Рабочая программа с тематическим планированием по математике


Управление образования Администрации Томского района
МБОУ «Нелюбинская СОШ» Томского района
Согласовано
Заместитель директора по УР
_____/______________/
ФИО
«___» _________20__г.
Утверждаю
Директор
МБОУ «Нелюбинская СОШ»
Томского района
_____/В.В. Трифонов/
Приказ №______ от
«___» _________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
в 4 классе
разработана на основе программы
по МАТЕМАТИКЕ УМК «Гармония»
Издательство «Ассоциация ХХI век»
Педагог: Юхник Елена Ивановна,
первая квалификационная категория
Пояснительная записка.
В основе начального курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Б.Истоминой «Математика», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Цель: обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.  
Задачи:
способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка, не вредить его здоровью;
дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины;
сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученикам в жизни и для успешного продолжения обучения в основном звене школы.
Нормативно-правовая база
Данная рабочая программа составлена на основании государственной программы, рекомендованной Департаментом среднего образования Министерства РФ, закона РФ об образовании, программы Н.Б. Истоминой «Математика», рекомендованной Министерством образования РФ, и с учетом стандарта начального образования по математике. Данная программа соответствует основным требованиям стандарта.
Общая характеристика учебного предмета
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики 1-4, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надежным средством интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач.
Описание места предмета в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение математики  в 4 классах выделяется 136 часов/ 4часа в неделю.
Основное содержание обучения представлено крупными разделами. Контроль за уровнем достижений учащихся   производится в форме письменных работ:
контрольных работ – 8;
тестов – 10;
математических диктантов – 3;
проверочных работ – 2.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к математике у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию. Математическое знание – это особый способ коммуникации:
наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;
участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний;
использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским и культурным опытом.
Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира. Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
В основе курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Процесс усвоения математики включает в себя информационное направление как пропедевтику дальнейшего изучения информатики. Направленность курса на формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания обеспечивает развитие алгоритмического и логического мышления, формирует у младших школьников представление о моделировании, что оказывает положительное влияние на формирование УУД.
На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждаются коллективно и создают условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Для этой цели используются следующие методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной - вербальной - графической - символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
У большинства выпускников будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
способность к организации самостоятельной деятельности.
Изучение математики будет способствовать формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
Все выпускники получат возможность для формирования:
– внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов;
– устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач:
– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Большинство выпускников научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Все выпускники получат возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Большинство выпускников научатся:
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть общим приёмом решения задач;
применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму.
Все выпускники получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
создавать модели и схемы для решения задач и преобразовывать их;
делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
проводить сравнение и классификацию математического материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Большинство учеников научатся:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
выражать в речи свои мысли и действия;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что – нет;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения.
Все выпускники получат возможность научиться:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты освоения курса
Числа и величины
Большинство выпускников научатся:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; год – месяц – неделя – сутки – час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Все выпускники получат возможность научиться:
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Большинство учеников научатся:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 1 000 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий, в том числе деления с остатком;
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Все выпускники получат возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Большинство учеников научатся:
анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2–3 действия);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Все выпускники получат возможность научиться:
решать задачи на нахождение доли величины
и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая части);
решать задачи в 3–4 действия;
находить разные способы решения задач;
решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Большинство учеников научатся:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, прямая, луч, отрезок, ломаная, прямой, тупой и острый углы, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Все выпускники получат возможность научиться:
распознавать плоские и кривые поверхности;
распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Большинство учеников научатся:
– измерять длину отрезка;
– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Все выпускники получат возможность научиться
вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Работа с информацией
Большинство учеников научатся:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Все выпускники получат возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, диаграммы, схемы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Уравнения. Буквенные выражения
Все выпускники получат возможность научиться:
решать простые и усложнённые уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий;
находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входя
Содержание курса
Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Постановка учебной задачи. Анализ и сравнение произведений. Коррекция ошибок. Взаимосвязь компонентов и результата действий. Умножение многозначных чисел на 1 и на 0. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на двузначное число, оканчивающееся нулём.
