Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних как профилактика правонарушение среди подростков








Методические рекомендации по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних как профилактика правонарушение среди подростков








Составила:
Социальный педагог
И.А. Сонина














Введение:
1. Понятие законопослушного поведения.
2. Представления о законопослушном поведении у современных детей и подростков, их родителей и педагогов.
2..1 Анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних.
2.2. Анализ результатов работы фокус-групп по проблеме формирования законопослушного поведения.
3. Особенности формирования законопослушного поведения у детей и подростков.
Заключение.
Литература.
Приложение.


Введение
Кардинальные преобразования в мировом сообществе, политические, социально-экономические и экологические кризисы, являясь мощными факторами происходящих изменений в современном обществе, - влияют, в том числе, на процесс социализации и становление личности несовершеннолетних. Это, в свою очередь, приводит к появлению случаев детской и подростковой безнадзорности и беспризорности, повышению количества правонарушений и преступлений. При этом, характерной чертой преступлений несовершеннолетних становится насилие и жестокость. Нарушенные семейные отношения формируют помимо психических расстройств такие группы детских проблем, как уход в религиозные секты, неформальные объединения с криминальной и фашистской направленностью, агрессивное и преступное поведение. Дети, выросшие в жестокой и неблагоприятной семейной обстановке, чаще оцениваются сверстниками и воспитателями как агрессивные. Такие дети чаще проявляют свою агрессию и в дальнейшей, особенно семейной жизни.
На основании анализа соответствующей литературы и данных наших собственных исследований, проведенных студентами Института педагогики, психологии и социальных технологий в 2005-2011г.г, мы отмечаем:
В становлении личности и выборе стратегии ее поведения ведущую роль играет образ жизни, культивируемый в семье ребенка.

Таким образом, информирование подростков носит сугубо односторонний характер, а именно, демонстрируется только вред от нездорового образа жизни, но при этом не предлагаются альтернативные формы и способы организации жизни семьи. В этом мы видим ограниченность просветительской работы среди школьников, которая имеет «запугивающий» характер, а потому является малоэффективной. Включение активных форм просвещения здорового образа жизни и организация общественно-полезной деятельности подростков в области досуга и укрепления здоровья, представляются более эффективными способами профилактики курения, наркомании, алкоголизма и совершения противоправных действий среди детей и подростков. Организация данной работы должна вестись с учетом возрастных особенностей детей и школьников в реализации социальной инициативы, активности и потребности в общении со сверстниками. В реализации данной работы необходимо создавать психолого-педагогические условия вовлечения не только социально успешных подростков, но, прежде всего, передавать инициативу подросткам с отклоняющимся поведением, для которых данная деятельность может быть сферой проявления их личностной самореализации.
Именно поэтому проблема безнадзорности и беспризорности детей и подростков становится  одной из главных в современном российском обществе. Рост  правонарушений  и  преступности, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием детей - является достаточным основанием для совершенствования воспитания нравственно-правовой культуры и формирования законопослушного поведения.
Таким образом, незаконопослушное поведение детей и подростков неразрывно связано с десоциализацией личности. В связи с этим как профилактика безнадзорности и беспризорности особое значение получает формирование законопослушного поведения несовершеннолетних посредством организации системы их нравственно- правового воспитания.
1. Понятие законопослушного поведения
Право и мораль – это важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.
Условия общественной жизни требуют, чтобы известные предписания исполнялись, во что бы то ни стало, все равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных лиц. Общество должно требовать обязательного исполнения норм, одинаково от всех своих членов.
«Право очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к его внутренним мотивам. Иное дело мораль, она не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности» [11, с. 38].
По мнению известного русского философа В.С. Соловьева «там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность неспособна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения» [12, с. 49].
Следует четко осознавать, что право – категория этическая, нет, и не может быть права, не подлежащего моральной оценке с позиций добра и зла, честного и бесчестного, добродетельного и постыдного. Мораль – ценностный критерий права, важный фактор совершенствования правовых систем. В реальной действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и, обогащая друг друга.
Усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в нравственно-правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность нравственно-правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод человека.
Нравственно-правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает особую актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже осознанно понимать и принимать сущность законов.
На наш взгляд, система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности, ориентировались в вопросах законопослушного поведения, осознавали суть правонарушений и принимали ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить особое внимание таким понятиям как «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания нравственно-правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Все вышеизложенное еще раз подчеркивает актуальность проблемы поиска и использования эффективных механизмов для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних в целях оптимальной организации системы их воспитания и оказания им психолого-педагогической поддержки.
Под законопослушным поведением понимается, прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона.
Исследования, посвященные изучению формирования механизмов законопослушного поведения, были начаты в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. Особое внимание в исследованиях по данной проблеме уделялось изучению стадий морального сознания и особенностям формирования моральных суждений у детей (Ж. Пиаже, 1957; Л. Колберг, 1964). Так, например, американский психолог Л. Колберг разработал уровневую концепцию морального сознания, раскрывающую процесс интериоризации социальных норм, согласно которой нравственное развитие личности проходит три уровня развития моральных суждений.

