Конспект урока Права и обязанности гражданина и человека

Тема: «Права и обязанности гражданина и человека»

Оргмомент

Актуализация знаний

Тема нашего урока – «Права и обязанности человека и гражданина». Что мы уже знаем по теме? Знаем ли мы кого, называют гражданином? Знаем ли мы, что каждый гражданин обладает правами и обязанностями? Знаем ли мы что такое права и обязанности?
Что мы хотим узнать?
Цель урока: рассмотреть основные права и обязанности, которыми обладает человек и гражданин.

Нам предстоит познакомиться с основными правами и обязанностями, которыми наделены граждане Российской Федерации; рассмотреть документы, закрепляющие права человека и гражданина; определить роль и функции государства в вопросах прав человека; найти взаимосвязь между правами и обязанностями.

Человек живет и занимается деятельностью для того, чтобы удовлетворять свои потребности. Давайте вспомним, а какие же потребности есть у человека?
Какие из них характерны абсолютно для каждого?
Для того, чтобы удовлетворять эти общие потребности у каждого человека есть определенные права. Давайте с ними познакомимся (группы прав). Приведите примеры из учебника к каждой группе и запишите схему в тетрадь.
Почему все люди разные, а права у них одинаковые?
Итак, каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами. равными правам другого человека.
Где закрепляются наши права?
Для чего их нужно закреплять?
Какие еще документы, закрепляющие права человека вы знаете?
Всеобщая Декларация прав человека, определившая и провозгласившая круг основных прав и свобод человека, была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Через три года после окончания Второй Мировой войны. Как вы думаете, почему именно это событие послужило причиной принятия Декларации?

Путешествие в прошлое.

Какие уроки можно извлечь из этих событий?
Предотвратить новую мировую катастрофу можно только общими усилиями. Права человека носят всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер. Давайте попробуем объяснить, что это значит?
В какой статье Конституции РФ отражаются эти принципы?
Права граждан нашего государства закреплены в Конституции РФ. А кем же гарантируются и обеспечиваются наши права. Давайте найдем ответ на этот вопрос в Конституции РФ (глава 1 статья 2).
Итак, государство обязано:
- соблюдать права человека на своей территории
- принимать законы, гарантирующие каждому его права
- обеспечить защиту прав в случае их нарушения.

Анализируем право на образование.


Если у каждого человека есть права, значит ли это, что он может делать все, что хочет? Например, у каждого из нас есть право на свободу мысли и слова, значит ли это, что он может говорить все, что хочет? Но иногда мы забываем, что права есть не только у нас, но и людей, которые нас окружают
Как, например, это произошло с Сашей и Олей (пример из учебника, стр. 73)
Итак, наши права заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Важно не только соблюдать свои права, но и не нарушать прав других. В какой статье Конституции РФ отражается этот принцип?

Права невозможны без обязанностей. Что такое обязанности? Какие обязанности есть у граждан нашего государства? (работаем по документу).
Работаем в парах.

Почему не только права, но и обязанности закреплены в Конституции? Как взаимосвязаны между собой права и обязанности? Приведите примеры? А нужны ли человеку обязанности?
Итак, обязанности нужны для того, чтобы установить порядок в обществе.

Человек заговорил о своих правах десятки веков назад. Это подтверждают исторические источники, с которыми я вам предлагаю поработать. Это законы греческого реформатора Солона (7 в до н.э), Великая Хартия вольностей, принятая в Англии в 1215 г. и Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 г во Франции. Вам предстоит определить какие группы прав человека и гражданина отражены в этих источниках? Найти статьи Конституции, которые соответствуют содержанию этих документов. Выявить черты, объединяющие эти исторические источники. Работаем по группам.

Какой вывод можно сделать из этих документов?

Итак, мы познакомились с основными правами и обязанностями гражданина и человека, рассмотрели документы, закрепляющие права и обязанности, определили роль и функции государства, нашли взаимосвязь между правами и обязанностями.
А теперь я предлагаю вам выполнить несколько заданий

Сопоставить.

Соотнести.

А сейчас я даю возможность каждому из вас заработать дополнительную оценку на уроке. Объявляется начало аукциона. На торги выставляется оценка «5». Чтобы ее купить, вы должны за 1 мин. Записать в тетрадь как можно больше терминов и понятий по теме урока.
Начинаем торги. Начальная цена 5 пунктов.

Нам осталось ответить на последний вопрос: что мы узнали ? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос на карточках, но с одним условием – ответ должен уместиться в одном предложении. Эту работу предлагаю выполнить в парах.

Ответы вывешиваются на «Дерево познания».

Нужны ли вам эти знания? Для чего?

Домашнее задание: задание 4 в классе и дома + параграф (ст.29, ст.23)

Оценки.
15