Интеграция блог — технологий в процессе обучения иностранным языкам


2012
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Г. Нижневартовск
МБОУ «СОШ № 17»
-6419852926080«Интеграция блог- технологий в процесс обучения иностранным языкам»
Автор: Кашурникова Татьяна Анатольевна
Учитель английского языка
Введение…………………………………………………………………3
Понятие блога. Учебный блог, его функции и виды. ....……..………..7
Педагогический эксперимент по внедрению блога в процесс
обучения. Создание персонального блога учителя…….…………15
Заключение……………………………………………………………..19
Литература………………….…………………………………………..21
Приложение 1…………………………………………………………..22
Введение
Использование современных информационных технологий в образовании имеет сравнительно небольшую историю. Открытие сети Интернет для гражданского пользования создало новое поле для исследований по использованию новых Интернет-технологий в обучении различным дисциплинам, включая иностранный язык.
Практическое владение иностранными языками становится в наше время не просто признаком хорошего воспитания, а жизненной необходимостью. Расширение международных контактов во всех областях деятельности, более свободный, чем раньше доступ к научно-технической, политической, экономической и прочей информации, широкое внедрение информационных технологий предполагают необходимость практического владения хотя бы одним иностранным языком. Отсюда актуальность проблемы повышения эффективности массового обучения иностранным языкам в школе, как базовому уровню, на основе которого возможно дальнейшее совершенствование владения иностранным языком.
Обучение иностранным языкам в школе наряду с воспитательными, образовательными и развивающими целями обучения имеет и практическую цель - обучение учащихся различным видам речевой деятельности на иностранном языке, приобретение навыков самостоятельного пополнения знаний. В традиционно сложившейся практике достижение этих целей затрудняется рядом факторов, среди которых:
- отсутствие условий для дифференциации и индивидуализации обучения;
- недостаточная активность обучаемых в ходе классных занятий;
-отсутствие эффективного управления учебно-познавательной деятельностью, то есть оперативной обратной связи;
- снижение мотивации обучения у учащихся уже на втором году обучения.
Среди причин, влияющих на низкую мотивацию и результативность обучения, немалую роль играют:
- отсутствие условий для практического применения полученных на уроках знаний;
- обособленность предметных курсов, слабые межпредметные связи.
Таким образом, одной из главных причин снижения мотивации учения и, как следствие, недостаточного владения учащимися иностранным языком, является отсутствие потребности в практическом его применении в повседневной жизни, что возможно лишь при наличии контактов с носителями языка и иноязычной культурой. В свою очередь, для формирования подлинно коммуникативных навыков и умений также необходима языковая среда.
В результате лишь некоторые учащиеся овладевают соответствующими навыками общения (как устного, так и письменного) на иностранном языке и это значительно повышает их шанс на занятость в надвигающемся рынке рабочей силы.
В настоящее время с внедрением в школьную практику средств новых информационных технологий (СНИТ) появилась реальная возможность решения этих сложных и актуальных проблем методики преподавания иностранных языков.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска более совершенных методов и средств повышения мотивации изучения иностранных языков, формирования потребности в использовании ИЯ как средства общения, повышения эффективности практического овладения иностранным языком.
Проблема исследования: создание обучающей языковой среды, обеспечивающей формирование потребности общения на иностранном языке.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по иностранному языку на уроке и во внеурочное время.
Предмет исследования: 1. методические подходы к созданию блогов и организации совместной работы над ними учащихся и учителя; 2. разработка блога и его использование в качестве помощи учащимся и родителям во внеурочное время.
Цель исследования: создать среду, позволяющую учащимся и родителям обсуждать трудности изучения английского языка, тем самым сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению ИЯ и потребность в использовании ИЯ для решения разнообразных коммуникативных задач.
