Картотека бланков диагностики дошкольников в адаптационный период


Картотека бланков диагностики дошкольников в адаптационный период
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Критерии и уровни оценки результатов*
Параметры оценки Критерии и уровни оценки Степень выраженности критериев в баллах Методы оценки
Эмоциональное состояние Благополучный уровень:
весел, жизнерадостен, подвижен, активен
улыбается, настроение хорошее, спокоенМенее благополучный:
иногда задумчив, замкнут
легкая плаксивость, хныканье
Неблагополучный уровень:
плачет за компанию; плач приступообразный
сильный, профилактический плач; подавленное настроение +3
+2
+1
-1
-2
-3 Наблюдение
Сон Благополучный уровень:
сон спокойный, глубокий, засыпает быстро
сон спокойный
Менее благополучный:
засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго
засыпает с хныканьем, тревожен во сне
Неблагополучный уровень:
засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне
отсутствие сна, плач +3
+2
+1
-1
-2
-3 Наблюдение
Аппетит Благополучный уровень:
очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием
нормальный аппетит, ест до насыщения
Менее благополучный:
аппетит выборочный, но насыщенный
отвергает некоторые блюда, капризничает
Неблагополучный уровень:
приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно либо ест все подряд без вкусовых различий
отвращение к еде, кормление мучительно либо переедание, отсутствие чувства меры +3
+2
+3
+2
+1
-1
Наблюдение
Активность в различных видах деятельности Благополучный уровень:
активно включается во все виды деятельности, хорошо работает на занятиях, проявляет инициативу, самостоятельность
включается в предлагаемые виды деятельности, иногда проявляет инициативу, активен в знакомом пространстве
Менее благополучный:
включается в деятельность при побуждении воспитателя, активность неустойчивая, признаки тревоги, рассеянности
пассивен в деятельности, тревога при выполнении действий или поручений, может отказаться от задания, либо легко теряет интерес к заданию
Неблагополучный уровень:
интерес к деятельности слабо выражен, неустойчив, ярко выраженная пассивность, либо хаотичность
отказ от предлагаемых видов деятельности, отсутствие интереса к деятельности +3
+2
+1
-1
-2
-3 Наблюдение
Социальные контакты Благополучный уровень:
много друзей, охотно играет с детьми
сдержан в общении с детьми, хотя проявляет выраженный интерес к совместной деятельности
Менее благополучный:
неохотно играет с детьми, даже если вовлечен в игру, могут возникать непродолжительные контакты
безразличен к детям, отстранен, замкнут
Неблагополучный уровень:
проявляет тревогу, по отношению к детям, сторонится их
недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть -2
-3
+1
-1
-2
-3 Наблюдение
Разработанные критерии и уровни оценки результативности основываются на критериях, предложенных педагогами-психологами из г. Краснодара Меркуловой В.Н. и Самоходкиной Л.Г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ АДАПТИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
2,6—3 балла - высокий уровень адаптированности.
У ребенка преобладает радостное, или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
1,6-2,5 баллов - средний уровень адаптированности.
Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.
1—1,5 баллов - низкий уровень адаптированности.
У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженностьФ.И. педагога_____________________________________________ № гр.______ «____»____20___г.

Баллы Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению
Общий эмоциональный фон поведения
Наблюдение за ребенком Реакция на изменение привычной ситуации
Познавательная и игровая деятельность Взаимоотношения со взрослыми Взаимоотношения - с детьми Положительный Неустойчивый Отрицательный Активен Активен при поддержке взрослого Пассивен/ Реакция протеста Инициативен Принимает инициативу взрослого Уход от взаимоотношений, реакция протеста Инициативен Вступает в контакт при поддержке взрослого Пассивен/ Реакция протеста Принятие
Тревожность Непринятие Выводы
№ Ф. И. ребенка 3 •2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 1 FORMDROPDOWN 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Баллы, набранные ребенком, суммируются. Данная сумма делится на 5 (количество критериев). Число, полученное в результате деления, соотносится со следующими показателями:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение
Фамилия, имя ребенка _________________________________________
Возраст ______________________________________________________
Вопросы родителям Параметры Баллы
1.Какое настроение преобладает у малыша? Бодрое
Раздражительное
Подавленное 3
1
1
2.Как засыпает малыш? Быстро (до 10 минут)
Медленно
Спокойно
Неспокойно 3
2
3
2
3.Какова длительность сна? 10 ч 30 мин ночной сон
2ч 20 мин дневной сон
Не соответствует возрасту 3
3
1
4.Каков аппетит у малыша? Хороший
Избирательный
Плохой 3
3
1
5.Как относится малыш к высаживанию на горшок? Положительно
Отрицательно 3
1
6.Просится ли малыш на горшок? Просится
Не просится, но бывает сухой
Не просится, ходит мокрый 3
2
1
7.Проявляет ли малыш к игрушкам? Проявляет
Проявляет иногда
Не проявляет 3
2
1
8.Проявляет ли малыш интерес к действиям взрослых? Проявляет
Проявляет иногда
Не проявляет 3
2
1
9.Может ли малыш без посторонней помощи найти себе занятие? Да
Нет 3
1
10.Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях со взрослыми? Вступает в контакт по собственной инициативе
Сам не вступает в контакт 3
2
11. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях с детьми? Вступает в контакт по собственной инициативе
Сам не вступает в контакт 3
2
12.Адекватен ли малыш к оценке своей деятельности взрослыми? Да
Не всегда
Нет 3
2
1
13.Как была перенесена малышом разлука с близкими? (если имеется такой опыт) Легко
Тяжело 3
2
14.Имеет ли место аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? Да
Нет
1
3
Показатели готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение
Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза составляется карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы с воспитателем или психологом. Результат баллируется. По 14 вопросам выводится средний балл и делается прогноз адаптации:
3 – 2,5 баллов, легкая адаптация
Готов к поступлению в ДОУ.