Способы самоконтроля. Деление с остатком. Предметный смысл. Взаимосвязь компонентов и результата деления (с остатком и без остатка). Способы деления с остатком (подбор делимого, подбор неполного частного). Классификация записей на деление с остатком. Алгоритм умножения на двузначное и трёхзначное число.
Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число).
Доли и дроби. Знаменатель. Числитель. Предметное изображение долей и дробей. Изображение долей отрезка. Нахождение части от числа и числа по его части.
Действия с величинами. Соотношение единиц величин (длина, масса, время). Сравнение величин. Запись в порядке возрастания или убывания. Построение отрезка заданной длины. Поиск закономерности ряда величин. Площадь и периметр прямоугольника. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Единицы массы: грамм, килограмм, тонна, центнер. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Единицы времени: секунда, мину та, час,
сутки, неделя, год, век. Единица объёма – литр. Соотношение единиц величин. Сравнение однородных величин. Действия с величинами.
Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.).
Уравнения. Способы решения уравнений (простых и усложнённых). Решение задач способом составления уравнений.
Буквенные выражения. Нахождение числовых значений буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв.
Четверть Раздел Всего часов Кол-во контрольных работ
1 четверть Повторение материала 1, 2, 3 классов. Нумерация многозначных чисел 12 1
Умножение многозначного числа на однозначное 13 1
Деление с остатком 12 2
2 четверть Умножение многозначных чисел 12 1
Деление многозначных чисел 16 2
3 четверть Доли и дроби 4 Действия с величинами 16 1
Скорость движения 23 2
4 четверть Уравнения
7 Числовые и буквенные выражения 9 1
Повторение пройденного материала в 1- 4 классах 12 1
Всего: 136 12
  Требования к уровню подготовки учащихся к концу четвёртого класса
Первый уровень
Знать Уметь
Таблицу сложения однозначных чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка). Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления ( на уровне автоматизированного навыка). Устно складывать и вычитать, умножать и делить в пределах 100 и в пределах 1000 (легко сводимые к действиям в пределах 100).
Свойства арифметических действий:
сложения (переместительное и сочетательное);
умножения(переместительное и сочетательное, распределительное);
деления суммы на число. Использовать эти свойства при вычислении значений выражений.
Разрядный состав многозначных чисел (Названия разрядов, классов, соотношение разрядных единиц). Читать, записывать, сравнивать многозначные числа, выделять в них число десятков, сотен, тысяч, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений.
Алгоритм письменного сложения и вычитания Складывать и вычитать многозначные числа в столбик
Алгоритм письменного умножения Умножать в столбик многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное число.
Алгоритм письменного деления Делить многозначное число на однозначное, двузначное, трехзначное число уголком (в том числе производить деление с остатком)
Названия компонентов и результатов действий; правила нахождения компонентов умножения и деления. Решать простые и усложненные уравнения. Решать задачи способом составления уравнений.
Единицы величин (длина, масса, площадь, время) и их соотношение. Сравнивать, складывать и вычитать величины, умножать и делить величину на число. Выражать данные величины в различных единицах.
Способы вычисления площади и периметра прямоугольника. Использовать эти знания при решении задач.
Правила порядка выполнения действий в выражениях. Использовать эти знания для вычисления значений различных числовых выражений. Находить числовые значения простейших буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв.
Названия геометрических фигур: точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность, круг. Узнавать и изображать эти фигуры, выделять их существенные признаки. Строить фигуру, симметричную данной относительно оси симметрии.
Структуру задач: условие, вопрос. Читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, переводить язык задачи на язык арифметических действий. Решать составные задачи на пропорциональную зависимость величин.
Второй уровень
Называть компоненты арифметических действий (сумма, слагаемое; разность, уменьшаемое, вычитаемое; произведение, множитель; частное, делимое, делитель).