Задачи исследования:
1. проанализировать литературу по проблеме использования блогов в школьном образовании за рубежом;
2. обобщить имеющийся опыт использования блогов в отечественной школе;
3. определить роль и место блогов в обучении иностранным языкам;
4. разработать собственный блог для обучения английскому языку;
Методы исследования:
1. анализ педагогической, психологической, методической литературы;
2. педагогические наблюдения;
3.анкетирование, беседы, интервью;
4. педагогический эксперимент;
5. тестирование.
Методологической основой исследования послужили: теория проблемного обучения (И.А. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов), концепция коммуникативного метода обучения иностранным языкам (Е.И. Пассов, Р.П. Мильруд, S.J.Savignon), концепция дистанционного обучения (Е.С. Полат), концепция личностно-ориентированного подхода (И.Л. Бим).
Теоретический вклад и новизна:
1. показаны реальные пути общения неформального общения учителя и ученика при обучении иностранным языкам, на основе которого становится возможным формировать потребность в общении на иностранном языке, внутреннюю устойчивую мотивацию к изучению иностранных языков, реализовать подлинно коммуникативный подход к обучению иностранному языку;
2.определены методические свойства и функции блогов при обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе;
3.определена социальная и коммуникативная значимость их использования в системе обучения ИЯ;
Практическая значимость: 1.создан блог для помощи в изучении ИЯ и методика его использования, которая включает в себя методические рекомендации для учителя и рекомендации для учащихся. Предлагаемый пакет может быть использован в школьной практике как учителями английского языка, так и учителями по другим школьным дисциплинам;
2. разработаны теоретические основы использования блогов в преподавании ИЯ, практические рекомендации, которые могут стать частью курса методики обучения ИЯ школах.
Понятие блога. Учебный блог, его функции и виды.
Блог является одной из новых Интернет-технологий, потенциал которой сразу же привлек внимание новых исследований. Родоначальником блогов принято считать студента Джастина Холла в 1994 году впервые заведшего дневник в Интернете. Блог, который впервые приобрел широкую известность среди пользователей Интернета - Scripting News, был создан известным программистом Дэйвом Вайнером. Его блог (http://www.scripting.com/ ) существует и по сей день, и на главной странице гордо обозначено: "Дэйв Вангер, 52 года, проложил дорогу блогам..."
Сам термин «блог» появился несколько позже - 17 Декабря 1997 года. Тогда впервые Джорн Бэргер, создатель и редактор сетевого дневника Robot Wisdom, использовал слово weblog. Оно было образовано из фразы logging the Web, "веду дневник в Сети", а потом глагол превратился в существительное. Весной 1999 года, создатель блога Peterme Питер Мерхольц разложил термин weblog на две части - we blog ("мы ведем дневник"). На основе слова blog был образован и новый глагол - to blog, означающий "вести дневник". Так появилось слово блог. Совокупность всех блогов принято называть блогосферой.
Блог сегодня – личная страничка пользователя в виде дневника или журнала. Блог обычно создается одним человеком, который по желанию может размещать на своей страничке как текстовый материал, так и фотографии, аудио- и видеозаписи, ссылки на другие ресурсы сети Интернет. Любой же посетитель блога, ознакомившись с содержанием сайта, может как-то отреагировать на опубликованный текст или просмотренные фотографии, разместив на блоге свои комментарии. Блоги имеют линейную структуру.
Это значит, что все сообщения располагаются в хронологическом порядке. Блоги считаются одним из социальных сервисов Интернета, т. к. создают условия для общения между людьми, объединенными общими интересами, но разделенными пространством. По сложившимся объективным причинам в период с 1990-х гг. по настоящее время подавляющее большинство исследований по использованию блогов в обучении иностранному языку было проведено в США и странах Западной Европы.
В интернете, на одном из сайтов, посвященных блогам, провели опрос о причинах ведения и чтения блогов.

