Педагогический совет Управление развитием личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия на уроке и во внеурочной деятельности


Интерактивный педагогический совет
«Управление развитием личностных качеств учащихся под влиянием личностно ориентированного взаимодействия
на уроке и во внеурочной деятельности»
(приём «Мировое кафе»)
Перед началом педсовета предлагается ответить на вопросы (стадия «Вызова») и завершить педсовет ответами на вопросы анкеты (обратная связь, рефлексия).
Анкета участника педагогического совета
Уважаемые учителя! Просим вас ответить на вопросы анкеты для погружения в тему педсовета, актуализации прежних знаний и рефлексии совместной работы. Спасибо за сотрудничество!
(0-не знаю, 1- сомневаюсь, 2 – знаю)
В начале педсовета В конце педсовета
0 1 2 0 1 2
1. В чём заключается задача школы?
2. Какие цели обучения по ФГОС?
3. Какие знаете виды личностных действий?
4. Какие факторы влияют на развитие личности?
5. Перечислите пути формирования личностных УУД.
6. Перечислите функции управления.
7. Развивающее обучение – это…
8. Характеристика «хорошего» учителя в свете ФГОС
Спасибо за сотрудничество.
Слайд 2.Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. Личность, развивающаяся в таких условиях, подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты общечеловеческих ценностей. Помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов призваны общественные институты: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Однако наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и молодёжь семьи и средств массовой информации. На сегодняшний день определяющим в формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, становления интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации является общее среднее образование.
Изменения, происходящие в политической, экономической и культурной жизни нашей страны требуют внести коррективы в понимание и назначение воспитания в современном образовательном учреждении.
Стандарты «второго поколения» закрепляют обязательные требования к условиям обучения, направленные на создание оптимальной среды для получения качественного образования.
Слайд 3
Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Слайд 4
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Поэтому деятельность образовательного учреждения следует рассматривать не как изолированный, самостоятельный вид деятельности обучающихся, а как компонент любой педагогической деятельности: учебно-познавательной, физкультурно-оздоровительной, технически-творческой, культурной, развлекательно-игровой, - что определяет результативность деятельности как педагога, так и общеобразовательного учреждения в целом.
Слайд 5
Исследования педагогов, психологов, социологов, проводившиеся на протяжении последних лет, свидетельствуют о том, что у школьников не всегда сформированы представления о Добре и Зле, Справедливости, Морали, о патриотических чувствах, об уникальности человеческой жизни. Полученные результаты выявляют противоречие в том, что, с одной стороны, существуют апробированные историческим и духовным развитием общечеловеческие ценности, а с другой стороны, наблюдается искажение значимых морально-нравственных качеств личности подрастающего поколения и усиление негативных тенденций в выборе духовных ориентиров. Школьникам трудно разобраться в истинных ценностях и глубоко осмыслить их содержание без педагогического участия.
Слайд 6
Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует опыт самостоятельных социальных проб, освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности. Усвоенные в детстве стратегии поведения в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во многом определяют его в дальнейшей жизни.
Слайд 7
Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий, поэтому развитие социальной компетентности школьников должно стать одним из важнейших направлений работы школы.
Слайд 8
Раскрыть содержание терминов и сформулировать направления деятельности педагогического персонала школы по данному направлению работы.
4533903810 Приём «Мировое кафе»
 Один человек берет на себя роль «хозяина» стола, а остальные участники играют роль приглашенных гостей.
Для оптимизации процесса обсуждения и фиксации результатов на каждом столе лежат бумажные скатерти и разноцветные маркеры, все идеи запечатлеваются удобным способом - схема, рисунок, тезис. 
Спустя некоторое время «гости» перемещаются за следующий стол, а «хозяин» остается на своем месте и рассказывает вновь пришедшим к нему гостям о сути обсуждаемого вопроса – кратко презентует основные мысли, высказанные до этого. К окончанию второго круга дискуссий все «гости» кафе будут знакомы с предложениями и идеями друг друга, каждый выскажет свое мнение и узнает мнение коллег. После этого, все собираются для общей дискуссии по вопросу. 
Главная идея The World Café – это то, каким образом люди общаются друг с другом, добавляя в свои слова кусочек души и сердца. В этом смысле процесс из обучающего, когда формируется всесторонний взгляд на обсуждаемый вопрос (столы на 5-6 человек, их хозяева, которые проникают всю глубже в суть проблемы, хозяева, которые приглашают в обсуждение - когда человек может перейти от одного столика к другому), превращается в инструмент для создания контекста совместной деятельности.
Правила этикета в «Мировом кафе»:
·Фокусируйтесь на самом важном
· «Не сидите в сторонке» - делитесь своими идеями и размышлениями
· Говорите то, что думаете, и от всего сердца.
·Слушайте, для лучшего понимания.
·Соединяйте идеи в единой целое
·Делайте заметки, творите на «скатертях» – здесь это можно и нужно!
·Получайте удовольствие от процесса!