Различать математические выражения: сумма, разность, произведение, частное; периметр и площадь прямоугольника; геометрические фигуры: отрезок и луч, круг и окружность, многоугольники.
Устанавливать связи, понимать зависимости: между величинами — скорость, время, длина пути при равномерном прямолинейном движении; между ценой, количеством и стоимостью товара.
Воспроизводить по памяти: результаты табличных случаев сложения и вычитания (в пределах 20), умножения и деления.
Решать практические задачи:
читать, записывать цифрами натуральные числа в десятичной системе счисления и называть их в порядке возрастания и убывания;
сравнивать целые неотрицательные числа, величины;
выполнять устные несложные вычисления с натуральными числами и нулем в пределах 100;
выполнять сложение, вычитание, умножение и деление многозначных чисел (сложение и вычитание в пределах 1 миллиона; умножение и деление многозначных чисел на двузначное число в пределах миллиона);
вычислять в 2—3 действия значения числовых выражений, записанных со скобками или без них, используя правила порядка выполнения арифметических действий;
соотносить единицы:
длины: 1 км = 1000 м, 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм, 1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм;
времени: 1 ч = 60мин, 1 мин = 60с, 1 суг. = 24 ч, 1 год= 12мес.; массы: 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг;
решать текстовые арифметические задачи в 1—2 действия;
измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины с помощью линейки;
вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Система оценивания планируемых результатов по математике
Отметка «5» - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Обучающийся  обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметка «4» - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметка «3» - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Обучающийся  владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку «2» - устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов обучающегося составляет менее 50% содержания (неправильный ответ).
Оценивание контрольных работ:
Отметки в контрольной работе ставятся по числу решённых задач. 
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка. По количеству полученных отметок за контрольную работу выводится средняя арифметическая, которая и является итоговой и выставляется в классный журнал за то число, когда проводился контроль данный контроль знаний. За отдельно решенные задания отметки выставляются в свободные клетки классного журнала по данной теме.
Задание считается выполненным, если содержит более 65% верных ответов.
Самостоятельное исправление ошибки обучающимся не учитывается, отметка не снижается.
При выведении средней арифметической отметки 4,5 балла считаются за «4»,
4,6 и более – за «5».
Уровни успешности 4-балльная шкала 100%-шкала
Не достигнут базовый уровень
Не решена типовая, много раз отработанная задача «2»  
ниже нормы,
неудовлетворительно Выполнено менее 50% заданий базового уровня
Базовый уровень
Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания «3» 
норма, зачёт, удовлетворительно.
Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) Выполнено 50 – 65% заданий базового уровня
«4» 
хорошо.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Выполнено более 65% заданий базового уровня и 50 % заданий повышенного уровня или 100% заданий базового уровня
Повышенный уровень
Решение нестандартной задачи, где потребовалось
либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме,
либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации «5»  отлично.
Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Выполнено 90 - 100% заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня
Особенности оценивания тестовых работ
Вид теста Критерии успешности 5-балльная система
Базовый уровень Тест (с выбором ответа) 65% и более правильных ответов 65% - 79% - «3»
80% - 100% - «4»
Тест (со свободным ответом) 50% и более правильных ответов 50% - 69% - «3»
70% - 100% - «4»
Смешанный тест 55% и более правильных ответов 55% - 75% - «3»
76% - 100% - «4»
Повышенный уровень Правильно выполены задания базового уровня и 50 – 65 % заданий повышенного уровня «5»         
Учебно-тематическое планирование. 4 класс

п./п. Дата по плану Дата по факту Название темы Планируемые результаты обучения
Характеристика учебной деятельности учащихся
Предметные знания и умения Личностные качества, метапредметные УУД Проверь себя! Чему ты научился в первом, втором и третьем классах? (11 ч)
1 1 четверть (36 ч)
Сравнение многозначных чисел. Табличное умножение Сравнение многозначных чисел. Арифметические задачи.
