Методическая разработка сценария мероприятия по теме «Здорово питаться здорово».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №11»
Методическая разработка сценария мероприятия
по теме «Здорово питаться здорово».
Автор разработки: учитель начальных классов
Зуева Надежда Александровна


Норильск
2015 год
Форма проведения мероприятия: адаптированная игра «Последний герой».
Цель: обобщить и систематизировать уже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания с целью их применения на практике. Задачи: - расширение представлений о завтраке, обеде, полднике и ужине как обязательных компонентах ежедневного рациона питания, различных блюдах, употребляемых утром, в полдень, вечером;
- закрепление правил сервировки стола для ежедневного приема пищи;
- формирование чувство уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов, связанных с питанием и здоровьем.
Оборудование: костюмы для проведения игры; атрибуты для выполнения заданий и игр; мультимедийное сопровождение (презентация) «Советы экспертов»; выставка рисунков.
План мероприятия:
Организационный момент: распределение учащихся по командам.
Основная часть:
а) вступительное слово ведущего(учителя) - цели мероприятия;
б) представление экспертов; физкультминутка «Каждый делает зарядку»;
в) слайды « Завтрак», выполнение заданий детьми, родителями; музыкальная пауза;
г) слайды «Обед», выполнение заданий; физкультминутка «По солнышку»;
д) слайды «Полдник», выполнение заданий;
г) слайды «Ужин», выполнение заданий;
г) инсценировка стихотворения С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».
3. Заключительная часть: подведение итогов, награждение.
Ход игры:
Ведущий. Мои дорогие друзья! Я вас приветствую в этот замечательный день! У вас сейчас появится счастливая возможность стать участниками игры «Последний герой». Хотите ли вы отправиться на чудеснейший остров Здравландия? Тогда в путь, туда - где вас ждут серьезные испытания! На этом необыкновенном острове мы узнаем «последнего героя» - того, кто много знает о различных продуктах и умеет правильно питаться. Вы готовы провести здесь целый день – от завтрака до ужина? Ну, тогда удачи вам!
(Участники игры строятся в команды, звучит музыка).
Реквизит:Название команд
Проходит жеребьевка названия команд, выбор капитана команды.
Ведущий. Команда «Горошинка» готова? Команда «Вишенка» готова? Хочу представить вам экспертов, которые будут оценивать ваши команды, а так же предоставлять все необходимое для выживания на острове.
Выходят четверо экспертов, занимают свои места. Дети садятся. Музыка звучит.
Ведущий. Доброе утро, ребята! Надеюсь, что вы уже проснулись, а это значит - пора делать гимнастику и принимать водные процедуры. Конечно же, на нашем острове лето, светит яркое солнышко, а мы с вами на берегу реки.
Физкультурная пауза. «Каждый делает зарядку».
Каждый день у нас, ребятки, Ходьба на месте, руки вперед,
Начинается с зарядки. вверх, за голову, вниз.
Припев:
Руки в стороны и вниз, Руки в стороны, вниз
Все присели, поднялись, Упор присев, встать.
И девчонки и мальчишки, Бег на месте.
Побежали все вприпрыжку.

2.Сделать нас сильней немного Ходьба, руки в стороны
Упражнения помогут! Полуприседы, сгибая и разгибая
руки к плечам.
3.Даже утром самым хмурым Ходьба на месте, руки вверх и на пояс
Веселит нас физкультура! Правую ногу на пятку, вперёд,
Левую ногу на пятку, вперёд
4.И, конечно, очень важно, Ходьба с широкими движениями рук.
Чтоб зарядку делал каждый. Полуприсед, с поворотами туловища
влево и вправо, погрозить пальчиком.

Презентация « Завтрак»
Ведущий. Вот теперь пора мыть руки и завтракать. Завтрак должен быть довольно плотным. Кто ответит, почему? (Ответы детей. Ночной перерыв в приеме пищи – самый длительный, поэтому, как только организм возобновляет свою активность утром, ему сразу требуется большое количество энергии.
