ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «Первый в космосе всегда первый»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «МЕЧТА»

Название программы
«Первый в космосе всегда первый»

1
Нормативно-правовая база разработки программы
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 г.;
Муниципальная долгосрочная целевая программа «Дети Надымского района» на 2009 – 2012 годы,
Муниципальная долгосрочная целевая программа «Молодое поколение Надымского района» на 2011-2013 годы;
Муниципальная целевая программа «Основы правовой культуры в МО Надымский район» на 2011- 2013 годы;
Приказ департамента образования Надымского района №335 от 29.04.2010г. «Об организации летнего отдыха и трудовой занятости детей и подростков в летний период 2010 года в системе образования Надымского района»;
Положение об оздоровительном лагере дневного пребывания детей и подростков «Мечта».

2
Тип программы
Комплексная

3
Статус лагеря
Муниципальный

4
Тип лагеря
Культурно-познавательный

5
Вид лагеря
Лагерь, созданный на приспособленной базе

6
География участников
Обучающиеся образовательных учреждений г. Надыма;
Дети из числа коренных малочисленных народов Севера;
Дети из социально незащищенных семей;
Выпускники ДОУ г.Надыма 2011г.

7
Возраст участников
7 -14 лет

8
Продолжительность смены
21 день: I смена – 04.06.2011г.- 28.06.2011г.
II смена – 05.07.2011г.- 28.07.2011г.

9
Цель программы




Задачи программы
Создание условий для раскрытия личности и творческой самореализации ребёнка, организация разносторонне развивающего отдыха для детей и подростков посредством воспитательного и здоровьенесущего потенциала лагеря, социокультурного развивающего пространства.



формирование сплоченного, дружного коллектива;
создание в лагере особой воспитательной среды, благоприятной для личностного роста каждого участника лагеря, формирования у детей и подростков базовых нравственных ценностей;
создание условий для формирования социально-адаптированной личности, развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с социумом;
предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой реализации, самовыражению и совершенствованию каждого участника лагеря;
организация активного интеллектуального и эмоционально насыщенного досуга детей;
укрепление здоровья детей и подростков через комплекс профилактических, оздоровительных мероприятий.



Актуальность программы.
Цели и задачи.
В детском оздоровительном лагере всегда выстраиваются особые отношения: неформальные, отношения взаимовлияния и взаимозависимости, делового сотрудничества, жёстко нерегламентированные временем. Отношения в процессе конкретной творческой деятельности, в которой и взрослый, и ребёнок – субъекты-партнёры – существенная воспитательная ценность. Сочетание положительных результатов индивидуальных и коллективных – важный воспитательный результат. Он является стимулом активности ребёнка, мобилизации внутреннего потенциала для достижения лучших показателей.
Организация работы детского оздоровительного лагеря в современных условиях – это поиск новых форм взаимодействия ребёнка и взрослого, личности и коллектива. Исходя из этого, предпочтение сегодня отдаётся деятельностному подходу, то есть такой организации взаимодействия, в основе которой лежат субъект-субъектные отношения. Активизируя творческий потенциал детей и подростков на самоорганизацию разносторонней деятельности в рамках летнего лагеря, осуществляя при этом личностно-ориентированный подход и используя интерактивные формы организации досуга, педагогический коллектив лагеря может рассчитывать как на позитивную динамику личностного роста детей и подростков, так и на высокий уровень сформированости временного коллектива.
Данные тенденции в практике организации летнего отдыха определяют актуальность выбранных форм деятельности, положенных в основу разработки программы летнего оздоровительного лагеря «Мечта – 2011»: сюжетно-ролевая игра, построенная с использованием игровых интерактивных технологий, носящих динамический характер и ориентированных на деятельностный подход.
Актуальность тематики программы («Первый в космосе всегда первый») обусловлена результатами анкетирования, проведённого среди обучающихся образовательных учреждений г.Надыма в возрасте 8 – 14 лет, которое было организовано с целью выявления познавательного интереса к проведению предстоящего летнего досуга.
По данным анкетирования выявлено, что более 70% опрошенных из предложенных вариантов игровых сюжетов лагерной смены отдали предпочтение фантастическим приключениям, космическим путешествиям. Около 85% ребят выразили желание принять участие в коллективных творческих делах, интерактивных играх-путешествиях, познавательных мероприятиях, связанных с «полётами к неизведанным мирам». Увлеченность данной тематикой совпала с юбилейной датой, отмечаемой в России в 2011 году: 50-летием полета в космос Ю.А. Гагарина.
Духовно-нравственная идея комплексной программы лагеря разработана в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программой воспитания и социализации, обучающихся, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального и среднего образования».
Комплексность программы обусловлена многоплановостью содержания воспитательной деятельности, которая включает культурно-эстетический, социальный, здоровьесберегающий (оздоровительный), образовательный и духовный компоненты, что позволяет воспитывать подрастающее поколение, осуществляя тем самым социальный заказ общества – «вырастить достойного гражданина своего Отечества».
Реализация тематической программы «Первый в космосе всегда первый» способствует формированию базовых нравственных ценностей: патриотизма, гражданственности, труда, творчества, искусства, природы, а также способствует воспитанию любви к истории родной страны, края, малой родины.
Летний период в организации деятельности лагеря создает особенно благоприятные условия для общения детей между собой, обмена духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности предоставляет большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка.
Целью данной программы является создание условий для раскрытия личности и творческой самореализации ребёнка, организация разносторонне развивающего отдыха для детей и подростков посредством воспитательного и здоровьенесущего потенциала лагеря, социокультурного развивающего пространства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение целого комплекса задач:
формирование сплоченного, дружного коллектива;
создание в лагере особой воспитательной среды, благоприятной для личностного роста каждого участника лагеря и формирования у детей и подростков базовых нравственных ценностей;
создание условий для формирования социально-адаптированной личности, развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с социумом;
предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг, способствующих творческой реализации, самовыражению и совершенствованию каждого участника лагеря;
организация активного интеллектуального и эмоционально насыщенного досуга детей;
укрепление здоровья детей и подростков через комплекс профилактических, оздоровительных мероприятий.

Ожидаемые результаты реализации программы.
Участие в программе «Первый в космосе всегда первый» предполагает благотворное влияние на духовное и интеллектуальное развитие детей, формирование творческого мышления, познавательных процессов, развитие лидерских и организаторских навыков. Организация деятельности с использованием предложенных в программе форм работы послужит созданию условий для реализации индивидуальных способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социально-значимой, творческой и созидательной деятельности.
Решение комплекса психолого-педагогических, методических и управленческих задач предполагает достижение по окончанию смены следующих результатов:
сформированность сплоченного, дружного коллектива;
приобщение детей и подростков к базовым нравственным ценностям;
развитие личностных качеств каждого ребенка, навыков коммуникации, реализация организаторских и лидерских способностей детей и подростков;
максимальная вовлеченность участников лагеря в организованные формы отдыха и досуга;
реализация творческого потенциала детей и подростков;
укрепление здоровья участников лагеря через комплекс профилактических, оздоровительных мероприятий.

Методология достижения результатов.

Период смены,
педагогические задачи
Формы и методы организации деятельности
Результат


Организационный период (3- 4 дня)
Педагогические задачи:
знакомство с режимом лагеря;
ознакомление с творческими объединениями;
знакомство, создание психологически безопасной атмосферы,
формирование коллективных ценностей и правил,
работа над созданием отрядов,
поддержка позитивного эмоционального подъёма
встреча детей,
проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей,
запуск программы «Первый в космосе всегда первый»,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
подготовка к торжественному открытию смены.
формирование межличностных отношений детей в отрядах и с педагогическими работниками,
эмоциональная включённость детей и педагогических работников в жизнедеятельность лагеря;
создание детских коллективов;
формирование органов самоуправления.