Правила порядка выполнения действий. Взаимосвязь
компонентов и результатов действий. Деление на 10, 100,
1000… Соотношение единиц массы, длины, времени.
Площадь и периметр прямоугольника. Многогранник.
Прямоугольный параллелепипед.
Деление числа на произведение. Диаграмма. Куб. Таблица
умножения и соотвествущие случаи деления. Развёртка куба. Выражать в речи свои мысли и действия.
Осуществлять взаимный контроль.
Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Классифицировать числа, величины, геометрические фигуры по данному основанию.
Осуществлять анализ объектов, синтез как составление целого из частей, проводить сравнение. Использовать математические знания для решения
практических задач.
Моделировать текстовые ситуации. (Таблицы, схемы,
знаково-символические модели, диаграммы).
Решать арифметические задачи разными способами,
используя различные формы записи решения задачи.
2 Арифметические задачи. Правила порядка выполнения действий 3 Взаимосвязь компонентов и результата действий. Правило. Арифметические задачи 4 Арифметические задачи 5 Деление на 10, 100, 1000… Соотношение единиц массы, длины, времени 6 Площадь и периметр прямоугольника. Сравнение числовых выражений. Порядок выполнения действий. Многогранник. Прямоугольный параллелепипед 7 Деление числа на произведение. Диаграмма 8 Куб. Таблица умножения и соответствующие случаи деления 9 Числовые выражения. Развертка куба 10
11 Контрольная работа №1(входная)
Работа над ошибками Умножение многозначного числа на однозначное (8 ч)
12 Постановка учебной задачи. Алгоритм умножения на однозначное число Подготовка к знакомству с алгоритмом: нахождение значения произведения многозначного числа и однозначного с применением полученных ранее знаний (записи многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых и распределительного свойства умножения).
Знакомство с алгоритмом
письменного умножения многозначного числа на однозначное (умножение «в столбик»).
Использование изученного алгоритма для удобства вычислений.
Особенности умножения «в
столбик» для чисел, оканчивающихся нулями.
Знакомство с новым разрядом – единицы миллионов; с новым классом – классом
миллионов. Пояснять собственные действия при проведении «прикидки».
Осуществлять самоконтроль рассуждений, выполняя
умножение «в столбик».
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль результата.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. Устанавливать причинно- следственные связи.
Устанавливать соответствие предметной и символической модели. Допускать возможность существования различных точек зрения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Строить понятные для партнёра высказывания. Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра.
Использовать речь для регуляции своего действия. Представлять многозначное число в виде суммы раз-
рядных слагаемых.
Использовать распределительное свойство умножения
для удобства вычислений.
Объяснять на его основе запись выполнения умножения
«в столбик».
Выполнять самостоятельно умножение «в столбик»
с объяснением.
Выполнять «прикидку» количества знаков в значении
произведения многозначного числа на однозначное.
Находить значения произведений многозначных чисел
на однозначные разными способами.
Использовать разрядный состав чисел для удобства записи умножения «в столбик».
13 Алгоритм умножения на однозначное число. Разрядный состав многозначного числа. Арифметические задачи 14 Арифметические задачи. Умножение многозначного числа на однозначное 15 Взаимосвязь компонентов и результатов действий. Правила порядка выполнения действий. Сравнение выражений 16 Арифметические задачи. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число 17 Арифметические задачи. Запись текста задачи в таблице 18 Арифметические задачи. Сравнение многозначных чисел. Умножение многозначного числа на двузначное, оканчивающееся нулем 19 Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число. Многогранник, его развертка Деление с остатком (15 ч)
20 Постановка учебной задачи. Запись деления с остатком. Терминология Предметный смысл деления с
остатком.
Форма записи деления с остатком. Взаимосвязь компонентов и результата действия.
Случай деления с остатком,
когда делимое меньше дели-
теля.
Деление на 10, 100, 1000… Формулировать учебную задачу на основе имеющихся
знаний о делении чисел.
Составлять план решения учебной задачи.
