. Литературные загадки. На протяжении всего «путешествия» дети учатся узнавать предметы по их признакам, т.е. разгадывать загадки.

3. Игры с загадками.
Проводятся игры с загадками ( см. приложение). Знакомство с загадками-добавлялками.

4. Составление загадок на заданную тему («Времена года», «сказки», «домашние животные»).
Коллективная практическая работа по составлению загадок.
Самостоятельное составление загадок: загадки в стихотворной (загадки в рифму) и прозаической форме. Составление загадок-буриме. Загадка-обманки. Игра «Отгадайка» (дети загадывают друг другу загадки в прозаической форме, самостоятельно составленные).

5. Подготовка материалов и выпуск буклетов «Мое творчество».
Дети изготавливают эскизы к буклетам, оценивают их и отбирают для печати. Задача педагога изготовить и выпустить индивидуальные буклеты детей.

3-ий блок: «Страна фокусов»
6. Фокусы. История фокусов.
Повторение изученного ранее материала и обобщение знаний. Лексическое значение слов фокус, фокусник, маг, иллюзионист, волшебник. Исторические и занимательные факты. Демонстрация простейших фокусов.
7. Знаменитые фокусники. Инвентарь для фокусов.
Повторение материала изученного ранее. Систематизация знаний и получение новой информации. Интересные и занимательные факты из жизни известнейших фокусников. Приспособление и инвентарь для создания фокусов. Костюмы с «секретом» для фокусников . Просмотр выступлений известных фокусников. Объяснение процесса демонстрации фокусов с гвоздями, битыми стеклами, автомашинами, железобетонными плитами и др. Демонстрация простейших фокусов.

8.Структура фокуса. Фокусы с предметами.
Составляющие части фокуса. Правила подготовки инвентаря. Содержание текстов для публики. Демонстрация и разучивание фокусов с монетками, скрепками, конфетами, картинками, а так же фокусы с жидкостями: вода, масло, мед. Закрепление полученного навыка.

9. Фокусы из бумаги.
Бумага и ее структура. Правила склеивания бумаги. Основные особенности демонстрации фокусов из полосок бумаги. Демонстрация и разучивание фокусов. «Фокусы-оригами»- фокусы из квадратного листа бумаги. Демонстрация и разучивание. Фокусы с использованием цветной бумаги и картона. Демонстрация и разучивание. Фокусы с использованием печатного текста. Демонстрация и разучивание. Упражнения в отработки навыков демонстрации простейших фокусов.

10. Просмотр видеозаписей программы «Копилка фокусов». Анализ и практические упражнения.
Просмотр отрывков из обучающей программы «Копилка фокусов». Аналитические и практические упражнения. Отработка навыков полученных ранее.

11. Выступление в детском саду.
Подготовка выступления перед детьми детского сада юных фокусников. Создание мультимедийной презентации по изученной теме. Выступление фокусников. Обучение публики простейшим фокусам.

4-ый блок: «Бухта подвижных игр»
12. Истории игр. Спортивные состязания и соревнования. Динамические игры.
Повторение ранее изученного материала и его систематизация. Понятие «Игра».Исторические сведения. Разновидности подвижных игр. Инвентарь и оборудование для игр. Правила игры. Игры индивидуальные, командные и коллективные. Игры малой подвижности. Проведение игры-диагностики «Кто больше?».
(Проводится игра, в основу которой положено правило: выигрывает то, кто больше назовет подвижных игр. Победитель получает сладкий приз.) Правила безопасной игры на улице. Разучивание игры «Море волнуется раз».


13. Русские народные подвижные игры.
Занимательные и исторические факты создания народных игр. Инвентарь и оборудование. Повторение ранее изученных игр:«У медведя во бору», «Салочки», «Салочки с подвохом», «Гори-гори ясно..», «Прятки», «Русская лапта». Знакомство и разучивание игр: «Кошки- мышки», «Гуси-гуси», «Городки», «Удочка» , «Третий лишний», «Картошка» и др. Правила безопасной игры на улице.

14. Зарубежные игры.
Инвентарь и оборудование. Правила безопасной игры на улице. Знакомство и разучивание игр стран мира. Предлагается повторение ранее изученных игр: «Штандер», «Чехарда», «Хали-халло» и др. Разучивание : «Квинтас» и др. ( смотри приложение).