Основной период
(12 дней)
Педагогические задачи:
создание условий для индивидуального и коллективного развития,
реализация календарно – тематического планирования отрядов;
выстраивание личных маршрутов как детей, так и отрядов;
реализация основной идеи смены.
организация и проведение коллективных, отрядных, общелагерных совместных творческих дел,
занятия в творческих объединениях (по программам педагогов дополнительного образования),
экскурсии, организованные выезды,
оздоровительные и профилактические мероприятия.
создание отряда как
социального организма
со своими принципами
и законами,
установление межотрядных
связей,
принятие детьми принципов
общей культуры,
реализация основной идеи лагерной смены,
осуществление личных маршрутов детей и отряда в целом.


Заключительный период (5 дней)
Педагогические задачи:
Организация конструктивного общелагерного взаимодействия,
подведение личных и коллективных итогов,
анализ деятельности смены.


Подведение итога совместной деятельности смены;
подготовка к закрытию лагерной смены;
анализ качественных изменений, личностного роста участников смены;
анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по развитию летнего оздоровительного лагеря;
корректировка перспектив деятельности лагеря;
составление аналитического материала по итогам работы смены.
Установление в лагере атмосферы единства, взаимопомощи и поддержки
личностный рост, осознание своего творческого потенциала.



Игровой сюжет.
В 2011 году сезон организован в форме сюжетно-ролевой игры «Первый в космосе всегда первый».
Все действия происходят в «Звездном городке», где «космонавты» (воспитанники) проходят «предполетную подготовку» (участвуют в коллективных и совместных творческих делах отряда и лагеря, посещают профильные кружки, танцевальную студию, спортивные секции в «Центрах подготовки космонавтов»), посещают «Гидролабораторию (бассейн «Дельфин»), «Орбитальный оздоровительный центр» (Центр развития ребёнка).
Трижды в неделю осуществляется «вылет на планеты» (общелагерное тематическое воспитательное мероприятие), что является завершающим этапом каждого блока (в одной смене предполагается 6 основных блоков - 6 общелагерных мероприятий).
Участники «Звездного городка» объединяются в «Экипажи» (отряды): придумывают собственное название, девиз и песню («создают имидж своего экипажа»). В соответствии с тематикой, разрабатываются Устав Городка, распорядок дня, символика. Жизнедеятельность осуществляется через органы управления («Начальник центра управления полетами» – начальник лагерной смены, «Капитаны экипажей» – воспитатели, «Диспетчеры» – вожатые, «Космонавты» – дети). Планирование полётами осуществляется педагогами-организаторами («Центр планирования полётов»).
В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно законам и заповедям, традициям лагеря (тематике смены) и действуют согласно своим ролям. На открытии смены каждому отряду торжественно вручается Декларация Звездного городка.
«Звездный городок» - это место, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.
Легенда. Далеко-далеко на небе жила одна Звезда, одна небольшая зеленая планета. Всем эта планета была прекрасна, и всего на ней было вдоволь: животные, птицы, необыкновенной красоты растения. Несмотря на все изобилия, звезде было грустно одной, и она много путешествовала в надежде найти себе друзей.
Однажды, двигаясь в ночном безмолвии Космоса, далеко внизу, на Земле, она увидела необычный Городок. Жители в нем пели удивительные песни, играли в разнообразные игры, совершали замечательные открытия, мечтали подрасти и вести всех за собой. Это был детский оздоровительный лагерь, в котором отдыхали ребята. Звезде очень хотелось спуститься на Землю и подружиться с ребятами, научиться всему, что делает их жизнь весёлой, счастливой, позитивной, здоровой. Но суров закон Космоса! Звёздам нельзя спускаться на Землю, иначе они погибнут! Однако, желание узнать что-то новое и найти друзей, было сильней и Звезда решила создать летательный аппарат (космолет, ), вложив в него частицы всего самого лучшего, что у нее есть, и отправить его к Земле. Она надеялась, что ребята смогут через космолёт передать ей нужную информацию, навыки, умения. А самое главное, раскроют секрет своей сплочённости и дружбы.
Космолёт отправился к неведомой планете, но злой космический ураган, налетевший внезапно, с огромной скоростью, устремил его к Земле. Нет, он не погиб! Достигнув Городка, он рассыпался на несколько частей, которые по отдельности уже не представляли той ценности, которую вложила в свое творение далекая Звезда.
Собрать в единое целое таинственное послание можно. Но для этого нужна вера в себя в своих друзей, целеустремленность и отзывчивость, сплоченность и оптимизм, крепкое здоровье и позитив, дружба и доброта, задор, вежливость, отвага и смекалка. Одним словом, все то, что привлекло внимание далекой Звезды.
В течение смены всем, кто пришёл лагерь, предстоит не просто раскрыть все эти качества в себе, но и, используя их, как компас, попытаться собрать воедино Космолёт, наполнив его необходимой информацией для Звезды. Это можно сделать только при одном условии: активно участвовать во всех делах лагеря, отряда.
Активно участвуя во всех лагерных делах (творческих, трудовых и т.д.), особенно отличившийся отряд (участник смены) получает «поощрительную звезду». Полученные звезды будут крепиться на рисованном звездном небе, которое располагается в каждом отрядном уголке. Подсчет заработанных звезд ведется каждые 3-4 дня. Отряд, набравший за смену большее количество «поощрительных звезд», получает – одну из частей «Распавшегося космолёта», и сохраняет ее до финала (закрытия 1 смены), чтобы затем принять участие в сборке Космолета. За 21 день нужно успеть собрать все части летательного аппарата.
Задача лагерной смены - собрать воедино летательный аппарат Звезды, отправить его со своими пожеланиями в открытый Космос.

Терминология смены.
Начальник центра управления полетами – директор лагеря
Капитаны экипажей – воспитатели
Диспетчеры – вожатые
Космонавты – дети
Центр планирования полётов - педагоги-организаторы
Центры подготовки космонавтов - творческие лаборатории, спортивные секции
Экипажи - отряды
Инструкторы – педагоги ДО
Звездный городок - лагерь
Предполетная подготовка - участие в коллективных творческих делах отряда и лагеря
Вылет на планеты - общелагерное тематическое воспитательное мероприятие
Гидролаборатория - бассейн «Дельфин»
Орбитальный оздоровительный центр - Центр развития ребёнка
Модуль – комната проживания
Космостарты - спортивные соревнования
Экипажная Звездочка – рефлексия по итогам дня (в отряде)
Утренний слет - сбор на общелагерную линейку (получение заданий)
Вечерний слет – общелагерная рефлексия (подведение итогов дня)
Космический десант – уборка территорий, комнат
Космолет – летательный аппарат
Космокамбуз – столовая
Космодром – площадка для сбора отрядов
Космичка - поощрительные звезды (для отличившихся отрядов и воспитанников в различных номинациях)
Космосон – сончас
*Примечание: терминология дорабатывается в лагере вместе с детьми в течение смены.