Оказалось, большинство людей (70,6%) заводит блоги для самовыражения. На втором месте стоит коммуникативная функция блогов -54,4% опрошенных. Третий по численности ответ (44,6%) – чтобы собирать полезную информацию.
Таким образом, основными функциями ведения блогов можно считать функцию реализации скрытых возможностей и талантов, коммуникативную и образовательную.
При этом, читая чужие блоги, опрошенные люди преследовали иные цели.

На первом месте среди ответов – 76% «для расширения кругозора». Важна роль блогов как источника информации – 63% пользуются ими для поиска определенной информации. Определяющей также является ценность информации – нужно читать чужие дневники, чтобы оставаться специалистом в своей области, так ответили 52%. По-прежнему, у блогов остается существенная функция общения и знакомства с новыми людьми.
Про «темы блогов» было 2 вопроса: «На какие темы вы ведете блоги?» и «На какие темы интересно почитать блоги?». Объединим их в одном графике, чтобы было видно соотношение спроса и предложения.

Но рассмотрим более подробно наиболее яркие исследования по развитию умений письменной речи средствами блогов. К. Кеннеди определяет блог как «часть вебсайта, часть журнала, часть свободного пространства для письма и грамотности и предлагающий уникальную стилизованную форму выражения». В отличие от большинства вебсайтов, которые обычно соединяют в себе статичные и динамичные черты, блог создается активным писателем, который создает в вебпространстве свою личность, индивидуальность, а самое главное, точку зрения. В своей статье «Writing with Weblogs» Кennedy описывает эксперимент, который проводился в Hunderton Central Regional High School, N. J. Одним из предметов был журналистика, а другой – курс Американской литературы. В курсе журналистики публиковали свои статьи исключительно на классном блоге. Работая коллективно, студенты выбирали темы в онлайн-газетах, затем публиковали свои работы. После эксперимента был сделан вывод о том, что онлайн взаимодействие позволило студентам четко и ясно выражать их идеи. В курсе Американской литературы студенты публиковали свои впечатления от прочитанной в классе книги. Классный блог включал в себя комментарии, критику, художественную интерпретацию ключевых отрывков и литературных героев книги. Кроме того, студенты задавали автору свои вопросы онлайн. Эксперимент позволил сделать вывод, что студенты стали более критичными к своему письму, выбору необходимых языковых средств и стилей. Таким образом, мы приходим к выводу, что для развития умений письменной речи посредством блогов необходимо предлагать задания, направленные на выражение личности обучающихся, их точки зрения.
Канадский ученый Stephen Downes дает следующее определение блогам: блог – это Гуманитарные науки. Педагогика и психология виртуальное расширение классной аудитории. Это виртуальное пространство состоит из трех компонентов:
– классное вебпространство, где размещаются объявления, домашнее задание и т. д.;
– публичная зона коммуникации, где студенты публикуют результаты их работы;
– личное пространство, отведенное для мыслей и размышлений ученика, а также для указаний учителя.
Как отмечает Downes, блоги часто характеризуются и критикуются как набор персональных комментариев и наблюдений. Но история блогов показывает, что это не так. Rebecca Blood указывает на то, что первоначально блоги были сайтом-ссылкой. Каждый из них был набором ссылок, комментариев, личных мыслей и размышлений, новостей и событий. Несомненно, те устаревшие блоги были несовершенными, но они развивались быстрее, чем кто-либо мог предположить. Downes выделяет пять основных способов использования блогов в обучении:
– учителя используют блоги вместо стандартной классной вебстраницы, на которой они размещают расписание курса, домашнее задание, тексты / статьи для изучения и упражнения;
– преподаватели размещают на классном блоге адреса сайтов в Интернете, которые могут использоваться учениками для глубокой и эффективной подготовки по изучаемой теме;
– блоги используются для организации внутриклассовой дискуссии, что позволяет студентам и преподавателям лучше узнать друг друга, мнения остальных, выявить сходства и различия;