Завтрак снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний, способствует сохранению нормального веса детьми. «Завтракающие» дети более устойчивы к стрессам, умственным и психоэмоциональным нагрузкам.)- Наиболее подходящим блюдом для завтрака является каша. А что такое каша? (Ответы детей). Так – да не так. Каша – исконно русское блюдо. Самые древние каши - пшенная, манная, овсяная (геркулес). Наиболее полезны гречневая и овсяная каши. Гречихе всего 4 тыс. лет. Родиной гречихи является наша страна – Южная Сибирь, Алтай. В старину у русских князей существовал обычай – в знак примирения бывших врагов варить кашу. Без каши мирный договор считался не действительным. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь». Овсяную кашу очень любили воинствующие германские племена уже в 1 веке нашей эры. Рис был известен в Китае за три тысячи лет до нашей эры, но в Европе он появился довольно поздно. Каши - очень полезное блюдо, недаром про хилых людей в народе говорят «мало каши ел». А еще, это было давно, когда дети учились в церковноприходских школах, и им приходилось добираться туда издалека, чтобы пообедать им приходилось прямо в школе в общем котле варить кашу. Ели все вместе из одного котла. Отсюда и пошло название «однокашники», т.е. ели одну кашу вместе. А теперь пришло время определить, какие же вы однокашники? Сможете ли вы определить какую кашу вы ели и из чего она приготовлена?
Реквизит: 6 тарелок, 6 ч. ложек, 8 повязок, 6 мешочков с крупой (гречка, рис, пшено), 3 готовых кашы (гречневая, овсяная, манная).Ведущий. Сейчас вас ждут первые испытания. Конкурс оценивается 1 балл за правильный ответ. Итак, приступаем к выполнению заданий.
1-е задание. ( для детей) Определить на ощупь, какие крупы находятся в мешочках (по 2-3 мешочка на команду).
2-е задание. ( для родителей). Определить из какой крупы сварили кашу. Чем можно усовершенствовать каши? (На столе несколько тарелочек с разными видами каш).
Ведущий. Замечательные каши у нас получились. Послушаем мнение экспертов.
(Эксперты подводят итоги. Звучит музыка).Так и хочется теперь повеселиться. Самое время для частушек.
Выходят девочки- Яна, Саша, Лера, Ира, Рита, Даша.
«Вот какая наша каша!»
Говорят уж много лет:
Что без каши – не обед.
Ешьте кашу, поправляйтесь
И силенок набирайтесь.
Шоколадного солдата
В золотой бумажке
Съели малые ребята
Вместо манной кашки.
И про кашу не забыли
Малые ребята:
Из нее они слепили
Манного солдата.
Я насыпал в миску риса
И залил его водой.
Рис поднялся, разварился,
Дышит-пышит , как живой.
Из-под крышки пар клубится,
Крышка прыгает, звеня,
Приходите все учиться
Кашеварить у меня! Ай да каша славная,
Маслицем приправлена!
Ай да каша хороша,
Как поел – поет душа!
Ведущий. Какая же еда без хлеба? Утром можно съесть и бутерброд, и булочку, и просто ломтик хлеба. Но прежде чем приступим к выполнению следующего задания давайте с вами вспомним: из чего можно делать утренний бутерброд, а с чем нельзя.
Я буду называть продукты, а вы будете хлопать в ладоши, если из этого можно сделать бутерброд, а если нельзя, то топайте ногами. Готовы? Начали:
Колбаса, котлета, лист бумаги!!!, лист салата, огурец, масло, пуговица!!!, варежка!!!, сыр, сырные чипсы!!! Молодцы!
Реквизит: разрезанные части пословиц
А теперь дадим возможность нашим командам блеснуть своими знаниями.
3-е задание. ( для детей и родителей вместе)
Сложить из «половинок» пословицы о хлебе. Работа в парах. (Части пословиц написаны на двух половинках плотной бумаги. Начало пословицы находится в руках у родителей, а вторая часть у детей.).Прочитайте пословицу и соедините части. Дети должны подойти ко взрослым.
На выполнение этого конкурса отводится 3 минуты. Этот конкурс оценивается по 1 баллу за правильно собранную пословицу + 1 балл дополнительный за скорость.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Не в пору обед, коли хлеба нет.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба – нет обеда.
Много снега – много хлеба.
Хлеб – всему голова.
Хлеб на стол - так и стол престол.
Все приедается, а хлеб – нет.

Ведущий. С завтраком на нашем острове обе команды справились успешно. Эксперты подвели итоги и уже знают наверняка, какая команда лучше справилась с заданиями. Слово экспертам.
