традиционная пластика ханты (хореография ханты)


Традиционная пластика ханты
Вопрос о хореографическом (танцевальном) искусстве ханты (остяки) недостаточно изучен. Имеются определённые сведения записанные этнографами, в частности, о танцах-сценах, исполняемые на медвежьем празднике. Хореография тесно переплетается с танцевальной традицией ханты.
Сегодня традиционную пластику можно встретить в основном только у северных ханты, которые бережно сохраняют фольклорный колорит, и, частично у восточных ханты. Сведения о танцевальной традиции собирались среди разных групп населения: охотников, рыбаков, оленеводов.
Несомненное воздействие на формирование народного танцевального искусства народа ханты оказали природно-климатические условия и производственная деятельность. Суровой климат, долгая зима не только формировали особый тип человека, его внутренний и внешний облик, своеобразие одежды, обуви, но и во многом обусловили особенности композиции, манеру и характер исполнения танцев.
Танцевали в основном на спорадических и периодических традиционных праздниках. Во время танцев первыми всегда танцевали мужчины, затем женщины и только потом дети. Но танцевали все без исключения, особенно на медвежьем празднике.
Медвежьи игрища занимают центральное место у ханты. Он представляет грандиозную многодневную музыкально-пластическую композицию, состоящую из обязательной части — «медвежьих песен» — и дополнительной (необязательной), которая включала все известные художественные формы: лирику, эпос, пляски, инструментальные наигрыши и даже шаманство. Различные по жанрам «медвежьи песни» и «медвежьи пляски» являлись своеобразным каркасом праздника:
пробуждающая медведя песня — атын ар, атэн арэ, ялэм лулпаны, пупи кильтаты, — которая звучала каждый день и как бы готовила медведя к восприятию музыкального действа;
возгласная сакральная песня — кайойанг ар, в которой поется о божественном происхождении медведя, его жизни и смерти;
бытовые песни-инсценировки — льунгультупты, тангэттэп, льхангэльтэп, которые исполняются в специальных костюмах и масках; сопровождались специальными плясками;
мифологические песни — миш ар, вонт льунгк льхангэльтэп, в которых повествуется о богах, охраняющих землю, людей;
великие священные песни — вьон ар, йимэнг льханы — льтэн, которые поются в заключительный день праздника и сопровождаются игрой на колокольчике и пляской с колокольчиком;
вечерняя песня-усыпление — ульты ар, оттэ арэ, пупи ольтэ, аптэ лилпаны, — которая являлась ритуальной колыбельной и звучала в конце каждодневного ритуального цикла [14].
«Медвежьи песни» исполнялись весьма строго: в них не принято менять мелодию, ритм или слова. Они пелись только мужчинами и, по традиции, сакральные песни чередовались с не обрядовыми эпическими. В конце программы дня, чередуясь с профанными эпизодами, появлялись необрядовые пляски (личные, игровые и развлекательные) и песни, имитировались шаманские песни и пляски. Обязательной составляющей медвежьего праздника были наигрыши на струнных инструментах: цитре, арфе и лютне. Они выполняли функцию рефрена между обязательными и необязательными песнями и плясками и являлись своеобразной интермедийной разрядкой в строгой ритуальной композиции.
Медвежьим игрищам предшествовала охота на зверя. После добычи медведя «расстегивали», отделяя голову и шкуру от туловища, укладывали на обруч в жертвенной позе (голова находилась между лапами) и проводили обряд очищения. Во время ритуала вой тэтты пант — «нести зверя в путь-дорогу» — медведя везли в стойбище или поселок через священные места. Дома его устанавливали в священный угол хот шаншан и начинали обряд гадания, который проводили обязательно в ритуальной одежде и масках.
При описании праздника Т.А. Молданов в своей работе все песни, пляски и сценки группирует согласно народной (хантыйской) классификации [14].
Ночь начинается c вой арат — «медвежьих песен». Обычно их исполняют три, пять или семь человек. При пении, взявшись за мизинцы, они медленно поднимают и опускают руки. Хат-лев арат — «дневные песни» — посвящены духам-хранителям отдельных родов, хозяевам рек, озер, лесов и пр. Участники праздника танцуют и поют о том, как они живут, как охотятся, желают людям здоровья, счастья, удачи на охоте и рыбной ловле. После коллективных плясок, под сакральные песни начинаются пляски ван яак, в которых в одежде предков (малицах, пестрых платках, с хвостами лисиц) изображались родоначальники отдельных племен.
