План-конспект урока по географии 6 класс тема Годовой ход и амплитуда колебаний температуры воздуха

План-конспект урока
Дата: 14.02.2017г
Предмет: География
Класс: 6

Тема: Понятие амплитуды колебании и среднее суточное значение
Тип урока: комбинированный.

Задачи:
Образовательная: Сформировать представления о годовом ходе, сформировать представления о понятие амплитуды колебаний воздуха, ее суточных и годовых колебаниях, а также о факторах, влияющих на амплитуду температуры воздуха.
Развивающая: Совершенствовать навык наблюдения за погодой, умение делать выводы по теме. Сформировать умения учащихся выполнять практическое задание по вычерчиванию графика хода годовых температур, научиться проводить анализ, систематизацию представленных данных о состоянии погоды.
Воспитательная: Развивать интерес к родному краю. Продолжить формировать навыки работы в коллективе.
Задачи
На основании данных собственных наблюдений построить графики суточного хода температуры воздуха, месячного хода среднесуточной температуры.
Оборудование
Демонстрационный термометр, учебник, тетрадь, линейка
Цветные карандаши.
Термины и понятия
Температура воздуха, амплитуда, средняя температура – суточная, годовая, максимальная, минимальная, изотерма.
Формы проведения урока
1) Беседа.
2) Самостоятельная работа проблемного характера по вычислению средней суточной температуры и амплитуды колебания температур.
3) Практическая работа по вычерчиванию графика хода суточных и годовых температур в нашем городе.
Практические задания
1.Построение графика суточного хода температуры воздуха за любые три дня наблюдений по дневнику погоды. Определение амплитуды колебания температуры воздуха и среднесуточной, среднемесячной температуры воздуха.

Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие, постановка целей урока
2. Проверка домашнего задания.
Устный опрос
Какие оболочки Земли мы с вами уже изучили? (Литосферу и гидросферу) А какую оболочку Земли мы начали изучать на прошлом уроке? (Атмосферу) Что такое атмосфера? (Воздушная оболочка Земли) Что вы уже знаете об атмосфере мы сейчас выясним. (по карточкам) - тестовый опрос
(У доски)
- на какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура -300С, а у поверхности Земли +120С?
- какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 10500м, если температура воздуха у земной поверхности +200С?
3. Изучение новой темы
Температура один из важнейших показателей погоды и климата.
Наблюдение за температурой воздуха показывают существование суточных и годовых её колебаний. Давайте проанализируем температуру воздуха в наших дневниках погоды.

Изменялась температура воздуха в течение суток?
А в течение февраля месяца ?

Действительно температура меняется в течение суток , месяца и года, вот об этом сегодня пойдет речь и причинах обуславливающих эти закономерности.

Суточный ход температуры воздуха.

Мы с вами установили по дневнику погоды, что температура воздуха в течение суток не остается постоянной. Схемы которые отражают суточные и годовые изменения температуры воздуха называют графиками, по вертикальной оси такого графика откладывают время суток или месяц, временной интервал измерения, а по вертикальной показатели температуры воздуха в градусах по Цельсию. Кривая показывает ход температуры воздуха.

Анализ графика суточного хода температуры воздуха.

когда температура воздуха повышается? (как правило днем )
когда Т падает?
( к вечеру понижается, ночью падает – самое холодное время суток)

И так, такое изменение температуры воздуха в течение суток называют суточным ходом температуры воздуха.

А почему температура воздуха изменяется в течение суток ?
( действительно меняется высота солнца (только с широтой), но в течение суток над горизонтом, поэтому меняется приток солнечных лучей в течение дня, нагревающий земную поверхность).
Установите по графику, когда наблюдаются максимальные и минимальные значения температуры в течение суток.

Мак значения отмечаются в 13-14 дня = ( +21 гр.)

Мин. Значения самые низкие показатели в 4-5 утра = (+12гр.)
Это один главных показателей погоды. Давайте разберемся подробнее в этих закономерностях.

Когда солнце бывает наиболее высоко над горизонтом, тогда отмечают астрономический полдень? (12 часов дня)
Почему не в полдень 12 часов?
(на графиках видно, что в любое время года наблюдается суточный ход температуры воздуха и сохраняются эти закономерности, причина в том, что сначала должна нагреться почва, поверхность Земли, а уже потом от неё воздух нагревается, значит, требуется ннн время для нагрева воздуха)

Зная суточный ход температуры можно рассчитать среднюю температуру воздуха за сутки и вычислить амплитуду воздуха.