Раскройте содержание термина
1 группа:  УПРАВЛЕНИЕ2 группа:  РАЗВИТИЕ3 группа:  ЛИЧНОСТЬ4 группа: УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
На столах лежат листы «Затребованной помощи»
Слайды 9,10
Управление развитием личности в образовательном процессе означает создание условий содержательно-познавательного общения, в результате которого совершенствуется интеллектуальная, познавательная, коммуникативная деятельность.
Каковы условия, таков и результат. Чтобы получить интеллектуально, эмоционально и направленно развитую личность, нужно создать ей такие условия.
Слайд 11
Итак, разобравшись в определениях, конкретизируем
Раскройте содержание
1 группа:  ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
2 группа:  ЛИЧНОСТНЫЕ УУД и ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
3 группа:  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ (МОТИВАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНТРОЛЬ)
4 группа: МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
12 слайд
Факторы влияющие на развитие личности

13 слайд
2 группа
Личностные УУД Пути формирования личностных УУД
1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы)
2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем
3. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению Анализ и синтез текста
4. Желание осваивать новые виды
деятельности Разнообразие упражнений (ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов)
5. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе Выполнение проектов, написание сочинений
6.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.
7.Признание для себя общепринятых
морально-этических норм Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий
8.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры;
Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент) Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран
9.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.
10.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин. языках
14 ,15 слайды
3 группа
Мотивация – создание внутреннего побуждения к деятельности. Успешного педагога от неуспешного коллеги отличает способность мотивировать воспитанников и вести их за собой. Педагог должен помнить, что человек не может долго работать на отрицательной мотивации, порождаются отрицательные эмоции.
Планирование – поэтапная организация познавательной деятельности учащихся, включающая в себя подготовительную фазу, фазу взаимодействия и оценки. Планирование – это предвидение. Правильное планирование сохраняет целеполагание, делает его ясным, экономит время, делает эффективной познавательную деятельность
Организация координация или структурирование процесса познавательной деятельности. Организация включает в себя:
1) обучающее поведение;
2) поощрение и обратную связь;
3) уровень квалификации и мотивации;
4) развивающий стиль обучения;
5) конкретность.
Контроль – функция обратной связи. В основе лежит сличение с образцом и определение уровня сформированности той или иной характеристики знаний или умений. Контроль может быть пооперационный, эпизодический, итоговый.
16 ,17,18 слайды
Модель развивающего обучения
Метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика.
Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
Методы обучения:
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковый
1) Лекционный (объяснительно – иллюстративный (ОИ)
2) Коммуникативно – обучающий (репродуктивный (Р)
3) Экспериментально – обучающий (частично - поисковый (ЧП)
4) Конкретная задача – (проблемный (П)
Следующая классификация методов обучения:
Пассивные (ПМО): учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные (АМО): учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов , как более действенных и эффективных. 
Кейс-метод.
Метод проектов 
Проблемный метод
Дебаты 
Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Эвристический метод 
Исследовательский метод 
Метод модульного обучения
Коуч - технология 
Лекционный (объяснительно – иллюстративный (ОИ)
- односторонняя коммуникация (-);
- информация дается только преподавателем (-);
- потребность и желание учиться насаждаются извне (-);
- невысокая активность со стороны обучаемого (-);
- похвала и обратная связь используются для поддержки обучаемого (-).
Таким образом, мы видим очень высокий уровень инструктажа и очень низкий мотивации, учебной деятельности, поощрения и обратной связи.
Коммуникативно – обучающий (репродуктивный (Р)
- двустороннее общение (+);
- включение обучаемого в обучение (+);
- преподаватель показывает, как делать (-);
- обучаемый самостоятельно выполняет работу (+/-);
- поощрение и обратная связь используются для улучшения результатов обучения (+/-).
Таким образом, мы видим средний уровень инструктажа, средний уровень мотивации, учебной деятельности (однообразная/по образцу, поощрения и обратной связи.
Экспериментально - обучающий (частично - поисковый (ЧП)
- открытое общение (+/-);
- широкий обмен информацией (+/-);
- опрос обучаемого (+/-);
- самостоятельная тренировка (+/-);
- контроль со стороны преподавателя (+/-);
- частые поощрения и постоянная обратная связь для поддержки обучаемого (+).
Таким образом, мы видим низкий уровень инструктажа и очень высокий мотивации, учебной деятельности, поощрения и обратной связи.
Конкретная задача – (проблемный (П)
- слабая коммуникация (-);
- отсутствует обмен информацией (-);
- обучаемый показывает, как он это сделал (+/-);
- контроль со стороны преподавателя затруднен (-);
- отсутствуют поощрения, обратная связь для поддержки обучаемого (-).
Таким образом, проблемный метод необходимо применять для решения конкретных задач среди учащихся с высокой мотивацией и высоким уровнем знаний, умений и навыков. Использовать этот метод как всеобщий стиль обучения не надо.
19 слайд
Приемы критического мышлении, дебаты, коуч-технология и другие интерактивные методы – это для некоторых учителей ещё пока сложно.
Давайте посмотрим, обсудим и разработаем рекомендации, как наши привычные пассивные методы можно сделать активными.