Моделировать арифметическое действие для решения
учебной задачи.
Пояснять готовую запись деления с остатком.
Выполнять деление с остатком.
Контролировать себя, сверяя собственные действия
с алгоритмом выполнения деления с остатком. Сравнивать записи деления с остатком в строку и «уголком».
Выполнять запись деления с остатком в строку
и «уголком».
Осуществлять самопроверку вычислительных действий
путём сопоставления с алгоритмом.
Проводить проверку правильности вычислений с помощью обратных действий.
Выделять неизвестный компонент деления с остатком и
находить его значение.
Анализировать готовые записи деления с остатком для случаев, когда делимое меньше делителя.
Находить неполное частное и остаток, пользуясь подбором делимого или неполного частного.
Определять значение неполного частного и остаток при
делении на 10, 100, 1000… разными способами (как при делении с остатком или с учётом разрядного состава многозначных чисел).
21 Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Табличные случаи умножения. Подбор делимого при делении с остатком 22 Деление с остатком. Подбор неполного частного 23 Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Классификация выражений 24 Решение арифметических задач. Коррекция ошибок 25 Решение арифметических задач. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком 26 Деление с остатком. Случай, когда делимое меньше делителя. Классификация выражений 27
28 Контрольная работа №2по теме «Деление с остатком"
Работа над ошибками 29 Решение задач 30 Деление на 10, 100. Решение задач 31 Умножение многозначного числа на однозначное. Решение задач 32
33 Контрольная работа №3 по итогам 1 четверти
Работа над ошибками 34 Решение задач Умножение многозначных чисел (11 ч)
35 Постановка учебной задачи. Алгоритм умножения на двузначное число Подготовка и осуществление
знакомства с алгоритмом умножения на двузначное число.
Применение алгоритма для самостоятельных вычислений.
Умножение чисел, оканчивающихся нулями.
Умножение на трёхзначное
число. Использовать приобретённые умения (выполнять умножение многозначного числа на однозначное, применять распределительное свойство умножения для удобства вычислений) для формирования новых (умножения любых многозначных чисел).
Замечать закономерности при вычислении значений
произведений многозначных чисел.
Формулировать выводы из наблюдений в устной речи.
Использовать приобретённые умения (выполнять умножение многозначного числа на однозначное, применять распределительное свойство умножения для удобства вычислений) для формирования новых (умножения любых многозначных чисел).
Описывать устно последовательность действий при умножении «в столбик» на двузначное число.
Выполнять умножение «в столбик» с объяснением.
Исправлять ошибки в записи умножения многозначных чисел «в столбик» и в его результате.
36 Сравнение выражений, поиск ошибок и их коррекция 37 2 четверть (28 ч)
Алгоритм умножения на двузначное число. Правила порядка выполнения действий 38 Алгоритм умножения на двузначное число. Решение задач. Геометрические тела 39 Алгоритм умножения на двузначное число. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Решение задач 40 Решение задач. Классификация многогранников 41 Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное и двузначное 42 Алгоритм умножения многозначных чисел. Решение задач 43 Алгоритм умножения многозначных чисел 44
45 Контрольная работа №4 по теме «Умножение многозначных чисел»
Работа над ошибками Деление многозначных чисел (19 ч)
46 Постановка учебной задачи. Взаимосвязь умножения и деления.
Деление суммы на число.
Деление с остатком. Алгоритм письменного деления.
Прикидка результата при делении.
Деление на однозначное число. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль результата.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. Устанавливать причинно- следственные связи.
Устанавливать соответствие предметной и символической модели. Допускать возможность существования различных точек зрения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Строить понятные для партнёра высказывания. Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра.
Использовать речь для регуляции своего действия. Использовать взаимосвязь умножения и деления для «прикидки» результатов вычислений.
Составлять равенства на деление по вычисленным значениям произведений. Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное с опорой на имеющиеся знания о делении суммы на число, о делении с остатком, о разрядном
составе многозначных чисел.
Описывать действия при выполнении деления «уголком».