– преподаватели используют блоги для организации классных семинаров и изложения прочитанного;
– учащимся предлагается создать собственные блоги, в которых они отчитываются о проделанной работе, т. е. выполняют упражнения, пишут эссе, статьи по предложенным вопросам.
Среди отечественных исследований, посвященных использованию Интернет-технологий в обучении иностранным языкам наиболее яркими представляются работы П.В. Сысоева. П.В. Сысоев выделяет следующие виды блогов:
– блог учителя;
– личные блоги учащихся;
– блог учебной группы (П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев).
Рассмотрим подробнее содержание и методический потенциал каждого из трех видов блогов.
1. Блог учителя. Этот вид блога создается и управляется учителем иностранного языка. Блог может содержать информацию личного характера об интересах, хобби, путешествиях, проведенном отпуске, семье учителя. В этом случае блог будет служить ученикам примером для создания собственных личных блогов. Также на блоге учителя может располагаться информация о курсе или предмете:
– программа курса (на неделю, месяц, четверть);
– домашнее задание;
– информация об изученном на конкретном занятии материале;
– рекомендуемые источники на иностранном языке для дополнительного изучения (чтения и аудирования);
– ссылки на информационно-справочные Интернет ресурсы;
– ссылки на учебные Интернет-ресурсы по изучаемым темам (трэжэ ханты, веб квесты);
– ссылки на сетевые тесты по изучаемым темам для факультативной самостоятельной работы (например, после изучения конкретного грамматического времени учащиеся могут проверить себя, выполнив тест онлайн).
Подобный контент блога учителя будет полезен учащимся для уточнения домашнего задания и получения ссылок на дополнительные источники для внеаудиторной и внеклассной работы.
2. Личные блоги учащихся. Учитель может предложить ученикам создать собственные блоги. В этом случае блог учителя будет служить моделью построения учащимися личных блогов. В своих блогах на изучаемом иностранном языке ученики могут представить информацию о дате и месте рождения, семье, увлечениях и хобби, интересах, друзьях, достижениях в учебе или спорте, ссылки на любимые сайты сети Интернет, фотографии и видеоролики.
При работе с личными блогами учащиеся развивают следующие умения письменной речи:
– использовать необходимые языковые средства для представления в письменной форме личной информации о себе (автор блога);
– использовать необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну (населенный пункт, школу) и культуру в иноязычной среде (автор блога);
– использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия / несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме (при комментировании блога одноклассника или мнений других учеников);
– аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства (при комментировании блога одноклассника).
3. Блог учебной группы. Этот вид блога разработан специально для организации внеаудиторного обсуждения изучаемого вопроса (просмотренного фильма, прочитанной книги и т. п.) всей учебной группой или классом. Начинаться блог может с вопроса для обсуждения или текстового (аудио-, видеоматериала), за которым будут следовать комментарии учащихся. В отличие от личных блогов учащихся, каждый из которых расположен на отдельной странице, в блоге учебной группы комментарии учащихся размещаются на одной странице одно за другим. Это значительно облегчает знакомство с мнениями других и стимулирует обсуждение. При работе с блогом учебной группы учащиеся развивают следующие умения письменной речи:
– излагать содержание прочитанного / прослушанного иноязычного текста в тезисах или кратких сообщениях;
– использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия / несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме;
– проводить аналогии, сравнения, сопоставления доступными языковыми средствами;
– аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства.
В приведенной ниже таблице 1 представлено сопоставление зарубежных и отечественных исследований на предмет развития умений письменной речи при использовании блогов в обучении иностранным языкам. Как показывает табл. 1, разные исследователи рассматривают блоги, как средство обучения письменной речи по-разному.

