Рабочая программа по информатике и ИКТ (8-9 класс) базовый уровень (ГОС) с тематическим планированием


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Филиал Муниципального казѐнного общеобразовательного учреждения Шалинского городского округа «Шалинская средняя общеобразовательная школа № 45» - «Чусовская средняя общеобразовательная школа № 14» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по предмету «Информатика и ИКТ» 8 - 9 класс (уровень обучения – базовый) Р а зработчик: Мезенина Светлана Ивановна у читель 1 квалификационной категори и Чусовое 2014 2 1. Пояснительная записка. Настоящая программа: 1. составлена на основе:  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ (с изменениями и дополнениями) ;  Федерального компонента государственных образовательных стандарто в начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного 05 марта 2004 года приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69) ;  У став а МКОУ «Шалинская СОШ № 45 » , основной образовательной программы МКОУ «Шалинская СОШ № 45»;  сборника программ для общеобразовательных учреждений Информатика 2 - 11 классы. - М.: БИНОМ . Лаборатория знаний, 2005;  федерального перечня учебников . 2. реализует преподавание информатики и ИКТ на базовом уровне; 3. дает распределение учебных часов по разделам курса; 4. предусматривает гибкий подход к выбору типа урока, методов и форм контроля обученно сти в зависимости от степени усвоения знаний, возрастных и психологических особенностей учащихся. 5. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстро е но в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способст вует лучшему его осво е нию учениками. Информационная подготовка - одно из немногих инновационных и востребованных направлений школьной подготовки, делающих школу современной, приближающих еѐ к жизни и запросам общества. В свете актуальных государственных п рограмм развития образования в России информатизация рассматривается как важнейший аспект модернизации образования. Информационная подготовка на сегодняшний день является одним из средств формирования содержательно - логического мышления. Развивающая сторон а информационной подготовки направлена на формирование актуальных приѐмов деятельности, в том числе интеллектуальной, в условиях информатизации. За последние годы в обществе произошли значительные перемены, связанные с расширением круга источников информац ии, ростом уровня информационной свободы, внедрением информационных и коммуникативных технологий во все сферы деятельности человека. Информационно - коммуникационная компетентность - один из основных приоритетов современного общего образования. Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллект уальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами изучен ия в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информац ионный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изуче ния и 3 структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информаци ю об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Програм мой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20 - 25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результ ата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного матер иала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими пр едметами. Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике. Изучение информатики и информационно - коммуникационных технологий на ступени основного общего об разования направлено на достижение следующих целей : - освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; - овладение умениями работать с различными видами информации с помощь ю компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; - воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; - выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуал ьных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Курс рассчитан на изучение в 8 и 9 класс ах общеобразовательной средней школы. В настоящем курс изучается в объеме: 8 класс - 3 4 час а ( 1 час в неделю ) , 9 класс - 68 часов ( 2 часа в неделю ) . Структура рабочей пр о граммы: стр. 1 Пояснительная записка. 1 2 Общая характеристика курса 4 3 Описание места предмета в учебном плане 6 4 Требования к уровню подготовки обучающихся, которыми они д олжны овладеть в процессе изучения курса «Информатика и ИКТ» 7 5 Содержание учебного курса 8 6 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 1 3 7 Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образ овательного процесса 2 0 8 Календарно - тематическое поурочное планирование 2 5 4 2. Общая характеристика курса Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Информационные процессы . Представление информации . Информация, информационные объ екты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий. Передача информации . Процесс передачи информации, источник и пр иемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Обработка информации . Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок - схемы. Алгоритмические конструкции. Логические зна чения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы . Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Компьютер как универсальное устройство обработки информации . Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программно е обеспечение общего назначения. Представление о программировании. Информационные процессы в обществе . Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право. И нформационные технологии Основные устройства ИКТ . Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителе й информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно - графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создани е, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи. Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика). Запись средств ами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно - исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории): - изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер , сканеров, магнитофонов); - текстов (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи); - музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры); - таблиц результатов измерений (в том числе с использованием прис оединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Создание и обработка информационных объектов Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Стран ица. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование 5 работы над текстом . Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных. Обр азовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право). Рисунки и фотографии . Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование го товых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии. Звуки и видеоизображения . Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов. Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях. Поиск информации . Компьютерные энциклопедии и справочн ики; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов. Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, я зыки. Проектирование и моделирование . Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. Простейшие управляемые компьютерные модели. Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины. Математические инструменты, динамические (электронные) таблиц ы . Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Образовательные области приоритет ного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика). Организация информационной среды . Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб - страницы, презентаци и с использованием шаблонов. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального и спользования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины. 6 3. Описание м ест а предмета в учебном плане . Курс рассчитан на изучение в 8 и 9 класс ах общеобразовательной средней школы. В настоящем курс изучается в объеме: 8 класс - 3 4 час а ( 1 час в неделю ) , 9 класс - 68 часов ( 2 часа в неделю ) . В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащ ихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Основным предназначением образовательной области "Информатика" на II ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматрив ать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Преподавание «Информатики и ИКТ» в 8 - 9 ведѐтся на основе УМК под редакцией И. Г. Семакина:  программа,  Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса /И. Г. Семакин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 200 8 ;  Информатика и ИКТ: Учебник для 9 класса /И. Г. Семакин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 200 8 ;  Информатика. Задачник – практикум в 2 т. /под ред. И. Г. Семакина – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 ;  Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие/под ред. И.Г. Семак ина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 ;  Сайт Методическая служба (издательство БИНОМ) http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/ ;  Комплект Цифровых Образовательных Ресурсов (под ред. И.Г. Семакина );  Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении ф едерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. Во всех классах для самостоятельной работы учащихся обеспечен доступ к средствам информационных и комм уникационных технологий (компьютерам, устройствам и инструментам, подсоединяемым к компьютерам), точнее каждый ученик имеет своѐ рабочее место. На все ПК установлены лицензионные программы. 7 4. Требования к уровню подготовки обучающихся, которыми о ни должны овладеть в процессе изучения курса «Информатика и ИКТ» В результате изучения информатики и информационно - коммуникационных технологий ученик должен: знать/понимать : - виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; - ед иницы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; - основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма; - програм мный принцип работы компьютера; - назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; уметь: - выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполня ть и строить простые алгоритмы; - оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать мер ы антивирусной безопасности; - оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации; - создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, исполь зуя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамически е, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций г рафических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений; создавать записи в базе данных; создавать презентации на основе шаблонов; - искать информацию с применением правил поиска (пос троения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; - пользоваться персональным компьютером и его п ериферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуник ационных технологий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок - схем); - проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; - создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; - организации индивидуального информационного про странства, создания личных коллекций информационных объектов; - передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. 8 5. Содер жание учебного курса . 8 класс (34 час. , в том числе резерв - 1 ) 1. Человек и информация – 6 час. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информ а тики в 8 – 9 классах. Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информаци онные пр о цессы . Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Измерение информации. Единицы измерения информации. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Пр оцесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Практика на компьютере : освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; осно в ные приемы редактирования. Основные термины по разделу: Информатика . К омпьютер . Б ит , байт , килобайт, мегабайт, гигабайт . Внешняя память человека . Внутренняя память челов е ка . Знания декларативные . Знания процедурные . Измерение информации: алфавитный подход . Информацио нные каналы человека . Информационные процессы . Информационный вес символа . Информ а ционный объем текста . Канал передачи информации (информационный канал связи) . Мощность алфавита . Передача информации . Обработка информации . Хранение и н формации человеком . Язы к . Языки естественные . Языки формальные (искусс т венные) . 2. Первое знакомство с компьютером – 7 час. Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютер а. Организация инфо р мации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопа с ности и эргономики при работе за компьютером. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуа тации средств ИКТ. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно - ориентированный пользов а тельский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операцио н ной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок , работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; испол ь зование архиватора и антивирусных программ. Основные термины по разделу: Адрес байта . Вит памяти . Двоичная кодировка . Дружественный польз о вательский интерфейс . Имя файла . Каталог (папка) . Магистраль (шина) . Меню . Контекстное меню . Микропроцессор . Объем оперативной памяти . Операционная система (ОС) . Основные устройства компьютера . Память оперативная . Память внешняя . Полное имя файла . Прикладное программное обеспеч ение . Прикла д ные программы обще го назначения . Прикладные программы специального назначения . Принцип адр е суемости оперативной памяти . Принцип дискретности оперативной памяти . Принцип храни мой в памяти про граммы (принцип фон Неймана) . Программа . Программиров ание . Программное обеспечение (ПО) . Процессор компьютера . Разрядность процессора . Системное программное обе с печение . Системы программирования . Тактовая частота процессора . Устройства ввода (основные) . Устройства вывода (о с новные) . Файл . Файловая система . Ф айловая структура . Шина адреса . Шина данных . Шина управления . 3. Текстовая информация и компьютер – 10 час. Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати те к стовых докум ентов. 9 Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные сл о вари и системы перевода) . Планирование работы над текстом . Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенн ы ми блоками через буфер обмен а; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, таблиц, изображений, диаграмм, формул); знакомство со встроенными шабл о нами и стилями, включение в текст гиперссылок. П рактика по сканир о ванию и р аспознаванию текста, машинному переводу. Основные термины по разделу: Гипертекст. Двоичный код символа . Маркированный список . Нумерованный список . Принцип посл е довательного кодирования алфавитов . Распознавание текста . Режимы работы текстового реда к тора (ос новные) . Среда текстового редактора (стандартные компоненты) . Стиль оформления текстовых документов . Структурные единицы текста (данные текстового редакт о ра) . Таблица кодировки . Текстовый процессор . Текстовый редактор (ТР) . Шаблон . 4. Графическая информация и компьютер – 5 час. Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображ е ния. Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Практика на компьютер е: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копиров а ние, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно и спользовать встроенную графику в текстовом проце с соре). С канирование изображений и их обрабо т ка в среде графического редактора. Основные термины по разделу: Векторная графическая информация . Видеоадаптер . Видеопамять . Графические координаты . Гр а фические п римитивы . Графический редактор (ГР) . Иллюстративная графика . Деловая графика . Код пикселя . Компьютерная анимация . Компьютерная графика . Конструкторская графика . Научная графика . Области применения компьютерной графики . Пиксель . Растр (графич е ская сетка) . Режимы работы графического редактора растрового типа . Среда графического редактора ра с трового типа . Устройства ввода графической информации . Устройства вывода графической и н формации . Цветовая палитра RGB . 5. Технология мультимедиа – 5 час. Что такое мультим едиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презент а ции. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презе нтации и видеороликов , содержащей графические изобр а жения, анимацию, звук, текст. Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презент а ции. Д е монстрация презентации с использованием мультимедийного проектора. В ходе освоения работы с программным пакетом создания презентаций учащиеся выполн я ют творческую проектную работу по одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моѐ хобби». Ос новные термины по разделу: Аналоговая форма представления звука. Аналого - цифро вое преобразова ние (АЦП). Данные. Динам и ки (колонки или наушники). Звуковая карта (аудиоадаптер). Интерактивная презентация. Компь ю терная презентация. Микрофон. Мультимедиа. Непр ерывно выполняющаяся презентация. Презентация со сценарием. Разрядность дискретизации. Цифро - аналоговое преобразова ние (ЦАП). Цифровая (дискретная) форма представления зв у ка. Частота дискредитации. 10 9 класс (68 час. , в том числе резерв – 4 ч. ) 1. Передача инф ормации в компьютерных сетях – 10 час. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройс т ва. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файл о вые архивы и пр. Инт ернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивиров а ние и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с поч товой программой, с браузером WWW , с поисковыми пр о граммами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Инте р нета (фай лов, документов). Создание простой Web - страницы с помощью текстового процессора. Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете. Основные термины по разделу: Web - браузер . Web - сайт . Web - сервер . Web - страница . WorldWideWeb ( WWW ) . Аналоговая связь . Г и пермедиа . Глобальная компьютерная сеть . Доменное имя почтового сервера . Домены . Интернет . Каналы передачи данных . Клиент - программа . Компьюте р ная сеть . Локальная сеть . Локальная сеть одноранговая . Локальная сеть с выделенным узлом . Модем . Поисковая си с тема . Почтовый ящик . Протоколы, работы сети . Сервер локальной сети . Сервер - программа . Телекоммуника ц ия . Телеко н ференция . Технология «клиент - сервер» . Узлы компьютерной сети . Файловые архивы . Хост - к омпь ю тер . Цифровая связь . Шлюз . Шум . Электрон ная почта . Электронное письмо . Электронный адрес . 2. Информационное моделирование – 5 час. Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойс т ва моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного мод е лирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информац и онных моделей Основные термины по разделу: Виды информацион ных моделей . Выч ислительный эксперимент . Информацион ная модель . Имитационная модель . Компьютерная математическая м о дель . Материальная (натурная) модель . Модель . Объект моделирования . Система . Структура системы . Формализация . Численные м е тоды . 3. Хранение и обработка информа ции в базах данных – 12 час. Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и реда к тирование БД. Проектирование и создание однотабли чной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортиро в ка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формиро вание запросов на поиск с простыми и составными усл о виями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы да н ных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в И н тернете). Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека». Основные термины по разделу: 11 База данных (БД) . БД документальная . БД распределенная . БД реляционная . БД факт о графическая . БД централизованная . Дизъ юнкция (ИЛИ) . Запись . Запрос на выборку . Информационная сист е ма . Ключ сортировки . Конъюнкция (И) . Логические операции (основные) . Логическое выражение . Операции отношения (сравнения) . Основные типы полей . Открытие базы данных . Отрицание (НЕ) . Пе р вичный клю ч . Поле записи . Простое логическое выражение . Реляционная СУБД . Система управления базами данных (СУБД) . Сложные логиче ские выражения . Создание базы данных . Сортировка базы да н ных . Старшинство логических операций . Тип поля . Условие выбора . Формат поля . 4. Т абличные вычисления на компьютере – 10 час. Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьют е ра. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолю тная. Встроенные функции. Методы работы с электронными табл и цами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной т аблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; реш е ние задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, с ортировка строк). Использование встроенных гр а фических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной табл и цы. Основные термины по разделу: Абсолютная адресация . Вещественный тип . Внутреннее представление чисел . Деловая графика в электронных таблицах . Диапазон (блок, фрагмент) электронной таблицы . Диапазон зн а чений . Имя (адрес) ячейки ЭТ . Логические функции (И, ИЛИ, НЕ) в электронных таблицах . Операции манипулирования диапазонами э лектронной таблицы . Переполнение . Погрешн ость вычислений . Представление вещественных чисел . Принцип относител ь ной адресации . Режимы отображения в электронных таблицах . Содержимое ячейки электронной таблицы . Табличный процессор (ТП) . Текст в электро н ных таблицах . Условная функция в электронных таб лицах . Формула в электронных таблицах . Функции обработки диапазона . Целый тип . Электронная таблица (ЭТ) . Ячейка электронной та б лицы . 5. Управление и алгоритмы – 1 0 час. Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполн итель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнит е ля, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок - схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспом огательные алгоритмы. Логические значения, операции, выражения. Метод пошаговой дет а лизации. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы . Восприятие, запоминание и преобра зование сигналов живыми организмами. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление лине й ных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогате льных алгоритмов (проц е дур, подпрограмм). Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления испо л нителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «м е андр») Основные термины по разделу: Алго ритм (определ е ние) . Алгоритм управления . Алгоритмический язык (АЯ) (учебный) . Блок - схема . Вспомогатель ный алгоритм . ГРИС . Дискретность алгоритма . Зацикливание . Исполнитель алг о ритма управления . Кибернетика . Команда ветвления (развилка) . Команда цикла (повт орение) . Конечность (или результативность) алгоритма . Модель управления в киберн е тике . Обратная 12 связь . Подпрограмма (процедура) . Понятность алгоритма . Последовательная (поша говая) детализация а лгоритма . Программа . Программное управление . Прямая и обратная связь . Система команд исполнителя ( СКИ) . Среда исполнителя . Структура алгоритма управления . Точность алг о ритма . Управление . 6. Программное управление работой компьютера – 1 2 час. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, вв од и вывод да н ных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: пр и сваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированн ый тип данных – массив. Способы описания и обработки ма с сивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, а л горитмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой програ ммирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; програ м мирование обработки массивов. Основные термины по разделу: Алгоритм Евклида . Ввод данных . Величина . Выв од данных . Датчик случайных чисел . Команда пр и сваивания . Константа . Массив . Оператор . Паскаль . Переменная . Прикладные программисты . Пр о граммирование . Система программирования . Системные программисты . Свойства присваивания . Случайные числа . Сценарий работы, программы . Счетчик . Тест . Тестирование . Тип величины . Этапы решения задачи путем программиров а ния . Язык программирова ния . 7. Информационные технологии и общество - 5 час. Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Поняти е информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Личная информация . Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информац и онной сфере. Основные термины по разделу: Автоматиз ированные системы управления (АСУ) . Ада Лавлейс . Азбука Морзе . Аналитическая маш и на Бэббиджа . Арабские числа . Библиотеки стандартных программ . Второе поколение ЭВМ . Геоинформационные системы ( Г ИС) . Защита от информацио н ных преступлений . Защищенная система . ИКТ в образовании . Информационная безопасность . Информационная техн о логия . Информационное общество . Информационные преступления . Информационные ресурсы . Кластерные системы . Маш и на Паскаля . Национальные информационные ресурсы . Непозиционная сист е ма счислен ия . Основание позиционной системы счисления . Первая в мире ЭВМ . Первое поколение ЭВМ . Персональный компьютер (ПК) . Печатный станок . Позиционная система счисления . Прикладное программное о беспеч е ние . Система счисления . Системное п рограммное обеспечение . Сис темы автоматизированного пр о ектирования (САПР) . Системы программирова ния . Системы счи с ления, используемые для предста в ления компьютерной информации . Телефон . Транслятор . Третье поколение ЭВМ . Фонограф . Четвертое поколение ЭВМ . Электрический тел е граф . Элект ронный офис . 13 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности № Предметное содержание Основные виды учебной деятельности 8 класс 1 Человек и информация . Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержа ние курса информ а тики в 8 – 9 классах. Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные пр о цессы . Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Измерение информации. Единицы измерения информации. Информационн ые процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информ ации. Практика на компьютере : освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; осно в ные приемы редактирования. Учащиеся должны знать:  связь между информацией и знаниями человека;  что такое информационные процессы;  какие существуют носители информ ации;  функции языка как способа представления информации;  что такое естес т венные и формальные языки;  как определяется единица измерения информации – бит (алфавитный подход);  что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Учащиеся должны уметь:  приводит ь примеры информации и информационных процессов из области человеческой де я тельности, живой природы и техники;  определять в конкретном процессе передачи информации источник, пр и емник, канал;  приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;  измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфав и та);  пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);  Переводить числа из одной системы счисления в другие;  пользоваться клавиатуро й компьютера для символьного ввода данных. 2 Первое знакомство с компьютером Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация инфо р м ации на внешних носителях, файлы. Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопа с ности и эргономики при работе за компьютером. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Ви ды программного обеспечения (ПО). Учащиеся должны знать:  правила техники безопасности и при работе на компьютере;  состав основных устройств компьютера, их назначение и и нформационное взаимоде й ствие;  основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, ус т ройств ввода и вывода информации);  структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;  типы и свойства устройств вне шней памяти;  типы и назначение устройств ввода/вывода;  сущность программного управления 14 Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно - ориентированный пользов а тельский интерфейс. Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонально го компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым м енеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; испол ь зование архиватора и антивирусных программ. работой компьютера;  принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), фа й ловая структура;  назначение программного обеспечения и его состав. Учащиеся должны уметь:  включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;  ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окн а ми;  инициализировать выполнение программ из программных файлов;  просматривать на экране каталог диска;  выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удал е ние, переименование, поиск;  использовать антивирусные программы , архиваторы . 3 Текстовая информация и компьютер . Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати те к стовых документов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуал ьные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные сл о вари и системы перевода) . Планирование работы над текстом . Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, таб лиц, изображений, диаграмм, формул); знакомство со встроенными шабл о нами и стилями, включение в текст гиперссылок. Учащиеся должны знать:  способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, те к стовые файлы);  назначение те кстовых редакторов (текстовых процессоров);  основные режимы работы текстовых редакторов (ввод - редактирование, печать, орфографический ко н троль, поиск и замена, работа с файлами). Учащиеся должны уметь:  Планировать работу над текстом, набирать и редактиро вать текст в одном из текстовых редакторов;  выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редакт о ром;  сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать. 4 Графическая информация и компьютер . Компьютерная графика: области п рименения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображ е ния. Учащиеся должны знать:  способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цв е та, видеопамяти;  какие существуют области применения 15 Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними. Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом проце с соре) . компьютерной графики;  назначение графических редакторов;  назначение основных к омпонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ласт и ка и пр. Учащиеся должны уметь:  строить несложные изображения с помощью одного из графических р е дакторов;  сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать. 5 Технология мультимедиа . Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презент а ции. Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации и видеороликов , содержащей графические изобр а жения, анимацию, звук, текст. Запись звука в компьютерную память; запись изображения с использование м цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презент а ции. Д е монстрация презентации с использованием мультимедийного проектора. В ходе освоения работы с программным пакетом создания презентаций учащиеся выполн я ют творческую проектную работу по одной из тем: «Моя семья», «Мой класс», «Мои друзья», «Моѐ хобби». Учащиеся должны знать:  что такое мультимедиа;  принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьют е ра;  основные типы сценариев, исп ользуемых в компьютерных презентациях. Учащиеся должны уметь:  создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. 9 класс 1 Передача информации в компьютерных сетях . Компьютерные сети: виды, структ ура, принципы функционирования, технические устройс т ва. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивиров а ние и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в Учащиеся должны знать:  что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сет я ми;  назначение основных технических и программных средств функцио нирования сетей: каналов св я зи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;  назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, фа й ловых архивов и др;  что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирн ая 16 режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW , с поисковыми пр о граммами. Работа с а рхиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Инте р нета (файлов, документов). Создание простой Web - страницы с помощью текстового пр оцессора. Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете. паутина — WWW . Учащиеся должны уметь:  осуществлять обмен информацией с файл - сервером локальной сети или с рабочими станциями одн о ранговой сети  осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент - программы;  осуществлять просмотр We b - страниц с помощью браузера;  работать с одной из программ - архиваторов. 2 Информационное моделирование . Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойс т ва моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математически е, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного мод е лирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информац и онных моделей Учащиеся должны знать:  что такое модель , гр афы ; в чем разница между натурной и информационной м о делями;  какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, ве р бальные, математические). Учащиеся должны уметь:  приводить примеры натурных и информационных моделей;  орие нтироваться в таблично организованной информации;  описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев. 3 Хранение и обработка информации в базах данных . Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и реда к тирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сорт иро в ка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; соз дание однотабличной базы да н ных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, Учащиеся д олжны знать:  что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная сист е ма;  что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы п о лей;  структуру команд поиска и сортировки информации в базах дан ных;  что такое логическая величина, логическое выражение;  что такое логические операции, как они выполняются. Учащиеся должны уметь:  открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;  организовывать поиск информ а ции в БД;  редактировать содержим ое полей БД ,  сортировать записи в БД по ключу , добавлять и удалять записи в БД;  создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД . 17 картой города в И н тернете). Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека». 4 Табличные вычисления на компьютере . Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьют е ра. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными табл и цами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц . Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных гр а фических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной табл и цы. Учащиеся должны знать:  что такое электронная таблица и табличный процессор;  основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;  какие типы данных заносятся в электронную т аблицу; как табличный процессор работает с фо р мулами;  основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в эле к тронную таблицу;  графические возможности табличного процессора. Учащиеся должны уметь:  открывать готовую элект ронную таблицу в одном из табличных проце с соров;  редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной та б лице;  выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копир о вание, удаление, вставку, сортировк у;  получать диаграммы с помощью графических средств табличного проце с сора;  создавать электронную таблицу для несложных расчетов. 5 Управление и алгоритмы . Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алг оритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнит е ля, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок - схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательны е алгоритмы. Логические значения, операции, выражения. Метод пошаговой дет а лизации. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы . Учащиеся должны знать:  что такое кибернет ика; предмет и задачи этой науки;  сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обра т ной связи в этой схеме;  что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах упра в ления;  в чем состоят основные свойства а лгоритма;  способы записи алгоритмов: блок - схемы, учебный алгоритмический язык;  основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгори т мов;  назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: мето д последовательной детализации и сборочный (библи о течный) метод. 18 Восприятие, запоминание и преобразование с игналов живыми организмами. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алг оритмов (проц е дур, подпрограмм). Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «м е андр») Учащиеся должны уметь:  при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;  пользоваться языком блок - схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмич еском языке;  выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;  составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных и с полнителей;  выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алг о ритмы. 6 Програ ммное управление работой компьютера . Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод да н ных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление дан ных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки ма с сивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, фо рмализация, а л горитмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических прог рамм; програ м мирование обработки массивов. Учащиеся должны знать:  основные виды и типы величин;  назначение языков программирования и систем программирования; что такое трансляция;  правила оформления программы и представления данных и операторов на Паска ле;  последовательность выполнения программы в системе программирования. Учащиеся должны уметь:  работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уро в ня;  составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;  составл ять несложные программы обработки одномерных массивов;  отлаживать и исполнять программы в системе программирования. 7 Информационные технологии и общество . Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информацио нных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Личная информация . Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информац и онной сфере. Учащиеся должны знать:  основные этапы развития с редств работы с информацией в истории человеческого общес т ва;  историю способов записи чисел (систем счисления);  основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обесп е чения (средств информационных технологий) ;  в чем состоит проблема инф ормационной безопасности. 19 Учащиеся должны уметь:  регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. 20 7. Описание учебно – методического и материально – техничес кого обеспечения образовательного процесса . Перечень учебно - методического обеспечения I . Учебно - методический комплект 8 класс 1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 2. Задачник - практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Баз о вых Знаний, 2001. 3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в по д держку курса «Информатика и ИКТ. 8 - 9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar 9 класс 1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ . Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 2. Задачник - практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Баз о вых Знаний, 2001. 3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в по д держку курса «Информатика и ИКТ. 8 - 9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar II . Литература для учителя 1. При мерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2 - 11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория зн а ний, 2009. 2. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преп одавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория зн а ний, 200 6 . 3 . Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборат о рия Базовых Знаний, 2001. 4 . Семакин И.Г., Залогова Л.А. , Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в по д держку курса «Информатика и ИКТ. 8 - 9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.r ar 5. Информатика.9 - 11 клас с : тесты (базовый уровень)/авт. - сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008. 6. Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. III . Интернет - ресурсы по информатике и ИКТ Официа льные документы, КИМы √ Министерство образования и науки Российской Федерации - http://mon.gov.ru . √ Федеральный институт педагогических измерений - http://www.fipi.ru . √ Сайт Констант ина Полякова. Методические материалы и программное обеспеч ение для школьников и учителей - http://www.kpolyakov.narod.ru В помощь учителю √ Газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября" - http://inf.1september.ru √ Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников - http://www.phis.org.ru/informatika/ √ Информатика и информационные тех нологии в образовании - http://www.rusedu.info √ Дидактические материалы по информатике и математике - http://comp - science.narod.ru √ Kлякс@.net: Информатика в школе. Ко мпьютер на уроках http://www.klyaksa.net √ Методические и дидактические материалы к урокам информатики - http://ekochelaeva.narod.ru 21 √ Учебные материалы по информатике Ви ртуальный компьютерный музей - http://www.computer - museum.ru √ Энциклопедия персонального компьютера - http://mega.km.ru/pc/ √ Учебные материалы по алгоритмизации и прогр аммированию Алгоритмы, методы, исходники - http://algolist.manual.ru √ Библиотека алгоритмов - http://alglib.sources.ru √ Первые шаги: уроки программирования - http://www.firststeps.ru √ Изучаем алгоритмизацию - http://inform - school.narod.ru √ Математика и программирование - http://ww w.mat hprog.narod.ru √ Некоторые математические алгоритмы - http://algorithm.narod.ru √ Онлайн - тестирование и сертификация по информационным технологиям - http://test.speciali st.ru √ Онлайн - тестирование по информационным технологиям - http://tests.academy.ru √ Тесты по информатике и информационным технологиям - http://www.junior.ru/wwwexam/ √ Уральские олимпиады по программированию и математике - http://contest.ur.ru √ Олимпиады и контрольно - измерительные материалы по информатике и ИТ Олимпиадная информатика - http ://www.olympiads.ru √ Олимпиада по кибернетике для школьников - http://cyber - net.spb.ru √ Российская интернет - школа информатики и программирования - http://ips.ifmo.ru √ сайт « Вместе с детьми» решение задач - http://avnsite.narod.ru/ivt.htm √ задачи по информатике - http://www.problems.ru/inf/ √ олимпиадные задачи по информатике с решен иями - http://olimp - zadachi.narod.ru/ √ полный обучающий курс Паскаль - http://biblioteka.net.ru/data/pascal/pas1/ √ Паскаль – школьникам - http://pascal - md.narod.ru/ √ программирование на Паскале - http://chemisk.narod.ru/ √ изучение программирования на Паскале - http:// pascalstudy.narod.ru/ √ полный курс обучению программированию на языке Паскаль - http://www.pascaler.ru/ √тесты по информатике - http://markx.narod.ru/inf/ √ тесты, учебн ики, задачник, мультимедиа по информатике - http://marklv.narod.ru/edu/ IV . Характеристика учебного кабинета. Помещение кабинета информатики и ИКТ удовлетворя ет всем требованиям действующих Санитарно - эпидемио логи ческих правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178 - 02). Помещение оснащено типовым оборудованием, в том числе т ехническими средствами обучения и специализированной учебной мебелью. Основным оборудованием учебного кабинета является компьютерное оборудовани е, которое представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров (ноутбуков) . Компьютерное оборудование использ ует операционн ую систем у семейств Windows . Все компьютеры объединены в единую сеть с выходом в Интернет. Для управления доступом к ресурсам Интернет и оптимизации трафика использ уются спец и альные программные средства. Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики и информацио н ных технологий, лицензированы. Оснащение кабинета № 26 предпола гать его широкое использование не только для проведения уроков информатики, но и при преподавании других предметов. Учебный кабинет обеспечива ет возможность проведения уроков и индивидуально - групповых занятий по различным предметам , подготовке к внеклассны м мероприятиям, итоговой аттестации и т.д . № Наименования объектов и средств материально - технического обеспечения Необходимое количество 1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (К НИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦ ИЯ) 1.1 Стандарт основного общего о б разования по информатике 1 1.2 Приме рная программа основного общего образования по и н форматике 1 1.3 Авторские рабочие программы по информатике 1 1.4 Методические пособия для учителя (рекомендации к провед е нию уроков) имеются (+ УМК 22 других авторов) 1.5 Учебник по информатике для основной школы (8, 9) по 1 учебнику имеется в кабинете + у всех обучающихся выданы из библиотеки (+ УМК других авторов) 1.6 Научная, научно - популярная литература, периодические издания (необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ) Имеется + в библиотеке 1.7 Справочные пособия (энцикл о педии и т.п.) в библиотеке 1.8 Дидактические материалы по всем курсам (сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно - измерительные м а териалы по отдельным темам и курсам) имеются 2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ Плакаты 2.1 Организация рабочего места и техника безопасности 1 2.2 Архитектура компьютера 1 2.3 Архитектура компьютерных сетей 1 2.4 Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (техническ ие средства и информационные р е сурсы) 1 2.5 Раскладка клавиатуры, и с пользуемая при клавиатурном письме 1 2.6 История информатики 1 Схемы 2.7 Графический пользовател ь ский интерфейс 1 2.8 Информация, арифметика и н формационных процессов 1 2.9 Виды инфо рмационных ресу р сов 1 2.10 Виды информационных пр о цессов 1 2.11 Представление информации (дискретизация) 1 2.12 Моделирование, формализ а ция, алгоритмизация 1 2.13 Основные этапы разработки программ 1 2.14 Системы счисления 1 2.15 Логические операции 1 2.16 Блок - схемы 1 2.17 Алгоритмические конструкции 1 2.18 Структуры баз данных 1 2.18 Структуры веб - ресурсов 1 2.19 Таблица Программа информ а тизации школы 1 3. ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕД СТВА Программные средства все программные средства ли цензированы для использования на всех рабочих мест ах 3.1 Операционная система 3.2 Файловый менеджер (в сост а ве операционной системы или др.). 3.3 Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). 3.4 Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьюте р ных сетей. 3.5 Программная оболочка для организации единого информационного пространства школы, включая возможность размещения работ учащихся и работу с цифровыми ресурс а ми 3.6 Антивирусная программа имеется 3.7 Программа - архиватор имеется 3.8 Система оптического расп о знавания текста для русского, национального и изучаемых иностранных языков имеется 3.9 Программа для записи CD и DVD дисков имеется 23 3.10 Комплект общеупотребимых программ, включающий: текстовы й редактор, программу разработки презентаций, эле к тронные таблицы. имеется 3.11 Звуковой редактор. имеется 3.12 Программа для организации аудиоархивов имеется 3.13 Редакторы векторной и ра с тровой графики. имеются 3.14 Программа для просмотра статически х изображений. имеется 3.15 Мультимедиа проигрыватель (в составе операционных систем) имеется 3.16 Программа для проведения видеомонтажа и сжатия в и деофайлов имеется 3.17 Редактор Web - страниц. имеется 3.18 Браузер (в составе операционных систем или др угой) имеется 3.19 Система управления базами данных, обеспечивающая н е обходимые требования имеется 3.20 Геоинформационная система, позволяющая реализовать требования стандарта по предметам, использующим картографический материал. имеется 3.21 Система ав томатизированного проектирования. в базовой школе 3.22 Виртуальные компьютерные лаборатории по основным разделам курсов математики и естественных наук. в базовой школе 3.23 Интегрированные творческие среды. имеется 3.24 Программа - переводчик, многоязычны й электронный сл о варь. имеется 3.25 Система программирования имеется 3.26 Клавиатурный тренажер имеется 3.27 Программное обеспечение для работы цифровой измерительной лаборатории, статистической обработки и визу а лизации данных в базовой школе 3.28 Прог раммное обеспечение для работы цифровой лаборатории конструирования и роб о тотехники в базовой школе 3.29 Программное обеспечение для работы цифрового микроскопа в базовой школе 3.30 Коллекции цифровых образовательных ресурсов по ра з личным учебным предмет ам имеется 4. ЭКРАННО - ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ 4.1 Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов имеются 5. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА И КТ) имеется 5.1 Экран (на штативе или н а стенный) 1 5.2 Мультимедиа проектор 1 5.3 Персональный к омпьютер – рабочее место учителя 1 5.4 Персональный компьютер – рабочее место ученика 4 ПК + 2 ноутбука 5.5 Принтер лазерный 1 5.6 Принтер цветной 1 5.7 Источник бесперебойного п и тания 3 5.8 Комплект сетевого оборудов а ния имеется 5.9 Комплект оборуд ования для подключения к сети Интернет имеется 5.10 Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назн а чения) в базовой школе 5. 11 Копировальный аппарат имеется 5.12 Ламинатор 1 5.13 Интерактивная доска 1 Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации 5.12 Устройства создания графической информации (графич е ский планшет) в базовой школе 5.13 Сканер 1 5.14 Цифр овой фотоаппарат 1 5.15 Устройство для чтения и н формации с карты памяти встроенный 24 (картридер) 5.16 Цифровая видеокамера имеется 5.17 Web - камера ноутбуки 5.18 Устройства ввода/вывода звуковой информации – микр о фон, наушники (в комплекте к каждому рабоч ему месту) 7 5.19 Устройства для создания музыкальной информации (муз ы кальные клавиатуры) в базовой школе 5.20 Внешний накопитель инфо р мации флешки Расходные материалы Количество расходных материалов полностью обе с печивает потребности учебного процесса 5.21 Бумага 5.22 Картриджи для лазерного принтера 5.23 Картриджи для струйного цветного принтера 5.24 Картриджи для копировальн о го аппарата 5.25 Диск для записи ( CD - R или CD - RW ) 5.26 Спирт для протирки оборуд о вания 6. МОДЕЛИ 6.1 Устройство п ерсонального компьютера Модели представлены в ци ф ровом формате для демонстрации на компьютере 6.2 Преобразование информации в компьютере 6.3 Информационные сети и п е редача информации 6.4 Модели основных устройств ИКТ 7. МЕБЕЛЬ 7.1 Компьютерный сто л 7 7.2 Компьютерный стул 8 7.3 Школьная парта 6 7.4. Стул 12 7.5 Стол учителя 1 7.6 Тумбочка для хранения компакт - дисков, оборудования и тд. 6 7.7 Аудиторная доска для письма фломастером с магнитной п о верхностью 1 7.8 Шкаф для литературы 1 7.9 До ска для информации 1 8 ДРУГОЕ 8.1 Аптечка 1 8.2 Огнетушитель 1 25 8. Календарно - тематическое поурочное планирование 8 класс № Раздел, тема Форма проведения Форма контроля дата примечания план факт Человек и информ а ция (6 ч.) 1 Роль информации в