Разность между наибольшими и наименьшими значениями температуры воздуха в течение суток называется суточной амплитудой, а в течение года годовой амплитудой (в тетрадь)

На амплитуду годовых колебаний влияет ряд факторов:
1) характер подстилающей поверхности- над океанами и морями А=1-2 градуса, над степями и пустынями 15- 20 градусов.
2) рельеф местности –
Часто растения в долинах погибают вследствие опускания в долину холодного воздуха со склонов гор.
3) облачность - с увеличением облачности суточные амплитуда уменьшается

В умеренных широтах на территории РФ самые большие суточные колебания температуры воздуха бывают летом при ясной погоде. Почему?
При пасмурной погоде амплитуда Т воздуха намного меньше. Почему?

Что такое среднеарифметическое в математике?
Для нас это среднеарифметическое наибольших и наименьших температур за определенный период, сутки, год)

ГОДОВОЙ ХОД ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА.
И так годовой ход температуры воздуха характеризуется среднемесячными температурами.
Вашему вниманию представлены графики годового хода температуры воздуха, обратите внимание что здесь по горизонтальной оси представлены показатели среднемесячных температур в течение года.

Проведем географические исследования годового хода температуры воздуха ( см. рис 6.5) стр.92 учебника
Рубрика помощник вам в помощь «Помощник»

1. По графику годового хода температур в Москве определите, для какого месяца года характерна минимальная средняя месячная температура, а для какого максимальная
2. Определите эти температуры. Вычислите годовую амплитуду температур.
3. В какие месяцы наблюдается переход средних температур от отрицательных к положительным и наоборот

Сделайте вывод, в какие месяцы отмечается самая высокая и самая низкая температура в течение года
Что такое годовая амплитуда ? ( разница между самой высокой и низкой температурой в течение года)

Годовые амплитуды
В основном зависят:
1) географической широты места (в высоких широтах амплитуда возрастает)
2) следует иметь ввиду, что на одной и той же широте при продвижении в глубь континента годовая амплитуда увеличивается с удаленностью от океана.

Демонстрация синоптической карты

На картах точки с равными температурами соединяют линиями – изотермами. Как правило, показывают изотермы средних температур января и июля.

Практическая работа
Класс делиться на три группы, можно по рядам.

1группа: Выполняет задание. Оформить фрагмент синоптической карты. 1 учащийся выполняет задание у доски демонстрационно.
2 Группа : По данным дневника погоды постройте график суточного хода температуры воздуха за любые три дня наблюдений. Сделайте вывод об изменении температуры воздуха.
3 группа: По данным среднемесячных температур воздуха, постройте график годового хода температуры воздуха. Сделайте вывод об изменении температуры воздуха в течение года.







Температура воздуха (г.Семей)


пункт
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

г.Семей
-25,6
-20,3
-10,1
10,5
18
22
25
18,7
12,6
-10,0
-15,7
-22,0


Сделайте выводы по теме урока, отвечая на вопросы:
t – постоянная или изменяющаяся величина?
От каких причин зависит ее изменение?
Какая из этих причин самая главная и почему?
Вывод:
1. Температура воздуха в течение суток изменяется не случайно, а закономерно и зависит от поступления солнечной радиации.
2. самые высокие и низкие температуры воздуха не совпадают с самым высоким и низким положением солнца в течение дня и года. ( суточный годовой , ритм температур)
3. Годовой ход температуры воздуха различен на разных широтах и связан с поясами освещенности.
4. Наблюдения за температурой воздуха проводятся как у земной поверхности , так и в более высоких широтах.
Подведем итог урока, учащимся предлагается выполнить тестовую работу, текст которой высвечивается на доске.

ТЕСТ
1. Что такое изотерма?
линия, соединяющая точки одинаковых температур
линия, соединяющая точки одинаковых высот
линия, соединяющая точки одинаковых глубин
2. Что такое годовая амплитуда?
1. разница м/д среднемесячными температурами января и
июля
2. разница между самой высокой и самой низкой
температурами в течение года
3. разница между самой высокой и низкой
среднемесячной температурой в течение года
3. Какую величину показывает термометр ?
1. скорость ветра
2. температуру воздуха
3. величину давления
4. Как изменятся температуры воздуха в течение суток
1. температурная ступень
2. изотерма
3. суточный ход температуры воздуха
Ответы:
1 - 1;
2 - 2;
3 - 2;
4 – 3
Наш урок подошел к концу, спасибо за работу на уроке, выставление отметок.
Домашнее задание:
Параграф 32, постройте график годового хода температуры

–ђ Заголовок 1–ђ Заголовок 315