(Эксперты подводят итоги. Звучит музыка).Но время идет вперед. Все ближе победа – наступает время обеда. (Звучит музыка.)
Реквизит: наборы овощей, тарелки для салата, 6 ножей, 2 кастрюли, 2 ложки, 3 вилки, разделочные доски, одноразовые перчатки, салфетки, жетоны «щи, борщ» и название ингредиентов этих супов Презентация. Обед.
Ведущий. Вот и пришло время обеда, пора плотно покушать – половину всех калорий скушать. Проголодались? А что нужно сделать, перед тем как сесть за стол? (Ответы детей). Как вы уже знаете в овощах очень много витаминов и полезных веществ. Овощи как бы «приглашают аппетит», так как в организме начинается выделение желудочного сока. Таким образом, и другие блюда лучше усваиваются.
И сейчас наши участники будут приглашать аппетит. За выполнения этого конкурса родителями максимум 5 баллов.
1-е задание. (для родителей, работают группой)
Из заготовленного набора овощей приготовить салат, украсить его и придумать оригинальное название.
(Команды презентуют блюд, ставят на дегустацию экспертам)
2-е задание. (для детей, работают группой)
А после салата, что нужно кушать? Правильно 1 блюдо или суп. А какой суп будет сейчас готовить каждая команда, определит жребий.
(выходят представители, тянут жетоны с названием блюда – «щи», «борщ»)
Из набора продуктов, выбрать те, которые необходимы для приготовления вашего первого блюда. Затем разложить их в том порядке, в котором они должны попадать в кастрюлю при приготовлении блюда.
Команда оценивается максимум в 2 балла.
Из набора картинок выбирают те, на которых нарисованы продукты, необходимые для приготовления первого блюда:
команда «Горошинка» - для ______, команда «Вишенка» - для ________.
Работа с залом.
А пока команды работают, отгадайте загадки.
Загадки:
1. Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки.
(апельсин богат витамином С)
2. Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. ( яблоко богато железом)
3. Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (морковь богата каратином, витамином Д)
4. Растёт на грядке
Зелёная ветка,
А на ней красные детки. (помидор богат витамином В)
5. Огурцы они как будто,Только связками растут,И на завтрак эти фруктыОбезьянам подают. (бананы)
6. Бусы красные висятИз кустов на нас глядят,Очень любят бусы этиДети, птицы и медведи.Ответ: (Малина)
7. За кудрявый хохолокЛису из норки поволок.На ощупь - очень гладкая,На вкус - как сахар сладкая.Ответ: (Морковь)
8. Две сестры летом зелены,К осени одна краснеет, другая чернеет.Ответ: (Красная и черная смородины)
9. Дом зеленый тесноват:Узкий длинный, гладкий.В доме рядышком сидятКруглые ребятки.Осенью пришла беда -Треснул домик гладкий,Поскакали кто кудаКруглые ребятки.Ответ: (Горох)
10. Неказиста, шишковатая,А придет на стол она,Скажут весело ребята:"Ну, рассыпчатая, вкусна!"Ответ: (Картошка)
- Какие ещё фрукты и овощи вы знаете?
(Конкурс среди половин зала болельщиков.)
Презентация салатов.
Ведущий.
Ну, вот и съели салат, суп. А какой же обед без вторых блюд?
Какие продукты полезны для вторых блюд?(вопрос командам)
(Обсуждение. Дискуссия в командах). К обеду на второе блюдо полезны рыба и мясо. И мы все дружно идем за добычей.
Физкультминутка. «По солнышку».
По солнышку, по солнышку Ходьба на месте.
Дорожкой луговой Ходьба в полуприседе, руки на пояс.
Идем по мягкой травушке Ходьба с высоким подниманием бедра
Мы летнею порой.
Щебечут птички звонкие, Ходьба, руки вверх.
Порхают мотыльки, Ходьба со взмахами рук в стороны и
встряхивающими движениями кистей.
Желтеют одуванчики, Ходьба с поворотом туловища
Синеют васильки. направо, правая рука в сторону,
левая рука за спину и повт. наоборот.
Реквизит: жетоны «рыба», «мясо»
А из чего будут готовить команды второе блюда, решит жребий. ( выходят представители, тянут жетоны – рыба, мясо)
3-е задание.
Команды по жребию идут на рыбалку, на охоту. Нужно назвать как можно больше видов рыб (1 команда) и назвать как можно больше мясных блюд(2 команда).