Система личностного роста
Перед педагогическим коллективом лагеря поставлены задачи осуществления личностно-ориентированного подхода, построения в ходе педагогического процесса субъект - субъектного взаимодействия, способствования личностному росту каждого ребенка в процессе организации совместной творческой деятельности.
Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого, условий среды и природных задатков, но и от уровня психологической культуры его наставника, микроклимата, созданного во временном детском коллективе, уровня межличностных отношений.
Для осуществления педагогической поддержки личностного роста ребенка необходимо, взрослый должен:
владеть комплексом профессионально-педагогических умений;
быть включен в культуро- и сотворчество;
ориентироваться на гуманистические принципы;
использовать оптимальные для поставленных задач коммуникативные модели;
обладать психологической культурой.
С целью изучения динамики развития личностных качеств каждого участника смены воспитателям предлагаются карты личностного роста воспитанника, позволяющие отслеживать в течение смены развитие особых психологических свойств ребенка, особенности характера и поведения, мотивы, интересы и склонности, его ценностные ориентации, творческую активность и успешность.
Для проведения диагностики каждого ребенка используются следующие методы: наблюдение, опрос, анкетирование, социометрия. Заполнение карты осуществляется на основе наблюдений в условиях организации отдельных дел, оценки участия ребенка в том или ином мероприятии, выявления эмоционального отношения непосредственно в поступках или поведении и т.п.
Карта личностного роста позволяет определить:
- состояние здоровья
- темперамент
- черты характера
- особые психологические свойства
- мотивационные характеристики
- творческие характеристики
- познавательные способности
- характеристика воспитанника как лидера
- воспитанность.
Результаты наблюдений вносятся в карту личностного роста в последние дни каждого периода смены (3-4 день организационного периода, 11-12 день – основного и 3-4 день заключительного периода).
Выбранные формы диагностики для осуществления анализа личностного роста должны соответствовать следующим требованиям:
- предоставлять простор для творческой экспрессии;
- обеспечивать широкий спектр выражения эмоций;
- возбуждать интерес ребенка;
- облегчать экспрессивную и исследовательскую игру;
- делать возможными исследование и экспрессию без вербализации;
- создавать возможность успеха без предписанной структуры;
- создавать возможность неопределенной игры.












ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для выявления мотивации ребенка на нахождение в лагере
(рекомендуется проводить в начале смены 4-5 день и в конце, перед закрытием за 3-4 дня)
1. Нравится ли тебе находиться в лагере?
- да, нравится
- не очень
- не нравится
2.Утром, когда просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в лагерь или тебе часто хочется остаться дома?
- иду с радостью
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному.
3. Если бы воспитатель сказал, что завтра в лагерь не обязательно приходить всем ребятам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в лагерь или остался бы дома?
- не знаю
- остался (лась) бы дома
- пошел (ла) бы в лагерь
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь занятия или мероприятия?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится.
5. Ты хотел (а) бы, чтобы тебе просили приготовить для лагеря что-то дома?
- хотел (а) бы
- не хотел (а) бы
- не знаю
6. Ты хотел(а) бы, чтобы в лагерной смене было меньше дней?
- не знаю
- не хотел (а) бы
- хотел (а) бы
7. Ты часто рассказываешь о лагерной жизни своим родителям?
- да, часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был другой воспитатель?
- не знаю
-хотел бы
- не хотел (а) бы
 9. У тебя много друзей в твоём отряде?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравится твой отряд?
- нравится
- не очень
- не нравится
Ключ для обработки анкеты:

№ вопроса
Оценка за 1 ответ
Оценка за 2 ответ
Оценка за 3 ответ

1
1
3
0

2
0
1
3

3
1
0
3

4
3
1
0

5
0
3
1

6
1
3
0

7
3
1
0

8
1
0
3

9
1
3
0

10
3
1
0


Результаты анкетирования
25-30 баллов – высокий уровень лагерной мотивации, познавательной активности, очень переживают, если получают замечания.
20-24 балла – хорошая лагерная мотивация.
19-11 баллов – положительное отношение к лагерю, интересно общаться со сверстниками, с воспитателем.
10-14 баллов – низкая лагерная мотивация. Воспитанники ходят без желания, иногда пропускают, испытывают серьёзные затруднения в общественной деятельности, им трудно адаптироваться к коллективной деятельности.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к лагерю, дезадаптация, ребенок испытывает серьёзные трудности: проблемы в общении со сверстниками, вопитателями. Лагерь воспринимается как враждебная среда, проявляют агрессивные реакции, отказываются идти на контакт, выполнять задания и т.д.

Проверка зрительной памяти.
Прочитайте слова и запишите их вместе с порядковыми номерами.
1. снег 6. машина
2. ветер 7. солнце
3. книга 8. дождь
4. велосипед 9. ручка
5. фломастер 10 стол

За 20 секунд нужно запомнить 10 чисел, а затем их записать.
43, 12. 31, 81, 72, 15, 4, 96, 10, 37.
90-100%---отличная память, 51-70 %хорошая, 71-90% --очень хорошая, 31-50%-- удовлетворительная.
Для подсчета количество правильных ответов умножить на 10.
Посмотри на карту знаков в течение 10 секунд и нарисуй таблицу. 
9
2
В
Д

А
7
6
4

С
5
Х
В


Проверка воображения.
1. Нарисовать цветок, которого нет в природе, дать ему название, описать его свойства.
2. Нарисуйте необычное здание (дом).
3. Нарисовать необычное средство передвижения.


Проверка внимания и внимательности.
Для развития произвольного внимания переписать без ошибок зашифрованные слова: укпа (паук), ватра (трава), шинама (машина), шака (каша), кареч (речка), каруч (ручка).


На изучение межличностных отношений в группе, определение лидера предлагается:
Методика социометрии, которая так же позволит понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию:

Опросный лист.
Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш отряд отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?_____________________________________________________________

2.Если бы вашему отряду пришлось участвовать в сложных соревнованиях, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?___________________________________________________________

3.Кого из отряда ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?__________________________________________________

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех ребят, которые соответствуют твоему выбору.

Далее предлагается таблица учета личных достижений каждого воспитанника лагеря. По результатам участия в общелагерных мероприятиях участникам лагеря выдаются «космички» (поощрительные звезды). Данные вносятся в карту активности, что позволяет фиксировать уровень личных достижениях ребенка в различных видах деятельности.

КАРТА ЛИЧНОЙ АКТИВНОСТИ *

НАПРАВЛЕНИЯ

познавательное
творческое
трудовое
спортивное
общий итог











*Данные таблицы активности передаются за 3 дня до закрытия лагерной смены




ПРИЛОЖЕНИЕ 2





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАДЫМСКИЙ РАЙОН






Детский оздоровительный
лагерь «Мечта»


















г.Надым, 2011г.


Карта личностного роста воспитанника
ОЛ «Мечта»


СМЕНА ___ ОТРЯД № ___ ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ ____ ВЫБЫТИЯ______
ВОСПИТАННИК
Ф.И.О. ________________________________________________________

ДАТА РОЖДЕНИЯ____________________________________________________

РОДИТЕЛИ
Ф.И.О________________________________________________________________

______________________________________________________________________
МЕСТО РАБОТЫ
______________________________________________________________________
КОНТАКТНЫЕ
ТЕЛЕФОНЫ_________________________________/ _____________________ ____
АДРЕС
ПРОЖИВАНИЯ________________________________________________________
МЕСТО
ОБУЧЕНИЯ ___________________________________________________________
ПОСЕЩАЕМЫЕ
КРУЖКИ _____________________________________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ
ПО ЗДОРОВЬЮ _______________________________________________________

ПРОЧЕЕ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ВОСПИТАТЕЛЬ __________________________________
ВОЖАТЫЙ __________________________________
__________________________________




НАБЛЮДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ОСОБЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
I
ПЕРИОД
II
ПЕРИОД
III
ПЕРИОД


баллы
баллы
баллы


2
3
4
5
2
3
4
5
2
3
4
5

Творческий потенциал













Социальная активность













Познавательная активность













Ответственность и долг













Самокритичность*













Межличностные отношения













Отношения к противоположному полу













Вредные привычки













Поведение













ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ













Наблюдательность













Внимание













Память













Скорость мышления













Пространственное представление и воображения













ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА И ПОВЕДЕНИЯ
2
3
4
5
2
3
4
5
2
3
4
5

Трудолюбие













Настойчивость













Организованность













Самостоятельность













Отношение к старшим













Отношение к сверстникам













Самооценка*













Общительность













МОТИВЫ. ИНТЕРЕСЫ. СКЛОННОСТИ.
2
3
4
5
2
3
4
5
2
3
4
5

Активность на занятиях**













Склонность к какой-либо деятельности**:













творческие













спортивные













общественные













организаторские













ВОСПИТАННОСТЬ
2
3
4
5
2
3
4
5
2
3
4
5

Гуманность













Честность













Отношение к своим обязанностям













Дисциплинированность













Принципиальность













Ответственность













Любознательность













Эстетическое развитие













Стремление к физическому совершенствованию














АНКЕТИРОВАНИЕ ВОСПИТАННИКОВ



САМООЦЕНКА

НАЧАЛО
СМЕНЫ
КОНЕЦ
СМЕНЫ


+
(ДА)
-
(НЕТ)
?
(НЕЗНАЮ)
+
(ДА)
-
(НЕТ)
?
(НЕЗНАЮ)

Я хорошо выгляжу







Я нравлюсь другим







Я доволен собой







Я не боюсь трудностей







Я имею влияние на друзей







У меня есть цель в жизни







Я ответственный







Я не расстраиваюсь, когда допускаю ошибки







Я не боюсь просить помощи







Я всегда приветлив и улыбаюсь








I ПЕРИОД – 7.06.11; II ПЕРИОД - 18.06.11; III ПЕРИОД – 25.06.11
*- по результатам анкетирования «САМООЦЕНКА».
** - отзывы, замечания педагогов ДО. СПОСОБЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОСТАВОМ

Вводный (ознакомительный) семинар;
Ежедневные планерки для вожатых: 2 раза в день;
Ежедневные планерки для воспитателей: 1 раз в день
Планерки с педагогами ДО: 2 раза в неделю
Общие совещания по итогам недели (суббота)
Итоговое совещание по результатам прошедшей смены (реализации программы смены)
Данные мероприятия работы с педагогическим составом необходимы для выработки единого корпоративного стиля организации жизнедеятельности в ОЛ, организации оперативного планирования и его своевременной корректировки.

РЕСУРСЫ
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
В реализации программы участвуют:
Начальник лагеря;
Зам. начальника лагеря по ВР;
Зам. по хозяйственной части.
Педагоги-организаторы;
Педагоги дополнительного образования;
Воспитатели;
Вожатые;
Спортивные инструкторы;
Медработники;
Воспитатели;
Сопровождающие;
Работники столовой.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Площадки для проведения различных мероприятий (спортивный и концертный залы, кабинеты для занятия в творческих мастерских).


Спортивный инвентарь:

Мячи (футбольный, волейбольный, резиновый -3шт)
Обручи -6шт
Скакалки - 6шт
Сетка волейбольная
Кегли – 3 компл.
Мячи прыгуны - 3шт
Комплект «Настольный теннис» - 3шт
Бадминтон - 3шт
Эстафетные флажки - 3шт
Велосипеды
Мишени - 3шт
Дартс - 3шт
Шашки - 6шт
Шахматы - 6шт
Настольные игры
Пазлы
Тематические домино
Эстафетные фишки (ограничители)
Секундомер
Свисток
Канат





Материалы для оформления лагеря и творческой деятельности детей.

Ватман
Краски, гуашь
Карандаши
Фломастеры
Ручки
Кисточки
Скотч прозрачный
Скотч цветной
Скотч двухсторонний
Булавки
Воздушные шары
Бумага цветная
Бумага бархатная
Бумага самоклеящаяся цветная
Бумага гофрированная
Бумага белая рулонная (обои пастельные)
Картон белый
Картон цветной
Ножницы
Скобы /стэплера
Скрепки
Бумага ксероксная белая
Бумага ксероксная разноцветная
Бумага ксероксная плотная (для грамот и карточек)
Пластилин
Клей карандаш
ПВА
Маркеры
Линейки
Леска
Цветные атл. ленты
Тесьма узкая
Свечки плавучие
Мелки разноцветные
Бумага для рисования А3, А4
Праздничная пиротехника: конфетти-хлопушки(открытие, закрытие)


Аудио и видеотехника:

Фотоаппарат
Компьютер
Принтер
Копировальный аппарат
Музыкальный проигрыватель
Видеокамера
DVD проигрыватель
Телевизор
Караоке-центр
Елочные гирлянды
Микрофон 2 шт.


Аудиоматериалы.: чистые диски cd-r, cd-rw

Призы и награды для стимулирования детей.
Сувениры для именинников
Шоколад
Поздравительный лист (открытка и т.п.)
Призы для конкурсных программ
Брелки
Мини-пазлы
Сувениры
Школьные принадлежности (для детей дошкольного возраста)
Сладкие призы
Мыльные пузыри
Значки
Вымпелы
Грамоты на закрытие
Памятные медали на закрытие




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Должностные инструкции.
Программно – методическое обеспечение вводного семинара .
Методические разработки, сценарный материал в соответствии с планом работы.
Карты личностного роста.
Методический материал для педагогических работников лагеря.
Краткосрочные образовательные программы педагогов ДО с учебно-методическим комплексом соответственно тематике смены.
Документация для осуществления деятельности лагеря (план-сетка, локальные акты (положения), инструкции т.д.)



ПРИЛОЖЕНИЕ

РАСПОРЯДОК ДНЯ ЗВЕЗДНОГО ГОРОДКА


Распорядок не пустяк, давайте будем жить ВОТ ТАК!


8.15 – 8.30
Встреча космонавтов.
Рано солнышко встаёт - спать ребятам не даёт.

8.30 – 8.45
Утренняя зарядка 
«Встреча со спортинструктором».
Чтобы быть весь день в порядке,
Надо сделать нам зарядку.

8. 45 – 9.00
Утренний слет на Космодроме
(организационная линейка).
Поспеши, детвора,
на линейку всем пора.

9. 15 – 9. 30
Завтрак в Космокамбузе
Каша, чай, кусочек сыра –
Вкусно, сытно и красиво.

9.30 – 10.00

Сбор на занятия в Творческих лабораториях
в Центре подготовки космонавтов


10.00 – 11. 00
Занятия в «Центрах подготовки космонавтов», посещение «Орбитального
оздоровительного центра» (ЦРР),
«Гидролаборатории (бассейн «Дельфин»)
Кто-то любит танцевать,
кто-то петь и рисовать, Только бездельники в час этот маются, А все ребята в кружке занимаются.

11.00 – 12.00
«Предстартовые хлопоты экипажей»
(внутриотрядное дело)
Вожатым помочь,
Потрудиться успеть,
А, может, и просто
Фильм посмотреть.

12. 00 –13. 30
«Экипаж - одна семья»
(общелагерное дело)
Лишь заслышав звон игры,
Не откладывай – беги.

13. 40 –14. 00
Обед космонавтов
в Космокамбузе
Нас столовая зовет.
Суп отличный и компот.

14.00 – 14.30
Проверка связи с Диспетчерами
(планёрка для вожатых)


14.30 -15.00
Разбор полетов для Капитанов
(планёрка для воспитателей)


14. 30 –16. 00
«Космосон» в экипаже
К нам приходит тишина. Отдыхает детвора

16.00 – 16.20
Полдник в Космокамбузе
Вот уже в который раз,
повара встречают нас

16. 20 – 16.45
«Веселый космодром» (уборка территории)
/ экипажные звездочки
/ КТД в экипажах.
Надо в порядок все привести,
Свой модуль убрать и пол подмести.
Можно прыгать и играть
И на солнце загорать

16.50 - 17.30
Вечерний слет на Космодроме «Добрый вечер» - подведение итогов дня


17. 30 – 17.50
Ужин в Космокамбузе
Ужина время настало и вот - отряд за отрядом к столовой идет.

17.50 – 18.00
Общий сбор. Подготовка к отъезду домой.


18. 00
Возвращение домой.

















ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЛАН-СЕТКА МЕРОПРИЯТИЙ 1 СМЕНЫ.