2. Представления о законопослушном поведении у современных детей и подростков, их родителей и педагогов.
2.1 Анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних.
Результаты исследований позволяют констатировать следующее:
1) Современные дети и подростки, их родители и различные специалисты достаточно единодушно утверждают, что формирование законопослушного поведения необходимо для того, чтобы:
а) Был порядок в стране;
б) Жизнь была безопасной;
в) Чтобы жить в правовом государстве и жизнь была правильно организована.
2) Принимавшие участие в исследовании дети (подростки), родители и специалисты из известных им законов, защищающих права ребенка, прежде всего, называют:
1место: Конституция РФ;
2 место: Закон РФ «Об Образовании»;
3 место: Устав школы (училища).
Особое внимание заслуживает то, что чаще всего ответ «не знаю» давали учащиеся общеобразовательных школ и системы начального профессионального образования (городские).
Родители учащихся чаще всего называли Закон о правах потребителя, а уже затем Конституцию и Закон РФ «Об образовании»;
3) Дети и подростки, отвечая на вопрос о правилах поведения, очень редко могут сформулировать для себя конкретные правила (за исключением – не пить, не курить, не грубить старшим). В лучшем случае они называют такое правило, как быть дисциплинированным. Для их педагогов по отношению к детям и подросткам таким правилом является – «учиться». К этому важнейшему правилу для подростков они добавляют еще – «быть вежливым и добрым». Исключением здесь являются родители. Чаще всего, они называют такое человеческое качество как «порядочность». При этом они, как и педагоги считают, что важнейшим правилом является «уважать старших» и соблюдать субординацию.
4) В связи с тем, что подросткам, педагогам и родителям достаточно сложно сформулировать собственные жизненные правила, им также трудно назвать те правила, от которых они готовы отказаться. Чаще всего звучит ответ: «не знаю», «все устраивает».
Из конкретных правил, от которых они готовы отказаться подростки называют школьную форму и комендантский час. Педагоги так же подчеркивают, что подростки готовы отказаться от всего того, что ограничивает их права и, конечно же, от обязательного посещения школы.
Родители детей и подростков здесь более конкретны и говорят о том, что они готовы отказаться от несправедливости, насилия и жестокости в современном обществе.
5) В вопросе о правилах, от которых современные дети и подростки никогда бы не отказались, - существует согласованность во мнениях у детей и подростков, обучающихся в различных учебных заведениях. Так в первую очередь они говорят о таких конкретных правилах как «не убий», «не ограбь», «не унижай детей», «не груби старшим». В тоже время многие дети и подростки честно ответили, что не знают ответа. Впрочем, ответа не знают и их педагоги. Говоря о своих воспитанниках, они, прежде всего, подчеркивают, что подростки никогда бы не отказались от своих прав и от свободы в действиях, часто при этом не задумываясь о последствиях.
Родители детей и подростков очень четко определяют здесь свои приоритеты: порядочность и пунктуальность (вовремя приходить и уходить с работы; все выполнять в срок).
