Перспективный план коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ


Утверждаю:
Заведующий МБДОУ «Д/с № 40»
__________Хлыстова Г.В.
Перспективное планирование работы с детьми ОВЗ
(6 -7 лет)
на 2015-2016 учебный год.
Перспективный тематический план занятий по ФЦКМ, развитию речи в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ
на 2015 – 2016 учебный год
(30 недель, 30 занятий по ФЦКМ, 30 - по развитию речи)
Период Тема ФЦКМ Развитие речи
Задачи Задачи
Сентябрь
1 – 2 недели Диагностика
3 неделя Осень. Фрукты. Закреплять знания о фруктах, уметь обобщить
Составление рассказа «Сад»
4 неделя Осень. Овощи Закреплять знания об овощах, уметь обобщить Составление рассказа «Огород»
Октябрь
1 неделя Хлеб (связь с осенью) Расширять знания о хлебе, его изготовлении. Составление рассказа по картине
2 неделя Деревья, лес, ягоды, грибы.
Расширять и уточнять словарь по теме, упражнять детей в словообразовании (образование относительных прилагательных от существительных, согласование числительного, прилагательного с существительным, образование однокоренных слов) Учить составлять рассказ – сравнивать по картинкам и листьям Составление рассказа, сравнение по картинкам.
3 неделя Домашние животные
Систематизировать представления о местах обитания домашних зверей. Расширить и углубить представления о подготовке их к зимовке. Подвести к пониманию детьми роли человека в подготовке домашних животных к зиме. Активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Составлять короткий рассказ о любимом животном по схеме.
4 неделя Дикие животные
Систематизировать представления о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зимовке. Подвести к пониманию детьми роли человека в подготовке домашних животных к зиме. Активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Составлять короткий рассказ о любимом животном по схеме.
Ноябрь
1 неделя Одежда. Головные уборы Уточнить и расширить представления об одежде, головных уборах. Углубить знания о материалах, из которых они сделаны. Составлять коллективный описательный рассказ по плану с опорой на предметные картинки.
2 неделя Обувь Уточнить и расширить представления об обуви. Углубить знания о материалах, из которых они сделаны. Составлять коллективный описательный рассказ по плану с опорой на предметные картинки.
3 неделя Я человек. Части тела. ЗОЖ
Расширять представления о правах и обязанностях ребенка. Укреплять позицию «Я» - человек. Развивать представления о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом. Расширять представления о частях тела, о здоровом образе жизни. Пересказывать рассказ
(« Сила, не право» К.Д. Ушинского) близко к тексту.
4 неделя Моя семья.
Расширять представления детей об истории своей семьи. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Составлять рассказ из личного опыта по плану, вопросам.
Декабрь
1 неделя Зима пришла.
Систематизировать знания о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить с зимними месяцами.
Обогащать и уточнять словарь по теме, упражнять в суффиксальном словообразовании Составлять рассказ по картине
И.И. Шишкина «Зима» по образцу.
Учить составлять рассказ по представлению
2 неделя Городские птицы, перелётные птицы.
Закреплять знания об отличительных признаках птиц (окраска перьев, способ передвижения) Упражнять в образовании существительных в формах именительного и родительного падежей.
3 неделя Зимние забавы Закреплять представления о зимних играх и забавах детей в сравнении с играми в разные времена года, правилах безопасного поведения. Пересказывать небольшой рассказ («Поезд» Я.Тайца)
с опорой на наглядность
( иллюстрацию к произведению). Передавать прямую речь персонажей.
4 неделя Новый год.
Закрепить представления о новогоднем празднике, знания о том, что в году 12месяцев, что год начинается с 1 января. Дать представление об истории празднования Нового года в России и встрече его в разных странах. Составлять совместный рассказ творческого характера («Предновогодние приключения Зайчика») по данному началу.
Январь
2 неделя Каникулы 3 неделя Город, деревня.
Уточнить знания о строительстве зданий. Обогащать и уточнять словарь по теме. Учить сравнивать город и деревню, их различие Составлять рассказ по сюжетной картине «Строим дом» по совместно составленному плану.
Упражнять в суффиксальном словообразовании, согласовании существительных с числительными. Учить составлять рассказ.
