Индивидуальная программа Мир без Жестокости


Программа «Мир без жестокости»Пояснительная записка
Особенно важной и мало разработанной в современной российской науке и практике является проблема насилия и жестокости по отношению к детям. Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физической жизни. Оно несет с собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.
Индивидуальная программа сопровождения разработана для обучающихся, пострадавшие от жестокого обращения.
Цель: научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций; сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру, на поиск важного и полезного в любой, в том числе и травмирующей ситуации.
Задачи:
Организовать психологическую помощь подростку, пострадавшего от жестокого обращения.
Развитие навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих успешной адаптации в социуме.
Формирование позитивной «Я-концепции» и адекватной самооценки подростка, снятие чрезмерного напряжения, тревожности, враждебности.
Форма работы: индивидуальная.
Методы работы: диагностика, беседы, тренинговые упражнения.
Содержание работы по индивидуальной реабилитации несовершенной
Диагностическая работа.
Психодиагностический опросник А.Е.Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений.
Диагностика тревожности Ч.Д. Спильберга.
Рисуночные тесты «Дом-Дерево-Человек».
«Несуществующие животные».
«Неоконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «эго» состояний жертвы насилия.
Индивидуальные консультирования
Уменьшение у ребенка чувства вины, стыда, бессилия.
Беседы «Стыд и совесть», «Страх в повседневной жизни»
Укрепление чувства собственной значимости.
Беседа «мой портрет в лучах солнца»
Оказание содействия в решении сложных личностных проблем.
Разбор кризисных ситуаций, оказание помощи в создании жизненной стратегии.
Коррекционная работа
Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.
Задачи:
снизить эмоциональное напряжение.
создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятие каждого.
Развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.
Работа с эмоциями, работа с мыслями, работа с поведением.
Упражнение «Рисуем чувства»
Цель упражнения: научить выражать учащихся свои чувства внутренне разрядить учащихся. Поднять самооценку.
Оборудование: Бумага и карандаши.
Содержание игры:
Возьмите бумагу и нарисуйте, как вы себя в данный момент ощущаете. Подберите цвета, подходящие вашему чувству. Вы можете царапать, можете рисовать линии, круги, узоры или картинку, в общем, всё, что вам хочется.
Учащиеся сами могут написать чувство на рисунке. Важно, чтобы каждый ребенок смог показать свой рисунок, а Вы положительно оценили его: так, чтобы дети поняли, что подобное рисование – хорошая возможность заметить и назвать свои собственные чувства. Поговорите также с детьми о том, что они могут делать и делают, когда им скучно; когда они волнуются; когда ревнуют…
Рефлексия упражнения:
Какое чувство тебе больше всего нравится?
Какое чувство тебе не нравится?
С каким чувством ты идёшь утром в школу?
Когда ты радуешься?
Когда ты злишься?
Мышечная релаксация
Упражнение воздушный шарик
Упражнение радуга
«Мандала»
Дыхательные упражнения
Песочная терапия
Коррекция тревожности. Формирование эмоционального доверия.
Задачи:
Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов.
Уменьшить тревожность, снизить эмоциональное напряжение.
Формирование навыков общения и уверенного поведения
Цель занятия: Создание условий для оценки подростка своего уровня уверенности в себе.
Упражнения на развитие уверенного поведения.
Цель: привить опыт уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения с близкими людьми.
Оборудование: карточки с ситуациями, памятки с признаками уверенного поведения.
Психолог предлагает ситуацию, она разыгрывается желающими и анализируется.
Упражнение 2.
Цель: познакомить с конкретными техниками уверенного поведения в ситуациях давления, ущемления прав; тренировать навыки уверенного поведения
Оборудование: листочки с текстами.
Содержание занятия:
Чтобы вести себя уверенно, необходимо знать свои личные права. Эти права охраняются законом. Однако если вы хотите, чтобы уважали ваши права, постарайтесь уважать права других людей.
Работа с текстом:
Участники получают текст и работают с ним. Можно провести демонстрацию каждой техники вместе с помощником.
Знакомство со способами как отстаивать свои права:
I способ. Заигранная пластинка.
Этим способом можно отстаивать свои права, если они ущемлены. Имейте в виду, что данный способ раздражает людей.
Повторяйте своё требование снова и снова, не повышая голоса, бед гнева и раздражения. При этом можно заменять слова близкими по значению, не меняя общего смысла.