Все они сходятся во мнении, что блоги в обучении иностранному языку, в частности в обучении письменной речи, постепенно становятся неотъемлемой частью учебного процесса. На это есть ряд причин:
– учащиеся могут знакомиться с мнением других людей и выражать свое собственное мнение, комментировать высказывания;
– блоги дают возможность каждому учащимся высказаться по изучаемой проблеме или вопросу;
– учащиеся становятся более ответственными за качество написанного, т. к. все их высказывания доступны широкой аудитории;
– в блоге можно создавать портфолио работ учащихся, что позволяет более объективно оценить их прогресс в течение курса.
Таким образом, можно сказать, что блоги как педагогическая технология – явление новое, но довольно перспективное. Блоги дают их авторам и читателям большой выбор средств развития, обучения и общения в кругу общих интересов. Блоги могут быть интересны большому кругу читателей: ученикам, их родителям, ученикам. Несомненное достоинство блогов в их многофункциональности. Они позволяют развить навыки письменной речи, создают условия для самовыражения личности, помогают наладить контакт между учителем, учеником, родителями учеников. Блоги дают любому человеку, пришедшему на сайт, возможность раскрыть свои глубоко запрятанные таланты и уникальные возможности.
Педагогический эксперимент по внедрению блога в процесс обучения. Создание персонального блога учителя
Во-первых, создание блога начинается с формирования общего представления, о чем будет блог, как часто в нем необходимо писать и для чего он нужен.
Самый длинный путь всегда начинается с первого шага. Он – самый сложный. Но даже самый несведущий в этом вопросе человек может овладеть процедурой создания блога. Всемирная паутина предлагает большой выбор видеоучебников и инструкций.
Основой создания блога учителя послужили трудности конкретных учеников в изучении английского языка.

Определившись с темой, необходимо выбрать сервис по ведению своего блога. Среди самых популярных:

Дизайн и общие настройки определяет сам автор. В первую очередь появились обращения к ученикам о внесении их предложений по оптимизации уроков. Например, «Книга жалоб и предложений».

Затем, возникла идея создания отдельных страниц для классов, т.к. они отличаются уровнем владения английским языком. Нажав на страничку своего класса, ученик видит домашнее задание последнего урока, текущие оценки в четверти, которые дублируются на страничке родителей, а также помощь в выполнении домашнего задания.
Например, ученикам 8 -х классов было предложено написать мини-сочинение на тему «Почему люди должны учить русский язык?». Идеи и гипотезы по содержанию сочинения, инструкции по организации текста и примеры речевых конструкций они могли почерпнуть из моего поста.

Страничка «Родителям» содержит оценки учеников, домашнее задание дает возможность родителям обратиться к учителю и обсудить интересующие вопросы, не выходя из дома, в форме для комментариев. Родители, не желающие публичного обсуждения, могут написать учителю личное сообщение.

Блог имеет неограниченные возможности. Кроме стандартных напечатанных сообщений автор может сделать свой блог мультимедийным, вставив видео, фотографии, документы, презентации, ссылки на другие интернет-ресурсы. Материал, подобранный в соответствии с потребностями учеников, может стать инструментом формирования устойчивой мотивации, углубления знаний учащихся, придания уверенности в своих силах.