4 неделя Транспорт
Систематизировать представления о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, расширить представление о видах транспорта. Сочинять короткий рассказ на заданную тему по совместно составленному плану с опорой на предметные картинки.
Февраль
1 неделя Мебель.
Закреплять знания о названии и назначении мебели, её частей. Учить образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в форме именительного и родительного падежей множественного числа, понимание стороны простых и сложных предлогов, правильное употребление их в речи.
2 неделя Посуда. Кухонная утварь.
Закреплять знания о названиях и назначении предметов (чайная, столовая, кухонная) Учить образовывать относительные прилагательные от существительных, существительные в форме именительного и родительного падежей множественного числа, существительные с уменьшительными суффиксами
3 неделя Продукты питания Углублять знания о продуктах питания Составлять совместный рассказ по картине
4 неделя 23 февраля
Мужские профессии
Закрепить знания о мужских профессиях
Учить составлять рассказ.
Март
1 неделя Весна. Мамин праздник. Женские профессии Расширять представления о празднике; о матери как хранительнице семьи, ее роли в родственных отношениях. Воспитывать действенную любовь к маме. Закрепить знания об женских профессиях Составлять рассказ на тему из личного опыта по предложенному плану.
2 неделя Основные признаки весны. Первоцветы. Растения весной. Закрепить знания о весне (увеличение продолжительности дня, таяние снега). Закрепить название весенних месяцев, признаки весны, растений Составлять рассказ по данному началу.
3 неделя Рыбы.
Сформировать представления о жизни морей и океанов. Расширять знания о рыбах. Составлять простые небылички по данному началу. Работа с картинками.
4 неделя Электроприборы, бытовая техника Расширять представления об электроприборах, бытовой технике Учить составлять рассказ.
Апрель
1 неделя Зоопарк. Животные и их детёныши Расширять представления о животных Севера и Африки)Учить составлять рассказ по картине
2 неделя Школьные принадлежности
Закрепить знания о школьных принадлежностях Презентация «Школьные принадлежности»
3 неделя Мой город, детский сад.
Углубить знания детей о городе, детском саду. Пересказывать литературное произведение близко к тексту по данному началу с опорой на картинки.
4 неделя Инструменты для работы в саду и на огороде, труд людей весной в огороде Углублять знания о труде людей Учить составлять рассказ по картине
Май
1 неделя Насекомые. Расширить представления о жизни насекомых; Составлять рассказ по картине
2 неделя Признаки лета
Комнатные растения Обогащать словарь по теме лето (продолжительность дня, высокое голубое небо, большие пушистые облака, летние дожди, грозы)
Рассмотреть комнатные растения, познакомить с названием растений, пересадке Закреплять называние летних месяцев, уточнять название летних работ в саду.
Работа по картинкам, пересадка растений, учить отвечать правильно на вопросы полным предложением.
2 – 3 недели Диагностика
Перспективный тематический план занятий по сенсорному развитию, формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ на 2015 – 2016 учебный год (30 недель. 60 занятий)
Месяц Тема занятия Задачи
Сентябрь Диагностика (1-2 недели)
Цвет предметов Закреплять знания о цвете, как одном из свойств предмета; различать и называть основные цвета и оттенки; сравнивать предметы по цвету, находить одинаковые по цвету на основе практических действий, составлять группы предметов, одинаковых по цвету; закреплять значение слов «каждый», «все», «остальные», «кроме».
Число 10 Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.
Октябрь
Геометрические фигуры Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), продолжать развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
Совершенствовать умение определять свое местоположение среди окружающих людей, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.
Величина Совершенствовать умение в сравнении 7-9 предметов по величине, раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот).
Закреплять преставления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
Независимость результата счета Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и от расстояния между ними (в пределах 10).
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Порядковый и
количественный счет Закреплять умение правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «сколько?», «который?» (« какой по счету?») (счет в пределах 10).
Закреплять понимание отношений: слева – справа, налево – направо, вверху – внизу, впереди – сзади. Независимость результата счета Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расположения предметов, а также от направления счета (в пределах 10).
Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
Величина по ширине Продолжать учить сравнивать 7-9 предметов по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.
Закреплять представления о последовательности времен года, месяцев осени.
Величина по длине Продолжать учить сравнивать 7-9 предметов по ширине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Упражнять в умении видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Пространственная ориентировка Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа; обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому предмету.