Выбирать из данных выражений частные, которые имеют в значении заданное количество цифр, с помощью «прикидки».
Осуществлять «прикидку» результата деления для определения количества цифр в значении частного; для оценки его величины.
47 Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления. Деление суммы на число. Деление с остатком. Разрядный и десятичный состав многозначного числа. 48 Подготовка к знакомству с алгоритмом. Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. 49 Алгоритм письменного деления. Прикидка количества цифр в частном 50 Решение задач 51 Алгоритм письменного деления. Задачи на площадь и периметр прямоугольника. Взаимосвязь компонентов деления с остатком и без остатка и результата. 52 Решение задач. Запись текста задачи в таблице. Деление многозначного числа на однозначное. Классификация выражений. Поиск закономерностей. 53 Классификация выражений. Проверка деления. Поиск закономерностей. 54 Решение задач. Взаимосвязь компонентов и результата деления. Грани и развёртка куба 55 Алгоритм письменного деления. Грани и развёртка куба 56 Алгоритм письменного деления. Прикидка результата. Сравнение выражений. Решение задач 57 Алгоритм письменного деления. Прикидка результата. Решение задач 58 Алгоритм письменного деления. Решение задач 59
60 Контрольная работа № 5по теме «Деление многозначных чисел»
Работа над ошибками 61 Алгоритм письменного деления. Решение задач 62
63 Контрольная работа №6 по итогам 2 четверти
Работа над ошибками 64 Решение задач Доли и дроби (3 ч)
65 3 четверть (40 ч)
Постановка учебной задачи. Терминология. Предметный смысл дроби (доли) Моделирование долей и дробей на рисунке.
Знакомство с долями и дробями.
Анализ рисунков с целью усвоения предметного смысла компонентов дроби.
Решение задач с использованием изученных понятий. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль результата.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. Устанавливать причинно- следственные связи.
Устанавливать соответствие предметной и символической модели. Допускать возможность существования различных точек зрения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Строить понятные для партнёра высказывания. Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра.
Использовать речь для регуляции своего действия. Записывать на языке математики обозначения частей целого (предмета, фигуры или величины).
Читать доли и дроби.
Пояснять предметный смысл числителя и знаменателя.
Выбирать рисунки, на которых закрашены заданные дробью части фигуры.
Выполнять рисунки по заданию, содержащему дроби.
Находить часть от числа, заданную дробью, и число по его части.
66 Предметный смысл дроби. Часть от целого 67 Нахождение дроби от числа и числа по дроби Действия с величинами (16 ч)
68 Величины на практике. Единицы длины и их соотношения. Обобщение ранее изученного материала Повторение известных величин, единиц величин и их соотношения.
Перевод одних единиц величин в другие.
Сложение, вычитание вели-
чин.
Умножение величины на число.
Повторение материала о сложении и вычитании отрезков.
Знакомство с единицами массы (тонна, центнер) и выяснение их соотношения с килограммом и граммом.
Закрепление знания изученных соотношений в процессе решения задач.
Знакомство с единицами объёма (кубический сантиметр, кубический дециметр, литр). Интерпретировать на диаграмме данные задачи.
Контролировать правильность решения задач с помощью заполнения таблицы.
Анализировать рисунки с известными величинами с целью знакомства с новой величиной (объёмом) и единицами её измерения.
Использовать полученные знания для решения задач
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль результата.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. Устанавливать причинно- следственные связи.
Устанавливать соответствие предметной и символической модели. Допускать возможность существования различных точек зрения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Строить понятные для партнёра высказывания. Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра.
Использовать речь для регуляции своего действия. Классифицировать величины, определять «лишние» в ряду.
Записывать однородные величины в порядке убывания или возрастания.
Находить сумму и разность однородных величин.
Выражать расстояния, данные в метрах, километрах и метрах.
Рассуждать, обосновывая разные способы своих действий.
Чертить отрезки заданной длины, увеличивать или уменьшать их на определённую величину.