6) На вопрос, какие же правила соблюдают их друзья, дети и подросткам также было трудно найти ответ. Самый типичный здесь ответ – это «почти все» или «никакие». Из определенных ответов чаще всего звучало «не нарушать порядка. Соблюдать правила в общественных местах». Их родители здесь были более конкретны. Они отметили такие важнейшие правила современных детей и подростков как: «не обижай и не оскорбляй людей», «защищай свои права», «уважай старших».
7) Очень интересными стали ответы, почему же дети и подростки нарушают правила и законы. Дети и подростки здесь отмечают:
а) нечем заняться;
б) взрослые показывают пример;
в) не уважают правила и нормы общества, законы для них ничего не значат;
г) хотят показать себя, отличиться;
д) нехватка внимания.
Педагоги и родители здесь удивительно единодушны:
а) дети и подростки видят только свои права, забывая об обязанностях;
б) отсутствие положительного примера взрослых;
в) не думают и не знают о последствиях;
г) снижение моральных норм в СМИ;
д) попадают в плохую компанию.
8) Для самих детей и подростков, идея, что законы надо соблюдать выражается в следующем:
а) так как они соответствуют традициям и нормам общества;
б) так как за несоблюдение закона могут наказать;
в) независимо от обстоятельств;
г) когда они совпадают с собственными правилами и убеждениями;
д) не знаю;
9) Достаточно любопытно распределились ответы о свободном времени детей и подростков. Их стабильные интересы:
- гулять с друзьями;
- отдыхать дома или заниматься домом;
- спорт, ДДТ и делать уроки.
С точки зрения большинства педагогов их воспитанники практически никуда не ходят, или, в лучшем случае, являются волонтерами или входят в школьное сообщество.
Для родителей свободное время их детей выглядит как то, что их ребенок гуляет с друзьями или помогает по дому. Впрочем, многие родители отмечают, что у их детей практически нет свободного времени.
10) Также интерес вызывают ответы детей и подростков о том, чем бы им хотелось заниматься в свободное время. Их список мало чем отличаются от того, чем они занимаются на самом деле. Вновь они называют: гулять, отдыхать, проводить время с друзьями. Педагоги и родители добавляют здесь, что современные дети и подростки хотят только «тусоваться» и играть в компьютерные игры.
11) На вопрос о том, в какие объединения входят современные дети и подростки, они чаще всего отвечают:
- никуда;
- Юность;
- волонтерские группы.
Таким образом, современные дети и подростки практически большую часть своего свободного время проводят дома или гуляя вместе с друзьями. Тем самым, они существенно ограничивают возможности для своего социального развития.
12) На вопрос, что должны делать взрослые, чтобы дети соблюдали правила и законы, наиболее частыми ответами были:
- личный пример взрослых;
- воспитывать своих детей;
- учить законам и правилам;
- не знаю.
Сами же педагоги и родители являются достаточно последовательными в данном вопросе. Так, например, педагоги в первую очередь отмечают себя, как человека, от влияния которого значительно зависит выбор законопослушного поведения ребенка.
- учителя;
- уважение к личности ребенка;
- отбор позитивной информации в СМИ;
- пример семьи и общества.
Родители детей и подростков, прежде всего, отмечают собственный пример:
- пример родителей;
- семья и школа;
- общество и правительство.