Например, вы приходите в магазин. Полчаса назад вы купили мясо и забыли его здесь.
- Я был здесь, купил мясо и забыл его у вас.
- Ну и что?
- Мне нужно мое мясо.
- Посмотрите дома, в другой сумке.
- Я уже смотрел. Я точно знаю, что забыл его здесь. Мне нужно моё мясо.
- Ничем не могу помочь.
- Мне нужно моё мясо.
- Очередь волнуется!
- Я вижу это, но мне нужно мое мясо.
-
Гармонизация противоречивости личности. Формирование адекватной самооценки.
Формирование моральных представлений.
Тренирование психомоторных функций.
«Мои сильные стороны.»
“У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувства внутренней свободы и уверенности в своих силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании своих сильных сторон не берите ″в кавычки″ слова, внутренне отказываясь от них. Вы можете также отметить те качества, которые вам импонируют, но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут.
Затем мы сядем в большой круг и выслушаем ваши записи и комментарии к ним. На выступление вам дается 2 минуты”.
«Без маски».
Примерное содержание карточек:
“Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…”
“Мне очень трудно забыть, но я…”  
“Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…”
“ Мне бывает стыдно, когда я…”
“Особенно меня раздражает то, что я …”
“Мне особенно приятно, когда меня…”
“Знаю, что это очень трудно, но я…”
“Иногда люди не понимают меня, потому что я…”
“Верю, что я еще…”
“Думаю, что самое важное для меня…”
“Когда я был маленький, я часто…”
«Контраргументы».
Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить.
Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им подходящие примеры.
«Перспектива»
Сформулируйте основные цели, которых вы хотели бы достичь в ближайшее время. Что вас ждет в перспективе? К чему стремится ваша душа? Или, может быть, вас ждут какие-то важные, но не зависящие от вас дела? Итак, четкая и ясная перспектива ваших целей:
№                   Мои основные цели:
1 2 3 4 А теперь главное - подумайте, какие конкретные шаги нужно сделать для достижения этих целей. Что можете сделать только вы? Кому придется обратиться за помощью?
У вас есть на это 10 минут. Успехов вам!
Коррекция зависимости от окружающих.
Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком.
Научить навыкам саморасслабления.
Упражнение «Медленное дыхание»
Этот необычный способ дыхания приносит успокоение. Медленное дыхание расслабляет и помогает снять напряжение, а также способствует внутренней концентрации и ощущению покоя и силы.
Способ 1:«Сядьте поудобнее и глубоко вдохните. Почувствуйте при этом, как ваша грудная клетка становится шире. Вдыхайте абсолютно нормально, как вы это делаете всегда. Теперь еще раз глубоко вдохните, но на этот раз выдыхайте очень медленно. Только одной тоненькой струйке воздуха позвольте выйти из себя. Почувствуйте при этом, как горло делается таким узким, как будто вы собираетесь шептать. Издайте при этом тихий-тихий звук, мягко «Ше-ше» или «Ши-ши». Вдыхать вы можете либо через нос или через рот, как вам предпочтительнее».
Способ 2: Из перехода из перевозбужденного состояния в норму вдох должен быть короче выдоха, выдох медленный, размеренный; для восстановления энергетического состояния – вдох должен быть несколько дольше выдоха, выдох быстрый.
«Стабилизирующее дыхание»
Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Вдох глубокий, выдох до середины, остановка, выдох до конца. Вдох короткий, выдох короткий.
Повторение цикла два – три раза.
Упражнение-медитация «Скрещенные руки»
Инструкция: Сядьте поудобнее, закиньте при этом ногу на ногу. Теперь перекрестите кисти рук и положите ладони друг напротив друга. Затем переплетите пальцы рук. Выверните скрещенные руки внутрь и вверх, чтобы они были на уровне груди. Когда это будет сделано, ничего больше делать не надо, кроме как спокойно и медленно дышать. Возможно, вы ощутите некоторое напряжение в пальцах, запястьях и мышцах рук. Это означает, что упражнение выполняется правильно и мозг получает нужные сигналы. Пока вы сидите так, со скрещенными руками и пальцами, вы даете своему мозгу возможность успокоиться. Пусть разные мысли приходят вам на ум, не останавливайте их и не управляйте ими.
Комментарий: это упражнение расслабляет и приводит к внутреннему покою, изменению внутреннего фокуса контроля. Его хорошо использовать после очень напряженной работы и в качестве подготовки к такой деятельности.