Находить закономерность построения ряда величин и продолжать ряд в соответствии с этой закономерностью.
Решать задачи, содержащие изучаемые величины.
69 Сравнение величин (длина), сложение и вычитание величин 70 Решение задач с величинами (длина, площадь) 71 Решение задач с величинами (длина, площадь, масса). Соотношение единиц массы 72 Решение задач с величинами (масса). Перевод одних наименований величин в другие 73 Сложение и вычитание величин (масса). Поиск закономерностей. Решение задач 74 Соотношение единиц времени. Решение задач 75 Соотношение единиц времени. Нахождение части от целого и целого по его части. Решение задач 76 Единицы длины, массы и времени. 77 Решение задач с различными величинами 78 Решение задач с различными величинами. Поиск закономерности. 79
80 Контрольная работа № 7 по теме «Решение задач»
Работа над ошибками 81 Решение задач с различными величинами 83 Решение задач с величинами (объём, масса) Скорость движения (21 ч)
84 Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице Знакомство с единицами скорости в процессе решения арифметических задач.
Нахождение скорости движения по известному расстоянию и времени; расстояния – по известным величинам скорости и времени; времени – по известным величинам расстояния и скорости. Перекодировать текстовую информацию в таблицу.
Распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме. Интерпретировать текст задач на движение на схематическом рисунке.
Сравнивать и обобщать сведения, представленные
в готовых высказываниях.
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль результата.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. Устанавливать причинно- следственные связи.
Устанавливать соответствие предметной и символической модели. Допускать возможность существования различных точек зрения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Строить понятные для партнёра высказывания. Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра.
Использовать речь для регуляции своего действия. Моделировать предметные ситуации на схеме, чтобы
найти скорость движения.
Анализировать тексты задач на движение с целью уточнения представлений о скорости. Решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли. Использовать приобретённые знания при решении за-
дач на движение
85 Соотношение единиц скорости. Решение задач 86 Соотношение единиц скорости. Анализ разных способов решения задачи. 87 Соотношение единиц скорости. Правила порядка выполнения действий. Взаимосвязь компонентов и результата арифметического действия 88 Решение задач. Сравнение выражений. Правила порядка выполнения действий. 89 Движение двух тел навстречу друг другу. Решение задач 90 Движение двух тел навстречу друг другу. Использование схем в задачах на встречное движение 91 Решение задач с величинами (скорость, время, расстояние) 92
93 Решение задач с величинами (скорость, время, расстояние).
Сравнение выражений. Правила порядка выполнения действий. 94
95 Решение задач на движение двух тел в одном направлении,
когда одно тело догоняет второе 96 Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях. 97 Решение задач на движение. Алгоритм письменного деления. Правила порядка выполнения действий 98 Решение задач на движение 99
100 Контрольная работа №8 по теме «Решение задач на движение»
Работа над ошибками 101 Решение задач 102
103 Контрольная работа №9 по итогам 3 четверти
Работа над ошибками 104 Резерв Уравнения и буквенные выражения (21 ч)
105 4 четверть (32 ч)
Постановка учебной задачи. Анализ записей решения уравнений, их сравнение. Терминология Нахождение неизвестного
компонента арифметических
действий по известным.
Знакомство с уравнениями.
Объяснение представленных
способов решения уравнений. Составление уравнений по
тексту; используя запись деления с остатком.
Знакомство с буквенными
выражениями.
Решение задач способом составления уравнения. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль результата.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. Устанавливать причинно- следственные связи.
Устанавливать соответствие предметной и символической модели. Допускать возможность существования различных точек зрения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Строить понятные для партнёра высказывания. Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра.
Использовать речь для регуляции своего действия. Выделять неизвестный компонент арифметического
действия и находить его значение.
Записывать равенства с «окошками» в виде уравнений.
Использовать запись деления с остатком для составления уравнений.
Находить среди данных уравнения с одинаковыми корнями; с корнем, имеющим наименьшее или наибольшее
значение. Проверять свой ответ, решая уравнения.
