Разработка урока по теме: «ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА. ВЛИЯНИЕ ГЕНОТИПА И ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА»

ТЕМА УРОКА: «ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА. ВЛИЯНИЕ ГЕНОТИПА И ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА»

Цели урока.
Обучающие:
систематизировать и обобщить знания по теме: «Индивидуальное развитие организмов»;
повторить и закрепить основные понятия и термины по теме;
рассмотреть влияние генотипа и факторов окружающей среды на развитие организма; гипотезы старения организма.
Развивающие:
продолжить формирование научно – материалистического мировоззрения
учащихся в вопросах развития живых организмов;
формировать научный подход в обработке данных дополнительной информации
по теме: «Старение и смерть».
Воспитательные:
формировать у учащихся понимание важности здорового образа жизни; негативного влияния на организм алкоголя, никотина, наркотических веществ;
формирование гуманного и толерантного отношения к людям с физическими и умственными отклонениями.
Тип урока: урок систематизации и обобщения учебного материала и оценки знаний.
Форма урока: « Круглый стол» (интерактивное обучение).
Оборудование: таблица «Эмбриогенез хордовых», таблица «Типы развития насекомых», раздаточный материал.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

1) Организационный момент
приветствие;
знакомство учащихся с темой и целями урока;
знакомство учащихся с раздаточным материалом и листами контроля.

2) Актуализация опорных знаний и умений по теме «Эмбриогенез».
Фронтальный опрос по вопросам:
Что означает термин – «Онтогенез»?
На какие этапы-периоды делят онтогенез?
Какие стадии эмбриогенеза известны?

Индивидуальный опрос у доски по таблицам.

Дополнительные вопросы:
Чем бластула отличается от морулы?
Что формирует нейруляция?
Какие известны типы гаструляции?

Работа с раздаточным материалом. (Характеристика таблицы зародышевых листков)
Предполагаемый ответ – вывод учащихся: Зародыш животных и человека развивается как единый организм, в котором все клетки, ткани и органы находятся в тесном взаимодействии. Развитие зародыша – это цепочка эмбриональных индукционных взаимодействий.
А. Работа с листами контроля. Необходимо выполнить задания блока «Эмбриогенез»

3) Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Слово учителя.

Ребята, мы выяснили, что эмбриональный период развития заканчивается рождением организма. Но, что, же дальше? Как организм проживёт отведённый ему отрезок бытия? Великий английский драматург и поэт У.Шекспир сказал:
«Ты вырезан природой как печать,
Чтоб в оттисках себя передавать»
И в самом деле, почему от кареглазых родителей может родиться голубоглазый ребёнок? Почему гигантская черепаха живёт 150 лет, а слон – лишь 70? Некоторые виды попугаев живут до 100 лет, а люди гораздо меньше.
Учёных волнует вопрос: «В чём причина старения?» Каких детей называют «солнечными»? И почему пьют родители, а страдают дети?
Согласитесь, ребята, всё это вопросы, касающиеся постэмбрионального развития. Рассмотрим этот материал подробно.

4) Проверка знаний, умений и навыков.

Фронтальный опрос.
1. Какие типы постэмбрионального развития вы знаете?
Предполагаемые ответы учащихся, которые сопровождаются демонстрацией ответов на настенных таблицах.
Прямое развитие.
Различают:
Настоящее живорождение,
Яйцеживорождение
Яйцерождение
Непрямое развитие
Различают:
С полным превращением,
С неполным превращением


А. Выполнить задания в листе контроля знаний. Блок – «Постэмбриональное развитие»

2. Какими биологическими процессами сопровождается онтогенез?
Предполагаемые ответы учащихся. Для онтогенезе характерны: рост, развитие, регенерация.
3. Работа с раздаточным материалом. Анализ схем роста дафнии, сосны, саранчи.
4. Охарактеризуйте процесс регенерации? В каких периодах онтогенеза возможен процесс регенерации?
Предполагаемые ответы учащихся. Регенерация – это..
Регенерация возможна во всех периодах онтогенеза, т.к. во всех периодах онтогенеза организмы способны к восстановлению.
5. Какие различают типы регенерации? Предполагаемые ответы учащихся. а) физиологическая, б) репаративная.
6. В какой области применения важны знания о регенерации? Предполагаемые ответы учащихся..
ВЫВОД: Постэмбриональный период – это период адаптации и выживания организма к среде обитания после рождения, период активного роста и развития для достижения организмом репродуктивного возраста.
А.Работа
·с листами контроля знаний. Блок – «Рост. Регенерация».