«День приветствий в звездном городке»
Номинации Дня:
самый приветливый;
самый активный;
самый смышленый.
Заезд в «Звездный городок»;
«Звездочка» - знакомство с Капитанами, Диспетчерами. Благоустройство жилых модулей;
Игра - знакомство с лагерем «Звездопад»
Погружение в игровой сюжет смены (знакомство с терминами «Звездного городка»)

«День знакомства с творческими лабораториями звездного городка»
Номинации Дня:
самый заинтересованный;
самый дружелюбный
День открытых дверей в «Центрах подготовки космонавтов» (посещение и знакомство с деятельностью кружков)
Подготовка «Экипажей» к торжественному открытию смены.
Работа над h°космическим имиджем отряда (название, девиз, песня, отрядный уголок)

«День земных забав»
Номинации: самый активный

Подготовка к торжественному открытию смены «Первый в космосе, всегда первый» (сводная)
«Космостарты», веселые соревнования в «Центре спортивной подготовки»
Отрядные Звездочки (тематические беседы)
«Космический десант» (уборка территории)
«День
посвящения в космонавты»
Номинации:
ОБЩЕЛАГЕРНОЕ
Торжественное открытие 1 смены;
Посвящение в «космонавты»
Праздничный концерт «Первый в космосе, всегда первый»

«День, когда космос становится ближе»
Номинации: самый любознательный;
самый дисциплинированный;
ОБЩЕЛАГЕРНОЕ познавательно – тематическое мероприятие видеоэкскурсия «Чтобы космос стал ближе»;
викторина по видеоматериалу;
«Покорители космоса» (библиотека)
Отрядные «звездочки» «Дети о космосе»

«День межгалактических сюрпризов»
Номинации: самый остроумный;
самый чистоплотный
Развлекательное мероприятие «Шиворот на выворот»
Подарок другу «.»
«Космический десант» (уборка территории)
Подготовка к выставке, посвященной Дню независимости России.
«День звездного единства и независимости»
Номинации: истинный патриот;
самый оригинальный.
Выставка конкурс рисунков, сочинений, стихов «Я частичка Моей России»
ОБЩЕЛАГЕРНАЯ концертная программа
Акция «Мы вместе, Мы сила» (флажки Единства вокруг «Звездного Городка»)


«День космических открытий»
Номинации: самый оригинальный;
самый выносливый;
ОБЩЕЛАГЕРНАЯ сюжетно-ролевая игра «Открой свою планету»
Веселая эстафета «Космостарты»

«Встреча двух цивилизаций»
Номинации: самый законопослушный;
самый активный;
конкурс рисунков, сочинений на тему профилактики здорового образа жизни «Тринадцатая планета от Солнца»;
встреча с представителями, сотрудниками «Немного о неизвестном, но очень важном»;
Викторина по услышанному материалу.
«День неизведанной планеты вожатых»
Номинации: самый лучший вожатый;
самый слаженный экипаж.
ОБЩЕЛАГЕРНОЕ
Конкурс на самый дисциплинированный «экипаж» «Диспетчер решает все»
Вожатский космический футбол.
Вожатский концерт


«День Зеленой планеты»
Номинации: самый активный;
самый смышленый
выставка рисунков «Мой зеленый друг»
Озеленение «Звездного городка»
  Экологическая акция "Чистота спасет планету"
«День модного межгалактического приговора»
Номинации: лучшая дизайнерская мысль;
оригинальность.
Конкурс на самый нарядный «экипаж»;
ОБЩЕЛАГЕРНАЯ конкурсная программа «Моя Планета просто бренд!»
«День покорителей космоса»
Номинации: самый оригинальный;
лучший импровизатор.
Конкурс импровизаций «Юный косможурналист»
Конкурс – выставка экипажных бортжурналов
Встреча с сотрудниками аэропорта.


«День космоспорта»
Номинации: самый выносливый;
гордость экипажа;
истинный чемпион.
ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ спортивные состязания «Пусть нами гордится планета»:
- по плаванию в бассейне;
- волейбол на бульваре Стрижева ;
- мини - футбол в спортзале;
- веселая эстафета для мл. отрядов; «Космостарты» на свежем воздухе.
«День звездных достижений»
Номинации по наличию рекордов
Конкурсно – развлекательная программа «Ярмарка космических рекордов»;
Экипажная «Звездочка» - «Книга рекордов Гиннеса»;
Презентация новой Книги рекордов Звездного городка.

«День памяти и чествования ветеранов»
Торжественная линейка «Этих дней не смолкнет память, вся галактика помнит о них!»
Встреча с ветераном ВОВ
Акция «Голуби Мира»
Выставка творческих работ «Ребенок думает о мире»
«День космического здоровья»
Номинации: самый самый;

Творческий конкурс экипажных агитбригад
выставка рисунков и творческих работ «В здоровом теле здоровый дух»
«Космический десант» (уборка территории)
«День космических талантов»
Номинации: лучший голос Звездного городка;
самый оригинальный номер;
самый лучший танцор..
ОБЩЕЛАГЕРНЫЙ Фестиваль детского творчества «Все краски вселенной»



«Созвездие именинников»
Номинации: самое оригинальное поздравление;
самый младший им.;
самый старший им.
Праздничная линейка «Парад именинников»
Мини концерт для именинников.

«День закрытия в звездном городке»
ОБЩЕЛАГЕРНОЕ Закрытие 1 смены
Праздничный концерт «Первый в космосе, всегда первый»
Выставка всех творческих работ «Звездный вернисаж»

«Путешествие в невесомость»

Оформление «Капсулы с пожеланием» для космонавтов 2 смены.
«Пересменка в Звездном Городке»






ПЛАН-СЕТКА МЕРОПРИЯТИЙ 2 СМЕНЫ.

«День космических приветствий»
Номинации Дня:
самый приветливый;
самый активный;
самый смышленый.
Заезд в «Звездный городок»;
«Звездочка» - знакомств с Капитанами, Диспетчерами.
Благоустройство жилых модулей;
Игра - знакомство с лагерем «Звездопад»
Погружение в игровой сюжет смены (знакомство с терминами «Звездного городка»)
«День знакомства с жителями Звездного городка»
Номинации Дня:
самый заинтересованный;
самый дружелюбный
День открытых дверей в «Центрах подготовки космонавтов» (посещение и знакомство с деятельностью кружков)
Подготовка «Экипажей» к торжественному открытию смены.
КТД "Портрет экипажа" Работа над космическим имиджем отряда (название, девиз, песня, отрядный уголок)
«День земных забав»

Номинации Дня: самый активный;
самый чистоплотный.
Подготовка к торжественному открытию смены «Первый в космосе, всегда первый» (сводная)
«Космостарты», веселые соревнования в «Центре спортивной подготовки»
Отрядные Звездочки (тематические беседы)
«Космический десант» (уборка территории)

«День торжественного посвящения в космонавты»
ОБЩЕЛАГЕРНОЕ
Торжественная Церемония Открытия Звездного городка открытие 2 смены;
Посвящение воспитанников с «космонавты»
Праздничный концерт «Через тернии к звездам»
«День космических открытий»
Номинации Дня: самый оригинальный;
самый выносливый;
ОБЩЕЛАГЕРНАЯ сюжетно-ролевая игра «Открой свою планету»
Веселая эстафета «Космостарты»

«День Зеленой планеты»
Номинации Дня самый активный;
самый смышленый
лучший космобиолог
лучший космоэколог
выставка рисунков «Мой зеленый друг»
Озеленение «Звездного городка»
Экологическая акция "Чистота спасет планету"


«День межгалактических сюрпризов»

Номинации Дня: самый остроумный;
самый чистоплотный
Развлекательное мероприятие
«Звездный Ералаш»
Подарок другу «Узелок на память»

«День космоса»
Номинации Дня: самый любознательный;
самый дисциплинированный;
ОБЩЕЛАГЕРНОЕ познавательно – тематическое мероприятие видеоэкскурсия «Чтобы космос стал ближе»;
викторина по видеоматериалу;
«Покорители космоса» (библиотека)
Отрядные «звездочки» « Мы и космос»

