Классный час Чтобы достойно жить

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»









Классный час
«Чтобы достойно жить»










Хоронхой


У того, кто решит изучить все законы,
не останется времени их нарушать.
И.В.Гете

Ход мероприятия:
1. Беседа по теме классного часа
Уч и т е л ь. Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и ЖИЗНЬ. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб. Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека начали задумываться ещё в Древней Греции, где еще в 7 в. до н. э. первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, техногенные и экологические катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека, живущего в обществе, сотрясаемом войнам и катастрофами? С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после Второй мировой войны, унесшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.
Организация Объединенных Наций международная организация, основанная в 1945 г. Штаб – квартира ООН находится в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. Её задачи определены Уставом ООН «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению угрозы миру.
1 – й ведущий: Давайте теперь проверим ваши знания по этой теме и ответим на некоторые вопросы. Какие основные цели у этой организации? (мир, демократия, прогресс.)
2- ведущий: Были у ООН предшественники ? ( Да. Лига Наций)
1 - й ведущий: Чем занималась ООН на протяжении своей истории? (Попыталась урегулировать конфликты между странами, утверждала международные правовые документы, осуждала агрессии, заключала соглашения, решала проблемы беженцев )
Учитель: В итоге Лига Наций оказалась неспособной предотвратить развязывание Второй мировой войны и в 1946г. формально прекратила свое существование. В годы войны главные союзные державы США, Великобритания, Советский Союз, Франция и Китай предприняли шаги на пути к созданию новой международной организации.
1 й – ведущий: Организация Объединённых Наций заботится и о правах детей. Необходимость особой защиты ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. и декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.
2 й – ведущий: Иногда следует принимать в отношении соблюдения прав ребенка чрезвычайные меры. Для этого создан детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Международный Чрёзвычайный фонд помощи детям ООН (ЮНИСЕФ) был создан11 декабря 1946 г. по единогласному решению Генеральной Ассамблей. Главным объектом заботы ЮНИСЕФ стали миллионы детей развивающихся стран, страдающие от недоедания, болезней. В 1965 г. ЮНИСЕФ была присуждена Нобелевская премия мира. Главная задача ЮНИСЕФ помощь правительствам развивающихся стран в улучшении жизни детей независимо от расовой принадлежности, вероисповедания.
1 - й ведущий: Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1.98.9 г. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу на всей
территории СССР.
2. Литературно-правовая викторина
ВОПРОСЫ викторины:
1. Мачёха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы, подобное происходило в наши дни? (Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
2. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн?
Ответ: Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Статья 15.
3. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права?
Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 1.
4. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди , поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животными?
Ответ: Маули, не знающий. человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый неполноценный ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 23.
5. Опекун всемирно известного Гарри Поттера пёрехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
Ответ: Статья гласит: « Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.
Ответ: Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и ст. 16, выдержка из которой цитировалась ранее.
3. Дискуссия.
Учитель: «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления что-либо получать, ничего не отдавая взамен. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Ваша задача составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка или подискуссировать на затронутую тему.
Ситуация 1
Мать: Сколъко раз тебе говорить, что после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действуем всем на нервы!
С ы н: Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свобод мирных собраний?
Учитель: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?
статья 15 Конвенции, утверждающая право на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением обществённого порядка.
Ситуация 2
М а м а. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
С ы н. Мама, у мёня завтра контрольная.
Мама . Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!
Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Ведущий: Как вы разрешите подобную ситуацию?
Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях работы.
4.Работа с иллюстрациями к сказкам.
Учитель раздаёт детям пронумерованные иллюстрации (рис.1 «Гадкий утёнок»)
- К какой сказке относится эта иллюстрация?
-Все ли герои сказки «Гадкий утёнок» относятся друг к другу по-братски?
-Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?
-Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?
- Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка? Выберите правильный ответ.
а) Он был самый умный.
Б) Он был совсем не похож на других.
В) Он был самый красивый.
Г) Он был самый вежливый.
-Поступают ли ребята твоего класса (школы) как обитатели двора?
Учитель показывает рис.2. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
-Выберите право, которое нарушила ведьма в этой сказке:
А) право на жизнь
Б) право на получение образования
В) право на владение имуществом
- Чьи права нарушены в этой сказке?
-Рассмотрите иллюстрацию к сказке Д.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»
-Чья жизнь в опасности?
-Кто посягает на жизнь?
Работа с рисунком 3 (сказка «Лиса и заяц»)
-Выберите право, которое изображено на рисунке
А) право на жизнь
Б) право на неприкосновенность жилища
В) право на справедливый суд
Г) право на труд
-Кто нарушает это право?
-Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?
Рисунок 6 («Лягушка-путешественница»)
-Выберите право, которым воспользовалась лягушка:
А) право на свободное перемещение
Б) право на неприкосновенность жилища
В) право на образование
Г) право на труд
-Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?
-Как далеко могла передвигаться лягушка, используя своё право на свободу передвижения? Назовите правильный ответ:
А) в пределах болота
Б) в пределах страны
В) без ограничений
-Назовите две сказки, в которых царь был против брака своей дочери?
-Какое право при этом нарушалось?
-Вспомните слова Елены Прекрасной из сказки «Сивка-бурка», подтверждающие её желание выйти замуж за Иванушку.
Рисунок 7 ( «Сказка о попе и работнике его Балде»)
-Рассмотрите иллюстрацию. Кто написал эту сказку? Как она называется?
-Кто из персонажей сказки воспользовался своим правом на труд?
-За какое вознаграждение и на какой срок поп нанял работника?
-Получил ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить достойное существование его самого и его семьи? 5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
15