3. Особенности формирования законопослушного поведения у детей и подростков.
В современной отечественной педагогике и психологии регуляция поведения человека чаще всего рассматривается в контексте его ценностно-смысловой сферы. Нравственная регуляция определяется как высшая форма саморегуляции поведения человека и выражается в таких формах как нормы-заповеди, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, долга, ответственности (О.Г. Дробницкий).
В качестве внутренних регуляторов законопослушного поведения выделяются отношения человека как состояния, предшествующие его поступкам (В.Н. Мясищев). В некоторых работах регуляторами законопослушного поведения рассматриваются ценности, характеризующие отношение человека миру и выступающие в качестве смыслообразующих мотивов (Ю.М. Жуков). В рамках теории деятельности (А.Н. Леонтьев) нравственное развитие ребенка выступает как присвоение моральных норм, их обобщение и превращение во внутренние «моральные инстанции». Моральная норма воспринимается субъектом на двух уровнях - как значение и как личностный смысл.
По нашему мнению, особый интерес для эффективного формирования законопослушного поведения детей и подростков имеет структурно - диалектический подход Н.Е. Вераксы (1991). По его мнению, для формирования сознательного поведения человека особое значение имеет наличие в сознании человека противоречивой ситуации. Веракса подчеркивает, что познавательная деятельность детей ориентируется на анализ ситуации, результатом которого является установление новых связей, позволяющих объяснить противоположные свойства объекта. Активизация мыслительной деятельности детей позволяет им анализировать такие свойства и отношения в объекте, которые раньше ими совершенно не замечались. Таким образом, противоречивая ситуация выступает в качестве средства, обеспечивающего процесс соотнесения в сознании ребенка своих действий и моральных норм. Но для того, чтобы моральная норма приобрела для ребенка и подростка личностный смысл, т.е. смысл личностной нормы, необходимо, чтобы противоречивая ситуация возникла в сознании ребенка и два ее противоположных взаимоисключающих способа действия начали ребенком ясно осознаваться. Вместе с тем, чтобы альтернативные способы поведения достигли сознания ребенка, - они должны обладать привлекательностью для ребенка. Это означает, что побудительная сила личных интересов и эмоциональная заряженность моральных норм должны быть понятны для ребенка. Такой вариант становится реальностью на определенном этапе морального развития ребенка при следующих условиях: ребенок должен знать моральную норму, принимать ее социальное значение и иметь эмоционально окрашенное отношение к ней. При достижении ребенком такого уровня морального развития, он закономерно попадает в противоречивую ситуацию, выступающую в качестве средства осмысления и освоения моральной нормы. Таким образом противоречивая ситуация становится тем средством, которое обеспечивает процесс соотношения, сопоставления в сознании ребенка своих действий и моральных норм общества. Оказавшись в противоречивой ситуации, обусловленной наличием в сознании двух противоположных способов поведения, ребенок будет решать диалектическую задачу, результатом которой станет сознательный выбор конкретного способа действия. Таким образом, моральная норма освоенная ребенком в противоречивой ситуации становится "личностной нормой, " моральным критерием. Очевидно, что в процессе специально организованной воспитательной деятельности необходимо включать ребенка в различные ситуации жизненного выбора и учить его делать собственный выбор, способствуя тем самым формированию его осознанного законопослушного поведения.
В педагогической литературе в последнее десятилетие особо актуальным стал вопрос о нравственно-правовом воспитании детей и подростков. Законопослушное поведение личности рассматривается в качестве результата такого воспитания.
Нравственно-правовое воспитание – это целенаправленный процесс, включающий в себя просвещение и превращение нравственно- правовых знаний детей и подростков в их личные убеждения, а также формирование на основе этого ответственного отношения к собственным делам и поступкам, к поведению в целом.
Знания позволяют ученику соотносить собственные поступки и поведение других людей с общепринятыми нормами, помогают сознательно вносить в эти поступки должные коррективы. В процессе освоения нравственно-правовых знаний ребенок приобретает более четкие представления о допустимом и недозволенном в жизни, расширяя, таким образом, свои реальные возможности, необходимые для осознанного освоения законопослушного поведения.
Для формирования законопослушного поведения личности необходимо помнить, что данное поведение функционирует на трех уровнях:
- Когнитивный (Знание) уровень. Представляет собой правовые знания описательного характера, нормативные и оценочные знания. Эти знания выражают систему оценочных суждений личности, опирающихся на представления о существе правовой действительности. Ядром этой системы выступают правовые убеждения личности (убежденность в целесообразности и справедливости требования права, в необходимости исполнять предписания правовых норм, соблюдать правопорядок как ценность).