«Встреча двух цивилизаций»

Номинации Дня: самый законопослушный;
самый активный;
конкурс рисунков, сочинений на тему профилактики здорового образа жизни «Тринадцатая планета от Солнца»;
встреча с представителями, сотрудниками
«Немного о неизвестном, но очень важном»;
Викторина «Цвет жизни».
«Планета веселья»
Номинации Дня: самый лучший вожатый
самый слаженный экипаж.
ОБЩЕЛАГЕРНОЕ
Конкурс на самый дисциплинированный «экипаж» «Диспетчер решает все»
Вожатский Космобол
Вожатский концерт
«День орбитальных игр»

Номинации Дня: самый спортивный
самый сильный
самый ловкий
Спортивный праздник «Межгалактическая олимпиада»;
Отрядные «звездочки» Творческие чердачки

«Космическая феерия»

Номинации Дня: самый
самый
КТД «Космические фантазии»
Отрядные «звездочки» творческие чердачки



«День космоспорта»

Номинации Дня: самый выносливый;
гордость экипажа;
истинный чемпион.
ОБЩЕЛАГЕРНЫЕ спортивные состязания
«Пусть нами гордится планета»:
- по плаванию в бассейне;
- волейбол на бульваре Стрижева;
- мини - футбол в спортзале;
- веселая эстафета для мл. отрядов;
«Космостарты» на свежем воздухе.

«День космических рекордов»

Номинации по наличию рекордов

Конкурсно – развлекательная программа «Ярмарка космических рекордов»;
Экипажная «Звездочка» - «Книга рекордов Звездного городка»

«Звездный день»

Номинации Дня: лучшая дизайнерская мысль;
оригинальность.
Конкурс на самый нарядный «экипаж»;
ОБЩЕЛАГЕРНАЯ конкурсная программа «Мисс и Мистер Звездного городка»

«Созвездие именинников»

Номинации Дня: самое оригинальное поздравление;
самый младший им.;
самый старший им.
Праздничная линейка «Планета именинников»
Мини концерт для именинников.


«Космическая
мега-пати»

Номинации Дня
самый оригинальный номер;
самый лучший танцор..
ОБЩЕЛАГЕРНЫЙ
Фестиваль детского творчества
«Все краски вселенной»
«День космического здоровья»
Номинации Дня: самый сильный;
самый быстрый;
самый ловкий
Творческий конкурс экипажных агитбригад «Первым делом»
«Космический десант» (уборка территории)


«День закрытия в звездном городке»

ОБЩЕЛАГЕРНОЕ
Торжественная Церемония закрытие 2 смены
Праздничный концерт «Звездный фейерверк»
Выставка всех творческих работ «Звездный вернисаж»
Торжественный запуск Космолета.
«Симфония звезд» Номинации Дня:
лучший голос Звездного городка;
самый оригинальный;
лучший импровизатор
Музыкальный КВН «Звездокос»
Конкурс импровизаций «Звездные частушки »
Отрядные посиделки «Караоке –центр»
«День звездоголиков»

Оформление «Капсулы с пожеланием»
для будущих лагерных смен.
«Космический десант» (уборка территории)

Организационные основы деятельности лагеря
В основу организации детского лагеря положен ритм, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребенка. Поэтому наполнение ежедневной деятельности предполагает следующие виды деятельности:
- интеллектуальная деятельность (ежедневная рефлексия, интеллектуальные занятия и т.п.)
- практическая деятельность (спорт, труд, занятия в творческих лабораториях)
- досуговая деятельность (игры, увлечения, творческая деятельность и т.п.).

Деятельностные формы мероприятий.
Коллективно-творческая деятельность
Коллективно-творческие дела (КТД) – это частицы полнокровной совместной жизни вожатых и ребят, действующих вместе для достижения общих целей. Чем же они отличаются от других форм деятельности?
1. Мероприятие – событие, ситуация, занятие, организованное педагогом или кем-то из детей с целью непосредственного воздействия на детей (лекция, экскурсия, беседа).
2. Игра – воображаемая или условная деятельность, целенаправленно организованная среди детей для отдыха, развлечения, обучения.
3. Дело – важное событие, осуществляемое и организуемое членами детского коллектива. Дети занимают деятельно-созидательную позицию (активную).
Коллективные творческие дела - это, прежде всего, насыщенная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников, это общая деятельность по улучшению окружающей жизни. В этой жизни, в этой деятельности педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действуют вместе с ними и впереди них.
Постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.
И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.
Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.
Дело это - коллективное, потому что совершается вместе - ребятами и старшими товарищами - как их общая забота.
Дело это - творческое, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща - не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет разные возможности.
В основе лежит 4 сами:
-сами планируем
-сами организуем
-сами проводим
-сами анализируем
КТД от других воспитательных мероприятий отличается постановкой воспитательных задач. Вожатый ставит задачи, делая это незаметно для детей в процессе реализации дела
Алгоритм организации и проведения КТД.
1. Подготовительный этап. Выбор формы. Главное – воспитательные возможности. Первопричина, побудившая вожатого вместе с детьми выбрать именно эту форму деятельности. Правильность выбора. Определение названия, темы избранной формы. Наработка соответствующего материала по теме. Наполнение формы необходимым содержанием.
2. Педагогическая цель – смысловая нагрузка, которую несет в себе КТД, вложена в содержание дела.
3. Возраст, ожидания, интересы, общий уровень подготовленности и воспитанности детей.
4. Организация подготовки КТД: обсуждение плана с ребятами, внесение поправок, принятие коллективного решения действовать.
5. Распределение ресурсов: возможности лагеря, территория, время проведения, наличие материала (сценария музыки, инвентаря).
6. Делегирование полномочий: правильная расстановка детских сил и поручений сообразно с возможностями ребенка. Каждый ребенок должен найти в подготовке и проведении КТД для себя место.
7. Мотивация: настрой детей на дело, пробуждение интереса.
8. Руководство, контроль. Постоянное согласование и координация действий организаторов и исполнителей. Осуществление необходимого контроля за реализацией намеченного плана.
9.  Начало дела, старт – четкий, красочный, необычный.
10. Основная часть.
11. Заключительная часть – обратная информация или связь: анализ, разбор, обсуждение, раскрытие секретов, награждение, ритуалы, задания на будущее.
12. Анализ дела. Соотнесение ожиданий детей и результатов.
13. Постановка новых целей.

Этапы подготовки и проведения КТД
1 этап. Предварительная работа
На основе проблем, существующих в коллективе, педагогических целей и задач идет обсуждение, что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? Т.е выбирается коллективное творческое дело, а может проводиться конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты.
2 этап. Коллективное планирование
На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.
3 этап. Коллективная подготовка
Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же руководит выполнением задуманного.
4 этап. Проведение дела
Это приготовление перед началом, само проведение дела и его завершение, т.е. подведение итогов.
5 этап. Коллективный анализ
Проведенное дело обсуждается на общем сборе – огоньке, причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.
6 этап. Ближайшее последствие
Коллективное осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе.
Условия проведения КТД
1.Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД.
2.Нельзя допускать изменение позиции, роли, которая определена взрослому.
3.Необходимо опираться на прошлый опыт, на опыт и знания ребят.
4.Главное, что КТД – это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.
Советы
- настройтесь на хорошее;
- не теряйтесь, не паникуйте;
- не делайте лишних перерывов;
- экспериментируйте на месте;
- разрешите экспромт;
- включитесь сами в игру;
- заполняйте паузы короткими играми;
- дерзайте, у вас все получится!
- позаботьтесь о заболевшем.
Шпаргалка
Возраст, тема, цель, оборудование, время проведения, роли (ведущие, актеры, репортеры, модельеры, сценаристы, художники и т.д.), сценарий, оформление, костюмы, музыкальное сопровождение, репетиции, приглашения, гости, участники, зрители, встреча участников, игры для заполнения пауз, награждения, пресса, подведение итогов, безопасность детей.