20 слайд
А теперь попробуем описать, в каких действиях будет заключаться тот или иной метод. Что вы будете делать для создания условий развития ребенка согласно выбранному методу?
Задание педагогам
1 группа. В каких действиях представления материала обучающимся будет заключаться лекционный (ОИ) метод. Что вы будете делать для создания условий развития ребенка согласно данному методу? Для этого проанализируйте минусы и постарайтесь их нейтрализовать или превратить в плюсы, не отходя от заданного метода.
2 группа. В каких действиях представления материала обучающимся будет заключаться коммуникативно – обучающий (Р) метод. Что вы будете делать для создания условий развития ребенка согласно данному методу? Для этого проанализируйте минусы и постарайтесь их нейтрализовать или полностью превратить в плюсы, не отходя от заданного метода.
3 группа. В каких действиях представления материала обучающимся будет заключаться экспериментально – обучающий (ЧП) метод. Что вы будете делать для создания условий развития ребенка согласно данному методу?
4 группа. Поработайте над характеристикой квалифицированного преподавателя, то есть над вычленением тех качеств, которые позволяют быть «хорошим педагогом».
21 слайд
Лекционный метод (высокий уровень инструктажа).
• проводите занятие медленно, четко, терпеливо и только по одной теме;
• показывайте то, чему вы хотите научить;
• используйте обратную связь, задавайте вопросы, чтобы уточнить, понимают ли обучаемые материал;
• привлекайте демонстрации (таблицы, схемы, картины, алгоритмы, слайды и т. д.);
• используйте моменты актуализации знаний учащихся.
22 слайд
Коммуникативно – обучающий метод (средний уровень инструктажа)
• проводите занятие медленно, четко, терпеливо и только по одной теме;
• показывайте то, чему вы хотите научить;
• используйте обратную связь, задавайте вопросы, чтобы уточнить, понимают ли обучаемые материал;
• привлекайте демонстрации (таблицы, схемы, картины, алгоритмы, слайды и т. д.);
• используйте моменты актуализации знаний учащихся;
• привлекайте обучаемых к участию в демонстрациях;
• вводите на занятии работу в парах (выполнение задания с помощью инструктора).
23 слайд
Экспериментально – обучающий метод (низкий уровень инструктажа)
• рассказывайте и обменивайтесь информацией, когда это нужно;
• позволяйте обучаемому выполнять задание не прерывая его;
• наблюдайте за работой обучаемого;
• корректируйте ошибки обучающегося;
• повторите, если необходимо инструктаж;
• дайте возможность обучаемому выполнять работу до тех пор, пока он не научится делать это правильно. Будьте терпеливы
24 слайд
Характеристика хорошего современного учителя.
• Способность оказывать влияние – умение производить хорошее первое впечатление, привлекать внимание и вызывать уважение.
• Хорошее владение речью – умение эффективно и выразительно излагать материал и ставить задачи перед обучающимися.
• Устойчивость к стрессу – способность нормально - без срывов - выполнять свои обязанности в условиях повышенной нагрузки.
• Способность к соучастию – способность понимать и учитывать чувства других.
• Инициативность – способность активно воздействовать на события для достижения поставленной цели. Проявление инициативы. Умение предпринимать шаги за пределами обязательных действий. Организационная активность.
• Независимость – способность предпринимать действия, в основе которых лежат собственные посылки, а не мнение других.
• Способность планировать и организовывать дело – умение разработать план конкретных действий для достижения поставленной цели.
Приспособляемость – умение эффективно работать в условиях при изменении ситуации и появлении новых задач.
Педагогических технологий сейчас существует очень много, но какую бы вы ни выбирали, вы все равно будете учить посредством либо лекции, либо совместного делания, либо самостоятельного делания. Неважно. Важно, чтобы обучение было развивающим.
То, что касается характеристик хорошего педагога, это было сделано для того, чтобы мы вспомнили, как в нас много хорошего. Значит, и учить мы можем хорошо. Особенно если учесть подсказки, «Как стать хорошим педагогом».
Деятельность педагога станет неэффективной, если он будет ……
Деятельность педагога станет эффективной, если он будет…….
погонять обучаемых;
направлять обучаемых
унижать, оскорблять обучаемых;
внушать им чувство уверенности в себе
все время говорить «Давай делай!» 
говорить «Давай сделаем вместе, ты это можешь, у тебя все получится»
давать однообразную работу делать учебу интересной
полагаться на авторитет и свою должность
опираться на сотрудничество и уважение
все время говорить «Я» будет предпочитать говорить «Мы»
критиковать работу других
начнет относиться требовательнее и критичнее к самому себе
25 слайд
Примеры из опыта работы учителей МБОУ СОШ № 18
Решение педсовета
1. При планировании и проведении занятий учитывать рекомендации, соответствующие развивающим методам обучения. Обратить внимание на мотивацию. Провести с 27 по 31 марта «Неделю Знаний и педагогического мастерства».
2.Шире использовать активные и интерактивные методы работы в учебной и внеурочной деятельности.
3.Продолжить цикл занятий в «ШУМ» по изучению современных педагогических методов работы.