В. Этапы постэмбрионального развития человека
1. Учащиеся дают возрастную характеристику этапов:
- ювенильную,
- половой зрелости,
- старости,
- смерть.
2. Индивидуальные выступления учащихся:
- какой человек считается пожилым (от 60 до 75 лет) ,старым (от 75 лет)
- какую различают старость (физиологическую, преждевременную)
- известные теории старения.
3. Звучит информация о смерти (клиническая смерть, биологическая смерть)
Ребята, какова продолжительность жизни жителей Украины?

Г. Влияние генотипа и среды на развитие организма?
- Ребята ,человек смертен, продолжительность его жизни относительно не велик4а ,а от чего будет зависеть качество жизни человека?
1. Фронтально: - Что мы называем генотипом?
- Что мы называем фенотипом?
2. Составление и анализ схемы на доске
Влияние генотипа и факторов среды на развитие организма.










Д. 3. Рождение здорового ребенка – желание каждой семейной пары. Но из схемы мы видим, что генотип ребенка оставлен из геномов родителей, а они, в свою очередь, могут быть носителями генетического груза (наследственных заболеваний). Причиной возникновения их чаще всего бывает мутации генные, хромосомные абберации ,патологические воздействия на плод во время развития. По материалам ВОЗ, 4-5% всех детей появляются на свет с той или иной врожденной патологией. Среди 1000 родившихся живыми в среднем 10 детей страдают моногенными ,6- хромосомными болезнями ,у 20- врожденные пороки развития иного, в том числе инфекционного ,происхождения, почти у 10 детей болезни с выраженной наследственной предрасположенностью. Поэтому изучение генетической программы развития имеет большое практическое значение ,особенно в отношении генов, определяющих предрасположенность к различным заболеваниям.
Медицине известны 2000 наследственных патологии в человеческой популяции.

4. На какие группы можно разделить наследственные болезни?

Учащиеся фронтально рассказывают о болезнях.
Болезни обмена веществ:
- феникетотурия,
- альбинизм,
- кретинизм,
- алькаптонурия.
2. Молекулярные болезни:
- серповидно-клеточная анемия,
- талассемия,
- прогерия (преждевременное старение).
3. Хромосомные болезни:
а. по половым хромосомам:
- синдром Шерешевского-тернера (44А/ХО),
- синдром Клайнфельтера ( ХХУ, ХХХУ, ХХХХУ)
б. трисомин по аутосомам:
- синдром Дайна (трисомия по 21 паре),
- «заячья губа» (трисомия по 16-18 парам),
- «волчья пасть» (трисомия по 13-15 парам)

5.Решение задач по генетике (у доски ,на местах )
6. Вывод: Реализация генетической программы имеет мощное отражение в формировании и развитии.

Е. Ребята, мы уже объективно понимает, что развитие любого признака является следствием не только генетической программы, но и обуславливается действием окружающей среды.
1.Вы получили опережающие задания подобрать наиболее яркие, современные примеры этого влияния. Слушаем ваши сообщения (Учащиеся выступают парами о вредном влиянии на эмбрион и взрослый организм алкоголя, никотина, наркотических веществ, как наиболее опасных).
2. Дополнение учителя, статистически данные.
3. Значение диагностики наследственных заболеваний.
Если позволяет время урока возможно повторить основные методы пренатальной диагностики:
- метод амниоцентез (получение плодового материала),
- ультразвуковая диагностика,
- биохимические (по сыворотке крови беременной),
- серологические и иммунологические.


5. Подводим итог:
1. Ребята, достаточно ли убедительную информацию о взаимодействии генотипа и окружающей среды и влиянии их на развитие организма вы получили. Прошу высказаться каждого из вас.
2.демонстарция и защита творческой работы учащихся у доски (коллаж о влиянии на здоровье человека вредных и полезных привычек)


4. Этап информации учащихся о домашнем задании.
1. Объявление баллов за устные выступления.
2. Собрать листы контроля, объявление результатов на следующем уроке.
3. домашнее задание: ответить устно на вопросы 1 и 2 уровня сложности на стр. 36-37 ,учебник. Решить задачи № 3, №3 в тетрадь.