«Играем вместе с мамой» картотека дидактических игр для формирования и развития фонематического слуха, анализа и синтеза


«Играем вместе с мамой» картотека дидактических игр для формирования и развития фонематического слуха, анализа и синтеза
Автор: Легкова Юлия Петровна – учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
Предлагаю Вашему вниманию несколько примеров дидактических игр, проводимых мной на индивидуальных логопедических занятиях со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
1.Барабанщики.
Вид игры: Игры с предметами.
Цель игры: Развитие внимания к неречевым звукам. Развития чувства ритма.
Оборудование: Два игрушечных барабана.
Ход игры:
Перед ребёнком ставится барабан. Такой же барабан у взрослого. Взрослый предлагает ребёнку поиграть вместе на барабанах. Для этого ребёнок должен внимательно прослушать, сколько раз взрослый ударит в барабан и повторить. Игра может усложняться. Ребёнок должен повторить за взрослым не просто количество ударов, а воспроизвести простой ритм. Так же получаемые звуки могут различаться по громкости.
2. Большой Ух.
Вид игры: Игры с предметами
Цель игры: Развитие внимания к неречевым звукам.
Оборудование: Картинка с изображением героя мультфильма «Большой Ух», хорошо знакомые ребёнку предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, лист бумаги.
Ход игры: Взрослый показывает ребёнку картинку с изображением героя мультфильма «Большой Ух» и объясняет, что это за персонаж и почему его так зовут. Ребёнку предлагается поиграть с Большим Ухом и попытаться лучше этого героя различать на слух различные звуки. Перед ребёнком выкладываются хорошо знакомые предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка, лист бумаги. Взрослый объясняет, что ребёнок должен по слуху определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого. Ребёнок поворачивается спиной к предметам, а взрослый издаёт звуки с помощью представленных предметов. После каждого действия, ребёнок должен рассказать о нём в силу своих речевых возможностей. По ходу игры взрослый несколько раз, играя за Большого Уха «может или не может определить что звучало» для создания эффекта соревнования.
3.Смешные колобки.
Вид игры: Настольно-печатныая игра.
Цель игры: Развитие фонематического восприятия гласных звуков. Закрепления понятия о гласных звуках. Закрепление умения соотносить гласный звук с соответствующим символом. Развития речевого внимания. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Предварительная работа: знакомство на предыдущих занятиях с гласными звуками А, У, О, И и соотнесение их с определёнными символами. Знакомство с понятиями «начало» и «конец» слова.
Оборудование: Символы гласных звуков (Пособие изготовлено на основе символов гласных звуков, предложенных Т. А. Ткаченко). Каждый символ представляет собой кружок красного цвета с нарисованным на нём лицом. Это колобок. Положения органов артикуляции каждого колобка соответствуют артикуляции одного из гласных звуков: А, У, О, И. Картинки с изображением заблудившихся в лесу детей, ослика, плачущего малыша.
Ход игры: Перед ребёнком выкладываются символы гласных звуков. Ребёнку предлагаются следующие задания:
«Нажимай - ка». Взрослый просит ребёнка «нажать» (дотронуться) до того символа гласного звука, который пропоёт взрослый. Игра усложняется, если взрослый закрывает рот листом бумаги.
«Различай – ка». Ребёнку даётся в каждую руку по одному символу гласных звуков. Например, А и У. Взрослый поочерёдно произносит эти звуки. Ребёнок, услышав звук, должен поднять соответствующий символ. Можно упростить игру и поднимать только один звук, различая его среди ряда других.
«Кто, что кричит». Взрослый предлагает ребёнку выложить пару из символов гласных звуков к картинкам, изображающим заблудившихся в лесу - АУ, ослика - ИА, плачущего малыша - УА. Ребёнок должен назвать, что изображено на картинке, что может кричать нарисованный персонаж, определить первый и последний звук этого маленького слова, выложить соответствующую схему.
4. Весёлый поезд
Вид игры: Настольно-печатная игра.
Цель игры: Развитие фонематического анализа. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове. Развитие умения определять место звука в слове (начало, середина, конец слова).
Оборудование: Картинки с изображением поезда и его вагончиков, символы гласных или согласных звуков (красные и синие кружки), картинки на соответствующие звуки.