Заключение
На наш взгляд, блог является наиболее перспективной средой развития сетевого сообщества обмена знаниями. Блоги и сходные с ним среды могут служить и базами данных - хранилищами коллективного опыта. Для совместной коллективной деятельности в сети должно существовать равнодоступное для всех участников общее пространство, где они могут размещать свои мысли в соавторстве с учителями и учениками, реагировать на чужие высказывания. Такая электронная среда приходит на смену школьной доске, на которой мог писать и рисовать каждый.
Таким образом, интеграция новейших информационных технологий в учебный процесс предоставляет широкие возможности для:
• вступления учащихся в живую коммуникацию;
• активного вовлечения учащихся в языковую среду и преодоления языкового барьера;
• для творческой активности учащихся;
• совершенствования коммуникативной и межкультурной компетентностей;
• мотивации учащихся к изучению иностранного языка и культуры.
Использование ресурсов сети Интернет в обучении иностранным языкам, интеграция интернет средств в учебный процесс, позволяет более эффективно решать целый ряд дидактических задач:
• формировать и совершенствовать навыки чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
• совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также текстов, подготовленных учителем;
• совершенствовать умения письменной речи и навыки говорения;
• пополнять словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка;
• знакомить студентов с культуроведческими реалиями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
• формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования аутентичных материалов и соблюдения принципа связи с жизнью.
Интеграция блог-технологий в учебный процесс неизбежно приводит к пересмотру места и роли педагога в данном процессе, основной задачей которого становится не передача знаний и формирование навыков и умений, а стимулирование интереса, мотивации к усвоению языка, помощь в усвоении и творческом поиске. Отношения с учениками строятся теперь на принципах сотрудничества и совместного поиска и творчества.
В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм, принципов и методов обучения: наблюдаются тенденции увеличения доли самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отхода от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративных методов обучения, увеличения объёма практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.
Блоги призваны способствовать развитию индивидуальных образовательных траекторий: в большей степени адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным особенностям обучаемых, уровню их знаний и умений.
Литература
Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. М.: Интуит.ру, 2006. - 64с.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.Ю., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2001. - 272 с.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Блоги в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4.
Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2009. № 3.
Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: Теория и практика: монография. М., 2008.
Kennedy K. Writing with Web Logs // Technology & Learning. 2003.
Downes S. Educational Blogging // EDUCAUSE Review. 2000.
Blood R. Weblogs: A History and Perspective. N. Y., 2000.
http://www.teachingenglish.org.uk/think/resources/blogging.shtml -
Stanley, G. Blogging for ELT. - British Council, Barcelona.
www.iteslj.org/Techniques/Campbell-Weblogs.html - Блоги для использования на уроках английского языка
www.vanda51.blogspot.com/2009/03/passive-voice.html - блог по изучению английского языка
www.biblio-media.blogpost.com - советы по созданию блогов
http://www.npstoik.ru/vio/ - Альманах «Вопросы информатизации образования»
http://www.10kg.ru/blogi/ - Социальные медиа. Виды социальных медиа. Блоги.
http://blogbook.ru/2009/01/22/dlya-chego-vedut-i-chitayut-blogi-na-samom-dele/ - опрос «Зачем Вы ведете и читаете блоги?»
www.Lenta.ru – новостной сайт
Приложение 1
Анкета
Сетевые сервисы на практике
Ф.И.О. Место работы Должность, преподаваемый предмет Оцените предложенные сетевые сервисы. Оценка
от 0 до 4
Социальные сети. (Поиск людей, объединенных общим интересом и поддержание связи между ними). Проект «Школьный Портал», сеть творческих учителей. Социальные хранилища. (Хранение различного вида данных и их презентации друг другу). Фото и видео сервисы, закладки, геосервисы. Сетевые офисы. (Сервисы, поддерживающие создание, редактирование и хранение различных документов на удаленном компьютере в сети). Документы Google. Сетевые дневники – (Блоги). Социальные медиа. (СМИ, построенные на возможности любому человеку стать журналистом или источником новостей, на смену классической редакции приходит распределенное сообщество) Социальные базы данных. (Различные хранилища информации, в построении которой участвуют добровольцы из многих стран мира). Википедия. Коллективные гипертексты ВикиВики – (сервис, позволяющий любому пользователю участвовать в разработке веб-сайта в качестве автора и редактора). Летописи, Intewiki. Электронная и речевая почта. Организация и проведение видео и аудио сеансов через Skype, ICQ и т.д. в реальном времени. Шкала оценивания
«0» - не знал(а) о наличии такого сервиса ,
«1» - знаю, но не использую,
«2» - пользуюсь чужими наработками,
«3» - создаю свои ресурсы от случая к случаю,
«4» - регулярно использую, создавая свои ресурсы.
Кратко опишите свой опыт использования сетевых социальных сервисов
и дайте ссылки на 1-2 используемых или созданных ресурса.