конспект урока русского языка в 9 классе Изобразительно-выразительные средства языка


Конспект открытого урока русского языка в 9 классе.
Тема урока: Выполнение задания А3
Тип урока: урок-практикум по выработке навыка нахождения и определения вида художественно-выразительных средств языка.
Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентированного, дифференцированного обучения,  исследовательской, ИКТ.
Цели урока:
Образовательные: создать условия дляповторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;
подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку.
Развивающие:
продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.
Оборудование: мультимедийный проектор; презентация «Художественно-выразительные средства языка»; интерактивные тесты.
План урока.
Орг. момент. Введение в тему урока.
Проверка выполнения домашнего задания (выборочно)
Теоретическая часть: повторение художественно-выразительных средств языка.
Тестовая работа.
Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урока.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было
бы передать русским языком. 
К.Г.Паустовский
1. Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем подготовку к сдаче экзамена по русскому языку, и сегодня нашей основной задачей будет повторение художественно-выразительных средств языка, знание которых вам поможет при выполнении задания А3. (Слайд № 2)
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова писателя К.Г. Паустовского. Прочтите их. (Слайд № 3)
Согласны вы с мнением писателя? Докажите своё мнение, пользуясь алгоритмом построения рассуждения.
(Слайд № 4 - 7)
2. А теперь выборочно проверим, как вы справились с домашним заданием.
(Упр. 231) (Слайд № 8)
- Как вы озаглавили текст? Отражает ли ваше название основную мысль текста?
- Укажите синонимы. Дайте определение.
- Укажите предложение, которое соответствует схеме: [ ] : [ пояснение].
- Укажите слово с чередующейся гласной в корне. (Выбирает). От чего зависит выбор гласной в корне этого слова?
- Объясните написание слов (не)знакомой, (не)замечала.
- Как поставили знаки препинания в последнем предложении? (Предложение с прямой речью «П»,- а.)
3. К.Г.Паустовский говорил, что «с русским языком можно творить чудеса».
Давайте и мы с вами попробуем себя в роли волшебников. Назовём один и тот же предмет, но по-разному. (Работа на магнитной доске).
Сумасшедшая весна

Утро года

Весна

«Жизнь души»
В. Жуковский
Весна-красавица


Мы использовали для названия времени года различные средства выразительности языка. Сейчас мы о них поговорим подробно, а в конце урока вы определите, какие средства выразительности языка мы с вами использовали.
3. Изобразительно-выразительные средства – это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности. К изобразительно-выразительным средствам относятся
-тропы;
-фигуры речи;
-звукопись и др. (Слайд № 9)
Работа с таблицей.
Художественно-выразительные средства языка
ХВС Определение Примеры
Тропы
Эпитет Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность.  
Олицетво-рениеНаделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека. Метафо-раПеренос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.  
Сравне-ниеТроп, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного описания первого. Пери-фраз (перифра-за) Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания. Метони-мияПеренос названия с одного предмета на другой на основе их смежности. Синек-дохаРазновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот. Гипербо-лаОбразное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.  
Литота Образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Ирония Вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношением) скрывается насмешка  
Стилистические фигуры
Анафора Повторение слов или фраз в начале смежных высказываний  
Эпифора Повторение слов или фраз в конце смежных высказываний Антитеза Противопоставление понятий, мыслей, образов  
Градация Стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости Паралле-лизмСтилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф Оксюмо-ронПрием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления. Инверсия Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов, с целью усилить выразительность речи  
Аллего-рияИносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа.  
Выразительные средства фонетики
Аллитера-цияЗвуковые повторы однородных согласных звуков Ассонанс Звуковые повторы симметрическое построение гласных звуков Звукоподражание Употребление слов, напоминающих по своему звучанию слуховые впечатления от изображаемого явления или предмета. 4. Тестовая работа. Выполняется интерактивный тест на определение изобразительно-выразительных средств языка. Оценка работы учащихся.
5.Рефлексия.
Заканчивая урок, я хотела бы вновь обратить вас к эпиграфу к нашему уроку. Для чего служат в языке изобразительно-выразительные средства? Они делают нашу речь яркой, образной, интересной для слушателя.
Что такое тропы?
Поможет ли вам материал урока в подготовке к экзамену по русскому языку?
Как вы оцениваете свою работу?
Домашнее задание. Используя дополнительные источники, интернет-источники, заполнить примерами вторую часть таблицы «Стилистические фигуры»

.