В зависимости от возрастных особенностей ребенка, содержание правовых знаний и представлений может быть различно: от элементарных представлений о правилах поведения со взрослыми и детьми – в дошкольном возрасте, - до конкретных знаний Законов, защищающих права граждан и обязывающих нести ответственность – к 14 годам. Представленность данного уровня у ребенка можно диагностировать через сформированные представления и знания о правилах и нормах поведения человека в обществе.
- Эмоциональный уровень представляет собой эмоциональное отношение личности к своим обязанностям, к необходимости соблюдения правил, законов, прав другого. На этом уровне формируется правовая установка на соблюдение норм права. Эмоциональное сопереживание позитивным и негативным проявлениям людей в различных жизненных ситуациях, отзывчивость и т.п. – являются важнейшими составляющими, мотивирующими законопослушное поведение.
- Поведенческий уровень проявляется в поступках, действиях личности в различных жизненных ситуациях. Этот уровень включает в себя готовность выполнять правовые требования. Поведенческий уровень наиболее четко проявляет ценностно-правовую ориентацию личности и отражает ее индивидуальное правосознание.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что эти уровни являются взаимосвязанными компонентами, обусловливающими целостное поведение личности, отражающими ее гражданско-правовую позицию. Следовательно, процесс нравственно-правового воспитания человека должен быть ориентирован не на отдельные уровни личности (например, только на знания), а на всю личность человека в целом.
Особого внимания заслуживает тот факт, что при формировании законопослушного поведения особую роль играет детская и подростковая субкультура, в рамках которой и возникают неформальные объединения. Неформальными объединениями называются официально незарегистрированные стихийно образующиеся группы молодежи на основе общего типа поведения, образа жизни и ценностных установок. В большинстве исследований неформальные группы подростков представлены как особый социальный организм со специфическими законами возникновения, развития и функционирования, имеющим свои нормы, ценности, цели и интересы, часто расходящимися с общепринятыми в обществе и формальных организациях. Причинами вступления подростков в неформальные объединения, по мнению психологов, выступают: психологическое неблагополучие в семье, неорганизованный досуг, реализация потребности во взрослости, бюрократизм и формализм в работе государственных и молодежных общественных организаций. Также среди причин называют отчужденность от классного коллектива подростков с низкой учебной успеваемостью, недостаток внимания взрослых к социальным потребностям детей и подростков, что приводит к безнадзорности, вызывает чувства одиночества, ненужности, беззащитности. В 2008-2010 г.г. нами было проведено исследование проблемы привлекательности для подростков неформальных молодежных объединений и групп среди школьников в г. Ижевске и г. Воткинске.
Так, например, исследование неформальных групп в г. Ижевске позволило выделить несколько групп: музыкальные неформальные молодежные объединения (эмо, реперы, группы рокеров: ska-панки, металлисты, готы), фан-клубы звезд популярной музыки); объединения, сформировавшиеся благодаря хобби (брейкеры, паркур, граффити, скейтеры); объединения, выделяемые по общественным и политическим убеждениям (хиппи, антифашисты, растаманы); объединения с антисоциальной направленностью (скинхеды, гопники, панки, сатанисты, футбольные хулиганы); объединения с социально-позитивной направленностью (группы экологической защиты, охраны памятников и окружающей среды); объединения технической направленности (байкеры, компьюторщики); объединения, основанные на кино, мультипликации (отаку – поклонники аниме (японской мультипликации).
Мы отмечаем, что описательная характеристика неформальных объединений позволяет выделить среди них те, которые культивируют в своей среде несоблюдение общепринятых в обществе норм, для которых нарушение установленных правил является средством самовыражения и критерием принадлежности к неформалам. Выделяются скинхеды, хиппи, гопники, байкеры, панки. Наряду с ними обозначаются социально позитивные объединения и «нейтральные», основным смыслом участников которых является самовыражение посредством внешнего яркого образа.
По данным исследования в 2013-2014г.г. для подростков – учащихся школ наиболее привлекательными являются панки – 18% опрошенных, реперы – 17%, готы – 7%, скинхеды – 2%. Среди учащихся гимназии и лицея – готы – 7%, эмо – 12%, панки – 4%. Среди учащихся средних профессиональных училищ панки – 21%, готы – 12%, скинхеды – 7%, байкеры – 6%. Для 33% опрошенных общение в неформальной группе (к которой подростки относят не обязательно неформальные объединения, но и общение с приятелями во дворе) является единственным пространством самореализации. То есть, кроме образовательного учреждения, они не посещают учреждения досуга, предпочитают проводить свободное время в компании сверстников, можно сказать, что их досуг не организован.