Торжественные обрядовые пляски сменяли л 'ун 'ал 'тупат — веселые маскарадные сценки, песни и игры (с изрядной долей эротики), в которых в комической форме высмеивались различные пороки (лень, глупость, трусость и т.п.), пародировались соплеменники (даже шаманы), исполнялись эротические пляски. Неперсонифицированные «лесные божества» менкам и мен'к арат давали наставления, как человек должен вести себя в лесу, на воде и в других местах.
Дальнейшую часть праздника Н.В. Лукина и Т.А. Молданов сравнивают с мистерией [11]. Она начиналась с поякты арат — «песни-молитвы». Затем приходили «муж и жена» и строго - настрого запрещали присутствующим использовать неприличные слова и действия. Далее появлялись «брат с сестрой», которые танцевали вусы евал ' ты як' — «паутину (сажу) разметающая пляска». Резкими взмахами рук они «очищали» все пространство дома, пением предвещая о скором появлении великих духов. Именно из песен и плясок состоит последняя основная («священная») часть праздника. Сначала божество самого высокого ранга Халты ёх ар' исполняет «песню калданящих людей», в которой повествуется о разделе сфер влияния между духами. Далее поочередно выходят Хаймас — «дух, отпугивающий злые силы» и  Ем важ ики ар' — «способный уничтожить любую нечисть». В руках у них стрелы с железными наконечниками (средство борьбы со злом) с ними они исполняют пляску.
Следующие имитационно-подражательные пляски духов-охранителей территорий. Они всегда приходят всемером: «семь тетеревов», «семь оводов», «семь комаров», «семь уток-широконосок и т.д. Число «семь» в хантыйской пластике условно показывают трое мужчин: вокалист, исполняющий песни духов, и двое танцующих, одетых «великими духами» (на них белые халаты, лица закрыты берестяными масками, на головах лисьи шапки с колокольчиками).
Важный момент всей праздничной церемонии — выход главного божества Калтащ анки' — «матери Калтащ». Она в цветастом халате и платке, в руках ритуальные стрелы с железными наконечниками. Под их стук исполняются священные песни и пляски.
Далее появляется дух «середины Сосьвы». На нем белый халат, песцовая шапка, к которой сзади подвязаны два платка — «косы» — с колокольчиками. Он осматривается, семь раз кланяется медведю, три раза разворачивается вокруг оси и под песню «Левкутут ики поякты ар '» — «Песню-молитву духа середины Сосьвы» заводит ритуальную пляску. Его сменяет прибывающий на белом коне дух «Верхней Оби», поющий свою «Астый ими поякты ар '». Белый халат на нем надет таким образом, что один рукав как бы пустой. Это связано с поверьем: если дух «Верхней Оби» начнет в пляске размахивать обеими руками, то разнесет всю вселенную. Поэтому же все движения танцующего медленные и осторожные; исполняя движения руками он проходит семь кругов.
Завершающая медвежий праздник песня-молитва «Торум хэкан ёх'» — «На небо поднявшиеся» обращена к семи сыновьям Торума, которые являются за душой зверя. Одновременно идет ритуальная пляска. Исполнитель в цветастом халате и лисьей шапке, в руках у него деревянная рамка с семью куклами елюн аканзяк. Пляска состоит из семи кругов.
Церемония прощания с медведем включала очистительный обряд, когда всех присутствующих забрасывали снегом, и сами проводы: медведя с величайшей осторожностью выносили из дома и с песнопением уносили из поселка на священное место [14].
Традиционная пластика ханты — йак, йок, йек, йох — сопровождалась специальными напевами или наигрышами на цитре, арфе и смычковой лютне. Центральное место в игрищах занимает девятиструнная угловая арфа: тоор-йух, тороп йух – журавлиное дерево; тоор-сапль-йух, тарэн-сапт-йух – с журавлиной шеей дерево, торых овып-йух – с журавлиной головой. После арфы наиболее популярный музыкальный инструмент – пятиструнная цитра – нарсть-йух (казымские) нарс йух – (березовские) и играющее дерево. На струнных, как и на охотничьем луке, играли только мужчины. Исполнение на луке йохель-йахель, согласно преданиям, способствовало охотничьей удаче. Аналогичную функцию музыкального инструмента у женщин выполнял костяной пластинчатый варган –  тумран. В качестве погремушек использовались надутый рыбий пузырь - комленг или шар надутого глухариного зоба – пуки, пукэ .Большое значение в культуре ханты имели металлические подвески-погремушки и колокольчики – лонгхали, лонгалы, лонгханг (северные), ронгханьтьэп, ронгакинтэп, рангкынтыв (восточные), кювэл-кюхэл, кэхэл (сургутские). Колокольчики крепили к праздничному женскому поясу или шаманским атрибутам: посоху, одежде, бубну – и использовались в театрализованных представлениях на медвежьих игрищах.