жизни людей. Техника безопасности. УОНМ ФО 2 Информация и знани я. Восприятие и представление и н формации УОНМ У О 3 Информационные процессы КУ ПР 4 Измерение информации КУ ПР 5 Подготовка к итоговому тестированию. Выполнение практического зад а ния №1 УОСЗ ПР 6 Итоговое тестирование по разделу «Человек и и нфо р мация» УПЗУ КР Первое знакомство с комп ь ютером (7 ч.) 7 Назначение и устройство компьютера. Компьютерная п а мять УОНМ У О 8 Устройство ПК и его основные характеристики. Выполнение практического з а дания № 2 КУ ПР 9 Программное обеспечение компьютера. Системное ПО УОНМ У О 10 Файлы и файловые структ у ры КУ ИЗ 11 Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического зад а ния № 3 КУ ПР 12 Пользовательский интерфейс. Подготовка к итоговому те с тированию. УОСЗ УО 13 Итоговое тестирование по разделу «Первое знакомство с ко м пьютером» УПЗУ КР Текстовая информация и компьютер (10 ч.) 14 Тексты в компьютерной пам я ти УОНМ УО , СР 15 Текстовые редакторы и те к стовые процессоры УОНМ УО 16 Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического з а дания № 4 УПЗУ ПР 17 Работа со шрифтами, приѐмы форматирования текста. Выполнение УПКЗУ ПР Тип урока Форма контроля УОНМ Урок ознакомления с новым материалом СР Самостоятельная работа УЗИ Урок закрепления изучен ного УО Устный опрос УПЗУ Урок применения знаний и умений ФО Фронтальный опрос УОСЗ Урок обобщения и систематизации знаний ПР Практическая работа УПКЗУ Урок проверки и коррекции знаний и умений ИЗ Индивидуальное задание КУ Комбинированный урок КР Контр ольная работа УКЗ Урок коррекции знаний 2 6 практического зад а ния № 5 18 Буфера обмена. Режим поиска и замены. Выполнение практического зад а ния № 6 УПКЗУ ПР 19 Работа с таблицами. Выполнение практического зад а ния № 7 УПКЗУ ПР 20 Дополнительные возможности те к стового процессора УПКЗУ ПР 21 Выполнение итогового пра к тического задания № 8 УПЗУ ПР 22 Системы перевода и распознавания те кста. Подготовка к итоговому те с тированию. КУ ПР 23 Итоговое тестирование по разделу «Текстовая инфо р мация и компьютер» УПКЗУ КР Графическая информация и компьютер (5 ч.) 24 Компьютерная графика и о б ласти еѐ применения. УОНМ УО 25 Техничес кие средства компьютерной гр а фики КУ ПР 26 Кодирование изображения УОНМ СР 27 Векторная графика. Работа с векторным графическим р е дактором КУ ПР 28 Растровая графика. Работа с растровым графическим р е дактором КУ ПР Технология мультимедиа ( 5 ч.) 29 Понятие мультимедиа. Ко м пьютерные презентации УОНМ УО 30 Представление звука в памяти ПК. Технические средства мульт и медиа УОНМ УО 31 Создание презентации . КУ ПР 32 Создание видеоролика. КУ ПР 33 Итоговое тестирование по разде лам «Графическая информация и компьютер. Технология мул ь тимедиа» УПКЗУ КР 34 Резерв учебного времени 27 9 класс № Раздел, тема Форма проведения Форма контроля дата примечания план факт Передача информации в компьютерных с е т ях (10 ч.) 1 Техника безопасности. Ко м пьютерные сети УОНМ УО 2 Аппаратное и программное обеспечение с е ти КУ СР 3 Работа в локальной сети компьютерного класса в р е жиме обмена файлами УПЗУ ПР 4 Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Инте р нете. КУ ПР 5 Электронная почта и другие услуги сетей. КУ ПР 6 Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете. Работа с WWW : использование URL - адреса и гиперссылок, сохранение информации на локал ь ном диске КУ ПР 7 Поиск информаци и в Интернете с использованием поиск о вых систем КУ ПР 8 Создание простейшей Web - страницы с использованием текстового реда к тора УПЗУ ПР 9 Архивные файлы. Итоговая работа по теме «И н тернет» КУ ПР 10 Итоговое тестирование по теме «Передача информа ции в компь ю терных сетях» УПКЗУ КР Информационное моделир о вание (5 ч.) 11 Понятие модели. Графические информационные м о дели УОНМ УО 12 Табличные модели. УОНМ УО 13 Информационное моделиров а ние на компьютере . УОНМ УО 14 Проведение компь ютерных экспериментов с математической и имитационной м о делью КУ ПР 15 Итоговое тестирование по теме «Информационное моделир о вание». УПКЗУ КР Хранение и обработка информации в базах данны х (12 ч.) 16 Базы данных. Н а значение СУБД УОНМ УО 17 Работа с готовой базой данных КУ ПР 18 Создание и заполнение базы данных УОНМ УО 19 Создание БД на компьютере УПЗУ ПР 20 Условия выбора и простые логические выраж е ния УОНМ УО 21 Формирование простых запросов к готовой базе да н ных УПЗУ ПР 22 Условия выбора и сложные УОНМ УО 28 логические выраж е ния 23 Формирование сложных запросов к готовой базе да н ных УПЗУ ПР 24 Сортировка, удаление и доба в ление записей КУ ПР 25 Использование сортировки, создание запросов на удаление и изм е нение УПЗУ ПР 26 Итоговая работа по базам да н ных УПЗУ ПР 27 Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах да н ных». УПКЗУ КР Табличные вычисления на компьютере (10 ч.) 28 Двоичная система счисл е ния УОНМ УО, СР 29 Представлен ие чисел в памяти ко м пьютера УОНМ УО 30 Электронные таблицы. Правила з а полнения таблиц КУ ПР 31 Работа с готовой электро н ной таблицей УПЗУ ПР 32 Понятие диапазона. Относительная адр е сация УОНМ УО 33 Использование встроенных математических и статистич е ских функций КУ ПР 34 Деловая графика. Условная функция. КУ ПР 35 Логические функции и абс о лютные адреса КУ ПР 36 Электронные таблицы и мат е матическое моделирование. Имитационные модели УОНМ УО 37 Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на комп ь ютере». УПКЗУ КР Управление и алгоритмы (10 ч.) 38 Управление и кибернетика. Управление с обратной св я зью УОНМ УО 39 Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель а л горитмов КУ УО 40 Работа с учебным исполнителем алгори тмов: построение линейных алг о ритмов КУ ПР 41 Вспомогательные алгори т мы и подпрограммы КУ ПР 42 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгори т мов КУ ПР 43 Циклические алгоритмы . Работа с циклами КУ ПР 44 Вет вления и последовательная детал и зация алгоритма КУ ПР 45 Использование метода последовательной детализации для постро е ния алгоритма КУ ПР 46 Зачѐтное задание по алгори т мизации УПКЗУ ПР 29 47 Тест по теме «Управление и алг о ритмы» УПКЗУ КР Прогр аммное управление р а ботой компьютера (12 ч.) 48 Алгоритмы работы с велич и нами. УОНМ УО 49 Знакомство с языком Паскаль. Линейные вычислител ь ные алгоритмы УОНМ УО 50 Разработка линейных алгори т мов КУ ПР 51 Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование вет в лений УОНМ УО 52 Разработка программы на языке Паскаль с использованием простых вет в лений КУ ПР 53 Логические операции на Паскале. Программирование ди а лога с компьютером УОНМ УО 54 Разработка программы на языке Паскаль с ис пользованием логических оп е раций КУ ПР 55 Программирование циклов . Разработка программ c использованием цикла с предуслов и ем Алгоритм Евклида . УОНМ УО 56 Одномерные массивы в Паскале . УОНМ УО 57 Разработка программ обработки одномерных масс и во в КУ ПР 58 Поиск чисел в массиве. Разработка программы поиска числа в случайно сформир о ванном массиве КУ ПР 59 Тест по теме «Программное управление работой компь ю тера». УПКЗУ КР Информационные технол о гии и общество (5 ч.) 60 Предыстория ин форматики. История чисел и систем счи с ления УОНМ УО 61 История ЭВМ и ИКТ УОНМ УО 62 - 63 Основы социальной информ а тики УОНМ УО 64 Тест по теме «Информационные технологии и общ е ство» УПКЗУ КР 6 5 - 68 Резерв учебного времени. 30