Ход игры: Взрослый показывает ребёнку картинки с изображением поезда и его вагончиков. Ребёнок вместе со взрослым определяют где первый вагончик, где последний вагончик, где средний вагончик. Затем взрослый говорит: «Давай представим, что поезд это слово. Слова мы говорим по частям, только быстро. У слова есть начало, середина и конец, как у поезда. В слове живут разные звуки». Затем даются задания в соответствии с этапом коррекционной работы:
Определить первый звук в слове и положить на первый вагончик соответствующий символ.
Определить последний звук в слове и положить соответствующий символ.
Определить место звука в слове и положить на нужное место в поезде символ звука.
«Расселить» картинки по разным вагонам в соответствии с местом определённого звука в слове.
5. Звуковой светофор.
Вид игры: Настольно-печатная игра.
Цель игры: Развитие фонематического анализа. Закрепление умения выделять первый и последний звук в слове.
Оборудование: Картинка с изображением светофора. Символы гласных и согласных звуков (красные кружки с изображением соответствующей артикуляции звука; синие кружки с наклеенной картинкой, обозначающий звучание определённого согласного звука: молоток – Т, ветер – С, гусь – Ш, каблучок – Ц, чайник – Ч, щётка – Щ, жук – Ж, комар – З, пароход – Л, тигр – Р). Чаще берутся звуки, которые чаще всего нарушаются у детей. Набор картинок, изображения которых начинаются или заканчиваются на заданный звук. Картонные фигурки машинок.
Ход игры: Перед ребёнком кладётся картинка с изображением светофора. Ребёнок вместе со взрослым вспоминают, что такое светофор, как он работает и зачем он нужен. Взрослый говорит, что наш светофор не простой, а звуковой. Вместо сигналов светофора на нём «загораются» символы разных звуков. (На светофор выкладывается нужный символ.) Когда «загорается» символ, ребёнок должен выбрать картинки, начинающиеся или заканчивающийся на звук, который обозначен символом на светофоре и выложить их рядом со светофором. Каждая картинка прикреплена на картонную фигурку машинки. Затем «загорается» символ другого звука и «едут» другие картинки на машинках.
6. Разведчики
Вид игры: Настольно-печатная игра.
Цель игры: Развитие фонематического анализа и синтеза. Закрепление умения соотносить звук с символом, называть все звуки в слове по порядку.
Оборудование: Набор символов гласных и согласных звуков (красные и синие кружки), набор картинок, изображающих предметы, состоящие из трёх – четырёх звуков.
Ход игры: Взрослый рассказывает ребёнку, кто такие разведчики и чем они занимаются. Взрослый говорит, что чтобы враги не знали, о чём хотят сказать друг другу разведчики, нужно зашифровывать слова. Разведчики договариваются, что означает их тайный шифр, и враги уже их понять не могут. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в разведчиков и попробовать разгадать зашифрованные слова. Взрослый выкладывает перед ребёнком схему слова, составленную с помощью символов гласных и согласных звуков. Рядом кладутся несколько картинок. Ребёнок должен определить схему какого из предложенных слов выложил взрослый. Слова должны состоять из трёх – четырёх звуков и отличаться по структуре. Например: лук, крот, вата. Затем нужно назвать все звуки в слове по порядку. Другой вариант игры состоит в том, что ребёнок должен сам зашифровать одно и предложенных слов, а взрослый угадать.
4. Список использованных информационных источников:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/24/vliyanie-didakticheskoy-igry-na-razvitie-rechi-detey-doshkolnogohttp://www.scienceforum.ru/2013/171/6070https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=7895http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=9http://festival.1september.ru/articles/609517/http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/06/fonematicheskiy-slukh-kak-osnova-rechi-rebyonkahttp://pedlib.ru/Books/3/0257/3_0257-1.shtml5. Список использованной литературы:
Логопедия. Под редакцией Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. – Москва: Владос, 2002.
Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. – Москва: Гном и Д, 2010.
Дурова Н. В. Фонематика. – Москава: Мозаика–Синтез, 2002.
Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. – Санкт–Петербург: Детство – пресс, 2015.
Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – Москва: Айрис дидактика, 2004.
Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника. – Москва: Гном и Д, 2005.
Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – Санкт – Петербург: Детство-Пресс, 2015.