Традиционная хореография ханты состояла из имитационно-подражательных плясок (журавль, утка, гагара, олень, лисица, заяц и др.) и плясок-инсценировок («Охота на белку», «Охота на лисицу», «Охота на медведя»). В.Н. Черницов так описывает пляску - инсценировку «Охота на лисицу» – « танцор выступает одетый в малицу, с берестяной маской на лице, опустившись на руки и ноги. К подолу малицы привязывается хвост из сухой травы, которая во время пляски зажигается. В песне рассказывается о том, что лисица видит все ухищрения охотника и обходит стороной все его ловушки. Однако охотник тоже хитер. Он ставит новую ловушку, лиса ее не замечает и падает, сраженная стрелой» [25]. Известны пантомимические танцы без звукового сопровождения, т.е. «немые», с музыкой «про себя», на внутреннем ритме.
Женская индивидуальная «пляска с колокольчиками» записана М.Я. Жорницкой [5]. Были зафиксированы пляски пожилых женщин, которые в прошлом сами танцевали на «медвежьем празднике» или видели, как танцевали их матери. Приведем описание нескольких вариантов импровизаций плясок, которые очень похожи на описание, сделанное М.Я. Жорницкой. «Пляска исполнялась с большим платком, - говорит Прасковья Макаровна Тарлина (1922 года рождения), - два конца которого надо держать в руках (кисти рук закрыты платком и разведены в стороны на уровне плеч, немного согнуты в локтях – прим. автора) к которым подвязывались маленькие колокольчики. Пляски импровизационные могла исполняться одной, двумя или тремя женщинами».
Первая импровизация. На счет «раз» исполнительница приподнимается на полупальцы обеих ног, одновременно она поворачивает корпус и согнутые в локтях руки направо. На счет «два» она резко опускается на пятки, одновременно встряхивает кистями рук, на счет «три, четыре» повторяются те же движения, что и на счет «раз и два», только корпус и руки поворачиваются налево.
Вторая импровизация. На счет «раз» исполнительница делает шаг с полным поворотом на полупальцах обеих ног направо. На счет «два» она резко опускается на пятки, одновременно левую руку поднимает вверх чуть в сторону, а правую, согнутую в локте, отводит назад и встряхивает кистями. На счет «три, четыре» повторяются те же движения, что и на счет «раз» и «два», только с поворотом налево.Движения ног в пляске — подъем на полупальцы и резкое опускание на пятки — не изменяются на протяжении всей пляске. Меняется только положение рук. Обе руки, согнутые в локтях, бывают открыты чуть в сторону и приподняты: руки могут находиться на бедрах, за спиной, на уровне груди, но при опускании ног на пятки кисти рук всегда встряхиваются вместе с колокольчиками.
В поселке Казым были записаны обрядовые, подражательные пляски, пляска инсценировка и массовая круговая пляска.
«Льунгультпты» — пляска-инсценировка; исполнялась в специальных костюмах и масках, записана от Е.М. Тарлина (1934 года рождения). «Перед началом пляски необходима специальная одежда, состоящая из головного убора и рукавиц, на которых нанесен «медвежий орнамент» - говорит Е.М. Тарлин - если ты делаешь движения руками, сделай так, чтобы ты девушке понравился; если ты поворачиваешься, повернись так, чтобы девушка радовалась».
Исходное положение ног в пляске — шестая позиция, ноги чуть присогнуты в коленях, руки опущены вниз.
На счет «раз» — широкий прыжок на обе ноги, руки в стороны. Исполнители, у которых впереди правая нога, опирающаяся на всю ступню, левая — чуть сзади только на носок. Исполнители, у которых впереди левая нога, опирающаяся на всю ступню, правая — чуть сзади на носок. На счет «и» — танцоры чуть пружинят в коленях, корпус и руки отклонены вправо, кисти с косынками сжаты в кулак.
На «два» — повторить движение, исполненное на счет «раз», поменяв при этом на обратное положение ног в обеих линиях, руки поднимают вверх; на «и» — исполнители чуть пружинят в коленях, корпус и руки отклонены влево, кисти с косынками сжаты в кулак.
Другое движение исполняется из исходного положения — шестая позиция ног, руки опущены. На счет «раз и» — подскоки на полупальцах на скрещенных ногах, левая — впереди правой; на «два и» — резкий соскок во вторую выворотную позицию с полуприседанием, руки раскрыть в стороны и несколько раз резко встряхнуть кистями.
