Тематическое планирование работы по активизации речи детей (Первая младшая группа)


Тематическое планирование работы по активизации речи детей третьего года жизни.
Тема Месяц Формы
ОД ОД режимные моменты Самостоятельная деятельность Сотрудничество с семьёй
Детский сад Сентябрь «Мы с игрушками играем» ПС: Развивать словарь по теме «Игрушки», закреплять в активной речи обобщающее понятие «Игрушки», активизировать слова в речи.
Художественное слово Колыбельная «Баю, баю, куколку качаю».
Беседы об игрушках («Игрушки в нашей комнате», «Во что одета кукла»).
Обогащение игровой среды игрушками, пособиями по теме плана.
Предоставление игрового материала в игровом центре для организации самостоятельных игр с сенсорным материалом для развития моторики, тактильных ощущений, обогащение словаря за счёт названий игрушек Юла, пирамида, кубики, каталка и др. Мастер-класс «Игра и игрушки в жизни ребёнка» Ц: показ значимости игры для развития и становления личности ребёнка.
Осень Октябрь Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила» ПС: Помочь детям запомнить стихотворение А.Плещеева «Осень наступила», при восприятии стихотворения А.Блока «Зайчик» выразит сочувствие к зайчику, которому холодно, голодно, страшно в осеннюю пору.
«Куда положить урожай зайчика» ПС: закрепить названия фруктов и овощей, упражнять в умении дифференцировать. Помогать при уборке участка. Помогать собирать урожай с огорода. Воспитывать бережное отношение к результатам их труда. «Дождик» Ц: развитие эмоционального общения, звукоподражания.
«Что бывает осенью?» Ц: Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.
Речевая ситуация: «Познакомим Мишку с нашим огородом», «Поможем кукле Тане собрать урожай»
Песенки, потешки, заклички. «Заинька, попляши..», «Пальчик-мальчик», «Как у нашего кота…» Е. Бехлерова. «Капустный лист».Для заучивания наизусть «Огуречик, огуречик». Обогащение игровой среды игрушками, пособиями по теме плана.
«Осенние листья» (лото) Ц: Расширять словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.
Внесение музыкальных игрушек (металлофон, ксилофон) для самостоятельных игр «Дождик» Ц: Учить детей правильно и отчётливо произносить звук «К», способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью).
Поручения: «Расскажи Маше, как собрать урожай»
Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций различных групп предметов рукотворного мира
Игровые задания «Укрась листочками картинку»
Получение изображений с помощью трафаретов (листья, грибы, овощи)
Привлекать родителей к проведению игрового массажа.
Привлекать родителей к использованию устного народного творчества (потешки, колыбельные, поговорки) «Дождик», «Листопад»
Моя семья Ноябрь «Ты человек – я человек» ПС: Формирование словаря по теме «Части тела», активизировать слова в речи.
«Моя семья» ПС: Формирование грамматического строя речи, образование родительного падежа имён существительных единственного числа, активизировать слова в речи, выполнять действия по словесной инструкции взрослого. Игра «Где наши ножки? Ц: развитие эмоционального общения, звукоподражания.
Фольклор Потешка «Водичка». Ц: Развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно); формирование правильного произношения звука «С».
Игра «Головами покиваем» Ц: развитие понимания речи взрослого
Обогащение игровой среды игрушками, пособиями по теме плана.
Предоставление игрового материала в игровом центре для организации самостоятельных игр с куклой «Нарядим куклу», «Устроим кукле комнату», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»
Пополнение уголка художественной деятельности пополняется материалами для рисования, лепки cсоответствующими теме «Моя семья»
Пополнение центра «Почитай-ка» произведениями А. Барто, Б. Заходер «О детях» Рекомендации «Мы родители» Ц: Повышение родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
Мои питомцы Декабрь Тема: «Знакомство с кошкой и собакой»
ПС: Познакомить с собакой, кошкой, их детенышами, приветливо их называть, узнавать, подражать их «речи». Развивать речь детей.
Игра «Кошкин дом» Ц: Активизировать словарь по теме «Домашние животные», развить понимание предлогов в, на, из, под.
Игра «Котёнок» Ц: Формирование правильного и отчётливого произношения звуков «С», «СЬ»; отчётливого произношения слов; воспитание звуковой культуры речи.
Обогащение игровой среды игрушками, пособиями по теме плана.
Внесение игрушки «Кошка и котёнок» Ц: Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его. Учить отчётливо произносить звук «М», «Я», «У» и словосочетания «Мяу»
Внесение игрушки «Собака и щенок» Ц: Учить правильно произносить звуки «Г»,«А», «В» и звукосочетания «ГАВ». Организации игры с мамами «Кошка с котёнком» Ц: содействовать эмоциональному общению с родителем, налаживанию контактов друг с другом.
Зима Январь Тема: «Чтение стихотворений о зиме». Д/И Что из чего получается» ПС: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии. Двигательное упражнение «Зимняя дорожка». Ц: формировать навыки вербального общения, фонематического слуха речевого дыхания.
Экспериментирование на прогулке «Зачем нам рукавицы?», «Какой лопатой снег чистить лучше?» Обогащение игровой среды игрушками, пособиями по теме плана.