Закреплять умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.
Ноябрь
Величина Продолжать учить сравнивать 7- 9 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Цифра
и число (1,2) Познакомить с цифрами 1и 2 и учить обозначать числа цифрами.
Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 части.
Закреплять понимание отношений: слева – справа, налево – направо, вверху – внизу, впереди – сзади.Цифра
и число 3 Познакомить с цифрой 3 и учить и обозначать число цифрой. Закреплять знания об образовании числа 3 из единиц.
Выявлять общие признаки в расположении ряда фигур и продолжать ряд по заданному признаку.
Закреплять умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево
Цифра и число 4 Познакомить с цифрой 4, учить обозначать число цифрой. Закреплять знания об образовании числа 4 из единиц.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы.
Закреплять понимание отношений: слева – справа, налево – направо, вверху – внизу, впереди – сзадиЦифра
и число 5. Познакомить с цифрой 5 и учить обозначать число цифрой. Закреплять знания об образовании числа 5 из единиц.
Закреплять представления о взаимном расположении трех предметов в пространстве (в ряду): слева, справа, между.
Число 5. Закрепить знания об образовании числа 5 из единиц и обозначении цифрой. Закрепить умение устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений до 5. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы.
Состав числа 6 из единиц Учить составлять число 6 из единиц. Познакомить с цифрой 6.
Совершенствовать умение в сравнении 7-9 предметов по величине, раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот).
Закреплять преставления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
Число 6 Закрепить знания об образовании числа 6 из единиц и обозначении цифрой. Закрепить умение устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений до 6.
Закреплять умение различать объемные фигуры на ощупь (шар, куб. цилиндр).
Декабрь
Цифра
и число 7 Познакомить с составом числа 7 из единиц, цифрой 7. Закрепить умение устанавливать последовательность чисел в пределах 7 в прямом и обратном порядке. Уточнить приемы деления круга и квадрата на 4 равные части.
Закреплять представления о взаимном расположении трех предметов в пространстве (в ряду): слева, справа, между.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы.
Цифра
и число 8. Познакомить с составом числа 8 из единиц, цифрой 8. Закрепить умение устанавливать последовательность чисел в пределах 8 в прямом и обратном порядке. Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.
Закреплять умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево
Цифра
и число 9. Познакомить с составом числа 9 из единиц, цифрой 9. Закрепить умение устанавливать последовательность чисел в пределах 9 в прямом и обратном порядке.
Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче.
Цифра
и число 10. Познакомить с составом числа 10 из единиц, цифрой 10. Закреплять представления о последовательности времен года, месяцев зимы.
Развивать умение ориентировать на листе бумаги в клетку.
Число 10 Закрепить знания об образовании числа 10 из единиц и обозначении цифрой. Закрепить умение устанавливать последовательность чисел в прямом и обратном порядке, упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений до 10.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
Состав числа 3 Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; устанавливать место числа в числовом ряду (после, перед, между). Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника овала. Развивать умение ориентировать на листе бумаги в клетку.
Состав числа 4 Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; устанавливать место числа в числовом ряду (после, перед, между).
Развивать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.
Закреплять умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево
Состав числа 5 Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; устанавливать место числа в числовом ряду (после, перед, между). Совершенствовать умение определять свое местоположение среди окружающих людей, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.
Развивать умение ориентировать на листе бумаги в клетку.
Январь
Геометрические фигуры Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, упорядочивать по цвету, форме.
Развивать умение ориентировать на листе бумаги в клетку.
Состав числа 6 Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; устанавливать место числа в числовом ряду (после, перед, между). Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее - легче) путем взвешивания на ладонях.
Диагностика (2-3 недели)
Состав числа 7 Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; устанавливать место числа в числовом ряду (после, перед, между). Упорядочивать геометрические фигуры по размеру.
Совершенствовать умение определять свое местоположение среди окружающих людей, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между, слева, справа.
Состав числа 8 Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; устанавливать место числа в числовом ряду (после, перед, между). Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника овала.
Февраль
Состав числа 8. Закрепить знания об образовании числа 8.
Уточнить представление о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины. Закреплять преставления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
Развивать умение ориентировать на листе бумаги в клетку.