Учитывая направленность некоторых объединений, можно предположить, что в среде неформалов культивируется поведение, противоречащее общепринятым нормам и законам общества (например, гопники – приверженцы воровской субкультуры, байкеры – непринятие правил дорожного движение, культ нарушений ПДД и т.п.). Предлагаемая подростку субкультура отвечает его психологическим потребностям, поэтому является достаточно притягательной для него. Следовательно, в целях формирования законопослушного поведения, с феноменом подростковой субкультуры неформалов в обществе необходимо грамотно строить работу, основанную не на «простом запрете», а на ее вытеснении за счет формирования более привлекательных для подростков и молодежи пространств и способов самореализации, не противоречащим нормам права и правилам жизнедеятельности в обществе.
Изучение опыта работы социальных педагогов с неформальными объединениями показал следующее:
- большинство социальных педагогов видят в неформальных молодежных объединениях негативные стороны, относятся к ним отрицательно, однако, они не имеют достоверной и содержательной информации о сложившихся в субкультурах направлениях;
- различия современной молодежной субкультуры не обозначается педагогами (педагоги думают, что дети так выглядят, потому что мода такая);
- большинство социальных педагогов склонны категорически отрицать наличие в их школах подростков-членов неформальных групп;
- по мнению педагогов, большинство подростков – неформалов имеют асоциальные семьи;
- у социальных педагогов отсутствует опыт работы с подростками-неформалами, в большинстве их школ данная работа не ведется.
На наш взгляд, работа специалистов с неформальными молодежными объединениями – важная составляющая профилактики противоправного поведения учащихся.
Необходимо:
- поддерживать творческие социально-позитивные молодежные объединения (например, предоставлять места для танцевальных занятий брейк-дантистам, хип-хоп и др.);
- вести целенаправленные профилактические беседы, информирующие подростков о пагубном влиянии на личность асоциальных неформальных объединениях, создавать установки отторжения данных групп;
- оказывать психологическую помощь подростку в налаживании взаимоотношений с учебным коллективом;
- осуществлять коррекционную психолого-педагогическую работу с подростками, участвующими в деструктивных объединениях;
- вовлекать подростков в позитивные, социально полезные организации, в учреждения дополнительного образования.
- предоставлять подростку пространство взросления (интересная не формализованная социальная деятельность), где он может выстраивать взаимоотношения, чувствовать свою сопричастность к значимым делам, проявлять свою индивидуальность.
В качестве конкретных средств для формирования законопослушного поведения детей и подростков мы могли бы рекомендовать мероприятия, которые проводились бы в режиме активного обучения (групповые дискуссии, фокус-группы, тренинги и т.д.). Например, это могут быть:
- лекции, дискуссии, тренинги, направленные на формирование ненасильственной модели поведения, воспитание полноценной личности;
- классные часы на тему: «Права и обязанности ребенка», «Конвенция ООН о правах ребенка»;
- неделя права;
- работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних в форме групповых дискуссий;
- беседы на тему: «Главные ценности моей жизни», «Знаю ли я свои права и обязанности?»;
- участия в общественно – полезных делах;
- индивидуальные беседы с родителями на тему: «Права и обязанности родителей по воспитанию детей»; «Воспитание без насилия»;
- профилактические рейды, направленные на выявление и оказание своевременной социальной помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- тематические встречи родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения;
- социально – педагогическая и психологическое консультирование родителей;
- выступления на педагогическом совете по теме: «Этика учителя» , «Право и нравственность» и т.п;
- оформление и постоянное обновление в образовательных учреждениях информационно-консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов);
- круглые столы по актуальным вопросам нравственно-правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
- викторины, дискуссии, классные часы по проблемам нравственности и правового поведения: «Всеобщая декларация прав человека»; «Я и закон»; «Права человека»; «Мои права и права других людей, мои обязанности» и т.п;
- родительские собрания по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;
- конкурс рефератов «Что значит быть законопослушным гражданином»;
- конкурс рисунков «Я и мои права», «Я имею право»;
- беседы «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»; «Твоя уличная компания»; «Человек в мире правил» ; «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»; «Что такое закон? Главный закон страны»; «Твои права и обязанности»; «Что делать, если ты попал в милицию» и т.п.;
На наш взгляд, проведение подобных мероприятий в форме методов активного обучения будет способствовать формированию у детей и подростков законопослушного поведения. Некоторые критерии законопослушного поведения мы представили в таб. 1.








