РАВЁРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ. Образовательная область «Речевое».


РАВЁРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.
Образовательная область «Речевое».
Перспективное планирование
Тема, цели занятия 1-й недели Тема, цели занятия 2-й недели Тема, цели занятия 3-й недели Тема, цели занятия 4-й недели
Сентябрь
Тема «Детский сад». «Друг детства» (Рассказ В.Драгунского(Л.А. Парамонова стр.800.) «Игрушки» Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют?». «Овощи» «Чтение сказки Д.Родари «Большая морковка» (О.С. Ушакова стр 101) «Фрукты» «Ознакомление с малыми фольклорными формами» (О.С. Ушакова стр.164)
Цели Учить детей внимательно слушать чтение рассказа, понимать основной смысл произведения, рассуждать о прочитанном, сравнивать чувства и переживания героев с собственным опытом; расширить представления детей о профессиях взрослых. Учить детей выразительно пересказывать текст, активизировать в речи глаголы, учить подбирать глаголы к существительным по смыслу. Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Учить детей чувствовать и понимать сходства и различия в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте; придумывать разные варианты окончания сказки. Уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначения загадок, скороговорок, пословиц; учить понимать обобщённое значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.
Октябрь
Тема «Ягоды» Пересказ отрывка рассказа «Кувшин и дудочка». «Грибы» Пересказ рассказа Я. Тайц «По грибы». «Осень. Деревья» Пересказ рассказа «Лесной голосок». «Одежда» «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». (О.С. Ушакова стр.111)
Цели Расширить представления детей о ягодах, где они растут, что из них можно приготовить. Продолжать учить детей составлять предложения по картинкам. Развивать связную речь. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность). Закрепить умение пересказывать по ролям Активизация и обогащение словарного запаса Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. Активизация и обогащение словарного запаса. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания. Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать их речь фразеолан\гизмами, учить понимать переносное значение.
Тема, цели занятия 1-й недели Тема, цели занятия 2-й недели Тема, цели занятия 3-й недели Тема, цели занятия 4-й недели
Ноябрь
Тема «Головные уборы. «Страшно-не страшно» (Л.А .Парамонова стр334.) «Поздняя осень». «Чтение стихотворения К.Чолиева Деревья спят» (О.С. Ушакова стр.174) «Дикие животные» «Иван-царевич и серый волк» (Л. А. Парамонова стр.245) «Животные Севера» «Про пингвинов ». (Л. А. Парамонова стр. 506)
Цели Способствовать развитию эмоциональной сферы детей, развивать умение понимать чувства героев литературных произведений и свои чувства, рассказывать о них. Обогатить интонационную выразительность речи. Учить детей составлять рассказ, используя выразительно-изобразительные средства языка, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову; передавать в слове настроение, впечатления. Продолжать знакомить детей с волшебными сказками, их образным строем и структурой сюжета. Развивать чувства языка; создавать условия для проигрывания сказочных эпизодов, использования в диалогах характерных для сказок образных выражений. Развивать воображение, способность детей представлять и описывать сказочного героя. Познакомить детей с циклом познавательных рассказов. Вызывать у детей интерес к содержанию рассказов, включая их в ситуации творческого видения описательных событий с позиции героев произведений. Активизировать представления детей о особенностях рассказа как литературного произведения.
Декабрь
Тема «Зимующие птицы». Пересказ художественного произведения. Е. Чарушин «Воробей». «Зима» «Времена года в стихах А.С. Пушкина » Л. А. Парамонова стр.388) «Зимние забавы» «Зимние забавы » (Л. А. Парамонова стр.420) «Новый год» Пересказ художественного
произведения Н. Калинина «Снежный колобок».
Цели Учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение. Продолжать занкомить деетй со стихами А.С. Пушкина. Привлечь их внимание к поэтической образности, приблизить её к детскому опыту. Развивать художественное восприятие и воображение. Познакомить детей с литературными описаниями детских зимних игр и забав. Вызывать ассоциации с событиями из личного опыта, прочитанными ранее произвидениями. Способствовать развитию образной речи детей. Заучивать стихи. Учить детей целенаправленно овладевать
материалом рассказа, излагать содержание близко к тексту, передавать интонацию и сопереживать персонажу.
Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать об игрушке развернутыми и полными предложениями; развивать у детей логическое мышление и память, сообразительность.