Виды КТД
Познавательные КТД.
Даже пассивное участие в познавательных делах отряда влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания (викторины, конкурсы и т.п.).

Экологические КТД.
Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача лета. «Космический десант» - периодическая уборка территории лагеря; операция озеленение территории лагеря и города «Моя зеленая планета». Учить ребят "видеть Землю", помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы.
Спортивные КТД.
Движение есть жизнь. Двигательная деятельность - главная деятельность в лагере, оздоровление. Она должна быть ежедневной и разнообразной.
Художественные КТД.
Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка - сочинительские, актерские, режиссерские, помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального. Дети получают практические навыки.

























ПРИЛОЖЕНИЕ
Деятельностные (игровые) формы организации работы в отрядах.
Игра «Встреча двух цивилизаций».
(Проводится вожатыми между 2-мя отрядами)
Эта чрезвычайно интересная игра для развития у участников тренинга умений понимать друг друга, эффективно взаимодействовать, сделать шаг навстречу партнеру. Игра обладает еще и мощным дидактическим потенциалом, что делает ее полигоном для испытания нравственных установок и «прорыва» на более высокий уровень самосознания.
Группа делится на две команды (способы деления самые разнообразные). Жребием определяется, какая из команд будет состоять из землян, а какая из инопланетян.
Ход игры. Космическая экспедиция землян обнаружила необитаемую планету, недра которой оказались насыщены разнообразными полезными ископаемыми и стратегически важными видами сырья. Но практически одновременно с землянами на эту планету высадились представители иной высокоразвитой цивилизации, тоже заинтересовавшиеся природными ресурсами планеты. Заметив присутствие друг друга, и земляне и инопланетяне укрылись в своих космических кораблях, приведя в боевую готовность нейтронные орудия и ручные бластеры. Эта планета крайне необходима и той и другой цивилизации. По-видимому, вооруженного столкновения не избежать. Вопрос в том, кто начнет первым, то есть на кого ляжет ответственность за развязывание военного конфликта. Началось тягостное ожидание.
Впрочем, еще осталась возможность мирно договориться. Но между кораблями нет связи, и чтобы высказать свои предложения, необходимо покинуть корабль и выйти наружу. Это риск: соперники могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить конкурентов. В этой игре вам придется решать, как поступить. Вы должны сделать десять ходов. В зависимости от выборов команд складываются разные ситуации, оценка которых в баллах приведена в таблице.

РЕШЕНИЕ
БАЛЛЫ

земляне
инопланетяне
земляне
инопланетяне

открыть огонь
открыть огонь
- 3
- 3

открыть огонь
выйти наружу
+ 5
- 5

выйти наружу
открыть огонь
- 5
+ 5

выйти наружу
выйти наружу
+ 3
+ 3


Если обе команды начинают военные действия, то они теряют по три балла; если какая-то команда решает выйти из корабля для переговоров, а соперники прицельным огнем стирают их с лица планеты, то погибшие лишаются пяти баллов, а меткие стрелки по парламентерам приобретают пять баллов; если же представители обеих цивилизаций решатся попытать удачу на пути переговоров, то и те и другие получают по три балла.
Команды желательно развести по разным комнатам. На каждый ход отводится пять минут: участники за это время должны принять решение. В случае, если решение за это время не принято, команда штрафуется на 3 балла. Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончательном голосовании есть люди, поднявшие руку «против», то за каждого из них команда лишается 1 балла. Решение команд передает соперникам ведущий или его ассистент.
Побеждает тот, кто после десяти ходов наберет максимальное количество баллов.
Если вы разводите команды по разным комнатам, то со второй командой должен быть ваш ассистент. Мы играли в одной комнате и, хотя и рассаживали команды максимально далеко друг от друга, они все равно обменивались репликами по поводу ходов и, делали какие-то комментарии. А порой команда, выбравшая ход «открыть огонь» ликовала и аплодировала, если команда-соперница «выходила наружу».

Игра «Катастрофа на воздушном шаре»
Обратите внимание на эту, весьма интересную игру, похожую на предыдущую, но все-таки имеющую отличия. Здесь отрабатываем проявление групповой сплоченности, или выявляем отсутствие таковой. Наблюдаем взаимоотношения, симпатии и антипатии в группе. Выявляем наличие и характер лидеров в группе. Но главное, на мой взгляд, в игре - прояснить насколько соображения личного выигрыша могут заслонять цели более важные, вплоть до необходимости выжить.
Игра рассчитана на группу участников не более 14 человек. Члены группы сидят удобно, у каждого должна быть ручка и листок бумаги.
Важно во время игры вести наблюдения за ходом работы в группе во время коллективного обсуждения. Отмечать позиции играющих (лидеров, паникеров, весельчаков, не включившихся и т. д.), изменение позиций в ходе игры, регистрировать изменения хода игры (спады и подъемы настроения группы, самые напряженные моменты обсуждения и т.д.). Ибо страсти могут накалиться до предела и ситуация выйти из-под контроля.
Информация для участников игры:
(зачитывается ведущим в спокойном темпе, размеренно и выразительно)
Чтобы лучше представить себе условия, в которые вы попадаете, участвуя в этой игре, я попрошу вас максимально сосредоточиться, можно закрыть глаза, и внимательно меня слушать.
«Как хорошо быть в кругу друзей! Вы сейчас находитесь в корзине воздушного шара. Вы поднимаетесь над землей, уже не разглядеть лиц внизу, дома становятся походи на спичечные коробки, дороги превращаются в ниточки - и вы летите над облаками.
Вы летите над городами, над лесами, ветер силен, и вот вы уже над океаном. Океан неспокоен, вам сверху видны белые барашки волн, но какое вам до этого дело, ветер уверенно несет ваш воздушный шар вдаль... Но что это? Случайный порыв ветра тряхнул ваш шар, и обшивка баллона немного разошлась. Теплый воздух стал выходить, а ваш шар начинает терять высоту. Корзина шара, конечно, может держаться на воде, но волнение усиливается, и если приводниться, то корзину наверняка вскоре перевернет волной. На горизонте, по направлению ветра, можно различить группу небольших островов, по всей видимости, необитаемых. Но до них еще очень далеко. Есть шанс спастись, если освободиться от самых ненужных вещей, тем самым, облегчив корзину, долететь до островов. Но что выбросить? Ведь какие-то веши могут пригодиться, чтобы жить на этих необитаемых островах. Пока вас не найдут, а сколько придется ждать - не знает никто. О климате в данных широтах ничего не известно: сейчас тепло, а какова будет зима?» Все открыли глаза - и оказались в своей группе».
Далее следует индивидуальная часть игры. Раздайте участникам карточки со списком вещей, находящихся в корзине шара, и каждый лично будет решать в какой последовательности выкидывать вещи, чтобы долететь до островов.
Список вещей в корзине шара:



Инд. оценка
Групповая оценка
Сумма разниц

Миски, кружки, ложки
9 кг




Ракетница с сигнальными ракетами
6 кг




Подборка полезных книг про все
16 кг




Географические карты и компас
2 кг




Консервы мясные
20 кг




Топоры, ножи, лопаты
12 кг




Канистра с питьевой водой
20 кг




Бинты, вата, перекись водорода, зеленка
7 кг




Винтовка с запасом патронов
30 кг




Презервативы и другие средства контрацепции
1 кг




Шоколад
10 кг




Золото, бриллианты
25 кг




Большая собака
55 кг




Рыболовные снасти
1 кг




Зеркало, мыло, шампунь, зубная паста и щетки
3 кг




Соль, сахар, набор витаминов
9 кг




Медицинский спирт
10 л




Теплая одежда и одеяла
35 кг





Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, вторым номером - во вторую, восемнадцатым - то, что будете выкидывать в последнюю очередь.
Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу у вас 10 минут.
Переживите взрыв эмоций по поводу 10 пункта и после того, как свой выбор сделал каждый, приступайте к коллективной части игры:
«Смерть обложила вас со всех сторон, единственная надежда - долететь до острова и выжить на нем. Не выкинете ничего - упадете и утонете в океане. Сделаете ошибку, выкинув нужную вещь, - погибните на острове. Выкинуть сразу все - равносильно гибели. Свой выбор сделал каждый, теперь вся команда должна выработать общее решение, но не голосованием, а единодушным согласием. Если хоть один человек против - решение не принимается. При этом не тяните время: можете погибнуть, у вас около 30 минут. Решите раньше - больше вещей у вас останется».
30 минут группа работает, вы наблюдаете. Если группа в процессе обсуждения скатывается к бесплодному препирательству, в ходе которых никаких решений не принимается, то вам нужно вмешаться:
«Все закрыли глаза и замолчали. Время остановилось, вы наблюдаете ситуацию со стороны. Продырявленный воздушный шар висит над морем, Неспокойно сине море, легко перевернуться в корзине, и большие голодные акулы с нетерпением ждут этого момента. А в корзине идут разговоры и чем дольше они идут, тем ниже падает корзина... Интересно, смогут ли выжить эти люди? От кого это зависит?.. Время включается снова. Работаем!»
По окончании работы сосчитайте сумму модулей разности по каждому пункту между индивидуальным списком и групповым, и выясните, чье личное решение ближе всего к групповому, чтобы определить, чье индивидуальное решение было самым мудрым или кто лучше всех умеет убеждать других.
Отличие этой игры от предыдущей в том, что здесь нет экспертной оценки, но зато в корзине шара есть собака, вокруг которой и разгораются не шуточные страсти. Кто-то предлагает собаку выкинуть в первую очередь, как самый тяжелый предмет, кто-то предлагает поставить ее на последнее место и выкинуть в крайнем случае (собака большая, если что – доплывет). Был случай, когда девочка заявила: «Выбросите меня вместо собаки, мой вес тоже 55 килограмм! Другой игрок просто ушел из помещения, где мы играли, так и не согласившись с мнением группы не ставить собаку на первое место – он один пытался убедить всех, что это только животное и вдобавок тяжелое, и не зачем его жалеть - это всего лишь собака! Но группа его не услышала
Попробуйте разобраться вместе с детьми в этой проблеме, особенно с теми, у кого есть дома собака
Вопросы для обсуждения, если с собакой разобрались:
Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия?
Что важнее - умение доказать свою правоту или работать в целом на группу?
Тяжело ли отстаивать свое мнение, если почти все думают по-другому?
Что вы чувствовали к людям, у которых противоположное мнение?
Были ли моменты, когда вам было сложно разобраться с собственным мнением?
Как проявлялись признаки лидерства? Кто оказывал влияние и почему?
Кто участвовал в обсуждении, а кто нет и почему?
Какова была атмосфера в группе во время дискуссии?
Какие действия предпринимали участники для «протаскивания» своих мнений?
Как улучшить принятие решений группой?
Что вам дало участие в этой игре?




Игра «Звездопад»
(Станционная игра на знакомство с лагерной территорией)
Легенда: прошедшей ночью в лагере наблюдался обильный звездопад.
По территории лагеря разбросаны звёзды в коробочках (в каждой коробочке количество звёзд соответствует количеству детей в одной команде), и развешаны разноцветные карандаши. Дети делятся на равные команды. Каждой команде выдаётся карта лагеря, на которой крестиками указаны примерные места нахождения карандашей (в каждом месте по одному карандашу определённого цвета). В радиусе 10 шагов от карандаша спрятана коробочка со звёздами. Команда, нашедшая карандаш, должна этим карандашом пометить это место на карте, и найти коробочку со звёздами.
Задача команд: как можно быстрее найти звёзды, помечая места находок соответствующими карандашами.
Старт командам даётся одновременно. Порядок поиска карандашей команды выбирают сами.
P.S. Эту игру можно использовать для знакомства с лагерем, если вместо карты, например, указать словами где примерные места нахождения карандашей.
Декларация
Уважаемые ребята! Сотрудники детского лагеря подготовили всё для вашего отдыха. Чтобы он был приятным, вам необходимо выполнять требования, перечисленные в данной декларации.
Клятва жителей ЗВЕЗДНОГО ГОРОДКА
Я, гражданин «Звездного Городка», отныне и на всю жизнь клянусь: - Жить по законам «Звездного Городка» всегда и везде! - Уважать всех людей, живущих в «Звездном Городке»
- Приумножать своими достижениями славу своей Родины! - Клянусь! Клянусь! Клянусь!


КОДЕКС НРАВСТВЕННОСТИ «ЗВЕЗДНОГО ГОРОДКА»
ЗАПОВЕДИ ЖИТЕЛЕЙ ЗВЕЗДНОГО ГОРОДКА
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.



ЗАКОНЫ ЖИТЕЛЕЙ ЗВЕЗДНОГО ГОРОДКА
Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Здорового образа жизни. Соблюдайте режим дня, занимайтесь укреплением своего организма, избегайте вредных привычек.
Закон чистоты. Будьте хозяином в лагере, относитесь к нему, как к дому: бережно, по-хозяйски.
Закон территории. На территории лагеря воспрещается:
предпринимать действия, ведущие к нанесению материального, физического вреда себе и окружающим;
самостоятельный выход за территорию лагеря;
нахождение в местах, не предназначенных для посещения отдыхающими нашего лагеря;
сиденье на карнизах, подоконниках и других опасных для жизни и здоровья местах;
наносить ущерб имуществу лагеря.
Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.
Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.
Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно!
Закон поднятой руки. Человек, поднявший руку, просит Вас выслушать его.
Закон точного времени. Помните: время в «Звездном Городке» дорого,
каждой секунде - особый счёт!
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
ПРАВИЛА Поведения - в общественных местах «Звездного Городка» и за его приделами. Распорядка дня - соблюдайте обязательно Режим «Звездного Городка» . Ношения одежды - праздничной, деловой, повседневной, спортивной, рабочей в соответствии с проходящими мероприятиями. Пожарной безопасности - соблюдайте, прежде всего, безопасность жизни и здоровья! ПОМНИТЕ, ЧТО САМОЕ ДОРОГОЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА - ЕГО ЖИЗНЬ! Сохранение личного и государственного имущества – берегите имущество «Звездного Городка». И другие правила, которые иногда появляются, а иногда исчезают за отсутствием их необходимости.

ТРАДИЦИИ:
Доброго отношения к людям. Пожилым, детям, сверстникам, сотрудникам, гостям, к людям «престижных» и «не престижных» профессий.
Доброго отношения к песне. Пойте песни «Звездного Городка», знайте авторов песни, если не знаете слов, не начинайте петь, не прерывайте песню.
Доброго отношения к природе. Человек - это часть природы, он не может разрушить систему, от которой зависит его существование. Помните об этом, и берегите каждый цветок, каждую птичку, каждую зверушку - им тоже хочется жить!
Чести «Звездного Городка». Живите как космонавты «Звездного Городка» не только в ОЛ «Мечта», но и всю жизнь.


С декларацией ознакомлен: 1. 2. 3. (Каждый ребёнок ставит подпись вместе с родителями). Декларация находится у отрядного вожатого
 В зависимости от установленных номинаций может быть – «самый активный», « любознательный», «спортивный» и т.д.
 Изначально космолет разрезан на 6 частей как пазлы.
 И.П. Иванов, «Теория коллективных творческих дел».










13 EMBED Word.Picture.8 1415



Root Entry