15. «Веселые старты- всей семьей».
Педагог организует и проводит праздник с привлечением родителей или других родственников.

5-ый блок «Королевство Праздника»
16. Спектакль «Муха Цокотуха на новый лад».
Подготовка реквизита, репетиция, проведение спектакля.
( спектакль проводится для детей детского сада, младших классов, родителей и т.д.)

17. Рождественский утренник «Под Рождественской звездой».
Подготовка реквизита, репетиция действий утренника, подготовка мультимедийной презентации, оформление выставки рисунков и поделок к утреннику, разработка и оформление пригласительных билетов на утренник. Проведение утренника.

18. Экскурсии.
Проведение очных экскурсий в музеи, выставочный зал, художественный салон. Проведение виртуальной экскурсии «Я путешественник. Путешествие в музей компьютерных игр (США)».

19.Викторина.
Проведение шуточной викторины по изученному материалу.
20. Интеллектуальная игра «Звездная команда».
Аналог телевизионной игры. Подготовка презентации и реквизита. Проведение игры.

21. Семейная игра «Вопрос на засыпку»
Аналог телевизионной игры. (Совместная игра взрослых и детей.) Подготовка презентации и реквизита. Проведение игры.

6-ой блок: «Царство бело-черных клеток» (шашки и шахматы)

22. История шашек. Доска и расстановка шашек. Основные шашечные термины. Нотация. Русские шашки.
Повторение изученного ранее. Легенды и исторические факты из истории шашек. Шашки как вид спорта. Шашечные термины. Доска для шашек, деление и обозначение доски. Расстановка шашек. Основные правила игры. Система обозначения полей. Запись ходов. Характеристика ходов.
Шашки в России. Мастера и чемпионы шашечной игры. Доска и расстановка фигур в русских шашках. Правила игры. Нотация в русских шашках. Тренировочные упражнения.
23. Шашечные игры. Уголки. Поддавки.
Повторение изученного ранее. Расположение шашек. Правила игры. Тренировочные упражнения.
24. Международные шашки. Американские шашки.
Повторение изученного ранее. История возникновения стоклеточных шашек. Мастера и чемпионы шашечной игры. Основные правила игры. Тренировочные упражнения.
История американских шашек. Правила игры. Тренировочные упражнения.
25. Двухходовые шашки. Диагональные шашки.
Повторение изученного ранее. История двухходовых шашек. Правила игры. Тренировочные упражнения.
История диагональных шашек. Правила игры. Тренировочные упражнения.
26. Армянские шашки.
История создания армянских шашек. Основные правила игры. Тренировочные упражнения.
27. Пул. (Pool Checkers).
История создания игры «Пул». Основные правила игры. Тренировочные упражнения.
28. Итальянские шашки.
История создания итальянских шашек. Основные правила игры. Тренировочные упражнения.
29. Алтайские шашки.
История создания алтайских шашек. Основные правила игры. Тренировочные упражнения.
30. История шахматной игры . Шахматные фигуры. Ходы и взятие фигур. Игра всеми фигурами из начального положения.
Повторение ранее изученного. Исторические сведения. Знаменитые шахматисты России и мира. Основные правила игры. Название фигур, месторасположение и способ передвижения на доске.
Цель шахматной партии. Передвижение фигур «под диктовку». Национальные варианты шахмат. Тренировочные упражнения в парах на передвижение фигур.
31. Варианты шахмат. Короткие партии. Тренировочные партии. Решение шахматных задач.
Варианты шахмат (2-х, 3-х, 4-х сторонние шахматы, командные шахматы). Повторение изученного ранее. Понятие «задача», «шахматные задачи». Решение простейших шахматных задач. Тренировочные упражнения в парах.
32. Системы для проведения шахматных турниров. Турнирные правила.
Виды систем для проведения шахматных турниров. Основные турнирные правила. Тренировочные упражнения.
33. Проведение шахматно-шашечного турнира между семейными командами.
Подготовка и проведение турнира. Главный приз «Белая ладья».

7-ой блок: «Полуостров древних головоломок»

34. Магический квадрат- танграм. Архимедова игра. Гексамино.
Сфинкс.
Повторение ранее изученного.Историческая справка. Правила составления фигур. Тренировочные упражнения . Освоение первого, второго и третьего уровней. Изготовление поделки из элементов игры танграм, архимедова игра, гексамино или сфинкс. Домашнее задание: совместно с родителями изготовить поделку по теме.