Состав числа 9 Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; устанавливать место числа в числовом ряду (после, перед, между). Закрепить представление о положении предметов в пространстве.
Состав числа 10 Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа; устанавливать место числа в числовом ряду (после, перед, между). Закреплять представления о последовательности времен года, месяцев зимы.
Числа от 1до 10 Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10. Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Арифметическая задача Дать представление об арифметической задаче. Познакомить со структурой задачи.
Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Совершенствовать умение определять свое местоположение среди окружающих людей, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между, слева, справа
Монеты Познакомить с монетами достоинством 1,2, 5, 10 рублей и 5, 10 копеек.
Совершенствовать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.
Арифметическая задача Закреплять представление об арифметической задаче. Познакомить с признаками отличия задачи от рассказа. Закреплять преставления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Время
Познакомить с разными видами часов. Учить устанавливать время на макете часов.
Закреплять представление о последовательности времен года.
Упражнять в правильном использовании слов: сначала, потом, до, после.
Март
Арифметическая задача Учить на наглядной основе составлять и решать арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее).
Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой. Продолжать закреплять умение определять местоположение предметов относительно друг, друга. Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Количество предметов Закреплять понятия о равенстве и неравенстве. Учить уравнивать совокупности предметов. Учить сопровождать действия словами: «прибавил», «убавил», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше». Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Упражнять в правильном использовании слов сначала, потом, до, после.
Состав числа 10 Закрепить знания об образовании числа 10. Учить раскладывать число 10 на 2 меньших числа, а из двух меньших чисел – составлять одно. Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Совершенствовать умение определять свое местоположение среди окружающих людей, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между, слева, справа.
Арифметическая задача Учить составлять и решать арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (- ) и знаком отношения равно (=). Закрепить знания о последовательности месяцев весны.
Равенство и неравенство совокупностей предметов Закреплять понятия о равенстве и неравенстве. Учить уравнивать совокупности предметов. Учить сопровождать действия словами: «прибавил», «убавил», «стало больше», «стало поровну», «стало меньше». Закреплять знания о монетах.
Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Решение арифметических задач Учить сравнивать задачи на нахождение суммы, остатка, называть арифметические действия.
Закреплять умение моделировать геометрические фигуры (из нескольких маленьких квадратов – один большой прямоугольник, из частей круга – круг).
Число 10 Закрепить знания об образовании числа 10. Учить раскладывать число 10 на 2 меньших числа, а из двух меньших чисел – составлять одно.
Упражнять в сравнении нескольких предметов по высоте разными способами. Закрепить понятия «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте»,
« самый высокий», «самый низкий».
Закреплять умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево
Условная мера Учить измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры.
Закрепить представления о настоящем, прошедшем и будущем времени (сегодня, завтра, вчера).
Апрель Решение задач Учить сравнивать задачи на нахождение суммы остатка, называть арифметические действия.
Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Упражнять в правильном использовании слов сначала, потом, до, после.
Сравнение предметов Закрепить представление о свойствах предметов. Закрепить умение сравнивать предметы по цвету, форме, размеру и находить признаки сходства и различия.
Упражнять в составлении композиций из геометрических фигур.
Измерение Познакомить с правилами измерения жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Закрепить понятия «впереди», «сзади», «на», «над», «под».
Счет в пределах 20 Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку
Арифметическая задача Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10.
Развивать умение конструировать геометрическую фигуру по словесному описанию и перечислению характерных свойств.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица.
Состав числа Закреплять умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 5 на наглядной основе).
Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.
Систематизировать представление о том, что происходит в разное время суток.
Число 20. Закреплять навыки количественного счета в пределах 20.
Закрепить представления о настоящем, прошедшем и будущем времени (сегодня, завтра, вчера).
Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку
Числа от 1 до 10 Закреплять умение обозначать числа от 1 до 10 цифрой, называть числа в прямом и обратном порядке (начиная с любого числа), последующее и предыдущее к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Упражнять в умении определять время по часам с точность до 1 часа.
Май Условная мера Закреплять умение измерять длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры.
Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению
Число Закреплять умение получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Закреплять знания о многоугольниках. Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Диагностика (2-3 недели)
Веселый счет Поддерживать интерес к математике через увлекательные задания.
Учитель-дефектолог: _____________ Шевчук Л.В.