УМК по русскому языку Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

2 класс
Н. В.Шальнова
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. 2 класс
Пояснительная записка к учебно-методическому комплексу

Данный УМК построен как органическая часть общего курса.
УМК ориентирован на формирование у школьников приёмов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся, к чувству языка свойственного детям, а также направлен на развитие взаимосвязи языка и зрительной сенсорной системы.
Технология «Достижения прогнозируемых результатов» предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным развитием у детей сенсорных систем, позволяющих им эффективно воспринимать и перерабатывать информацию и познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (картой темы, таблицами, схемами, алгоритмическими предписаниями), способности к самоопределению, самооценке и самоконтролю. Под планированием понимается не частно-методический приём, а общий способ учебной деятельности: осознание ребёнком цели выполняемой работы, необходимых познавательных действий и учебных средств для ее достижения, установление последовательности и распределение в определённом объёме времени учебной работы. Самоопределение, самооценка и самоконтроль тесно связаны с умением самостоятельно планировать учебную деятельность, и предполагают готовности обучающегося к сложным видам интеллектуальной деятельности. Он должен обладать способностью, соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми располагает, определять для себя – возможно ли восстановить разрыв в знании (по карте темы, по алгоритмическим предписаниям) или необходимо узнать, что-то новое для успешного выполнения задания. Опыт показывает, что развитие этих способностей требует постоянного внимания учителя в течение всех лет начального обучения.
Особое значение в данной технологии играет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в учебную деятельность, предупреждать перегрузки. Сотрудничество учителя и учащихся не только способствует более эффективному достижению прогнозируемых результатов, но и создаёт благоприятные условия для решения таких важных задач, как активное усвоение терминологии и понятий, стоящих за ними, образцов и планов решения тех или иных учебных задач, логики рассуждения и доказательства. Кроме того, особые формы работы позволяют целенаправленно развивать способности воображения и контролируемого внимания, усиливают способность непроизвольного внимания, обогащают ребенка внутренним инструментом работы с памятью, вооружают его способом сворачивания действий. Так в разделе алгоритмы УМК показан управляемый процесс сворачивания действия определения парной согласной в корне слова.
Как показывает опыт применения данной технологии, работа с учащимися строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников и направлена на развитие их субъектного опыта. В сравнении с традиционным подходом она отличается большим набором представленных в системе образовательных инструментов, которые позволяют раскрывать изучаемую информацию в целостной доступной форме. Ориентация на двухполушарное ее восприятие дает возможность учащимся наиболее эффективным способом усваивать учебный материал. Поэтапное формирование умений на основе разработанных процедур действий, управление процессом их сворачивания во внутреннем опыте учащихся позволяют быстро и прочно развивать деятельность школьников.



Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы:
Дети знают два способа проверки написания парной согласной в корне слова
Умеют проверять написание парных согласных путем подбора однокоренных слов или путем изменения формы слова
Умеют составлять предложения

Количество уроков по плану: 4
Количество срезовых работ: 3



















Карта темы
13 EMBED Visio.Drawing.11 1415
Алгоритмы 13 EMBED Visio.Drawing.11 1415 Итоговая работа

Задания первого уровня
Задания второго уровня
Задания третьего уровня, творческого

Напиши слова по образцу:
А ) найди парную согласную,
подчеркни её.
Шуба-шубка трава-
Репа- стена
Яма- шкафы

Гряда глаза
Нора ложечка


Б) Вставь пропущенные буквы.

Молодые лики очень гикие.

Остались от козлика ро..ки да ноки.
Друг-это бликий тебе человек.

В зимний холовсякий моло.

Ласковое солнце осветило золотой лу

На гряке выросла сочная моркока.
Определи правильно написано слово или нет. Докажи.

Морковка

Яготка

Коропка

Легкий

Крушка

Березка

Верхушка

Близкий

Фуражка






Придумай и запиши три слова с парными согласными в корне слова.
Составь и запиши предложение с одним из этих слов.

Например: липка






Таблица взаимосвязи прогнозированных результатов учения школьников

№ заданий итоговой работы
Уроки по теме
I - уровень
II - уровень
III - уровень


1
2
3


а б



№ 1. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
11
12

13

№ 2. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

21
22
23

№ 3. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

31
32
33

№ 4.















Урок № 1
Тема «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова»


Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы

1


2



3



4
Знают звонкие и глухие согласные

Умеют находить в словах парные звонкие и глухие согласные по заданному образцу.

Умеют писать слова с парной звонкой и глухой со-
гласной в корне слова с использованием развёрнутой схемы алгоритма.
1. Напиши слова по образцу. Найди парную согласную. Подчеркни её.
Выдели корень
Лапка-лапа, кашка-,глазки-
2. Вставь пропущенные буквы.
Ветер качал стройные берёз/с.ки
Молодые дуб/п.ки посадили ученики нашего класса.

из слов.




Упражнения первого уровня
Упражнения второго уровня

Коллективная работа:
1. гряд/тка, трав/фка, шкав/фчик
2. В зимний холод/т всякий молод/т.
Дул рез/ский ветер.

Фляж/ка





Полусамостоятельная работа:
1. короб/пка, морков/фка, кноб/пка
2. Левый берег/к реки отражался в воде.
Орла кормят клюв/ф да ког/кти.