Тема, цели занятия 1-й недели Тема, цели занятия 2-й недели Тема, цели занятия 3-й недели Тема, цели занятия 4-й недели
Январь
Тема «Части тела» Чтение художественных произведений «Маленькое дело лучше большого безделья». «Домашние животные» Пересказ сказки «Петух да собака». «Домашние птицы» «Рассказывание украинской сказки «Хроменькая уточка» (О.С. Ушакова стр.169) «Животные жарких стран». «Малые фольклорные формы». (О.С. Ушакова стр.175)
Цели Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание художественного произведения; осмысливать идею, значений образных выражений; закрепить у детей умение отвечать на вопросы развернутыми полными предложениями. Учить детей пересказывать сказку без помощи воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц
Учить детей связно, выразительно рассказывать текст без помощи воспитателя; учить детей подбирать определения, синонимы и антонимы; упражнять в составлении предложений путаниц. Познакомить детей с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки. Учить внимательно слушать, рассуждать, вникать в смысл прочитанного, находить аналогии в собственном опыте, высказывать своё мнение. Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок, пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
Февраль
Тема «Дом, мебель». Сочинение сказок» (Л.А. Парамонова стр.309.) «Транспорт ПДД». «Как я ловил человечков ».(Л. А. Парамонова стр.664) «День Защитников Отечества. 23 февраля». Пересказ художественного произведения «Два товарища». «Профессии.». Пересказ художественного произведения Е.Пермяк «Для чего руки нужны».
Цели Побуждать детей вспоминать разнообразные элементы содержания волшебных сказок, по-разному отражающие одну и ту же сказочную целостность. Создавать условия для сочинения детьми вариантов в основе которых лежит типичное (универсальное) структура волшебной сказки. Познакомить детей с рассказом Б. Житкова, приблизить его к детскому восприятию. Развивать воображение детей. Учить детей обсуждать смысл поступков героев литературных произведений, прогнозировать их последствия. Помочь детям связать содержание рассказа с аналогичными случаями. Познакомить детей с новым литературным жанром_ басней, с ее особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни; учить пересказывать текст. Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею и содержание, выразительно воспроизводить диалоги персонажей.
Тема, цели занятия 1-й недели Тема, цели занятия 2-й недели Тема, цели занятия 3-й недели Тема, цели занятия 4-й недели
Март
Тема «Семья. Мамин день) Пересказ художественного произведения К.Ушинский «Лекарство». «Весна». «Комплексное занятие «Весна идёт». (О.С. Ушакова стр.192) «Посуда. Продукты питания» «Сказка о старой вазе». (Л. А. Парамонова стр.689). «Весна в природе. Возвращение птиц». Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
Цели Воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; развивать желание заботиться о своих близких, воспитывать доброе, заботливое отношение к маме.
Развивать у детей творческое воображение, познакомиться с жанром небылицы; учить детей отличать реальную ложь от юмористических фантазий Вызвать у детей чувства любования, восторга перед красотой родной природы, желение выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоцционально воспринимать образное содержание художественных текстов. Познакомить детей со сказкой Н. Обрамцевой. Развивать детское воображение – умение олицетворять предметы, растения, наделяя их рзличными мыслями и чувствами. Заучить понравившееся стихотворение, учить произносить их в едином темпе и ритме с другими детьми. Пробуждение у детей светлых, добрых чувств и заботливого отношения к живой природе.
Обогащение лексики родственными словами, признаками и действиями,
Закрепления употребления предлога в. Коллективное составление плана рассказа.
Апрель
Тема «Электроприборы. Ателье «Весёлые городские истории». (Л. А. Парамонова стр.110) «Космос». «Литературная викторина». (О.С. Ушакова стр. 97) «Морские рыбы и животные».
«Кто живёт в бескрайнем океане». (Л. А. Парамонова стр.558) «Признаки весны. Первые цветы». Пересказ рассказа «Поющий букет».
Цели Формировать у детей умения внимательно слушать текст, запоминать его содержание, замечать смысловые нессоответствия; развивать чувство юмора, воображение, создавать условия для сочинительства.
Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления а жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией. Познакомить детей с писателем С.В. Сахарновым и его рассказами о природе. Развивать интерес к познавательной литературе, поддерживать детскую любознательность и позновательную мотивацию. Развивать мышление – умение видеть причинно-следственные связи и отражать их в процессе изложения содержания текста. Обучению связному последовательному пересказу в виде графических схем, отражающих последовательность событий. Активизация и обогащение словаря по теме.
Тема, цели занятия 1-й недели Тема, цели занятия 2-й недели Тема, цели занятия 3-й недели Тема, цели занятия 4-й недели
Май
Тема «Мой город». «Славься страна, мы гордимся тобой». (Л. А. Парамонова стр.867) «9 мая. День Победы». Чтение художественных произведений «Лучше новых двух») «Насекомые». Пересказ рассказа
«Пчелки на разведках». «Весна. Труд в природе». «Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки» (О.С. Ушакова стр. 200)
Цели Формировать у детей представления о происхождении слова Родина, его смысле, создавать условия для личностно-значимых ассоциаций, связанных с родным краем. Выучить наизусть стихотворение о Родине. Познакомить детей с текстом гимна Росссийской Федерации. Учить чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; учить понимать переносное значение пословиц, передавать свое отношение к персонажам, поддерживать диалог. Обучению связному последовательному пересказу в виде графических схем, отражающих последовательность событий, формировать связную речь, правильно с использовать в речи грамматические формы. Развивать эмоциональность речи Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух; способствовать воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы, развивать речетворческие способности детей.