35. Колумбово яйцо. Волшебный круг.
Историческая справка. Правила составления фигур. Тренировочные упражнения . Освоение первого, второго и третьего уровней. Изготовление настенного панно из элементов игры «колумбово яйцо»и (или) «волшебный круг». Домашнее задание: совместно с родителями изготовить поделку по теме.
36. Кубик Рубика. Шарик Рубика. Змейка Рубика
Историческая справка. Правила игры. Тренировочные упражнения . Освоение начального и основного уровней.
37. Вьетнамская головоломка.
Историческая справка. Правила игры. Тренировочные упражнения .
38. Головоломка «Листик».
Историческая справка. Правила составления фигур. Тренировочные упражнения . Освоение первого, второго и третьего уровней. Изготовление настенного панно из элементов игры «листик». Домашнее задание: совместно с родителями изготовить поделку по теме.
39. Головоломка «Пентамино». Игры и задачи «Пентамимо»
Историческая справка. Правила составления фигур. Тренировочные упражнения . Освоение первого, второго и третьего уровней. Изготовление настенного панно из элементов игры «пентамино». Домашнее задание: совместно с родителями изготовить поделку по теме.
40. Гексатрион.
Историческая справка. Правила составления фигур. Тренировочные упражнения . Освоение первого, второго и третьего уровней. Изготовление настенного панно из элементов игры «гексатрион». Домашнее задание: совместно с родителями изготовить поделку по теме.

41. Выставка поделок «Наш вернисаж».
Организация выставки поделок обучающихся. Создание презентации по изученной теме. На выставку приглашаются родители, обучающиеся других объединений. Объявляются и награждаются победители.

8-ой блок: «Путешествие по стране Эврика»- (ребусы, кроссворды и т.д.)

42. Ребусы. Кроссворды.
Историческая справка. Основные правила построения ребуса и кроссворда. Тренировочные упражнения в отгадывании и составлении ребусов и кроссвордов начального и среднего уровней сложности.

43. Сканворды. Чайнворды.
Историческая справка. Разновидности кроссвордов и чайнвордов. Уровни сложности. Правила построения и принципы отгадывания слов. Тренировочные упражнения в отгадывании и составлении чайнвордов, сканвордов начального и основного уровней.

44. Лабиринты.
Историческая справка. Принципы построения лабиринта. Цель игры. Упражнения в разгадывании лабиринта начального и среднего уровней. Построение лабиринтов.

45. Анаграммы.
Историческая справка. Принципы построения анаграммы. Цель игры. Упражнения в разгадывании анаграмм начального и среднего уровней. Построение анаграмм.

46. Шарады.
Историческая справка. Принципы построения шарады. Цель игры. Упражнения в разгадывании шарад начального и среднего уровней. Построение шарад.

47. Выпуск газеты «Для всей семьи».
Подготовка и обработка составленных лабиринтов, кроссвордов, чайнвордов, сканвордов. Изготовление иллюстраций, набор текстов. Выпуск газеты.


–ый блок: Город мастеров «Игры своими руками»

48. Оригами. Изготовление игры «Шахматы».
Историческая справка. Схема. Базовые формы. Простейшая базовая форма «квадрат». Изготовление игры «Шахматы» способом оригами.
49. Изготовление игр-головоломок.
Виды разметок. Разметка по шаблону и трафарету. Изготовление игр-головоломок на выбор. Соревнования в парах.
50. Изготовление настольного театра «Гуси-лебеди»».
Историческая справка о настольном театре. Изготовление декораций и персонажей. Театр-экспромт.
51. Изготовление пальчикового театра «Каша из топора».
Историческая справка о пальчиковом театре. Изготовление декораций и персонажей. Театр-экспромт.

52. Квиллинг. Изготовление парной игры «Лото».
Значение слова «квиллинг». История искусства квиллинг. Основные элементы. Изготовление поделки «боченок» (способом бумагокручения), изготовление карточек способом аппликации. Игра на личное первенство.
53. Конструктор из бумаги. Китайский модуль.
Оригами. История развития оригами. Направления оригами. Китайский модуль. Конструктор. Изготовление простейших моделей: бабочка, цветок и др.
54. Выставка поделок.
Организация выставки поделок обучающихся. Создание презентации по изученной теме. На выставку приглашаются родители, обучающиеся других объединений. Объявляются и награждаются победители.