Находить значения выражений.
Заполнять таблицы значений по буквенным выражениям.
Составлять уравнения по задачам и решать их.
Определять количество и порядок действий для решения задачи.
Выбирать и объяснять выбор действий.
106 Запись уравнения по записи деления с остатком, по рисунку, по схеме 107
108 Сравнение уравнений. Выбор уравнения к задаче. Составление уравнения по рисунку, по схеме 109 Составление уравнения по данному тексту (по задаче) 110 Постановка учебной задачи. Запись буквенных выражений по данному тексту. Числовое значение буквенного выражения при данных значениях входящей в него буквы 111
112
113 Объяснение буквенных выражений, составленных по данному тексту.
Сравнение числовых и буквенных выражений.
Числовое значение буквенного выражения при данном числовом значении, входящей в него буквы 114 Усложнённые уравнения. Их решение 115 Решение задач способом составления уравнений 116 Решение задач способом составления уравнений. Вычисления буквенных выражений при данном значении, входящей в него буквы 117
118 Решение усложнённых уравнений.
Составление уравнений по тексту задачи, по данной схеме 119
120 Сравнение уравнений, буквенных выражений. Объяснение схем и выражений, составленных к задачам на движение 121
122 Контрольная работа №10 по теме «Уравнения и буквенные выражения»
Работа над ошибками 123 Решение задач 124
125 Контрольная работа №11 по итогам 4 четверти
Работа над ошибками Проверь себя! Чему ты научился в 1-4 классах? (11 ч)
126 Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям Выполнение тестовых заданий Решение задач Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять самоконтроль результата.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях. Устанавливать причинно- следственные связи.
Устанавливать соответствие предметной и символической модели. Допускать возможность существования различных точек зрения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Формулировать собственное мнение и позицию.
Строить понятные для партнёра высказывания. Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра.
Использовать речь для регуляции своего действия. Выполнение тестовых заданий Решение задач
127 Задачи с выбором ответа 128 Задачи на приведение к единице и пропорциональное деление 129 Задачи на нахождение доли по числу 130 Задачи на нахождение числа по его доле 131
132 Комплексная проверочная работа для оценки достижения планируемых результатов освоения программ начального образования в общеобразовательных организациях
Работа над ошибками 133 Задачи геометрического содержания 134 Логические задачи 135 Проект «Математика вокруг нас» 136 Проект «Мир в движении» Учебно – методическое обеспечение
Истомина Н.Б. Математика. 4 класс. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
Истомина Н.Б.., рабочая тетрадь по математике для 4 класса: в 2-х частях – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
Истомина Н.Б.., тетрадь по математике «Учимся решать комбинаторные задачи» для 4 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014
Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Математика, Контрольные работы. 4 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
Истомина Н.Б., тестовые задания по математике. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
Истомина Н. Б. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век. – 2014 и послед. Электронная версия на сайте издательства.
Истомина Н. Б., Смолеусова Т. В. Оценка достижения планируемых результатов по математике в начальной школе. Смоленск: Ассоциация XXI век. – 2014
Истомина Н.Б., Редько З.Б, Иванова И.Ю. Уроки математики. Методические рекомендации к учебнику «Математика», 4 класс (в двух частях). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014 . Электронная версия на сайте издательства.
Электронные сопровождения к учебникам и тетрадям
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ruРоссийский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ruРоссийский портал открытого образования http://www.openet.edu.ruЕстественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ruПортал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ruИстомина Н.Б., Редько З.Б, Иванова И.Ю. Уроки математики. Методические рекомендации к учебнику «Математика», 4 класс (в двух частях). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2014 . Электронная версия на сайте издательства.
Материально-техническое обеспечение
ПК
ИД
Принтер
Электронные сопровождения к учебнику и к тетради: материал для учителя.
Презентации к урокам
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Таблицы классов и разрядов.
Модели чисел.
Пособия, предназначенные для изучения геометрических тел, фигур и величин.
Калькулятор.