Сценарий игры-викторины по теме Знатоки сказок


Сценарий игры-викторины по теме "Знатоки сказок"
Цели:
В увлекательной игровой форме развивать у учащихся устойчивый интерес и любовь к чтению.
Развитие навыков устной связной речи, обогащение словарного запаса.
Развитие творческой активности.
ХОД ИГРЫ
Педагог - организатор: Знаете ли вы сказки? Это выяснит наша игра. Я буду читать вам начало сказки, а вы по этому началу – зачину должны угадать, что это за сказка, дать ей полное название и указать имя автора.
I.  «Начинает сказка сказываться»
«Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна, у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому». (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»).
«Жили-были старик со старухой, у них была дочка да сынок маленький. Дочка, дочка», – говорит мать. «Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, а ты смотри за братцем Иванушкой». (Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали». (Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»).
«Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе – детей не было». (Русская народная сказка «Снегурочка»).
– Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных сказок. Но наш конкурс только начинается, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале.Вы внимательно читали, а сейчас должны внимательно выслушать вопрос и полно дать ответ (чтобы мы поняли). Подумайте, а после отвечайте. Дайте время подумать другим.Каждый найдет себе вопрос по силам.
II. «Портретная галерея»
– Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками и карандашами, а описаны словесно. Я сейчас вас познакомлю со словесными портретами героев наших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать её полное название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
 «Безобразнее коряги, нос изогнут, словно крюк, Ноги – как у раскоряги, и корявы сучья рук». (Шурале. Сказка-поэма «Шурале». Габдулла Тукай).
«Княжна-диво: Под косой луна блестит,А во лбу звезда горит,А сама-то величава Выступает,  будто пава…» (Царевна-Лебедь. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).«Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет». (Снегурочка. Русская народная сказка).«На лазоревом платье – частые звезды, на голове – месяц, такая красавица – не вздумать, не  взгадать, только в сказке сказать». (Василиса-премудрая. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»).«На лошади с бубенчиком едет в лес по дрова крестьянин. Полушубок на нем старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые». (Крестьянин. Два мороза. Русская народная сказка).«Девочка маленькая, такая хорошенькая. Девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке». (Красная шапочка. Братья Гримм «Красная шапочка»).III. «Сказочная почта»
Педагог - организатор: Вот у нас появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо. Посмотрим, как будут отвечать на следующие вопросы.Ведь нам путь дальше, в сказку. И чем дальше, чем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слышали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках сказочные письма сказочных героев. Вам нужно отгадать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию! «Приезжайте, доктор, в Африку скорей, И спасите, доктор, наших малышей». (Телеграмма от Гиппопотама доктору Айболиту. К.И.Чуковский «Айболит).«Не господин я твой, а послушный раб.  Ты моя госпожа и всё, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотой». (Зверь лесной, чудо-морское – девице, купеческой дочери. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»).«Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских садах распускаются весенние цветы. Посему повелеваем доставить к новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто  исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании». (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку королевы. С.Я.Маршак «12 месяцев»).– Надо сказать, что вы оказались неплохими почтальонами – письма по адресам разнесены правильно, сказочные телеграммы, указы разобрали. Одним словом, хорошо потрудились.  Теперь можно и отдохнуть. Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале.
IV. «Сказочный концертный зал»
– В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и петухи, и волки, и коты. Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петуха:
«Петушок, петушок, золотой гребешок,Выгляни в окошко, дам тебе горошку».А вот петушок спасает котика-братика:
«Стрень, грень, гусельки,Золотые струнушки.Дома ли лиса?Выходи, лиса!»
– Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название.Итак, первый номер нашей концертной программы.
«Я от бабушки ушел,Я от дедушки ушел, Я от зайца ушел,Я от волка ушел,От медведя ушел,И от тебя, лиса, нехитро уйти!»
(Колобок. Русская народная сказка «Колобок»)«Козлятушки, ребятушки,Отопритеся, отворитеся.Я коза, во бору была,Ела траву шелковую,Пила воду студеную».(Коза. Русская народная сказка «Волк и лиса»).«Сестрица моя, Алёнушка,Выплынь, выплынь на бережок.Костры горят высокие,Котлы кипят чугунные,Ножи точат булатные,Хотят меня зарезать!»(Козленочек, братец Иванушка).
Кто и в какой сказке «при честном, при всем народе» поет песню «Во саду ли, в огороде». (Белка. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).– Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот я и решила: объявляется обеденный перерыв. Но перерыв не простой – обед-то будет сказочный.
 V. «Пир на весь мир»
– Наш вопрос: кто, кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой обед – пир сказочный?
«Наварила манной каши и размазала по тарелке… – Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!» (Лиса журавля. Русская народная сказка «Лиса и журавль»).«Съешь моего ржаного пирожка… – Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едаются!»(Печка, девочка.  Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»). «Испекла каравай – рыхлый да мягкий,Изукрасила каравай разными узорами мудреными.По бокам города с дворцами, Садами, да башнями – сверху птицы летучие,Снизу – звери рыскучие».(Василиса-Премудрая для царя. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка»).«Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле». (Старуха – старику. Русская народная сказка «Колобок»).«Приготовил он окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и угощает». (Журавль – лису. Русская народная сказка «Лиса и журавль»).VI.  «Кто в теремочке живёт?»
Вот мы с вами побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, он ушел с пира несолоно  хлебавши!Ведь мы здесь ещё больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь: кто и в какой сказке живет по этому адресу?Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в этом доме?
«Перед ним изба со светелкой,С кирпичною беленою трубою,С дубовыми тесовыми вороты».(Изба жадной старухи. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).«Остров на море лежит, Град на острове стоит,С златоглавыми церквями, С теремами да садами.Ель растет перед дворцом,А под ней хрустальный дом…»(Остров Буян, княжество Гвидона. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).– Наше путешествие в сказку закончено, но сказка всегда остается с нами, стоит только открыть книжку и прочитать: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…» Поделиться…