Мужская хантыйская пляска записана по показу оленевода Е.Н. Вагатова (1931 года рождения), который сам некогда был участником медвежьих плясок. Для показа танца он достал из амбара специальную одежду: халат, пояс, перчатки. При этом он с сожалением заметил, что необходимая для танца маска из бересты у него не сохранилась. Перед началом исполнитель подошел к месту, где должна была находиться голова медведя, и сделал поклон, затем поклонился зрителям и только после этого стал импровизировать движения пляски.
Исходное положение ног в пляске — шестая позиция, ноги чуть присогнуты в коленях, руки опущены вниз.
На счет «раз» исполнитель сделал небольшой прыжок вперед на две ноги, левая находилась чуть впереди правой. Одновременно руки были подняты на уровень груди, кисти рук опущены. На счет «два» он сделал небольшой прыжок на две ноги назад, а руки, согнув в локтях, притянул к поясу.
Весь танец построен на небольших легких и четких прыжках. Корпус, руки и голова принимали при этом разнообразные положения.
Были зафиксированы несколько движений мужской пляски в масках по кругу, которая в прошлом исполнялась в обрядах и ритуалах:
Первая импровизация. Исходное положение: шестая позиция ног, немного присогнутых в коленях, руки опущены.
На счет «раз» — широкий прыжок на обе ноги, руки в стороны (может быть импровизация руками). Правая нога опирается на всю ступню, левая — чуть сзади на носок. На счет «и» исполнитель чуть пружинит в коленях, корпус и руки отклонены вправо, кисти с косынками сжаты в кулак. На счет «два» — повторить движение, как на счет «раз», поменяв при этом положение ног. Руки поднимаются вверх. На счет «и» исполнитель чуть пружинит в коленях, корпус и руки отклонены влево, кисти с косынками сжаты в кулак.
Вторая импровизация. Исходное положение: шестая позиция ног, немного присогнутых в коленях. Руки опущены.
На счет «раз» исполнитель делает подскок на полупальцах на скрещенных ногах, левая впереди правой. На счет «два» — резкий соскок во вторую позицию с полуприседанием, руки раскрыты в сторону и резко встряхнуть кистями. Все повторяется с другой ноги.
Исполнялись песни и пляски на медвежьих игрищах в традиционной праздничной одежде, которую украшали аппликацией, мозаикой из меха или сукна, бисером. Характерны зоо- и растительноморфные мотивы орнамента - «ветви березы», «заячьи уши», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др. Женские меховые капорообразные шапки отделывали цветным сукном, металлическими бляшками, но сейчас эти головные уборы заменили на цветастые шерстяные платки. Украшения нагрудные, головные, накосные (прикрепляемые к ложным косам) делали из бисера, женщины носили серьги, кольца. Мужчины также заплетали косы, мужчины и женщины наносили татуировку.
Среди ханты Березовского района была зафиксирована пластика движений «Пононнгын як» — («пляски с ободом или пляски маленьких человечков»), «Куси як» - («пляски с дугой»), «Кат нёл 'ап як» - («пляски с двумя стрелами»), «Л'апа нёл 'ап як» - («пляски с семью стрелами») и др. М.Я. Жорницкой «Однако, как ни интересны сделанные наблюдения, от истолкования, особенно в этнокультурном или этногенетическом аспектах, приходится воздержаться до тех пор, пока весь материал не будет собран полностью, обработан, изучен и осмыслен» [5].
Собранный хореографический фольклор, исполняемый в театрализованных представлениях, позволяет сделать некоторые предварительные выводы. Традиционная хореография ханты имеет единый пластический рисунок. Женщины, как правило, исполняют свои пляски медленно и плавно, движения выполняются в основном руками и корпусом, движения ног играют второстепенную роль, доминируют повороты корпуса влево и вправо, вокруг себя. Мужчины исполняют свои пляски резко, энергично, немного подпрыгивая. Коллективные мужские пляски исполняются по большому кругу, а сольные пляски, обращенные к голове медведя, имеют линейное построение. При исполнении подражательных плясок и плясок инсценировок используются различные культовые и бытовые предметы: маски, колокольчики, стрелы, сабли, платки, палки и другие предметы.
На современную танцевальную культуру ханты и манси оказало влияние русское хореографическое искусство (танцы «Куринька-Семеновна» и «Вера йикв»), которое сказалось не только в названиях танцев, но и в характере, манере и темпе их исполнения и музыкальном сопровождении.
Таким образом, традиционную хореографию ханты можно классифицировать на традиционную пластику входящую в обряды и ритуалы и игровые пляски. Кроме этого, традиционная хореография разделена на:
- одиночные мужские и женские, являющиеся в основном имитационно-подражательными и шаманскими плясками;
- пляски – инсценировки (пантомимы) с малым количеством исполнителей.