–ый блок: «Континент Компьютерных игр»

55. ТБ при работе с ПК. История создания ВТ. Знакомство с устройством компьютера.
Историческая справка. ТБ при работе на ПК. Соблюдение норм личной гигиены. Презентация по ТБ. Машины разных поколений, их быстродействие. Устройство компьютера. Основные части ПК. Порядок включения и выключения. Клавиатура (цифры, клавиши управления курсором, выполнения и отмены).
56. Понятие информация и способы ее передачи. Начальные
навыки работы с мышью и клавиатурой.
Знакомство с понятием информация, способы ее передачи. Компьютер как инструмент работы с информацией. Отработка начальных навыков работы с мышью и клавиатурой. Презентация «Начало работы с мышью». Освоение клавиатурой- игра «Муравей», практические задания «конструирование букв», «Напечатай буквы» и др.

57. Простейшие компьютерные игры. Музей компьютерных игр.
Игры на развитие памяти и внимания «Раскраски» (космос, колобок,
лиса и петух и др).
Презентация «О компьютерных играх», вертуальная экскурсия в музей компьютерных игр, знакомство с простейшими обучающими компьютерными играми (игры на развития памяти и внимания». Практические упражнения.
58. Виды компьютерных игр. Игры на развитие памяти и логического мышления: «Собери узор», «Кнопочки-малышки», «Кроссворд солнышко», «Мозаика» , «Пазлы».
Знакомство с простейшими обучающими играми на развитие памяти и логического мышления. Практические упражнения.
59. Текстовый редактор.
Ввод и редактирование текста. Строчные и прописные буквы. Клавиши удаления и забоя. Набор текста и его редактирование.
60. Графический редактор.
Понятие о машинной графике и её использовании.
Практические упражнения.
61. Создание газеты детского объединения.
Разработка дизайна газеты, девиза, эмблемы. Составление и набор текстов, работа с картинками.
62. Итоговое повторение и обобщение пройденного материала
Повторение изученной темы. Проведение тестирования. Обсуждение результатов выполнения тестирования.

–ый блок: «Возвращение домой»

63. Занятие –игра, подведение итогов.
Подведение итог в игровой форме. Проведение заключительного диагностического исследования.















Методическое обеспечение.
Целесообразно придерживаться следующих рекомендаций по проведению игр. Объяснение должно проходить в три этапа:
 ознакомление с игрой;
 дальнейшее изучение правил;
 внесение изменений в содержание и правила игры.
Основное требование к проведению любого рода игр заключается в постепенном усложнении и увеличении интенсивности игр. Учитывая возраст детей и их психолого-физиологические характеристики, следует начать с проведения простых некомандных игр, затем перейти к переходным играм, и, постепенно усложняя правила, задания и увеличивая интенсивность, проводить сложные командные игры. Причем не стоит ждать, когда детям надоест привычная игра, ее нужно изменить своевременно  иначе дети быстро потеряют к ней всякий интерес, их внимание рассеется, а уровень познавательной активности и мотивации в данное время резко снизится. Проще говоря, новая игра «вырастает» из привычной игры.
Самым сложным является руководство игрой. Педагог должен наблюдать за правильностью действий учащихся, исправлять ошибки, указать правильный способ одиночных и коллективных действий, стимулировать уровень мотивации в течение игры. Результаты игры необходимо подсчитывать наглядно, с учетом всех штрафных и поощрительных санкций. Время игры должно быть строго определено, так как у детей могут возникнуть нервное перевозбуждение, переутомление, усталость. Однако преждевременное окончание игры вызывает у детей неудовлетворенность. Закончить игру стоит тогда, когда поставленные педагогом в начале занятия цели достигнуты. В этом случае игра доставит удовольствие и вызовет у ребят желание ее повторения.
Важно правильно закончить игру. Эффективным считается подведение итогов с самими участниками. Это повысит дисциплину, укрепит отношения в коллективе и между детьми и педагогом, усилит интерес к проведению других игр. При соблюдении всех вышеперечисленных условий игра станет высокоэффективным методом развития детей, хорошим средством воспитания и обучения.

Программа имеет практическое приложение, в котором описаны разнообразные игры для детей, методики, беседы, исторические справки и т.д..

Заголовок 315