Поручения: «Расскажи Маше, как строить снеговика»
Работа в книжном уголке: рассматривание иллюстраций на тему: «Зима»
Игровые задания «Укрась снежинками картинку»
Получение изображений с помощью трафаретов (снежинки, снеговик, шарфик. варежки)
Привлекать родителей проведению игрового массажа.
Привлекать родителей использованию устного народного творчества (потешки, колыбельные, поговорки) «Снег, снежок», «Белая метелица»
Посуда Февраль «День рождения куклы Маши» ПС: Формировать глагольный и предметный словарь, активизировать слова в речи.
«Посуда» ПС: формировать умение дифференцировать величину предметов. Учить координировать движения с речью взрослого, активизировать слова в речи по теме «Посуда» Игра «Накроем стол куклам к чаю» Ц: обогащать понятийный и активный словарь по теме «Посуда».
Игра «Где?» Ц: развитие эмоционального общения, развитие понятийной речи предлогами обозначающие расположение в пространстве.
Игра «Угостим медведей чаем» Ц: Закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая.
Художественное слово З.Александрова «Вкусная каша», С. Капутикян «Маша обедает»
Рассказывание по сюжетным картинкам «Мама моет посуду»
Экспериментирование
В группе «Вода в разных предметах посуды» «Почему тарелки разные по глубине»
Обогащение игровой среды игрушками, пособиями по теме плана.
Внесение наборов столовой посуды для разворачивания самостоятельных игр «Приготовим обед», «Испечём пирог», «Накормим куклу».
Внесение наборов чайной посуды для разворачивания самостоятельных игр «Напоим куклу чаем», «День рождение», «Пойдём в гости».
Внесение куклы «Поварёнок» Ц: Активизация словаря по теме «Овощи», обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.
«Выбери посуду для куклы» Ц: Закреплять знания детей о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению; воспитывать находчивость, внимание речь. Привлекать родителей к проведению пальчиковой гимнастики «Моем посуду»
Привлекать родителей к проведению совместных игр «Ложка и стакан» Ц: Сформировать понимание некоторых предлогов
Игра-драматизация «Угощение» (ознак. с основными правилами поведения за столом)
Моя мама Март «Мамочка любимая» ПС: Формирование грамматического строя речи, образование родительного падежа имён существительных единственного числа, активизировать слова в речи, выполнять действия по словесной инструкции взрослого. Игра «Мы помощники» Ц: развитие эмоционального общения, звукоподражания
Художественное слово «Мама милая моя», «Буду я тебя беречь». Ц: Развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно); формирование правильного произношения звука «С».
Игра «Посадим для мамы цветочки» Ц: развитие понимания речи взрослого
Обогащение игровой среды игрушками, пособиями по теме плана.
Предоставление игрового материала в игровом центре для организации самостоятельных игр с куклой «Мама наряжает дочку-куклу», «Мамин праздник»
Пополнение уголка художественной деятельности пополняется материалами для рисования, лепки cсоответствующими теме «Моя мама»
Мастер-класс «Какой мой ребенок» Ц: осознание значимости и разумности меры родительской разумности меры родительской заботы. Тест «Мера заботы».
Домашние животные Апрель Тема: «Корова, коза, лошадь – домашние животные»
Цель: Закрепить представление детей о знакомых домашних животных, их отличительных признаках, «речи». Развивать речь детей, активизировать словарь.
Тема: «Знакомство с лошадью и жеребенком» ПС: Учить узнавать лошадь, жеребенка, отличать их от козы с козленком. Учить находить, показывать и называть части тела животных, сравнивать их. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы.
Игра «Кто как говорит» Ц: развитие звукоподражания
Игра: «Во дворе» Ц: Развитие способности к звукоподражанию и речевого слуха.
Художественное слово «Идет коза рогатая» Обогащение игровой среды игрушками, пособиями по теме плана.
Внесение игрушки «Коза» Ц: Позабавить детей, учить их слушать стишок до конца, понимать его.
Организация игрового пространства: «Домашние животные» (кот, собака, корова и т.д.) с оформлением ширмы «Загон для животных» и рамок «Дом» Ц: Формирование чёткого произношения звуков «М», «П», «Б», «МБ», «ПЬ», «БЬ»; обучение отчётливому и внятному произношению отдельных звукосочетаний; развитие способности воспринимать различные звуки, различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость.
Внесение игрушки «Лошадка» Ц: Учить отчётливо произносить звук «И».
Внесение игрушки «Ослик» Ц: Учить правильно произносить звуки «И», «А» и звукосочетания «ИА». Подготовка и организация кукольного театра «Поспешили-насмешили»
Птицы Май «Весёлые воробушки» ПС: Закреплять представления о птицах, обогащать словарь названиями птиц, активизировать речь детей
Чтение потешки «Наша уточка с утра» ПС: продолжать учить детей различать и называть птиц, о которых говорится в потешке. Учить понимать простые по форме вопросы воспитателя и отвечать на них. Побуждать подражать голоса птиц.
