Дидактический проект урока русской литературы «Знатоки сказок А.Пушкина»

Дидактический проект урока русской литературы
Предмет: Русская литература
Класс: 5
Тема: Урок-игра «Знатоки сказок А.Пушкина»
Тип урока: урок обобщения знаний

Субкомпетенции:
повторить и обобщить знания учащихся о сказках А.Пушкина
совершенствовать умения и навыки работы с художественным текстом
продолжать развивать репродуктивные и продуктивные виды речевой деятельности учащихся
развивать умение анализировать, обобщать, конкретизировать прочитанное, развивать логику мышления учащихся
прививать любовь к пушкинскому слову, любовь к сказкам – источнику народной мудрости
формировать у учащихся личностные качества: товарищество, взаимопомощь, стремление к победе, разжечь дух соревнования

Методы и формы обучения:
Методы: техника «свободных ассоциаций», «кластеринг», «ромашка Блума», исследовательский, поисковый метод, репродуктивный.
Формы: коллективная и групповая творческая деятельность.
Средства обучения: эпиграф к уроку, игровой момент, конверты с заданиями для работы в группах, иллюстрации к сказкам, портрет поэта, рисунки учащихся, высказывания о сказках, выставка книг, алфавит. Оценочные листы учащихся, медали для победителей, «волшебные перья» – для всех участников игры.
Ход урока.




Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формы и методы обучения
Оценивание

I
Организационный момент
Приветствие. Перекличка. Проверка готовности к уроку.
Дежурный докладывает учителю.



II
Введение в новую тему
Повторение изученного

- Ребята! Творчество какого поэта мы изучали на прошедших уроках?
- Назовите годы его жизни.
- Где родился А. Пушкин?
- Какого рода произведения писал А. Пушкин?

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Ученики отвечают на вопросы учителя
(1799 – 1837)



Заполняют таблицу – «паучок» на доске
Эвристический метод (беседа)




Техника «кластеринг»


III
Переход к новой теме

- А какие сказки А.Пушкина вы читали?
- Понравились вам они?







- Чем? А кто Пушкину рассказывал сказки?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
- Рисунки, которые вы подготовили к уроку, также являются подсказкой.

Дети отвечают:
Сказка о царе Салтане
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Сказка о золотом петушке
Сказка о попе и работнике его Балде
Арина Родионовна Яковлева – няня Александра Сергеевича
















IV
Объявление новой темы и целей урока.
- Давайте прочтем вместе тему урока и его цели.
- Сегодня мы проведем необычный урок – Урок-игру!
- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку
- В честь А.С. Пушкина, в память о нем, мы зажжем сегодня эти свечи.
- Работать на уроке мы будем в группах. Объявляю состав групп:
Читают цитату С. Маршака (на доске)
Ученик читает тему и цели урока

Ученик читает эпиграф




Ученик читает цитату, все слушают
Сообщение


V
Проведение конкурсов, игр, направленных на закрепление и обобщение знаний по творчеству А. Пушкина
Итак, начнем нашу игру и убедимся в правдивости этих строк.
- На партах у вас оценочные листы. За каждый правильный ответ выставляем себе +, за неправильный – .

1. Разминка. «Узнай, откуда эти строки?»
- Послушайте и назовите сказку!



2. Не потеряем ни одного «пушкинского слова»
- Раздаю конверты с заданиями. Ученики читают задания.
3. «Узнай героя по его речи и назови сказку».

4. «Озвучь картинку»
- Раздаю иллюстрации к сказкам Пушкина.


5. Охарактеризуй героя по его речи.
Каждая группа получает карточку с фрагментом сказки (речь героя сказки) и ромашку.
Предлагаю подобрать эпитеты в качестве характеристики героя сказки.
- Что такое эпитет?
- Молодцы! Я рада, что вы так хорошо помните содержание сказок.


- Посмотрите на эту иллюстрацию. Она подскажет вам, какому произведению будет посвящено следующее задание.
- Кто может в стихотворной форме рассказать, что он видит на этой картине?



- Очень хорошо. Вижу, что вы внимательны и сообразительны.
- Следующее задание поможет нам вспомнить поэму «Руслан и Людмила».
- Кто читал всю поэму?
- Давайте вспомним, о чем идет речь в поэме?