Таблица 1. Некоторые критерии сформированности законопослушного поведения
Возрастная категория
Когнитивный уровень (знание)
Поведенческий уровень (умения, навыки)

дети
Знать правила поведения на улице и в школе
законы классного коллектива;

правила личной безопасности на улице;

основные обязанности и права ученика;

правила поведения в общественных местах, дома, в школе;

что такое закон
основной закон государства
элементарные права людей;

первоначальные представления о юридической ответственности;
соблюдать правила поведения на улице и в школе;
выполнять законы классного коллектива;
соблюдать безопасность на улице;

выполнять основные обязанности и права ученика;

различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;

давать определение закона на своем возрастном уровне;

соотносить моральные нормы с повседневным поведением;

уважать себя, людей, законы и свою страну;



подростки
Знать свои права и обязанности;

сущность преступления и правонарушения;
правовые нормы и нормы морали;

иметь представление о юридической ответственности за совершение преступлений
знать об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;
особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних;

понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения;
опасность деструктивных религиозных объединений, способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков;
мотивы, которые могут привести человека к преступлению;
права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу;
способы поведения в критической ситуации;
Реализовать свои права и выполнять обязанности;

различать административный проступок и преступление;
правильно оценивать поступки людей;

уметь применять основные правовые нормы в своей жизни
осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;

предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее;


соблюдать правопорядок в общественных местах;

противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков;


Понимать собственные мотивы своих действий и поступков

защищать себя при нарушении трудовых прав;
помочь ровесникам, попавшим в кризисную ситуацию;


старшеклассники
Смыл, значимость, ценности собственной жизни и жизни общества
особенности построения партнерских отношений с людьми
основные нравственные нормы
о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;
свои права и обязанности основные положения Декларации прав человека.

Осознавать смыслы и ценности своей жизни и жизни общества.
Строить равноправные партнерские отношения.
Уметь собственные нравственные взгляды и убеждения
негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;
отстаивать свои права в различных жизненных ситуациях.





Заключение.
Изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими абсолютного безоговорочного соблюдения норм и правил от всех членов общества, с другой - дают возможность для свободного самоопределения человека в рамках существующих норм и правил.
Это требует поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, где многие современные воспитательные задачи, в том числе связанные с воспитанием гражданина и патриота, уже не могут быть решены только традиционными средствами. В связи с этим, необходимы специально разработанные программы, направленные на создание определенных отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и родителями. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство, создающие благоприятные условия для формирования законопослушного поведения у детей и подростков. Нужен целенаправленный подход к организации всей педагогической работы с учащимися, обеспечивающий их включение в жизнь гражданского общества, их участие в работе ученического самоуправления и максимальную включенность в деятельность детских общественных организаций.
Воспитание гражданина предполагает осознанное и ответственное соблюдение и выполнение жизненных правил, норм и законов общества. Чем выше уровень такого развития, тем эффективнее способна личность отстаивать свои конституционные права и ответственно выполнять свои права и обязанности. Основной целью такого воспитания является целенаправленное формирование гражданской нравственной позиции личности, способной нести моральную ответственность за свои решения, принятые с учетом существующей в данном обществе системы ценностей и знание юридических законов. Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных норм и ценностей, являющихся основой становления сознательного члена общества, создаст необходимые условия для освоения форм законопослушного поведения. В процессе специально организованной работы общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства. В тоже время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны, имея свое мнение и отстаивая собственную позицию, ориентируясь при этом на внутренние нравственные ценности, в соответствии с которыми живет человек.
Таким образом, мы можем констатировать, что, целенаправленная воспитательная работа, направленная на сознательное освоение детьми и подростками нравственных ценностей, к сожалению, часто ограничивается лишь формальным усвоением моральных норм и правил, принятых в обществе. Такая работа часто сводится лишь к усвоению ребенком конкретных норм, эталонов и образцов действий, основывающихся лишь на словах, что не стимулирует становление социально зрелой личности. При таком подходе остаются незадействованными такие важнейшие факторы как собственная деятельность ребенка по усвоению нравственных норм и ценностей, благодаря которой и происходит развитие таких свойств личности, как самостоятельное и осознанное отношение к существующим в обществе моральным и юридическим требованиям. Для реализации этого необходимо четкое определение специфики нравственно-гражданского и правового воспитания в современных условиях и разработки (реализации) специальных программ, создающих предпосылки для нравственного становления и самореализации личности законопослушного гражданина. Еще одним из условий воспитания гражданина современного российского общества возможно только в социальной среде, где определяющим является законопослушный уклад жизни окружающих его людей (как минимум образовательного учреждения и общественной организации). Таким образом, именно законопослушный уклад жизни участников педагогического процесса как модель законопослушного общества, в совокупности с развитием разнообразной деятельности детей и подростков по освоению норм, правил и законов российского общества становятся важнейшим условием формирования законопослушного поведения и гражданской нравственной позиции несовершеннолетних.
Мы обращаем особое внимание на то обстоятельство, что субъектам образовательной деятельности необходимо четко и ясно определить приоритет нравственно-правового воспитания в целостном педагогическом процессе, реализовав его через различные общественно-значимые виды деятельности детей и подростков.