Кто последним назвал слово – тот получает 1 балл.
Слово экспертам.
(Эксперты подводят итоги «Обеда». Звучит музыка). Реквизит: лист А4 с изображением шахматного поля. На нем – картинки с фруктами; ватман, расчерченный точно также, но без рисунков; муляжи тех же фруктов, что и на плакате.
Презентация. Полдник.
Ведущий. После сытного обеда прошло больше трех часов, можно отведать полдник. Очень часто полдник у детей вообще отсутствует, в то время как именно полдник самое подходящее время для булочек, кондитерских изделий и сладостей. В нашей гимназии, в группе продленного дня, дети регулярно получают полдник. Как вы думаете, какой напиток у нас самый распространенный? Конечно же - чай. Чаю уже более пяти тысячи лет, но на Руси он царствует сравнительно недавно. А до чая, который попал к нам из Китая, в Древней Руси пили морсы, рассолы, квас, сбитень (медовый напиток), кисели. Кстати, без еды человек может прожить на необитаемом острове больше месяца, а без воды не больше 2 – 3 дней, так как организм человека на 70 процентов состоит из воды, а суточная потребность человека в жидкости составляет около 2 литров.
Ведущий. Подскажите, пожалуйста, а какие еще напитки вам включают в полдник? (Молоко, кисломолочные продукты). А как вы думаете в полдник можно кушать свежие фрукты или ягоды? (Свободные высказывания детей).
Пришло время и командам «заморить червячка», а заодно проверим вашу память и внимание.
1-е задание. Игра «Запомни фрукты». Каждая команда получает плакат с изображением шахматного поля. На нем – картинки с фруктами. Участникам необходимо в течение 15 секунд запомнить расположение фруктов на поле. На расстоянии 5 метров расчерчено такое же поле, рядом в коробке находятся муляжи фруктов. Участники по очереди бегут к коробке и в определенную ячейку кладут нужные фрукты.
За этот конкурс команда получает по 1 баллу за каждый правильный ответ + 1 дополнительный за скорость.
(Эксперты подводят итоги последних заданий. Звучит музыка).Реквизит: 2 глубокие тарелки, 2 стакана. 2 ст.ложки, вода.
Презентация. Ужин.
Ведущий. Всякому нужен и обед, и ужин. Ужинать нужно не позднее, чем за два часа до сна. Это должна быть легкоусвояемая пища – желудку тоже необходим перерыв в работе. Это могут быть продукты из сыра, яиц, молока, овощей и фруктов (рагу, запеканки, суфле). Чтобы наш ужин прошел в теплой семейной обстановке, поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начну читать стихотворение С. Михалкова «Овощи», а вы мне все вместе помогайте.
(И команды и зал подсказывают слова.)
ОВОЩИХозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!... Вот овощи спор завели на столе -Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!... Хозяйка тем временем ножик взялаИ ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!... Накрытые крышкою, в душном горшкеКипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!... И суп овощной оказался не плох! 
Пора приступить к ужину и нашим командам. Что нужно сделать перед ужином?(вымыть руки)
1-е задание. (для детей) «Молочная эстафета». Дети по очереди ложкой переносят воду из тарелки в стакан. У какой команды воды окажется больше, та победила и получает 1 балл. Время эстафеты 1 минута.
2-е задание. (для родителей) «Молочный аукцион». Что можно сделать из молока? Какая команда назовет последний продукт из молока, та победила и получает 1 балл.
Ведущий. Вот и подошел к концу день на острове Здравландия. Давайте вспомним, как вы провели его? Сколько раз нужно есть? (4)Все ли можно нести в рот или нужно сначала подумать? Давайте вспомним полезные продукты? Вредные продукты?
Скажите, а можно ли переедать?
Какая информация была для вас новой и полезной? (Ответы детей).
Я вижу, что вы стали еще дружнее, сильнее и умнее. А пока эксперты подводят итог сегодняшней игры, мы с вами посмотрим инсценировку стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».
Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».
Реквизит: грамоты, медали
Кто больше всех знает о вкусной и здоровой пище, кто все знает о завтраке, обеде, полднике или ужине? Какая же из команд достойна звания «Последний герой» нашего чудесного острова Здавландия?
Эксперты подводят итоги соревнований. Награды находят достойных героев. Дети делятся своими впечатлениями. Звучит музыка.