6. Поэма «Руслан и Людмила». «Выбери правильный ответ»







Ученики слушают, определяют из какой сказки взяты эти строки и называют ее.

Читают задания, дописывают нужные слова


Подбирают четверостишие к иллюстрации

Ученики знакомятся с текстом, узнают героя, записывают его имя в середину ромашки. Каждый ученик записывает на своем лепестке эпитет, характеризующий героя.
Дают определение эпитета.
Дети внимательно рассматривают иллюстрацию пролога к поэме «Руслан и Людмила»
«У Лукоморья дуб зеленый»
Декламируют стихотворение

Учащиеся отвечают, кто читал, а кто смотрел художественный фильм, мультфильм.
Дети вкратце рассказывают содержание поэмы.


Работа по карточкам


Эвристический метод








Групповая работа



Техника «ромашка Блума»


Индивидуально-групповая работа









Ассоциативный метод



Выразительное чтение наизусть


Сжатый пересказ
Групповая работа


VI
Обобщение учебного материала
- Это задание поможет нам подвести итоги урока-игры, обобщить наши знания и сделать выводы, извлечь урок для себя.

7. «Прочитай шифровку»
Читаю числа каждой группе. Объясняю, что скрытые под числами предложения помогут им прочитать алфавит с пронумерованными буквами, записанный на доске.








Записывают шифр.
Расшифровывают предложения и читают их вслух.






Исследовательно-поисковый метод







VII
Итоги урока
- Чему же мы научились на этом уроке. Подведем итоги игрой «Свободное письмо»







На доске дано ключевое слово:
СКАЗКА
- За 1 минуту запишите все ассоциации, возникшие у вас.
- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились и с этим, последним заданием. У вас широкий кругозор.

Учащиеся отвечают:
- Любить сказки Пушкина.
- Сказки учат добру, вежливости.
- Ценить дружбу, трудолюбие, верность и т.д.

Записывают все слова, словосочетания, с которыми у них ассоциируется слово «сказка»
Фронтальный опрос
Техника «свободных ассоциаций»
Групповая работа












VIII
Оценивание
- Кто, по-вашему, заслужил сегодня самую высокую оценку?

Награждаю лучших медалями «Знатоку сказок Пушкина».
Выставляю оценки с комментированием, прислушиваясь к мнению учащихся.
Все ученики получают в подарок волшебные перья, которые помогут им стать поэтами.
Ученики участвуют в оценивании работы на уроке.
Учащиеся получают «медали» и перья, хлопают друг другу.

Комментированное оценивание с элементами самооценки.

IX
Домашнее задание
В учебнике на странице 244 дано буриме. Испытайте перья – сочините стихотворение.
Ученики записывают в дневниках задание на дом.
.











ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Эпиграф:
«Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое слово Свободно и стремительно движется сказка, а за этой веселой свободой кроется серьезная мысль, глубокая мораль.»
С.Я. Маршак

2. «Алфавит с номерами» для игры «Прочитай шифровку»:

а
б
в
г
д
е
ё
ж
з
и
й
к
л
м
н
о
п
р
с
т
у
ф
х
ц
ч
ш
щ
ъ
ы
ь
э
ю
я

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33


Зашифрованы фразы:
1. Сказки учат нас мудрости.
2. Сказка – ложь, да в ней намек.
3. Язык Пушкина богат и ярок.
4. Читайте сказки Пушкина.

3. «Свободное письмо»: ключевое слово – СКАЗКА.


1 конкурс «РАЗМИНКА»
Откуда эти строки?
«Узнай и назови сказку»

1. Княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит:
А сама-то величава,
Выступает, будто пава
(Царевна – Лебедь) – «Сказка о царе Салтане»

2. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело
(Сказка о золотом петушке)

3. Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют
(Сказка о рыбаке и рыбке)

4. Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

5. Идет, сам не зная куда.
"Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?"
Поп ему в ответ: "Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?"
(Сказка о попе и о работнике его Балде)

6. Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им на встречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет. "Не к добру! -
Братья молвили: - печали
Не минуем".
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)








поэмы


романы


повести


стихотворения


сказки


А.С. Пушкин



15