Тема: "Знакомство с куриным семейством"
Цель: Дать первоначальные представления о куриной семье (петух, курица, цыплята), их внешних отличиях, уметь узнавать их на картинках, узнавать звуки, которые издают петух, курица, цыплята. Имитационная игра со словами «Воробушки летают» Ц: развития понимания речи, соотносить речь взрослого с собственными движениями.
«Воробушки чирикают» Ц: развитие звукоподражания.
«Подарки от птиц» Ц: развитие активной речи, понимания речи.
Упражнение «Позови цыплёнка» Ц: Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц»  словах и слогах.
Игра «Петушок» Ц: Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении; закреплять знания о петушке.
«Птичка и птенчики» (муз. Е. Тиличеевой), «Тихо - громко» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского) «Воробышки» (рус. .нар. мелодия, слова
Е. Мокшанцевой), Ц: развитие звукоподражания, речевого дыхания.
Обогащение игровой среды игрушками, пособиями по теме плана.
Внесение игрушки «Сорока» Ц: Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чём в ней говорится.
Внесение игрушки «Сова» Ц: Упражнять детей в отчётливом произнесении звука «Х»: изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах.
Оформление игрового пространства «Птичий двор» с ширмой «Домашние птицы», рамкой «Птицы на ветках».
Закрепить знание детей о том, как кричат домашние птицы; воспитывать правильное звукоподражание.
Рассматривание иллюстраций: «Птицы в полёте», «Птицы на дереве», «Птиц на кормушке», «Дети подкармливают птиц».
Конструирование из крупной мозаики, прищепок, пуговиц.
Консультация «Как рассматривать и описывать игрушку с ребёнком раннего возраста»
Привлекать к описанию игрушек –птиц.
Привлекать к совместным играм: «Хохлатка» Ц: Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы – наседки.
«Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок»» ПС: Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе определений к заданному слову; пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой; учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях. Раздаточный материал: Фланелеграф, рисунки для фланелеграфа с изображением персонажей сказки «Цыпленок».
Игрушки Июнь «Игрушечная история». ПС: формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменьшительно-ласкательные слова имён существительных. Отражать в речи результаты сравнения, согласовывать прилагательные «большой – маленький» в роде, числе, падеже, активизировать слова в речи.
«Повторение стих-й А. Барто из цикла «Игрушки»» Ц: Вызывать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии.
Обогащение игровой среды игрушками, пособиями по теме плана.
Внесение новой куклы Ц: Учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей; воспитывать доброжелательное отношение к новеньким.
Сюжетная игра «Магазин игрушек»
Игротека «Это полезная игрушка?» Ц: Оказание содействия в организации взаимодействия взрослого и ребёнка с помощью игры.
Дикие животные Июль «В гостях у медведя Миши». ПС: формировать представление о животных, познакомить с дикими животными, с медведем, активизировать слова в речи. Обогащать словарь названиями животных и части тела.
«Колобок- круглый бок» ПС: Дать понятия обо обобщающем слове «животные». Формировать словарь по данной теме, активизировать слова в речи.
Тема: «Заяц, волк, медведь, лиса – обитатели леса» ПС: Расширять первоначальные представления детей о лесе и его обитателях. Развивать речь детей, игровые умения, подражать лесным жителям Хороводная игра «Заинька попляши» Ц: активизации речи, развития понимания речи.
Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит». Ц: развитие моторики, речевого слуха.
Игра «Большой-маленький» Ц: развитие эмоционального общения, звукоподражания
Игра «Шишки для мишки» Ц: развивать активную речь, учить проговаривать слова стихотворения..Обогащение игровой среды игрушками, пособиями по теме плана.
Внесение игрушки лисы с лисятами для организации игр «Лисьи прятки» Ц: Упражнять в употреблении предлога за.
Организация игрового пространства: «Дикие животные» (волк, заяц, медведь, лиса и т.д.) с оформлением ширмы «Лес» и рамок «Нора» Ц: Формирование чёткого произношения звуков «М», «П», «Б», «МБ», «ПЬ», «БЬ»; обучение отчётливому и внятному произношению отдельных звукосочетаний; развитие способности воспринимать различные звуки, различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость. Рекомендации «Как организовать игру-драматизацию»
Игротека «Привлекать к организации театрализованной деятельности с использованием кукольного театра «Колобок»
Транспорт Август «Паровоз с игрушками» ПС: Связанная речь. Проводить детей к составлению описательного рассказа об игрушке. Словарь. Учить правильно называть предметы, их отдельные части, качества. Звуковая культура речи. Уточнить и закрепить правильное произношение звука у (в звукосочетаниях, в словах); учить плавно, на одном выходе произносить слова. Обратить внимание детей на наличие у в словах «Повторение стих-й А. Барто из цикла «Самолёт», «Машина» Ц: Вызывать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии.
Обогащение игровой среды игрушками, пособиями по теме плана.
•Внесение новой машина Ц: Учить детей правильно называть предметы обстановки в групповой комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей; воспитывать доброжелательное отношение к новеньким.
• Сюжетная игра «Гараж» Вовлечение в игровую деятельность с детьми - Загадки об игрушках «Назови игрушку, про которую я расскажу»