1.Дружба – это здорово! 2.Дрога Валентина Михайловна – valentina920307@mail.ru 3.Арзамасская средняя школа (АСШ, с.Ряжское ,Узынкольский район). 4.Внеклассное мероприятие по самопознанию 5.О дружбе. 6.1 урок -45 минут



1.Дружба – это здорово!
2.Дрога Валентина Михайловна – valentina920307@mail.ru3.Арзамасская средняя школа (АСШ, с.Ряжское ,Узынкольский район).
4.Внеклассное мероприятие по самопознанию
5.О дружбе.
6.1 урок -45 минут
7. 4 класс
8. ИКТ (презентация , видео- притча, видео -клипы)
9. Сабақтың жоспары/ Поурочный план/The plan of the lesson
Сынып/ Класс/ Klass: 4
Пән/ Предмет/ Subject: Внеклассное мероприятие по самопознанию.
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: «О дружбе ...»
Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: комбинированное занятие
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson: практическое
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :
білімдік / образовательная/ educational: уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
дамытушылық/ развивающая/ developing: Развитие умения аргументировать свою точку зрения.
-Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
тәрбиелік/ воспитательная / bringing-up: Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу, к своим друзьям.
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources: ИКТ (презентация , видеоклип, видео-притча), раздаточный , наглядный материалы, фломастеры , альбомы , цветные карандаши.
Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan:
1.Орг.момент
Круг радости
2.Основная часть
Беседа
Чтение
«Монолог о дружбе».
Цитата урока
Учебная информация
Задание «Эмоция»
Игра «Кто с кем дружит»
Работа с пословицами
Физминутка
Просмотрт видеоматериала
Задание «Правила дружбы.»Игра «Угадай мелодию»
Творческая деятельность «Дерево дружбы»
3.Итог
Обобщение
Круг «От сердца к сердцу»
Сабақ даму (Ход занятия)
1.Орг. момент
Салеметсиз бе! Отырыныздар!!!
-Ребята посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.
Психологический настрой. Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.
Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.
Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.
Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
Круг радости
Учащиеся исполняют вместе с учителем песню под фонограмму:
Песня «Совершите чудо»
Слова Е. Головиной,Муз. Е. Птичкина.
Землю обогнули тоненькие нити,Нити параллелей и зеленых рек,Протяните руку, руку протяните,Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,От хорошей шутки тает даже снег.Это так чудесно, если с вами рядомСтанет добрым и веселым хмурый человек.
2.Основная часть
Беседа
Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема внеклассного мероприятия . И чтобы, узнать, о чем же мы будем говорить, на уроке я предлагаю вам отгадать загадку:
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. /Радуга./
Я хочу вам подарить «Радугу», но только она спрячется в лепестках волшебного цветка.
Этот цветок обществу дарит радость, улыбку ,желания ,благородство, единство
Читая первую букву каждого слова, вы узнаете тему нашего внеклассного мероприятия.
– Ребята о чем будем говорить? (О дружбе.)
Чтение
Правильно, наша встреча посвящена дружбе. А как вы думаете, что такое дружба? Прежде чем мы с вами выясним это, наши девочки прочитают стихотворение А. Барто «Требуется друг».
Девочка 1.
Все живут — не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
А характер кроткий.
Я шепчу: «Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Мы же как две голубки
Из одной скорлупки...»
Я шепчу: «Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу не уступки».
Девочка 2.
Предлагаю Ильиной:
«Ты дружи со мной одной!»
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита!
Девочка 3.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: «А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать».
Девочка 4.
А девчонки на дыбы!
Говорят: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг...
Напишу я объявление:
«Срочно требуется друг!»
- Ребята, а вы бы хотели дружить с этой девочкой? Почему?
(Дети предлагают свои ответы.)
Тема мероприятия «Дружба – это здорово».
-Как же будет слово дружба на казахском и английском языках?( Достық, friendship)
«Монолог о дружбе».
-Какое прекрасное слово – “дружба”!
Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
Цитата урока
Учитель обращает внимание детей на цитату урока:
Достық — табылмас бақыт. Дружба — бесценное богатство.[2] (Казахская пословица)
Как объяснить смысл этой пословицы? (ответы учащихся )Дружба — Близкие и доверительные отношения между людьми, основанные на уважении и взаимопонимании.
Учебная информация
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Русская пословица гласит: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной Разноцветной планете.
И дружат они, и песни поют,
Планету свою от врагов берегут.
Сейчас мы отправимся на станцию «Дружная», где будем выполнять задания, говорить о дружбе. Как плохо бывает человеку, когда он остаётся один. Представьте, что у вас не было бы друзей. Жизнь без друга скучна и неинтересна. Чтобы такого не случилось, надо учиться общаться с людьми, уважать их, быть терпимыми.
«Дружба – это …».
Работа над понятием «дружба».
После небольшого размышления учащиеся высказывают свои мысли.
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
В толковом словаре С.И. Ожегова:
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью
Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:
«Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и зачем она нужна людям?
-Зачем дружба нужна людям? Кого вы называете своими друзьями?
Игра «Кто с кем дружит»
Ребята, обратите внимание на слайды, перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?
Забавный бурундук Чип и … (Дейл)
Добрая Белоснежка и … (семь гномов)
Добрый Малыш и … (Карлсон)
Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка)
-Ребята кто такой друг?
-Каким он должен быть?
Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Работа с пословицами.
Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждого из вас карточка, на которой написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.
Дерево живет корнями, (а человек друзьями).
Друга ищи, (а найдёшь береги).
Друг за друга стой, (выиграешь бой).
Доброе братство, (лучше богатства).
Друг лучше старый, (а платье новое).
Старый друг – (лучше новых двух).
Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).
- А какой может быть дружба? (Крепкой, долгой, вечной, настоящей).
Физминутка
- Ребята, а теперь давайте проведем физминутку, выйдете из-за парт. Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало, Дело валится из рук... Но еще не все пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоем, С облегчением вздохнем Настроение поднимем И от пыли отряхнем! - опускают руки вниз- качание головой, встряхивают кистями- разводят руками- разворачиваются лицами друг к другу- пожимают друг другу руки- делают глубокий вдох, выдох- нагибаются и медленно выпрямляются- отряхиваются.
- Ребята, а вы знаете, что самое главное в дружбе? (хранить секреты и помогать друг другу).
- Друзья на то и существуют, чтобы помогать друг другу, ничего не требуя за это взамен, не предавать друг друга.
- Настоящий друг всегда поддержит и поможет своему другу, не оставит его в трудную минуту.
- Как вы считаете, интереснее жить — с друзьями или без друзей? (С друзьями весело, друг не выдаст секрет, защитит. Когда друзья вместе, то им весело, а когда врозь — грустно).Просмотр видео материала
Притча «О богатстве, любви и дружбе» (анализ)
Задание «Правила дружбы.»Давайте с вами послушаем правила дружбы, повесим в нашем уголке и постараемся эти правила соблюдать.
Не выдавать чужие секреты;
Всегда быть откровенным с другом;
Не бойся попросить прощения;
Не груби;
Не надо менять друзей;
Надо быть постоянным в дружбе;
Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
радоваться вместе с другом его успехам;
предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
защищать друга; и т.д.
Дети пишут пожелания друг другу и приклеивают на стен газету.
Задание «Эмоция»
Теперь можно немного расслабиться и поупражняться в актерских способностях, что благотворно влияет на актуализацию внутренней раскованности и свободы ребенка.
Заранее заготавливается набор карточек, на которых отмечены эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка «Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить только при помощи рук.
На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: «Горе. Лицо», «Радость. Губы», «Чванство. Правая рука», «Гордость. Спина», «Страх. Ноги» и т. д.
Каждый желающий вытягивает свою карточку и пытается изобразить ее содержание, остальные ребята угадывают.
Игра «Угадай мелодию»
Давайте поиграем в игру «Угадай мелодию»
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
-А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)
- Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
«О друзьях»
«Песня друзей»
«Ты да я»
«Когда мои друзья со мной»
«Вместе весело шагать»
«Пусть бегут неуклюже»
«Пополам»
«Пропала собака»
«Настоящий друг»
«Чебурашка»
Игра « Пчелы и змеи»
Детям очень нравиться эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы.  В то же время пчелы и змеи соревнуются друг с другом,  что делают игру еще более увлекательной.
Материалы: губка и карандаш.
Инструкция:  Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив… Каждая группа должна выбрать своего короля.А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед – вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж… А змеи должны помогать своему королю шипением: ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш… чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассеется по своим местам. Внимательно следите за тем , насколько ваш король удален от всей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении  к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.
Анализ упражнения:
– Твоя группа хорошо помогала королю?– Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?– Как пчелы взаимодействовали друг с другом?– Как змеи взаимодействовали друг с другом?– Как ты чувствовал себя в роли короля?– Что для тебя было самым трудным в этой роли?– Ты остался доволен своими подданными?– Как вы считайте, губку, и карандаш искать было одинаково легко?
Творческая деятельность «Дерево дружбы»
Прочитай пословицу: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями» (казахская пословица ).А на листочках напишите имена своих друзей. Подумайте, какой из корней вашего дерева самый прочный и почему.
3.Итог
Обобщение
Настоящий друг всегда честен, надежен, верен, доброжелателен, готов прийти на помощь. Крепкая дружба способна объединить людей на долгие годы, а иногда и на целую жизнь. Важно уметь беречь и ценить дружбу.
Вы сегодня показали хорошие знания. Все отлично поработали. Я желаю вам добрых и верных товарищей. Давайте скажем друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» и исполним ресенку друзей .Круг «От сердца к сердцу»
Вот и подошло наше мероприятие к концу. Мне кажется, что это очень хорошо, что мы с вами собрались здесь сегодня, и что это не последний раз, когда мы так приятно и дружно провели время. Спасибо, что вы есть!
(Клип «Друзья»)
«Список использованных источников»
1.Издательский дом «Первое сентября»http://www.1september.ru
2.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006http://festival.1september.ru
3.Библиотека онлайн. Жанр – детские.http://www.vbooks.ru/CHILDREN
4.Стихи и песни для детейhttp://lel.khv.ru/poems/poemsphtml?ctg=37
5.Сто лучших детских песенhttp://www.tatsel.ru/song/index1.htm
6.Детские писатели http://detstvo.irkutsk.ru/genres/story/index.html7.Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – Москва, «Педагогика», 1990.
8.Сухомлинский В.А.Учебник по этике. –Москва, Педагогика, 1990.
9.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения. Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы. – Москва, 1988.
10.Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. «Детство-Пресс», 1998.