2,5 – 2 балла, средняя адаптация
Условно готов.
1,9 – 1 балл, усложненная адаптация
Не готов.
Психолог определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, дает родителям рекомендации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Лист педагогической адаптации.
Фамилия, имя ребенка ________________________
Дата рождения ____________________________
Дата поступления в ДОУ _____________________
Возраст при поступлении ____________________
Группа здоровья ___________________________
Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении)
рост _____ вес ______ (через месяц)
Заболевания до поступления __________________________________________________________
Индивидуальные особенности _________________________________________________________
Привычки ________________________________________________________________________
Параметры Дни наблюдений/оценка параметров в баллах
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Показатели физического здоровья Аппетит в
группе дома Сон Стул МочеиспусканиеПеренесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________
Оценка адаптационного периода: _____________________
Воспитатели: ___________________________________
Оценка параметров адаптации.
Параметры Оценка /баллы/
3 2 1
Показатели физического здоровья аппетит хороший выборочный, ест долго отказ от еды
сон глубокий засыпает с трудом тревожен во сне
стул регулярный учащенный запор
мочеиспускание регулярное учащенное редкое
Степень адаптации:
ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 13 - 16 баллов
СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 9 - 12 баллов
ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 5 -8 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Лист психологической адаптации.
Фамилия, имя ребенка ________________________
Дата рождения ____________________________
Дата поступления в ДОУ _____________________
Возраст при поступлении ____________________
Группа здоровья ___________________________
Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении)
рост _____ вес ______ (через месяц)
Заболевания до поступления __________________________________________________________
Индивидуальные особенности _________________________________________________________
Привычки ________________________________________________________________________
Параметры Дни наблюдений/оценка параметров в баллах
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
Показатели психического здоровья Эмоциональное состояние
Социальные контакты
с детьми со взрослымиПознавательная и игровая деятельность
Реакция на изменение привычной ситуации
Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________
Оценка адаптационного периода: _____________________
Педагог-психолог _____________/.
Оценка параметров адаптации.
Параметры Оценка /баллы/
3 2 1
Показатели психического здоровья Эмоциональное состояние положительное неустойчивое отрицательное
Социальные контакты с детьми инициативен, контактен вступает в контакт при поддержке взрослого пассивен, реакция протеста
Социальные контакты со взрослыми инициативен, контактен принимает инициативу взрослого реакция протеста, уход от контакта
Познавательная и игровая деятельность активен, проявляет интерес активен при поддержке взрослого пассивен, реакция протеста
Реакция на изменение привычной ситуации принятие тревожность непринятие
Степень адаптации:
ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 16 -20 баллов
СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 15 -11 баллов
ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 10 - 7 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
«Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ»
методика А.Остроуховой.
Цель: определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3 (т.е. +3,+2,+1; -1,-2,-3). Суммарно по всем факторам можно получить +12 или -12; по показателям в интервале педагог-психолог и определяет уровень адаптации ребенка в ДОУ.
Определение поведенческой реакции ребенка:
1.Эмоциональное состояние ребенка.
+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2 улыбается, настроение хорошее, весел.
+1 иногда задумчив, замкнут.
-1 легкая плаксивость, хныканье.
-2 плачет за компанию, плач приступообразный.
-3 сильный плач, подавленное настроение.
2.Социальные контакты ребенка.
+3 много друзей, охотно играет с детьми.
+2 сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут.
-1 невесел. С детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры.
-3 недружелюбный, агрессивный, мешает детям играть.
3.Сон ребенка.
+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+2 сон спокойный.
+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
-1 засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
-3 отсутствие сна, плач.
4.Аппетит ребенка.
+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2 нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1 аппетит выборочный, но ненасыщенный.
-1 отвергает некоторые блюда, капризничает.
-2 приходиться следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
-3 отвращение к еде, кормление мучительно.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
Адаптация Сроки (А) Поведенческие реакции (П) Уровни адаптации
Легкий уровень адаптации До 5 дней -1 неделя +12…+8 А1 и П1 высокий
А1 и П2
Средний уровень адаптации До 15 дней - 3 недели +7…0 А1 и П3 средний
А2 и П2
Усложненный уровень адаптации До 25 дней - 5 недель -1…-7 А2 и П4 сложный
А3 и П3
Уровень дезадаптацииБолее 5 недель -8…-12 А3 и П4 дезадаптацияА4 и П4
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
«Выявление уровня сформированности коммуникативных
умений и навыков детей»
методика Ю.В.Микляевой.
Цель: выявить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков детей.
Показатели:
Оцениваются умения:
Поздороваться;
Обратиться;
Привлечь внимание;
Побудить к действиям;
Передать информацию;
Поблагодарить;
Спросить;
Задать уточняющий вопрос;
Выразить несогласие;
Выразить отрицание.
Оценка каждого из данных параметров оценивается в 1 балл.
Невыполнение задания – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
10-7 баллов – высокий уровень;
4-6 баллов – средний уровень;
3 и менее баллов – низкий уровень.