Коро/пка





Самостоятельная работа:
1. чаж/шка, слив/фка, кож/шка

2. Друг/к- это близ/ский тебе человек.
Дети надели шуб/пки да шаб/пки.
кнобка

















Урок № 2


Тема «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова»


Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы

1


2




3



4
Дети знают алгоритм действия по определению правильного написания парной согласной в корне слова
Умеют правильно писать пропущенную парную согласную в корне слова с использованием промежуточной схемы алгоритма.
Составляют предложения
Вставь пропущенные буквы пользуясь заданным алгоритмом
Ле б/пка сли в/фка гру д/тка


Кра з/ска ка ж/шка

Составь и запиши предложение с одним из слов



Упражнения первого уровня
Упражнения второго уровня
Упражнения третьего уровня, творческого

Коллективная работа: сказ/ска, зуб/пки, лев/ф

Помоги Незнайке.
По реке плывёт деревянный плод.
Составление и запись
предложения с одним
из слов.

Полусамостоятельная работа:голуб/пка,
шев/фская ( работа), нож/шка


Спелый плот упал на землю.



Составление
предложений (устно).



Самостоятельная работа:голов/фка, дуб/пки, рез/ский
Заяц ест сочную морковку.
Составление и запись предложения с одним
из слов.












Урок № 3
Тема «Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова»


Прогнозируемые результаты урока
Срезовые работы

1




2



3



Знают свернутый способ проверки написания парной согласной в корне слова

Умеют проверять написание парных согласных путем использования алгоритма в свернутом виде


Умеют составлять предложения с одним из данных слов
Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы.

Ле б/пка груд/тка бег/клое (чтение)
Слив/фка рез/ский каж/шка







Составь и запиши предложение с одним из слов












Упражнения первого уровня
Упражнения третьего уровня, творческого

Коллективная работа:
Бров/фки груд/тка миг/кнул алмаз/сная чаж/шка

Составление и запись
предложения с одним
из слов.

Полусамостоятельная работа:
Желез/ска буд/тка щеб/пка банг/к книж/шка грав/фская (усадьба)

Составление
предложений (устно).



Самостоятельная работа:
Арбуз/сная шаж/шка боб/п газед/тка берег/к архив/фная

Составление и запись предложения с одним
из слов.










ХОД УРОКА
1.Организационный момент
-проверка готовности учащихся к уроку

2.Повторение ранее изученного.
Учитель: -назови парные согласные
Ученик: б в г д з ж
п ф к т с ш
Учитель:- Что такое корень?
Ученик: - Корень- это общая часть родственных слов.
Учитель: - Какие слова являются родственными?
Ученик: Родственные слова близки по смыслу и имеют общий корень.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы правильно написать парную согласную в корне слова?
Ученик: Перечисляет шаги частично свернутой процедуры (алгоритм 2)

3.Сообщение цели урока.
Учитель: К концу урока мы должны с вами:
узнать свернутый способ проверки написания парной согласной в корне слова;
уметь проверять написание парных согласных путем использования алгоритма в свернутом виде;
уметь составлять предложения с одним из данных слов
4. Коллективная работа в тетрадях и на доске.
Алгоритм действия находится на доске

13 EMBED Visio.Drawing.11 1415
ОБРАЗЕЦ:
дуб/пки






дубок, дубовая, дубы





дубки





По данному алгоритму и образцу объясняются и записываются слова:
Бров/фки груд/тка миг/кнул алмаз/сная чаж/шка

Учитель: - Сделаем вывод – как проверить написание парной согласной в корне слова?
Ученик:
ВЫВОД: Проговариваются шаги алгоритма.
Учитель: - составьте с одним из слов предложение (устно)

5. Минутка отдыха «Поймай пчелку»


А1
А2
А3

В1
В2
В3

С1
С2
С3


6.Полусамостоятельная работа.
Работа выполняется с использованием (можно подсматривать) данного алгоритма.
Желез/ска буд/тка щеб/пка банг/к книж/шка грав/фская (усадьба)

Проверка.
Дети устно составляют предложения с одним из слов.
7. Взаимопроверка знания алгоритма (один рассказывает на ушко алгоритм, второй проверяет по записи, уточняют если нужно и меняются ролями)

8. Самостоятельная работа.
Работа выполняется по заданному алгоритму (алгоритм закрыт).

Арбуз/сная шаж/шка боб/п газед/тка берег/к архив/фная

Проверка.
8. Физическая минутка.
«Хлопки руками».

Составление предложений с одним из слов (устно).



10. Срезовая работа.
Помоги Незнайке. Вставь пропущенные буквы.

Леб/пка слив/фка каж/шка рез/ский бег/клое (чтение) груд/тка

Составь и запиши предложение с одним из слов.
«4»-11
«5»-14


11. Подведение итогов. Выставление оценок.
Выводы
Изучение данной темы по предложенной технологии способствовало достижению лучших результатов по сравнению с традиционным способом обучения.
Повысилось качество обученности. Итоговая работа написана только на «4» и «5». Дети с удовольствием работают по предложенным алгоритмам и используют их в изучении новых тем.
Ежедневные срезовые работы дали высокий результат усвоения темы и положительную мотивацию в изучении русского языка.
Благодаря данной технологии повысился интерес у учащихся к изучению русского языка. Исчезла боязнь получить неудовлетворительную оценку.








13PAGE 15


13PAGE 14715




Root Entry